Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи.Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи.Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи.Урок по технологии 8 класс. Бюджет семьи.8 класс.

Тема «Бюджет семьи»

Урок - изучение новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам; наглядные - демонстрация мультимедийной презентации; практические - решение задач, игровой - ролевая игра.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютеры

Цели:

  • изучить структуру семейного бюджета; определить возможные статьи доходов и расходов в семье; определить тип бюджета семьи,

  • способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

  • создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся для результативного усвоения следующего материала

Задачи.

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с понятием "бюджет",

  • ознакомить со структурой семейного бюджета,

  • ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета

Развивающая:

  • развивать творческие способности ребят,

  • развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость умения анализировать экономическое состояние семьи.

Воспитательная:

  • развивать умение работать в группе, формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

  • воспитание нравственности, бережливости, рационального отношения к семейному бюджету,

  • формирование социальной активности и самостоятельности.

План - конспект урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Создание положительного настроя. Перед вами смайлики. Выберите себе понравившийся смайлик и прикрепите в тетрадь. А теперь похлопайте соседа по плечу и улыбнитесь.

2. Изучение новой темы. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья - это начало начал. Изучение новой темы начнем с проверки домашнего творческого задания. Демонстрация презентаций учащихся по теме "Моя семья".

Какие проблемы могут быть в семье? Может ли денежный вопрос создать проблему в семье, и как этого избежать? Как удовлетворить свои материальные запросы и запросы членов семьи?

Учащиеся обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока.


Итак, на сегодняшнем уроке мы будем изучать тему "Бюджет семьи". Перед нами стоят цели: ознакомиться с понятием "бюджет", со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета.

Перед вами «Бортовой журнал», который вы будете заполнять в ходе урока. На данном этапе урока вы можете заполнить первую колонку журнала.

Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета.

Для данной стадии урока можно применить прием «Кластер». Посередине доски (чистого листа) пишется ключевое словосочетание «бюджет семьи». Учащиеся записывают все, что вспомнилось по поводу данной темы, вокруг ключевого слова «бюджет семьи» в любом порядке, затем осуществляется систематизация (хаотичные записи объединяются в группы), по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле нашей темы (приложение 3).

Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает "кошелек, сумка". Бюджет семьи - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Слайд 1.

Расход - затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам - бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Слайд.2,3

Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов .

Таблица1. Структура семейного бюджета.

Источник дохода

% от общего дохода

Вид расхода

% от общего расхода

Заработная плата членов семьи

80

Обязательные платежные сборы налоги, оплата квартиры и др.

15

Пенсии, стипендии, пособия

9

Питание

40

Доход от личного подсобного хозяйства (если есть)

7

Непродовольственные товары: (одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода)

30

Другие источники

4

Культурные потребности (кино, театр, музей, концерты)

10

Накопления, сбережения

5

Источниками дохода также могут быть выплаты и льготы из общественных организаций, доходы от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду, от предпринимательской деятельности. Слайд 4,5

Каждая семья должна рационально распределять свой бюджет. Один из ваших родителей (или оба родителя) являются домашним бухгалтером. Скажите, пожалуйста, принимали ли вы участие в распределении семейного бюджета. (Ответы учащихся).

Планирование семейного бюджета дело непростое. Чтобы спланировать сколько и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о доходах и расходах, но и о ценах на товары, которые к сожалению сегодня меняются довольно часто. Большое влияние на доход оказывает инфляция, т. е. выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки семьи.

Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы - это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д. А переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими). Слайд 6,7

В большинстве случаев потребности семьи удовлетворяются с помощью денег.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека.

Физминутка.

Ролевая игра "Семейный бюджет".

Правила игры: Семья должна быть дружной; при принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи, и все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

Разделить учеников на группы. Каждая группа - семья. На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. В своей семье вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Каждая семья или член семьи комментирует свои результаты.

Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе) (Приложение2).

Для данного этапа урока я применила компьютерную прикладную программу Мicrosoft Exsel. Заранее подготовила таблицу, статьи расхода и дохода рассчитываются по введенным формулам, что позволяет ученикам, возможность внести некоторые корректировки.

3.Закрепление нового материала

Вопрос учащимся: " На чем можно экономить при ведении домашнего хозяйства?" (Ответы учащихся)

Обобщить ответы, перечислив возможные резервы экономии в быту: умение шить, вязать, ухаживать за вещами, делать заготовки на зиму, производить мелкий ремонт квартиры, правильно совершать покупки, экономно относится к продуктам, беречь электроэнергию, воду, тепло. Например: сократить расходы электроэнергии можно путем рационального размещения общего и местного освещения.

Следует также помнить, что от загрязненных ламп и плафонов освещенность в квартире снижается на 10 - 15%. А вот утечка горячей воды из одного крана струйкой не толще спички за год приводит к потерям тепла, которого было бы достаточно для отопления одной квартиры в течение двух месяцев. А если не заделаны щели в окнах и дверях, то потребуется тепла в два раза больше.

Решение задачи: из неплотно закрытого крана вытекает тонкой струйкой вода, через минуту заполняется 250 гр. стакан. Подсчитайте, сколько ее уйдет в канализацию за час, сутки, за месяц (15л., 360л.). Сколько это будет в денежном эквиваленте?

4. Рефлексия.

Анализ и самоанализ. Заполнение «Бортового журнала». Самооценка по следующему алгоритму:

Какие были задания?

Удалось выполнить задания без ошибки?

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

Какую поставишь себе отметку?

5. Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?


Приложение 1

«Бортовой журнал»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Думал иначе

Что нового хочу узнать

Мне это пригодится


Приложение 2

Последовательность проведения игры

Объединиться в группы-семьи по 4-5 человек, придумать фамилию, распределить роли, составить характеристику семьи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планирование доходной части бюджета

Статус семьи

Ф.И.О.

возраст

Место работы, учебы

Размер зарплаты

Муж


Жена


Сын


Дочь


Бабушка


Свекор


Дополнительные источники доходов семьи:

  1. Приусадебный участок____________________

  2. Ценные бумаги__________________________

  3. Сдача в аренду___________________________

  4. ______________________________________________

Общая сумма ежемесячного дохода семьи____________________________

Наименование статей расходов

Расход (руб.)

Расход (%)

1

2

3

Питание

Обязательные платежи, налоги, кредит, ссуда

Культурно-бытовые нужды

Промышленные товары (мебель, одежда, обувь, бытовая техника)

Накопления, сбережения


Сумма ежемесячного расхода семьи _______________________

Тип бюджета _______________________





Приложение 3

Бюджет семьи

зарплата

стипендия

доход





© 2010-2022