Открытый урок «Токарные работы по металлу. Режущий инструмент»

"Описание материала: Данный урок разработан мной, с целью закрепления знаний по устройству токарно-винторезного станка. Структура урока была комбинированной, так как в проведении урока я использовал несколько дидактических целей. Для лучшего понимания и подробного изучения темы, мной была разработана презентация. На уроке было также использованно и наглядное пособие,для привлечения внимания учащихся. Большое внимание, я уделил организационной части и плавному переходу к следующему этапу урока, ... В ходе урока я старался направлять учащихся работать, осуществляя взаимоконтроль. По итогу урока учащиеся были оценены. Оценки выставлялись с помощью учащихся, я считаю, это влияет на дальнейшую заинтересованность к урокам технологии. Уникальность данного урока в том, что каждый ученик может собственно ручно выточить какое-либо изделие из металла и обменяться своими впечатлениями со своими сверстниками. Так же были соблюдены современные требования к уроку: 70 % я уделил практической части, и все...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Токарные работы по металлу.

Режущий инструмент.

Цели урока:

  1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного станка ТВ-6

  2. Познакомить с основным режущим инструментом для обработки металла на токарно-винторезном станке.

  3. Обучить приёмам закрепления заготовки в патрон и установке резца в резцедержателе.

  4. Требовать соблюдения правила техники безопасности во время работы на станке.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Наглядность и оборудование.

Плакат «Общее устройство металлорежущих станков», учебник «Технология»-8 класс, карточки, м/проектор, экран.

Класс по механической обработке металла укомплектованный токарно-винторезным станком ТВ-6
Инструменты и материалы: основные резцы , штангенциркуль, пластины под резцы, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:

1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый;
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.

  1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости

  2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

1.3.Назначение дежурных.
1.4. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока (слайд 1).

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).

2. Мотивация.

Беседа на повторение теоретических сведений:
- Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер).
- Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему?
3. Актуализация знаний

- Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки.
II. Проверка домашнего задания.

2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.

2.2. Беседа.

Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ станка.
2. Назвать основные части ТВ станка на экране (слайд 3).
III. Объяснение нового материала.
Постановка учебной проблемы.

Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).

На экране демонстрируем четыре вида резцов.
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 4).
- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды7,14)

Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца».
- тело резца служит для закрепления в резцедержателе;
- головка непосредственно участвует в процессе резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.

-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки);
- передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки);
- угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл;
- угол резания δ (дельта) = α + β.
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».

Токарные резцы различают:
- по направлению подачи - правые, левые;
- по конструкции головки - прямые, отогнутые;
- по способу изготовления - цельные, составные;
- по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
- по виду обработки;
- проходные - для обработки уступов;
- подрезные - для обработки торцов;
- отрезные - для отрезания заготовок;
- резьбовые - для нарезания резьбы.
Демонстрация резцов в работе на слайдах(10-13)

1.Обработка наружной поверхности.
2. Подрезание торца.
3. Протачивание канавок.
4. Отрезание заготовок.
5. Растачивание отверстий.

III. Закрепление нового материала
Учитель распределяет класс на две группы.

1 группа мальчиков
Практическая работа № 1 «Установка резца по центру задней бабки»

Цель работы:
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец - другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.

2 группа мальчиков

Практическая работа № 2 «Отработка навыков управления станком»

Цель работы:
Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца - сигнализируется загоранием лампочки.

Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.

IV. Повторение и обобщение материала.

4.1. Решение заданий карточек-тестов

4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

V. Задание на дом.
- Составьте кроссворд по изученной теме.

VI. Итог урока.

- Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?

- Знания каких предметов понадобились вам на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?

- Уборка рабочих мест.

© 2010-2022