- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по Занимательному труду. 2 класс
Рабочая программа по Занимательному труду. 2 класс
Раздел | Технология |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кадьярова Л.И. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Занимательный ручной труд», раздел «Занимательный ручной труд», второй уровень. Автор А.М. Щербакова (см. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов» под редакцией И. М. Бгажноковой Санкт - Петербург, «Просвещение» 2008г.)
Трудовое обучение является одним из ведущих педагогических средств компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушениями интеллекта.
Целью обучения труду является освоение детьми и подростками практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью, пластилином, конструктором и другими материалами. Обучение организуется с учётом традиций народного быта и художественных промыслов (местных и региональных). На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объёмные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно.
Обучение детей с легкой умственной отсталостью направлено на решение следующих задач:
-
формирование умений выполнять практические задания по занимательному труду в доступной для них форме;
-
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;
-
воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.);
-
воспитание бережного отношения к результатам труда других людей (предметам быта, одежде, игрушкам);
-
воспитание положительных качеств личности ученика;
уважение к людям труда; -
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
-
формирование организационных умений в труде;
-
ориентироваться в задании;
-
предварительно планировать ход работы над изделием;
-
контролировать свою работу;
-
исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития.
На начальных этапах обучения многие учащиеся в силу интеллектуальных и физических особенностей неспособны выполнить даже элементарные трудовые действия и операции самостоятельно. В этом случае работа по обучению трудовым умениям проводится в ходе совместных с педагогом действий. По мере развития представлений детей, приобретения ими практического опыта и овладения трудовыми умениями обучение трудовым действиям проводится по подражанию и показу. В дальнейшем учащиеся изготавливают несложные, доступные для выполнения поделки, ориентируясь на образец и его предварительный анализ. Для развития умения элементарного планирования и самоконтроля необходимо использовать модели поэтапного выполнения изделия и графические карты-схемы последовательного выполнения трудовых операций, что не исключает совместной с учителем работы, его организующей помощи и постоянного контроля за деятельностью учащихся.
Особое внимание на уроках труда необходимо обращать на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.
При оценке знаний и умений учащихся по труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Уроки труда тесно связаны с уроками по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Изобразительное искусство». На занятиях по трудовому обучению закрепляются многие понятия, используются знания, умения и навыки, полученные на уроках по различным образовательным курсам. Такая взаимосвязь труда и обучения приводит к более осознанному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся и развитию их мышления.
Занимаясь занимательным трудом, учащиеся в меру своих возможностей овладевают основами народного ремесла, знакомятся с приёмами работы в разных художественных техниках: составление композиций, разнообразные (объёмные) аппликации и лепка, бумагопластика, конструирование, техническое моделирование из проволоки.
На трудовое обучение во 2-м классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
В основе программы лежит обучение использованию различных поделочных материалов и дан перечень изделий, имеющих общественно полезные значения.
В программе предусмотрены следующие виды труда:
1. Работа с пластилином;
2. Работа с природным материалом;
3. Работа с бумагой и картоном;
4. Работа с нитками и тканью;
5. Работа с проволокой.
6. Работа с металлоконструктором.
В настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами недоразвития мелкой моторики рук. Движения рук неловкие, несогласованные. Работа с пластилином есть в первом и в третьем классе, а во втором классе этот раздел отсутствует. В связи со слабым развитием мелкой моторика рук у учащихся я решила продолжить работу с пластилином и во втором классе. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является нетрадиционная техника работы с пластилином.
Работа с природным материалом.
Должны знать. Элементарные понятия о природных материалах. Сбор и хранение природных материалов. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей, пластилин, палочки.
Должны уметь. Прикреплять засушенные листья и цветы на подложку. Соединять пластилин с природным материалом путем примазывания и вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соблюдать пропорции при составлении композиции.
Работа с проволокой.
Должны знать. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение, применение: кусачки, плоскогубцы, молоток.
Должны уметь. Правильная хватка инструмента. Сгибать проволоку в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Сгибать проволоку по графическому изображению.
Работа с нитками и тканью.
Должны знать. Свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются (повторение). Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие). Хранение игл (игольница, подушечка для игл). Виды пуговиц. Лицевые и изнаночные стороны. Назначение ручных стежков, их виды.
Должны уметь. Наматывание ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание ниток. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Выполнение стежка «шов вперед иголочку».
Работа с бумагой и картоном.
Должны знать. Свойства бумаги и картона: сгибается, мнется, разрывается, разрезается, впитывает влагу, теряя при этом прочность. Инструменты, применяемые для работы с бумагой и картоном. Их значение: ножницы, кисть, гладилка, карандаш, шаблон, линейка.
Должны уметь. Выполнять разметку на бумаге и картоне по трафарету и шаблону. Склеивать игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли на изделии. Резание бумаги и картона ножницами по линиям разметки. Складывание углов к центру. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала. Размещение на листе бумаги элементов аппликации.
Работа с металлоконструктором
Должны знать. Элементарные сведения о профессии слесаря. Набор «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты для работы: ключ, отвертка.
Должны уметь. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
Работа с пластилином.
Должны знать. Название материалов (глина, пластилин). Пластические свойства пластилина: холодный - твердый, теплый - мягкий, вязкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Понятия о народных промыслах. Подготовка пластилина к работе. Применение глины для изготовления игрушек и посуды. Назначение глины и применение этого материала в промышленности.
Должны уметь. Раскатывать пластилин в ладонях и на доске. Скатывать кругообразными движениями в ладонях, вдавливать на поверхность шара, соединять детали путем примазывания; вдавливать и расплющивать стенки изделия пальцами.оранжевый, зеленый, коричневый, берный, белый;атериалами для поделок. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Основные требования к знаниям и умениям учащимся к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
-
основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
-
правила безопасности работы и личной гигиены;
-
как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
Учащиеся должны уметь:
-
организовывать своё рабочее место;
-
называть последовательность выполнения работы;
-
повторять показанные учителем приемы выполнения работ;
-
выполнять простейшие операции по устной инструкции учителя;
-
составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.
Календарно - тематический план
2 класс
Количество часов в неделю - 2 ч.
Количество часов в год - 68 ч.
№ ур. в год.
№ ур. в чет.
Тема урока
Кол-во часов
Первая четверть
15
I.
Комбинированные работы (работа с природным материалом).
7
1.
1.
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ
1
2.
2.
Первичный инструктаж на рабочем месте
1
3.
3.
Повторение. Откуда пришел природный материал. Виды и свойства природного материала.
1
4.
4.
Экскурсия в природу, сбор природного материала.
1
5.
5.
Пр. работа № 1.
Заготовка природного материала. Сушка и хранение природного материала.
1
6.
6.
Пр. работа № 2.
Аппликация из засушенных листьев "человечек - мальчик"
1
7.
7.
Пр. работа № 3.
Аппликация из засушенных листьев "человечек - девочка".
1
II.
Работа с бумагой и картоном
5
8.
8.
Повторение. Виды и свойства бумаги.
1
9.
9.
Пр. работа № 4.
Приёмы работы с линейкой. Построение простого чертежа по образцу.
1
10.
10.
Пр. работа № 5.
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий.
1
11.
11.
Пр. работа № 6.
Изготовление счетного материала в форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.
1
12.
12.
Пр. работа № 7.
Изготовление поздравительной открытки "Тюльпан".
1
III.
Работа с пластилином
3
13.
13.
Пр. работа № 8.
Изготовление изделия из пластилина из геометрических тел «ворота».
1
14.
14.
Пр. работа № 9.
Лепка молотка из пластилина из геометрических тел.
1
15.
15.
Пр. работа № 10.
Лепка из пластилина чашки конической формы.
1
Вторая четверть.
15
I.
Комбинированные работы (природный материал)
3
16.
1.
Пр. работа № 11.
Изготовление декоративной рамки для фотографии, украшенной сухими листьями.
1
17.
2.
Пр. работа № 12.
Изготовление композиции из еловой шишки и листьев "Пальма".
1
18.
3.
Пр. работа № 13.
Изготовление композиции из еловой шишки и листьев фигуры птицы "Лебедь".
1
II.
Работа с бумагой и картоном.
8
19.
4.
1-ур. Пр. работа № 14.
Изготовление аппликации из мятой бумаги «Времена года». Изготовление ствола дерева.
1
20.
5.
2-ур. Пр. работа № 15.
Изготовление цветов и листьев из цветной бумаги.
1
21.
6.
Пр. работа № 16.
Изготовление изделия «Шар» из бумажных полос.
1
22.
7.
Пр. работа № 17.
Изготовление гирлянды "Змейка".
1
23.
8.
Пр. работа № 18.
Изготовление елочной игрушки "Шар" из плотной цветной бумаги, согнутой под прямым углом, объемной формы из 3-4 деталей.
1
24.
9.
Пр. работа № 19.
Изготовление елочной игрушки "Ракета" из плотной цветной бумаги, согнутой под прямым углом, объемной формы из 3-4 деталей.
1
25.
10.
Пр. работа № 20.
Изготовление плоской елочной игрушки "Рыбка" из картона.
1
26.
11.
Пр. работа № 21.
Изготовление елочной игрушки "Фонарик".
1
III.
Работа с проволокой.
4
27.
12.
Повторение. Виды и свойства проволоки. Приемы работы с инструментами.
1
28.
13.
Пр. работа № 22.
Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему.
1
29.
14.
Пр. работа № 23.
Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо (спираль).
1
30.
15.
Пр. работа № 24.
Сгибание проволоки по контуру геометрических фигур.
1
Третья четверть.
20
I.
Комбинированные работы (природный материал)
6
31.
1.
Повторный инструктаж на рабочем месте по ТБ и ОТ.
Изготовление изделия из еловой шишки и пластилина фигуру птицы "Утка".
1
32.
2.
Пр. работа № 25.
Изготовление фигуры птицы "Совы" из еловой шишки и пластилина.
1
33.
3.
Пр. работа № 26.
Составление композиции из сосновой шишки и листьев "Лесной человечек".
1
34.
4.
Пр. работа № 27.
Изготовление мышки из скорлупы грецкого ореха и пластилина.
1
35.
5.
Пр. работа № 28.
Изготовление "ежа" из скорлупы грецкого ореха и пластилина.
1
36.
6.
Пр. работа № 29.
Изготовление "черепахи" из скорлупы грецкого ореха и пластилина.
1
II.
Работа с проволокой.
2
37.
7.
Пр. работа № 30.
Изготовление графического изображения "Рыбы" из проволоки.
1
38.
8.
Пр. работа № 31.
Накладывание проволоки на графическое изображение "бабочки".
1
III.
Работа с металоконструктором.
3
39.
9.
Знакомство с набором металоконструктор "Юный конструктор".
1
40.
10.
Пр. работа № 32.
Соединение планок из трех - четырех деталей в контуры геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольнику.
1
41.
11.
Пр. работа № 33.
Сборка контура домика из шести планок.
1
IV.
Работа с бумагой и картоном.
5
42.
12.
Пр. работа № 34.
Изготовление предметной аппликации из геометрических фигур "Лисята".
1
43.
13.
1-ур. Пр. работа № 35.
Знакомство с поздравительной открыткой "Сказочный цветок". Изготовление основы для открытки. Работа по шаблону.
1
44.
14.
2- ур. Пр. работа № 36.
Изготовление цветка из цветной бумаги.
1
45.
15.
1-ур. Пр. работа № 37.
Изготовление дорожного знака «переход». Изготовление основы из цветного картона. Работа по шаблону.
1
46.
16.
2-ур. Пр. работа № 38.
Наклеивания деталей на основу.
1
V.
Работа с нитками.
4
47.
17.
Повторение. Виды и свойства ниток. Приемы работы с нитками.
1
48.
18.
Пр. работа № 39.
Связывание ниток в пучок.
1
49.
19.
Пр. работа № 40.
Изготовление стилизованной фигуры девочки из ниток.
1
50.
20.
Пр. работа № 41.
Изготовление стилизованной фигуры мальчика из ниток.
1
Четвертая четверть.
18
I.
Комбинированные работы (природный материал).
2
51.
1.
1-ур. Пр. работа № 42.
Изготовление «стаканчика» для карандашей из стеклянной баночки, пластилина и природного материала.
Размазывание пластилина по баночке.
1
52.
2.
2-ур. Пр. работа № 43.
Наклеивание природного материала (горох, семя подсолнуха) на стаканчик.
1
II.
Работа с нитками
7
53.
3.
Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
1
54.
4.
Пр. работа № 44.
Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной ткани на картоне.
1
55.
5.
Пр. работа № 45.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правильность отмеривания нитки и вдевание нитки в иголку.
1
56.
6.
Пр. работа № 46.
Знакомство с ручным стежком «шов вперед иголку». Выполнение стежка на полоске картона.
1
57.
7.
Пр. работа № 47.
Изготовление закладки из канвы и картона.
1
58.
8.
Пр. работа № 48.
Виды пуговиц. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями на плотную ткань.
1
59.
9.
Пр. работа № 49.
Изготовление панно "Котик" (пришивание пуговиц).
1
III.
Работа с пластилином
3
60.
10.
1-ур. Пр. работа № 50.
Знакомство с композицией по сказке "Колобок". Лепка героя сказки «колобок».
1
61.
11.
2-ур. Пр. работа № 51.
Лепка героя сказки "Дед".
1
62.
12.
3-ур. Пр. работа № 52.
Лепка героя сказки "Баба".
1
IV.
Работа с бумагой и картоном.
2
63.
13.
1- ур. Пр. работа № 53.
Знакомство с композицией из складных фигур по сказке "Колобок" в технике оригами. Изготовление колобка.
1
64.
14.
2-ур. Пр. работа № 54.
Изготовление любого сказочного персонажа на выбор.
1
V.
Работа с металлоконструктором.
2
65.
15.
Пр. работа № 55.
Сборка изделия из планок и скоб: лопата, грабли по техническому рисунку.
1
66.
16.
Пр. работа № 56.
Сборка изделия из планок: лесенка - стремянка по техническому рисунку.
1
II.
Работа с проволокой.
2
67.
17.
1-ур. Пр. работа № 57.
Знакомство с приемами плетения браслета из проволоки. Подбор проволоки по цвету.
1
68.
18.
2- ур. Пр. работа № 58.
Плетения браслета из проволоки.
1