Рабочая программа по Занимательному труду. 2 класс

Раздел Технология
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Занимательный ручной труд», раздел «Занимательный ручной труд», второй уровень. Автор А.М. Щербакова (см. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов» под редакцией И. М. Бгажноковой Санкт - Петербург, «Просвещение» 2008г.)

Трудовое обучение является одним из ведущих педагогических средств компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушениями интеллекта.

Целью обучения труду является освоение детьми и подростками практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью, пластилином, конструктором и другими материалами. Обучение организуется с учётом традиций народного быта и художественных промыслов (местных и региональных). На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объёмные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно.

Обучение детей с легкой умственной отсталостью направлено на решение следующих задач:

  • формирование умений выполнять практические задания по занимательному труду в доступной для них форме;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;

  • воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.);

  • воспитание бережного отношения к результатам труда других людей (предметам быта, одежде, игрушкам);

  • воспитание положительных качеств личности ученика;
    уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде;

  • ориентироваться в задании;

  • предварительно планировать ход работы над изделием;

  • контролировать свою работу;

  • исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития.

На начальных этапах обучения многие учащиеся в силу интеллектуальных и физических особенностей неспособны выполнить даже элементарные трудовые действия и операции самостоятельно. В этом случае работа по обучению трудовым умениям проводится в ходе совместных с педагогом действий. По мере развития представлений детей, приобретения ими практического опыта и овладения трудовыми умениями обучение трудовым действиям проводится по подражанию и показу. В дальнейшем учащиеся изготавливают несложные, доступные для выполнения поделки, ориентируясь на образец и его предварительный анализ. Для развития умения элементарного планирования и самоконтроля необходимо использовать модели поэтапного выполнения изделия и графические карты-схемы последовательного выполнения трудовых операций, что не исключает совместной с учителем работы, его организующей помощи и постоянного контроля за деятельностью учащихся.

Особое внимание на уроках труда необходимо обращать на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда.

При оценке знаний и умений учащихся по труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Уроки труда тесно связаны с уроками по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Изобразительное искусство». На занятиях по трудовому обучению закрепляются многие понятия, используются знания, умения и навыки, полученные на уроках по различным образовательным курсам. Такая взаимосвязь труда и обучения приводит к более осознанному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся и развитию их мышления.

Занимаясь занимательным трудом, учащиеся в меру своих возможностей овладевают основами народного ремесла, знакомятся с приёмами работы в разных художественных техниках: составление композиций, разнообразные (объёмные) аппликации и лепка, бумагопластика, конструирование, техническое моделирование из проволоки.

На трудовое обучение во 2-м классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).

В основе программы лежит обучение использованию различных поделочных материалов и дан перечень изделий, имеющих общественно полезные значения.

В программе предусмотрены следующие виды труда:

1. Работа с пластилином;

2. Работа с природным материалом;

3. Работа с бумагой и картоном;

4. Работа с нитками и тканью;

5. Работа с проволокой.

6. Работа с металлоконструктором.

В настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами недоразвития мелкой моторики рук. Движения рук неловкие, несогласованные. Работа с пластилином есть в первом и в третьем классе, а во втором классе этот раздел отсутствует. В связи со слабым развитием мелкой моторика рук у учащихся я решила продолжить работу с пластилином и во втором классе. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является нетрадиционная техника работы с пластилином.

Работа с природным материалом.

Должны знать. Элементарные понятия о природных материалах. Сбор и хранение природных материалов. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей, пластилин, палочки.

Должны уметь. Прикреплять засушенные листья и цветы на подложку. Соединять пластилин с природным материалом путем примазывания и вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соблюдать пропорции при составлении композиции.

Работа с проволокой.

Должны знать. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение, применение: кусачки, плоскогубцы, молоток.

Должны уметь. Правильная хватка инструмента. Сгибать проволоку в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему. Сгибать проволоку по графическому изображению.

Работа с нитками и тканью.

Должны знать. Свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются (повторение). Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие). Хранение игл (игольница, подушечка для игл). Виды пуговиц. Лицевые и изнаночные стороны. Назначение ручных стежков, их виды.

Должны уметь. Наматывание ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание ниток. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Выполнение стежка «шов вперед иголочку».

Работа с бумагой и картоном.

Должны знать. Свойства бумаги и картона: сгибается, мнется, разрывается, разрезается, впитывает влагу, теряя при этом прочность. Инструменты, применяемые для работы с бумагой и картоном. Их значение: ножницы, кисть, гладилка, карандаш, шаблон, линейка.

Должны уметь. Выполнять разметку на бумаге и картоне по трафарету и шаблону. Склеивать игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли на изделии. Резание бумаги и картона ножницами по линиям разметки. Складывание углов к центру. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала. Размещение на листе бумаги элементов аппликации.

Работа с металлоконструктором

Должны знать. Элементарные сведения о профессии слесаря. Набор «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты для работы: ключ, отвертка.

Должны уметь. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.

Работа с пластилином.

Должны знать. Название материалов (глина, пластилин). Пластические свойства пластилина: холодный - твердый, теплый - мягкий, вязкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Понятия о народных промыслах. Подготовка пластилина к работе. Применение глины для изготовления игрушек и посуды. Назначение глины и применение этого материала в промышленности.

Должны уметь. Раскатывать пластилин в ладонях и на доске. Скатывать кругообразными движениями в ладонях, вдавливать на поверхность шара, соединять детали путем примазывания; вдавливать и расплющивать стенки изделия пальцами.оранжевый, зеленый, коричневый, берный, белый;атериалами для поделок. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Основные требования к знаниям и умениям учащимся к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

  • основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;

  • правила безопасности работы и личной гигиены;

  • как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать своё рабочее место;

  • называть последовательность выполнения работы;

  • повторять показанные учителем приемы выполнения работ;

  • выполнять простейшие операции по устной инструкции учителя;

  • составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.

Календарно - тематический план

2 класс

Количество часов в неделю - 2 ч.

Количество часов в год - 68 ч.

№ ур. в год.

№ ур. в чет.

Тема урока


Кол-во часов

Первая четверть

15

I.

Комбинированные работы (работа с природным материалом).

7

1.

1.

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ

1

2.

2.

Первичный инструктаж на рабочем месте

1

3.

3.

Повторение. Откуда пришел природный материал. Виды и свойства природного материала.

1

4.

4.

Экскурсия в природу, сбор природного материала.

1

5.

5.

Пр. работа № 1.

Заготовка природного материала. Сушка и хранение природного материала.

1

6.

6.

Пр. работа № 2.

Аппликация из засушенных листьев "человечек - мальчик"

1

7.

7.

Пр. работа № 3.

Аппликация из засушенных листьев "человечек - девочка".

1

II.

Работа с бумагой и картоном

5

8.

8.

Повторение. Виды и свойства бумаги.

1

9.

9.

Пр. работа № 4.

Приёмы работы с линейкой. Построение простого чертежа по образцу.

1

10.

10.

Пр. работа № 5.

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий.

1

11.

11.

Пр. работа № 6.

Изготовление счетного материала в форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг.

1

12.

12.

Пр. работа № 7.

Изготовление поздравительной открытки "Тюльпан".

1

III.

Работа с пластилином

3

13.

13.

Пр. работа № 8.

Изготовление изделия из пластилина из геометрических тел «ворота».

1

14.

14.

Пр. работа № 9.

Лепка молотка из пластилина из геометрических тел.

1

15.

15.

Пр. работа № 10.

Лепка из пластилина чашки конической формы.

1

Вторая четверть.

15

I.

Комбинированные работы (природный материал)

3

16.

1.

Пр. работа № 11.

Изготовление декоративной рамки для фотографии, украшенной сухими листьями.

1

17.

2.

Пр. работа № 12.

Изготовление композиции из еловой шишки и листьев "Пальма".

1

18.

3.

Пр. работа № 13.

Изготовление композиции из еловой шишки и листьев фигуры птицы "Лебедь".

1

II.

Работа с бумагой и картоном.

8

19.

4.

1-ур. Пр. работа № 14.

Изготовление аппликации из мятой бумаги «Времена года». Изготовление ствола дерева.

1

20.

5.

2-ур. Пр. работа № 15.

Изготовление цветов и листьев из цветной бумаги.

1

21.

6.

Пр. работа № 16.

Изготовление изделия «Шар» из бумажных полос.

1

22.

7.

Пр. работа № 17.

Изготовление гирлянды "Змейка".

1

23.

8.

Пр. работа № 18.

Изготовление елочной игрушки "Шар" из плотной цветной бумаги, согнутой под прямым углом, объемной формы из 3-4 деталей.

1

24.

9.

Пр. работа № 19.

Изготовление елочной игрушки "Ракета" из плотной цветной бумаги, согнутой под прямым углом, объемной формы из 3-4 деталей.

1

25.

10.

Пр. работа № 20.

Изготовление плоской елочной игрушки "Рыбка" из картона.

1

26.

11.

Пр. работа № 21.

Изготовление елочной игрушки "Фонарик".

1

III.

Работа с проволокой.

4

27.

12.

Повторение. Виды и свойства проволоки. Приемы работы с инструментами.

1

28.

13.

Пр. работа № 22.

Складывание проволоки в несколько слоев с выравниванием каждого слоя по предыдущему.

1

29.

14.

Пр. работа № 23.

Сгибание проволоки под углом, по кругу, вдвое, втрое, вчетверо (спираль).

1

30.

15.

Пр. работа № 24.

Сгибание проволоки по контуру геометрических фигур.

1

Третья четверть.

20

I.

Комбинированные работы (природный материал)

6

31.

1.

Повторный инструктаж на рабочем месте по ТБ и ОТ.

Изготовление изделия из еловой шишки и пластилина фигуру птицы "Утка".

1

32.

2.

Пр. работа № 25.

Изготовление фигуры птицы "Совы" из еловой шишки и пластилина.

1

33.

3.

Пр. работа № 26.

Составление композиции из сосновой шишки и листьев "Лесной человечек".

1

34.

4.

Пр. работа № 27.

Изготовление мышки из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

1

35.

5.

Пр. работа № 28.

Изготовление "ежа" из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

1

36.

6.

Пр. работа № 29.

Изготовление "черепахи" из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

1

II.

Работа с проволокой.

2

37.

7.

Пр. работа № 30.

Изготовление графического изображения "Рыбы" из проволоки.

1

38.

8.

Пр. работа № 31.

Накладывание проволоки на графическое изображение "бабочки".

1

III.

Работа с металоконструктором.

3

39.

9.

Знакомство с набором металоконструктор "Юный конструктор".

1

40.

10.

Пр. работа № 32.

Соединение планок из трех - четырех деталей в контуры геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольнику.

1

41.

11.

Пр. работа № 33.

Сборка контура домика из шести планок.

1

IV.

Работа с бумагой и картоном.

5

42.

12.

Пр. работа № 34.

Изготовление предметной аппликации из геометрических фигур "Лисята".

1

43.

13.

1-ур. Пр. работа № 35.

Знакомство с поздравительной открыткой "Сказочный цветок". Изготовление основы для открытки. Работа по шаблону.

1

44.

14.

2- ур. Пр. работа № 36.

Изготовление цветка из цветной бумаги.

1

45.

15.

1-ур. Пр. работа № 37.

Изготовление дорожного знака «переход». Изготовление основы из цветного картона. Работа по шаблону.

1

46.

16.

2-ур. Пр. работа № 38.

Наклеивания деталей на основу.

1

V.

Работа с нитками.

4

47.

17.

Повторение. Виды и свойства ниток. Приемы работы с нитками.

1

48.

18.

Пр. работа № 39.

Связывание ниток в пучок.

1

49.

19.

Пр. работа № 40.

Изготовление стилизованной фигуры девочки из ниток.

1

50.

20.

Пр. работа № 41.

Изготовление стилизованной фигуры мальчика из ниток.

1

Четвертая четверть.

18

I.

Комбинированные работы (природный материал).

2

51.

1.

1-ур. Пр. работа № 42.

Изготовление «стаканчика» для карандашей из стеклянной баночки, пластилина и природного материала.

Размазывание пластилина по баночке.

1

52.

2.

2-ур. Пр. работа № 43.

Наклеивание природного материала (горох, семя подсолнуха) на стаканчик.

1

II.

Работа с нитками

7

53.

3.

Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

1

54.

4.

Пр. работа № 44.

Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной ткани на картоне.

1

55.

5.

Пр. работа № 45.

Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правильность отмеривания нитки и вдевание нитки в иголку.

1

56.

6.

Пр. работа № 46.

Знакомство с ручным стежком «шов вперед иголку». Выполнение стежка на полоске картона.

1

57.

7.

Пр. работа № 47.

Изготовление закладки из канвы и картона.

1

58.

8.

Пр. работа № 48.

Виды пуговиц. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями на плотную ткань.

1

59.

9.

Пр. работа № 49.

Изготовление панно "Котик" (пришивание пуговиц).

1

III.

Работа с пластилином

3

60.

10.

1-ур. Пр. работа № 50.

Знакомство с композицией по сказке "Колобок". Лепка героя сказки «колобок».

1

61.

11.

2-ур. Пр. работа № 51.

Лепка героя сказки "Дед".

1

62.

12.

3-ур. Пр. работа № 52.

Лепка героя сказки "Баба".

1

IV.

Работа с бумагой и картоном.

2

63.

13.

1- ур. Пр. работа № 53.

Знакомство с композицией из складных фигур по сказке "Колобок" в технике оригами. Изготовление колобка.

1

64.

14.

2-ур. Пр. работа № 54.

Изготовление любого сказочного персонажа на выбор.

1

V.

Работа с металлоконструктором.

2

65.

15.

Пр. работа № 55.

Сборка изделия из планок и скоб: лопата, грабли по техническому рисунку.

1

66.

16.

Пр. работа № 56.

Сборка изделия из планок: лесенка - стремянка по техническому рисунку.

1

II.

Работа с проволокой.

2

67.

17.

1-ур. Пр. работа № 57.

Знакомство с приемами плетения браслета из проволоки. Подбор проволоки по цвету.

1

68.

18.

2- ур. Пр. работа № 58.

Плетения браслета из проволоки.

1


© 2010-2022