Проектная деятельность на уроках черчения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексейчикова Л. Е.,

учитель черчения «МБОУ СОШ №17»

г. Ангарск


Проектная деятельность учащихся на уроках черчения


Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и неоднократно изменяет условие труда и содержания деятельности человека. Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, А люди с новым типом мышления, то есть люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные.

В этих обстоятельствах особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической, преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и технологические средства.

Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе проектная деятельность. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческих начал учащихся. Проектное обучение создаёт условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, инициативность стремление добывать знания. Учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности.

Суть проектной деятельности на уроках черчения - стимулировать интерес учащихся к этому предмету, выявление и развитии склонности и способности, дает им возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности, в выполнении конкретных самостоятельных и творческих работ.

Обучающая проектная деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности.

Но не всякая деятельность может способствовать выявлению и развитию склонностей и способностей школьников, надо дать им возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Дело в том, что способности, склонности выявляются, развиваются и формируются только в трудовой деятельности, дающий какой-то конкретный продукт.

Необходимо создать условия для познавательной деятельности учащегося на проектной работе. Это касается и правильной организации как классной, так и домашней работ, и правильного чередования заданий. Приступая к работе проектной деятельности, учитель должен исходить из тог каким методом он располагает. От этого будет зависеть и темп урока, и методы, которые будут применены.

Подбирается и разрабатывается практическая работа с таким расчетом, чтобы при их изготовлении как можно полнее и всесторонне использовать узловые вопросы. В нашем случае - это модели, макеты, игрушки и т.д. Но сами изделия и их графические документы не самоцель, а предлог, условие для усвоения и закрепление правил, выработки навыков и условий.

Выполнение проекта на уроках черчения - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным осязаемым, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, что позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.

На уроках черчения можно использовать разные типы проектов: исследовательские, поисковые, творческие.

Частая смена видов труда позволяет поддерживать постоянный интерес к трудовой деятельности.

Необходимо построить урок так, чтобы тема для всех учеников была одна (изготовление модели садового домика, светильника...), но каждый решает её в своем варианте. В этом случае эффективность обучения будет выше. Такая форма работы, когда ученик делает изделие в своем варианте, практически снимает страх перед трудностями, снижает умственную и нервную нагрузку. Ученик доволен, у него все получается, так как он делает то, что ему хочется. Создается определенный эмоциональный настрой на получение знаний.

Процесс изучения проектного материала имеет следующие педагогические задачи:

Усвоение учащимися основной идеей изучаемого вопроса.

Усвоение метода исследования изучаемого фактора (способы, пути, средства, которые привели к данному объекту).

Усвоение методики воспроизведение изучаемого материала: с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, какие выводы делать.

Проектной деятельности учащихся можно выделить определенные этапы:

  • Организационный этап - при выборе творческих проектов учитываются личные интересы учащегося, сложность и трудоемкость, учет возможностей ученика.

Конструкционный - активный поиск оптимального решения на основе методов и приемов технического творчества.

  • Технологический - реализация проекта в материальной форме, создание реального графического объекта.

  • Презентационный - проект выставляется на защиту, где происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка.

Учитель, проектной деятельности, организует и подготавливает учебноматериальную базу; разрабатывает дидактический материал; подбирает творческие проекты с учетом психолого-педагогических требований; оказывает помощь и стимулирует творческую деятельность учащегося; анализирует и оценивает работы ребят; использует персональную компьютерную технику как информационно-справочную систему при разработки проекта.

Следует подчеркнуть, что без труда самих учащихся никакое обучение невозможно. Сколько бы ни трудился учитель, но если ему не удается вызвать ответный труд ребят, никаких положительных результатов не будет.

Обеспечение тесной взаимосвязи между черчением и уроками технологии способствует более глубокому усвоению материала, пониманию его практической необходимости, а, следовательно, и более серьезному, ответственному отношению и выполнению графических работ, как на уроках черчения, так и на занятиях по технологии.

Все выше перечисленные методы, различные творческие задачи и задания позволяют выявлять и развивать у учащихся способности, умения по выполнению оригинальных объектов, проектов и т.д., а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности человека.


© 2010-2022