• Преподавателю
  • Технология
  • Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24» г. о. Саранск Республики Мордовия Маскинсковой Натальи Ивановны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24» г. о. Саранск Республики Мордовия Маскинсковой Натальи Ивановны

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»г.о. Саранск Республики МордовияМаскинсковой Натальи Ивановны.            Тема инновационного педагогического опыта (ИПО): «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций» 1.Актуальность и перспективность опыта.     В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Маскинсковой Натальи Ивановны.

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО): «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

1.Актуальность и перспективность опыта.

В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Век информатизации и компьютеризации требует нового подхода к преподаванию и контролю знаний учащихся. Раньше основным видом контроля знаний была письменная контрольная работа, включающая две - три задачи и качественные вопросы: объем проверочных знаний не велик; зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала

Тестовая методика проверки знаний имеет следующие особенности:

-относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

-непосредственная фиксация результатов;

-возможность использования, как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

-удобство математической обработки;

-кратковременность;

-наличие установленных стандартных норм.

Как известно на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ, который построен в виде тестов. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики, возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний. ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. При этом подтверждается возможность объективной оценки подготовленности выпускников: все ученики оказываются в одинаковых условиях и за одинаковые задания получают одинаковые оценки.

Использование тестового контроля позволяет мне успешно реализовывать поставленные образовательные задачи.

2.Новизна опыта

Существенной и обязательной частью процесса обучения является контроль знаний. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений.

Успешность ученика может определяться по различным направлениям. Эти направления определяют цели контроля и связаны с диагностическими качествами успешности ученика: выявление объема освоенного содержания предмета (стандарта); выявление уровня освоения содержания предмета; выявление уровня освоения проверяемой деятельности; выявление уровня владения компетентностями (компетенциями).

3.Наличие теоретической базы опыта

С 2010 года я работаю над проблемой «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций».

Тест (от английского слова test - проверка знаний) - как средство проверки и оценки результатов обучения школьников, представляет собой особую совокупность стандартизированных, кратких, ограниченных во времени заданий, предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Я изучила работы основоположников тестирования, а также опыт учителей, активно использующих тесты на своих уроках. Хочется отметить преимущества тестового контроля:

-тест позволяет дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;

-обеспечивает возможность получения количественной оценки на основе определения качественных параметров личности;

-удобство математической обработки;

-является относительно оперативным способом оценки большого числа лиц;

-способствует объективности оценок, независящих от субъективных установок лица, проверяющего исследование.

Работая над методической проблемой, я выяснила, что для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:

-определить, что нужно выявить с помощью теста (знание фактического материала, понимание, умение применять знания и так далее);

-выделить критерии того, что выявляется (свойства памяти, умение проводить логические операции), то есть выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;

-четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;

- сопоставлять результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся;

- тест должен содержать инструкцию по его использованию.

4.Ведущая педагогическая идея

Ученик, мечтающий достичь успеха в жизни, должен верить в свои силы (позитивные отношения на уроке между учеником и учителем), уметь рассчитывать на себя и отвечать за собственные поступки, быть способным раскрыть свой собственный потенциал. Поэтому трудно переоценить значение тестовых работ учащихся для закрепления, пополнения и углубления знаний. В современном учебном процессе тестирование занимает все большее место. Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться. Роль же учителя - мотивировать ученика, помочь ему совершенствовать свои знания.

Моя задача, как учителя, не просто пройти программу, а научить детей мыслить, понимать изучаемый материал, уметь применять знания, полученные на уроках. В своей работе я использую различные педагогические технологии: проблемно-поисковую, разноуровневое обучение, ИКТ и здоровьесберегающие технологии. При подготовке к урокам использую опыт учителей, представленный на страницах журналов и в сети Интернет. Для меня важно, чтобы ребёнок понял законы химии, избежал формального подхода при изучении основ предмета, стараюсь привить интерес к химии и решению задач по химии, интерес к познанию, исследованию.

5.Оптимальность и эффективность средств

Тестовый контроль на уроках химии - средство формирования предметных компетенций, эффективное средство повышения предметной деятельности учащихся, повышения усвоения познавательных, образовательных, коммуникативных умений, побуждающая к дальнейшим исследованиям, к самообразованию; учебные действия перерастают в методы научного познания.

В своей работе я использую различные тесты, благо их сейчас представлено огромное количество. Тесты (8-ые, 9-ые классы) Е. П. Ким; КИМ (8, 9, 10, 11 классы) Н. П. Тоегубова; тесты 11 класса М. А. Рябов, Е. Ю. Невская и другие.

6.Результативность опыта

  • сформировано у учащихся неформальное отношение к предмету;

  • повышена мотивация к предмету;

  • у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать задачи) ;

  • ученики принимают участие в олимпиадах и становятся победителями и призерами, выбирают профессии связанные с естественными науками;

  • участие школьников в предметных олимпиадах:

  • 2012-2013 г.г. (9 кл.) Наумова Клавдия - призер муниципальной олимпиады по химии.

  • 2013-2014 г.г. (9 кл.) Плодухин Андрей - 3 место в муниципальной олимпиаде по химии.

  • 2013-2014 г.г. (11 кл.) Романова Валерия -2-ое место в региональном рейтинге по химии IV Всероссийской предметной олимпиады (январь 2014 год).

  • 2013-2014 г.г. (11 кл.) Калентарова Алина - 3-ье место в региональном рейтинге по химии IV Всероссийской предметной олимпиады (январь 2014 год).

  • май 2014 год: Фомичев Никита (8А класс) - 3 место в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».

  • май 2014 год: Сайгин Андрей (8В класс) - 5 место в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».

  • май 2014 год: Лабутин Максим (8А класс) - 7 место, в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».

Результаты ЕГЭ

год

Количество учащихся

Качество знаний по школе, %

Качество знаний по городу, %

В сравнении, %

2011-2012 учебный год

5

76

62,23

Выше на 13,77 %

2012-2013 учебный год

7

83,4

76,33

Выше на 7,07 %

2013-2014 учебный год

7

67,6

58,4

Выше на 9,2 %

В 2006 году я принимала участие в городском профессиональном конкурсе «Учитель-мастер», на котором провела мастер-класс по теме: «Тестирование как одна из форм проверки ЗУН по химии» (награждена дипломом победителя).

7.Возможность тиражирования

Основные положения опыта представлены на сайте учителя учительский.сайт/Маскинскова-Наталья-Ивановна и сайте nsportal.ru/maskinskova-natalya-ivanovna на которых можно познакомиться с данными публикациями.

8.Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Основные формы и приёмы работы с учащимися представлены в выступлениях учителя на педагогическом совете школы, на заседаниях предметного МО, в работе со студентами, проходившими педагогическую практику в МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»:

февраль 2011г., МОУ «СОШ №24», «Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии». (Из опыта работы). - Выступление на МО.

2012-2013 уч.г., МОУ «СОШ №24», 8А класс, «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций» - открытый урок.

Март 2012г., МОУ «СОШ №24», «Технология разноуровневого обучения химии на уроках и во внеурочное время». (Из опыта работы). - Выступление на МО.

Январь 2013г., МОУ «СОШ №24», «Формирование учебно-познавательной компетенции школьников как один из факторов повышения качества обученности по химии». (Из опыта работы.) - Выступление на МО.

2013-2014 уч.г., МОУ «СОШ №24», 8А класс, «Ионные уравнения» - мастер-класс.

2014уч.г., МОУ «СОШ №24», 8-е классы, «Бой эрудитов» - внеклассное мероприятие.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о. Саранск Республики Мордовия Маскинсковой Натальи Ивановны.

© 2010-2022