• Преподавателю
  • Технология
  • Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы «Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы «Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

  Центр АРТ- образования Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края»   Номинация  «Национальный костюм»   Тема работы « Самобытность  орнамента коренных жителей  Крайнего Северо-Востока»   Бойко Яна 8класс   Семенова Валентина Валерьевна Учитель технологии   Муниципальное  автономное  образовательное учреждение «Средняя образовательная школа  с углубленным изучением отдельных предметов №14»     Есть такой волшебный дом- Тундра вся вместилась в нем:  Птицы, звери - вся природа... Вся история народа. Будто след былых времен, Бережно хранится в нем: Иглы, стрелы, топоры Незапамятной поры ...             Обращаясь  к истории освоения и заселения Дальнего Востока,  русские мореплаватели и первопроходцы столкнулись с новой, первобытной культурой местного населения. На просторах современного Крайнего Северо-Востока среди множества национальностей живут коренные народы Севера – якуты, эвены, камчадалы, юкагиры, коряки и многие другие. Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий....
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Центр АРТ- образования

Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края»






Номинация

«Национальный костюм»



Тема работы

« Самобытность орнамента

коренных жителей Крайнего Северо-Востока»


Бойко Яна

8класс


Семенова

Валентина Валерьевна

Учитель технологии


Муниципальное автономное

образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов №14»












г. Магадан

Есть такой волшебный дом-
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери - вся природа...
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры ...



Обращаясь к истории освоения и заселения Дальнего Востока, русские мореплаватели и первопроходцы столкнулись с новой, первобытной культурой местного населения.

На просторах современного Крайнего Северо-Востока среди множества национальностей живут коренные народы Севера - якуты, эвены, камчадалы, юкагиры, коряки и многие другие.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с местным аборигенным населением привели к складыванию в северной части Охотского побережья этнических групп, известных как русское старожильное население.

Охотское побережье стало местом смешения оседлых и кочевых народов Севера, а так же русского старожильческого населения. Доподлинно известно, что в 1639г. отряд казаков во главе с атаманом Иваном Москвитиным вышел на берег Охотского моря и основал первое русское поселение (рис.1).

Культура каждой народности складывалась веками, но отражение эстетики, мировоззрения и характера народа можно найти в особенностях национальной одежды её цветовом и орнаментальном решении.

Так на примере одного из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири - ламутов - он разделился на эвенов и эвенков. В.А. Туголуков писал, что «эвены и эвенки являются в прошлом единым таежным народом», а по С.К. Патканову, «физическое и культурное единство объясняется наличием общих генетических корней этих этносов. Вместе с тем, культурные различия эвенков и эвенов, возникшие в ходе влияния на последних культур аборигенных этносов Восточной Сибири, позволяют говорить о самобытности эвенской культуры, прослеживавшейся уже во время прихода в Восточную Сибирь русских».

Одним из результатов этнических процессов является расселение эвенов в настоящее время небольшими группами по северным местам Якутии, Хабаровского края, Камчатской и Магаданской областей. Так по численности представителей коренных малочисленных народов Севера в Магаданской обл. по состоянию на 1.01.2014 проживает всего ок.5000 человек, из них 1490 в Магадане.

Если песни, танцы - это душа народа, то национальный костюм - это его лицо
Национальный наряд эвенов существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой - уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материалов. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.

Труд по производству предметов хозяйства и быта, и их декоративной отделке был строго разделен: мужчины занимались изготовлением изделий из кости, дерева, камня и металла, а женщины обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу и покрывали выполненные из этих материалов вещи орнаментом.

Эвены до сих пор сохранили особенности своей традиционной одежды - распашной кафтан с нагрудником. Здесь следует иметь в виду то, что при расселении и передвижении эвенов по Восточной Сибири костюм изменялся под воздействием определенных этнокультурных и природных воздействий. Самым заметным в этом плане является использование эвенами северной части Охотского моря, Чукотки и Камчатки чукотско-корякской одежды. Если там женщины некоторых групп эвенов продолжали носить распашную одежду обще-тунгусского типа, то мужчины почти полностью перешли к использованию глухих кухлянок и камлеек. В распространении глухой одежды среди эвенов повлияли природно-климатические условия тундровой зоны. Т.е. общее сходство в данном элементе между чукчами, коряками и эвенами объясняются лишь одинаковыми условиями существования, в то время как в ряде решающих деталей между ними нет ничего общего.

Наличие глухого типа одежды наблюдается и у эвенов тундровой зоны Якутии, Колымы. По этнографическим сведениям, до прихода тунгусских племен на территорию Якутии древне-юкагирские племена носили глухую плечевую одежду. Эта одежда длительное время, вплоть до середины XX в.. в сочетании с распашной одеждой тунгусского типа составляла в гардеробе лесных юкагиров единый комплект. Некоторым группам эвенов, как и юкагирам, было известно одновременное использование двух типов плечевой одежды. Так, нижне-колымские эвены под зимнюю кухашку и эвенский кафтан носили глухую рубашку из летней шкуры оленя (илкади тэти, илкан - самоназвание эвенов Нижнеколымского района). Использование двух типов плечевой одежды может свидетельствовать о присутствии двух компонентов в национальной культуре: глухая одежда присуще северному компоненту, распашная - южному. Кроме одежды эвены и юкагиры имеют много сходств и в других областях материальной и духовной культуры, которые, возможно, объясняются близким генетическим родством между этими народами.

Мужская одежда долган (мукаалкан) тяготела к эвенской традиционной одежде - была распашной.

В зависимости от того, какие народы проживали рядом с той или иной группой эвенов, в украшении последних преобладал какой-то определенный материал, например бисер ярких оттенков - там, где эвены соприкасались с эвенками и юкагирами, кожа.

Способы декоративной отделки у народов Севера необычайно разнообразны и технически довольно сложны. Кожа - один из древнейших и широко распространенных на Севере материалов для шитья пологов, одежды, сумок и других предметов быта. По коже нерпы, оленьей замши и т.д. накладывали другой материал - та же кожа, но другого цвета, олений волос, нитки, бисер, ткань.

Технические приемы вышивки у северных мастериц весьма своеобразны. Обычно олений волос, бисер и нитки не пропускаются через кожу(основу), а только накладываются различными способами на неё и прихватываются сухожильными нитками.

Наиболее распространенные технические приемы это - переплетение различно окрашенных ремешков, пропускание узких ремешков через прорези в коже (рис.2), аппликация кожей по по коже или меху, а иногда(у чукчей) по ткани, обмотка накладного кожаного ремешка более узкой полоской кожи, меховой мозаикой(стачивание) кусочков различно окрашенной кожи или меха (рис3). Украшаются предметы быта и комбинированным швом, при котором олений волос пропускается через кожаные петли.

У всех народов Северо-Востока очень распространена вышивка бисером.Свою меховую одежду они издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины, распространился бисер. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами.

Особенно интересные узоры создают вышивальщицы - эвенки. Широко применяют различные меховые и бисерные опушки. Кроме того, применяются для украшения различного рода кисточки из меха, ниток, ровдуги, крашенного волоса нерпы (рис.4).

Юкагиры и якуты вырезают узоры из оленьего меха и вышивают сухожильными нитками. Среди узоров преобладают ромбы, зигзаги, прямоугольники, квадраты, полосы и треугольники. Эвены отдают предпочтение узким полосам орнамента, располагая их зонально, таких полосок может быть до 30 штук. Излюбленный прием украшения кафтанов у эвенов Магаданской области и Якутии - широкая кайма бисера в виде сплошного поля с геометрическими мотивами. Обычно орнамент состоит из квадратиков(темных и светлых), прямоугольников и полос. В эти орнаменты входят так же и концентрические круги. В основе колористической гаммы - белый, черный, синий и голубой цвета.Одним из видов украшений являются крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами (рис.5). Если учесть, что вышивальщицы пользуются различными материалами яркими по цвету, то можно понять на сколько красива и разнообразно орнаментальное декорирование предметов быта эвенов.

Обувь эвенов различается по материалу и способам украшения в зависимости от назначения, времени года и региональных особенностей. Так, возникшая в свое время вышивка цветными нитками, особенно характерная для эвенов Ольского района Магаданской области, встречается и у других локальных групп, имеющих контакты с чукотским населением.

Как видим в орнаменте преобладают строго геометрические мотивы, ясные по структуре и по форме, но сложные по своей композиции.

Что же касается растительного орнамента, то он появился благодаря взаимодействию и адаптации разных этнических культур. Знакомство с русским и украинским народным искусством привело к тому, что мастерицы стали переносить на одежду, сумки и другие предметы изображения цветов, побегов, листьев. При этом выполняли они их, и сейчас выполняют в своей технике, к которой лишь добавилось шитье в виде глади (рис.6).

Анализируя орнаменты юкагиров, чукчей и эвенов, можно видеть, что композиция их имеет устоявшийся характер, связанный с мифологией народа. Это полосы по подолу и краям одежды, по воротнику и низу рукавов. Такие же полосы встречаются на перчатках, торбасах(обуви),сумках. Вышивка по данным элементам одежды служила защитой от проникновения злых духов в одежду и тело человека. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество (рис.7).

Такое обрамление одежды обуславливается космогоническим представлением аборигенов об устройстве мироздания. Они сводились к делению вселенной на средний, нижний и верхний миры. Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира. Поскольку, по представлениям коренного населения, с самого рождения и до кончины человек подвергался нападению злых духов, его надлежало оберегать на протяжении всей жизни. Для этого использовались разнообразные амулеты-охранители и тотемы.

Одежда - ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, ярко характеризует национальную культуру.

Так, искусство орнаментовки вещей наиболее древний вид декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера. Оно сложилось очень давно, на основе хозяйственной деятельности. За столетия орнаменты претерпели изменения, одни узоры совсем прекратили свое существование, другие изменили свою первоначальную форму и даже свое значение. Но многие элементы узоров сохранились до наших дней.

Соприкосновение с культурой других народов разнообразило композиционные возможности оформления того или иного предмета.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…











Приложение

Все фотографии сделаны автором в Магаданском краеведческом музее

Рис.1

Итоговая карта І-й экспедиции Беринга 1789г. с этнографическими зарисовками из быта народов севера. Топографической основой этого варианта послужила карта мичмана Петра Чаплина.


Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»


Рис.2

Пропускание узких ремешков через прорези.




Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Рис.3



Меховая мозаика из кусочков различно окрашенной кожи или меха.


Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»


Рис.4



Колчаны для стрел украшены древним орнаментом, выполненным из разных материалов



Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Рис.5



Крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами, с отдельной гравировкой на каждом элементе.


Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»





Рис.6



Выполнение растительного орнамента на предметах быта.

Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»

Рис.7

Распределение орнамента, как защитного элемента на одежде

Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»



Литература



  1. Тимашева Л.Е. Орнамент народов крайнего севера. - Магадан, 1972.

  2. Н.М.Калашникова. Г.А.Плужникова. Одежда народов СССР. М.: Изд-во «Планета», 1990

  3. По материалам областного Магаданского краеведческого музея.

  4. moluch.ru/archive/77/13225/

  5. costumehistory.ru/view_post.php?id=43

  6. russian-travels.ru/?p=263

  7. festival.1september.ru/craft/

  8. evenkya.ru/infoeg/life/osobennosti_evenkiyskoy_kuhni.html




© 2010-2022