Программа по декоративно-прикладному творчесту Хозяюшка 3 года обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 26 V вида

г. Краснодара Краснодарского края

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 27 августа 2015 года протокол № 1

Председатель педсовета

______________ Э.Д. Микиртычев

подпись руководителя ОУ Ф И О.





Программа

декоративно-прикладного творчества

«Хозяюшка»

Возраст учащихся 11-14 лет

Срок реализации программы 3 года





Автор:

Нохрина

Наталья Николаевна

Педагог 1 категории

г. Краснодар

20015 год

Пояснительная записка

Программа декоративно-прикладного творчества «Хозяюшка» направлена на формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества и приобщает к многонациональной культуре народов.

Вся современная техника рукоделия является массовым искусством. Возрождая декоративно-прикладное искусство Кубани, дети могут и должны стать проводниками красоты и изящества в повседневной жизни.

Актуальность программы в создании условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческой самореализации.

Целью программы «Хозяюшка» является: обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей, воспитание патриотизма.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

Развивающие:

-развитие образного мышления;

-развитие индивидуальности при решении творческих задач.

Воспитательные:

-воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

-воспитание волевых и трудовых качеств личности.

Отличительные особенности программы в том, что она составлена на основе авторской программы учебного курса «Основы рукоделия и домашнего хозяйства» под редакцией Ткач Марии Владимировны, Туапсе 2000 г.

На основании возрастных особенностей детей, спецификой данной школы, а также количеством часов выделенных на данный кружок (6 часов в неделю) в программу были внесены некоторые изменения. Авторская программа Ткач М.В. рассчитана на 4 года обучения, второй год рассчитан на 216 часа. Я взяла второй год обучения, разделила на три группы: 1 год (68 часов)- дети 5 классов; 2 год (68 часов)- дети 6 классов; 3 год (68 часов)- дети 7,8 классов. Из предложенных тем мною были выбраны те темы, которые помогают детям развивать слаженность работы рук и взора, овладевать произвольными движениями рук, необходимые для развития многих ручных умений. Работа с мелкими предметами /бисер, игла и т.д./ вырабатывает усидчивость, концентрирует внимание, развивает логическое мышление. Выполнение определенной работы воспитывает в них чувства, помогает быстрее достичь конечного результата и поверить в свои возможности. Привлечение ребят к работе способствует развитию фантазии, энтузиазма и стремления активно участвовать в практической деятельности.

В программе участвуют дети от 11 до 14 лет.

Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий:

1 год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа

2 год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа

3 год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа

Формы занятий - сообщение нового материала, закрепление его на практике.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Цель программы: обучение технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества. Обучающие:

-знакомство с историей возникновения и развития разных видов ремесел;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов.

В результате реализации программы учащиеся первого года обучения

будут знать:

-основы техники безопасности ;

-правила организации рабочего места;

-краткую историю декоративно-прикладного творчества(лоскутное шитье, вышивка);

-теоретические сведения об изученных технологиях.

Уметь:

-использовать в работе знания по технике безопасности;

-пользоваться выкройкой;

-выполнять простые вышивальные стежки и простейшие виды плетения бисером ;

-выполнять не сложные изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества.

Учащиеся второго года обучения

будут знать:

-основы техники безопасности ;

-правила организации рабочего места;

-изучение основ цветоведения и композиции;

-изучение основ конструирования из различных материалов;

-виды швов и изделий из ткани.

Уметь:

-соединять ткань по спирали, полоски и уголки;

-правильно располагать рисунок на изделии;

-вышивать гладью и бисером;

-низать бисером сеток и мозаики.

Учащиеся третьего года обучения

будут знать:

-основы техники безопасности ;

-правила организации рабочего места;

-правила выполнения счетных швов;

-хранение и восстановление изделий из бисера.

Уметь:

-создавать и выполнять изделия в изученных видах декоративно-прикладного творчества.

Результативность обучения будет проверяться:

1-й год обучения:

  • собеседование по пройденному материалу;

  • самостоятельная практическая работа;

2-й год обучения:

  • собеседование по пройденному материалу;

  • самостоятельная практическая работа;

  • участие в выставках;

3-й год обучения:

  • собеседование по пройденному материалу;

  • самостоятельная практическая работа;

Формами подведения итогов станут выставки в школе и итоговые краевые выставки между коррекционными школами Краснодарского края.


Учебно-тематический план 1 года обучения

Темы программы

Теория

Практика

Всего


1.

Вводное занятие

2


2

2.

Магия лоскутка

4

4

8

3.

Украшение для дома

1

11

12

4.

Искусство вышивки

4

10

14

5.

Бисероплетение

4

12

16

6.

Изготовление подарков


14

14

7.

Зачетное занятие

2


1

Итого:

17

51

68

Учебно-тематический план 2 года обучения

Темы программы

Теория

Практика

Всего


1.

Вводное занятие

2


2

2.

Магия лоскутка

2

8

10

3.

Украшение для дома


12

12

4.

Искусство вышивки

3

11

14

5.

Бисероплетение

4

10

14

6.

Изготовление подарков


14

14

7.

Зачетное занятие

2


2

Итого:

13

55

68

Учебно-тематический план 3 года обучения

Темы программы

Теория

Практика

Всего


1.

Вводное занятие

2


2

2.

Магия лоскутка

2

8

10

3.

Украшение для дома

2

10

12

4.

Искусство вышивки

6

8

14

5.

Бисероплетение

3

11

14

6.

Изготовление подарков

1

13

14

7.

Зачетное занятие

2


2

Итого:

18

50

68

Содержание программы

  1. Вводные занятия.

Теория

Ознакомление с учебным планом на год, расписанием занятий, а также правилами поведения и требованиями к учащимся. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами необходимыми для работы и способами правильной организации рабочего места. Знакомство с детьми. Ознакомление с наглядными пособиями. История возникновения прикладного искусства.

  1. Магия лоскутка.

Теория:

История возникновения. Фурнитура и инструменты: режущие, измерительные, шаблоны, иглы, булавки, нитки, прокладки. Виды швов: соединительные, закрепляющие, отделочные. Сочетание цвета. Виды изделий из ткани. Правила пользования выкройкой. Правила выполнения и последовательность изготовления изделий. Утюжка, ручная стёжка.

Практика

Изготовление изделий из разноцветных спиралей, разноцветных полосок, веселых квадратиков. Перевод рисунка на ткань. Подбор ткани. Закрепление деталей. Пришивание деталей на основу. Отделка изделия.

  1. Украшения для дома

Теория:

«Лоскутная» картотека. Виды прихваток. Виды изделий из лоскутков. Способы соединения лоскутков.

Практика

Подготовка материала. Изготовление выкройки. Выкраивание и соединение деталей. Подготовка основы изделия. Влажно-тепловая обработка. Отделка изделия.

  1. Искусство вышивки.

Теория

Из глубины веков. История зарождения искусства декоративной вышивки. Копирование мотивов. Увеличение или уменьшение рисунков. Материалы и фурнитура. Основные техники: метод прокола, выполнение петельных стежков. Основные стежки: обмёточный, смёточный, петельный, потайной, стежок узелком, стебельчатый, тамбурный, стежок гладью. Цветовые сочетания. Композиционное построение узоров. Использование бисера, стекляруса, стразов. Виды швов: «козлик», «узелки», «гладь», «крест», «рококо». Правильное расположение узора на ткани. Советы и рекомендации по уходу за вышитыми изделиями. Виды и правила выполнения счетных стежков. Вышивка бисером. Правила выполнения работы.

Практика.

Вышивание салфетки. Техника выполнения:

  • «назад» иголку;

  • «вперёд» иголку;

  • «стебельчатый» стежок;

  • «тамбурный»;

  • «петельный».

Метод «прокола». Замена нити в середине работы. Вышивание ёлочки, мешочка для душистых трав, платочка, наволочки, сумки. Вышивание салфетки, чехла на телефон. Двусторонняя «гладь». «Шнурок». «Змейка». Их сочетание для выполнения любого выбранного образца рисунка вышивки. Украшение изделия. Завершающая отделка.

Вышивка крестиком картин по схеме. Вышивка бисером небольших картин.

5. Бисероплетение.

Теория

История украшений. «Золотой век» русского бисера. Материалы и инструменты: бисер, стеклярус, бусины, стразы, блёстки, пуговицы, морские ракушки. Нитки, застёжки. Подготовка рабочего места. Расход рабочего материала. Виды бисерного рукоделия. Низание сеток. Низание мозаики, одним и пятью крестиками. Правила ухода за изделиями из бисера. Хранение и восстановление изделий.

Практика

Изготовление цветов, закладок, насекомых. Изготовление фигуры человека, куклы. Изготовление пасхального яйца. Выбор рисунка и изготовление браслета, ожерелья, рамки для фото. Правила плетения угла. Закрепление лески и застежки. Плетение на станке: подготовка станка, закрепление нити, правила плетения, окончательная отделка изделия. Плетение на станке браслета: разработка рисунка, подбор материала, изготовление изделия, отделка.

6. Изготовление подарков.

В зависимости от степени подготовки, учащиеся самостоятельно выбирают вариант и технику изготовления подарочного изделия: закладку, панно, платочек, картинки, салфетки. Подарки могут быть выполнены из различных материалов: бисера, вышитые. Самостоятельно выбирают рисунок, инструменты и материалы для выполнения работы.

7. Зачётное занятие.

Выставка детских поделок.

Подведение итогов учебного года.

Список литературы

  1. И. А. Андреева. Рукоделие - популярная энциклопедия, 1993 г.

  2. Т. И. Еременко. Вышивка простейшими швами (альбом узоров), 1999 г.

  3. Дж. Леманс. Магия лоскутка, 1998 г.

  4. О. С. Молотоборова. Кружок изготовления игрушек и сувениров, «Просвещение», 1990 г.

  5. М. Максимова, М. Кузьмина. Вышивка - первые шаги, «Экспресс», 1998 г.

  6. А. Магинс. Бисер, 1998 г.

  7. М. И. Нагибина. Чудеса из ткани своими руками, «Академия развития», 1997 г.

  8. А. Петрунькина. Фенечки из бисера, 1998 г.

  9. Т. А. Терешкович. Рукодельница, 1992 г.

  10. Бисер. АСТ - Пресс, 1998 г.

  11. Журналы: «Лена», «Валентина», «Бурда», «Работница».







© 2010-2022