• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка по теме Проведение уроков учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» с использованием разнообразных форм и методов обучения

Методическая разработка по теме Проведение уроков учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» с использованием разнообразных форм и методов обучения

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский техникум отраслевых технологий»



Тема методической разработки

Проведение уроков учебной практики

по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

с использованием разнообразных форм и методов обучения


Выполнила

Преподаватель Киселева Е.В.




Нижний Новгород






















Введение


Целью данной методической разработки является совершенствование процесса обучения на уроках учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».

Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений среднего профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов дифференцированной работы обучающихся, с дополнением, насыщением коллективных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности.

Практическое обучение - компонент педагогического процесса (в учреждениях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Для того, чтобы после получения образования в ГБПОУ НТОТ из его стен выпускались настоящие специалисты, профессионалы своего дела, на уроках учебной практики используются разнообразные формы и методы обучения.

Форму практического обучения можно определить как способ, характер взаимодействия мастера п/о и обучающихся, обучающихся между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность. Развитие форм обучения - это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и творческой активности обучающегося.

Уроки учебной практики в учебных мастерских
Для проведения уроков учебной практики мастером используются учебно-производственные лаборатория на базе техникума, опытный участок с наличием теплицы.

Главной задачей является сформировать у обучающихся интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии в сады и парки города, цветочные салоны и выставки, Ботанический сад.

Обучающиеся знакомятся с ассортиментом цветов, деревьев и кустарников. Эти экскурсии дают возможность увидеть красоту и привлекательность профессии, развивают вкус, расширяют кругозор, что ведет к формированию гармоничной личности. Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из обучающихся начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний и умений.

На базе учебно-производственной лаборатории техникума обучающиеся первого курса отрабатывают первичные умения по выполнения практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на производстве.

Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока учебной практики проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению практических приемов и практических заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций всеми учащимися, показ ведется в определенной последовательности:

1. Целостный показ в рабочем темпе;

2. Замедленный показ с объяснением;

3. Показ отдельных движений;

4. Повтор целостного показа в рабочем темпе.

При показе следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности.

Эффективность показа зависит от:

- осознания обучающимися практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;

- необходимости правильного применения приемов в процессе работы;

- умения мастера заинтересовать обучающихся.

В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого учащегося. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом.

Профессия «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» имеет специфический характер: сезонность выполнения многих видов работ. Но, имея хорошую материальную коллекцией большого ассортимента горшечных растений, у мастера есть возможность научить обучающихся всем навыкам и умениям.

Растения - живые организмы. И обучающиеся с первого курса привыкают к мысли о важности любой работы, качестве и конечном результате. Нельзя делать работу плохо, так как неправильно посаженное растение может погибнуть, не политый цветник под солнцем засохнет. Необходимо своевременно пропалывать сорняки, подкармливать удобрениями, рыхлить почву, пересаживать цветочные культуры.

В связи с этим важным моментом является воспитательный процесс во время уроков:

-объяснение значимости выполнения работы;

- воспитание чувства долга, ответственности;

- воспитание стремления к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.

На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.

Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации уроков на основе инновационных форм практического обучения: урок-конкурс, урок-конкуренция.

Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Обучающиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.

Примером могут служить уроки:

1. Пикировка (рассаживание) всходов цветочных культур;

2. Посадка цветочных растений в горшки;

3. Сгребание опавшей листвы с газона.

На этих уроках каждый обучающийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между всеми участниками. Обучающимся становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа мастер комментирует работу обучающихся. При этом степень самостоятельности обучающихся при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются обучающиеся-передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные про­счеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.

Такие уроки - конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на учащихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят обучающихся к самостоятельной работе на базовых предприятиях.

Когда обучающиеся имеют цель - приобрести знания и умения, и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист.

Формы обучения на предприятиях

Для повышения качества профессионального образования и конкурентно - способности выпускников, на старших курсах уроки учебной и производственной практики проводятся на базе садово-парковых предприятий и в цветочных салонах города.

Формы организации учебной и производственной практики на базовых предприятиях:

1. Обучение обучающихся в составе ученических бригад.

2. Обучение обучающихся в составе бригад квалифицированных рабочих.

3. Индивидуальное прикрепление обучающихся к квалифицированным рабочим.

Как правило, в садово-парковых предприятиях обучающиеся проходят обучение в составе бригад квалифицированных рабочих. Они перенимают у них опыт ухода за древесно-кустарниковыми культурами, применяют свои полученные знания и умения.

В цветочных салонах обучающиеся работают индивидуально под руководством старших наставников и мастера производственного обучения.

Здесь они приобретают умение и навыки дизайнерского мастерства. Учатся составлению букетов, композиций, обслуживанию покупателей. Выработанные качества, такие как : трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, на которые большое внимание уделял мастер п/о ,ценятся на всех предприятиях.

Профессионально - квалификационные требования современного производства к профессиям дизайнерского профиля очень велики. Профессиональная мобильность современных рабочих - одно их них.

Используя разнообразные формы обучения на уроках п/о и применяя индивидуальный подход к каждому обучающемуся в зависимости от способностей, характера, темперамента, таланта, можно добиться высоких результатов. Все выпускники могут быть востребованы на рынке труда.


Список использованной литературы


1.Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие/ - М.: Издательский центр «Академия»,2006.

2.Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,2003.

4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие.-Ростов н\Д:МарТ, 2002.


© 2010-2022