ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время Казахстан достиг определенного уровня модернизации политической системы.

В своем послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «…Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику…». Размышляя, опираясь на эти слова, мы стараемся разнообразить свои методы работы с будущими специалистами, повышая их профессиональный уровень.

В настоящее время необходимость модернизации системы образования очевидна, так как современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире к меняющимся реалиям жизни. Сегодня ценится не только профессионализм педагогического работника, но и его стремление постоянно учиться, повышать свое мастерство. Каждый педагог должен понимать: все, что сегодня получит ученик в образовательном учреждении, - это инвестиции в будущее страны. В своем послании Глава государства предельно ясно сформулировал основную задачу всем тем, кто призван осуществлять подготовку кадров: «Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях».

Невольно на память приходят мудрые слова великого Абая: «Хочешь быть богатым - учись ремеслу. Богатство со временем иссякнет, а умение нет». Главное богатство любого государства - люди. Их уровень знаний и квалификация, способность выполнять конкретные работы во многом определяют перспективы роста национальной и региональной экономики.

Несмотря на то, что в учебном заведении среднего профессионального образования учащиеся приобретают специальность и, следовательно, заинтересованы в получении знаний, всё-таки необходимо разнообразить методы обучения. Ведь чем интереснее проведено занятие, тем оно доступнее для учащихся, тем больше откладывается в памяти.

В новых социально-экономических условиях нужно особенно уделять внимание творческому подходу к обучению, поддерживать и стимулировать познавательный интерес учащихся.

Одним из приёмов, который заметно повышает интерес учащихся к обучению, является использование в обучении элементов игры.

Проведение урока в игровой форме даёт возможность:

  • повысить интерес учащихся к изучаемому материалу;

  • глубже раскрыть способности учащихся;

  • развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

Игра может преследовать разные цели и занимать различное место в структуре урока, ее можно проводить в процессе всего занятия или в течение непродолжительного времени. Игра может проявляться как метод конкретных ситуаций, которые развивают способности анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи. Это может быть и метод поисковых ситуаций. В форме деловой игры могут проводиться итоговые зачеты или фронтальные проверки знаний, используя метод педагогического моделирования.

На уроках дисциплины «Организация и методика производственного обучения и преподавания специальных дисциплин» я применяю различные формы активного обучения: ролевые игры, работа в малых группах и т.д.

Главная функция игрового занятия - это обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект. Чаще на уроках не все время отводится игре, а в структуру урока вводятся отдельные игровые элементы.

Разминка в начале урока имеет больший эффект, если она проводится в форме игры. Можно провести несколько разновидностей такой игры. Например, «срывание» с «дерева познания» вопросов для ответа; или передача мяча, мягкой игрушки от преподавателя к ученику и обратно, сопровождается вопросом учителя и ответа ученика. Можно эту игру несколько видоизменить: преподаватель задает учащимся тему, а учащиеся вместе с передачей игрушки задают друг другу вопросы. Можно на уроках проводить тематические викторины, предлагать учащимся разгадывать предметные кроссворды или предлагать в качестве домашнего задания составление кроссвордов по определенной тематике. Можно для разминки использовать принцип «Поле чудес»: расположить вопросы, которые надо повторить с учащимися на круг с вращающейся в центре юлой со стрелкой. Учащимся заранее дается задание составить кроссворды на заданную тему. Составленные учащимися кроссворды можно использовать в дальнейшем для контроля знаний по пройденным темам.

По некоторым вопросам можно провести опрос в форме эстафеты. Для этого класс разбивается на мини-группы. Доска разбивается на такое же количество секторов, сколько мини-групп, и каждой мини-группе предлагается записать, например, этапы развития профессионально-технического образования в стране, или словесные методы обучения и т.д. Каждый учащийся группы за один выход к доске может написать только один этап. В качестве эстафетной палочки передается кусочек мела. Оценивается правильность и быстрота выполнения работы. Чтобы оценка была более объективная, каждому участнику эстафеты можно задавать вопросы по разъяснению своих записей (точнее их углублению). При этом исходной точкой отсчета должны быть итоги работы группы-победительницы. Если к качеству их работы замечаний нет, то их оценку можно ставить сразу, это будет в дальнейшем стимулом для учащихся.

У учащихся вызывают интерес такие виды заданий как тематические «домино» и «лото», которые можно применять и для проверки знаний, и для закрепления материала.

Хороший эффект дает метод поисковых ситуаций при проведении круглого стола, особенно по тем темам, с которыми у учащихся уже состоялось знакомство при изучении других предметов.

Игровые элементы очень разнообразны и их применение делает урок более интересным, ярким и запоминающимся. Но в их применении надо знать меру. Чрезмерное увлечение игрой на уроке может привести к поверхностному восприятию учащимися материала. Хотя игра, как не многие другие приемы, повышает интерес учащихся, заставляет (или точнее увлекает) их работать самостоятельно, искать правильный путь в решении поставленной задачи, т.е. игру можно рассматривать как начальный этап поискового метода.

Игра, не может заменить ни лекций, ни других форм занятий и, следовательно, не является универсальным методом обучения, однако и изменять ее значение в учебном процессе не стоит. Применение игры на уроках делает их более интересными и более эффективными.

Такой подход способствует развитию самостоятельности и активности учащихся, повышает качество знаний. Учащимся нравится игровая технология, которая дает не только качественную подготовку к экзамену, но и укрепляет память.






© 2010-2022