- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка ДПИ
Рабочая программа кружка ДПИ
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильиных И.В. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа кружка декоративно- прикладного искусства "Прикладное творчество"
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
-
Возрождения утраченной в период технократии духовности.
-
Формирования у учащихся целостной картины мира.
-
Развития общей способности к творчеству.
-
Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит учащегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
-
закреплять и расширять знания, полученные в школе на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
-
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
-
раскрыть истоки народного творчества;
-
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
-
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
-
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-
формирование творческих способностей, духовной культуры;
-
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей
Воспитывающие:
-
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание учащихся;
-
воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
-
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
-
Работа с бумагой
-
Роспись
-
Лепка из соленого теста
-
Работа с тканью и нитью, вышивка лентами.
-
Творческий проект
-
Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
-
Исторический аспект
-
Связь с современностью
-
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
-
Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:
-
эскиз
-
воплощение в материале
-
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок обучения комплектуется из учащихся 1, 2 курса. Оптимальное количество учащихся в группе для успешного освоения программы - 10-15 человек.
Режим работы кружка - 1 занятие в неделю по 1 часу.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке в течение уч-ся должны получить
знания:
-
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
-
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
-
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
-
о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства:
-
об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
-
о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;
-
о вышивке лентами;
-
о проектной деятельности.
умения:
-
работать нужными инструментами и приспособлениями;
-
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-
лепить на основе традиционных приемов, применять разные формы лепки;
-
вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
-
работать в программе Power Point.
В результате освоения основ декоративно-прикладного искусства учащиеся должны получить
знания:
-
о современном декоративно-прикладном искусстве;
-
расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
-
об объемном конструировании из бумаги (оригами, папье-маше), о работе с гофрокартоном;
-
о росписи и ее отличительных особенностях;
-
о казахской национальной одежде, казахской вышивке;
-
о работе с соленым тестом;
-
о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.
умения:
-
трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
-
решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
-
свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;
-
лепить разными способами;
-
привлекать к работе над орнаментом произведения казахских мастеров мастеров;
-
создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
-
вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
Содержание Программы
Год обучения (23 часа)
Вводное занятие
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».
Роспись по стеклу
Из истории росписи по стеклу. Инструменты и приспособления.
Знакомство с техникой росписи.
Творческая работа: роспись бутылки.
Работа с нитью
I. Вязание крючком
Из истории вязания крючком. Инструменты, пряжа, нити и приспособления.
Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения. Упражнения по чтению схем.
Творческая работа: Вязание цветов. Оформление повязки.
II. Вязание спицами
Из истории вязания спицами. Инструменты, пряжа, нити и приспособления. Комбинирование приёмов вязания спицами и крючком.
Знакомство с простейшими вязками.
Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения. Упражнения по чтению схем.
Творческая работа: вязание детских пинеток.
Работа с бумагой
I. Модульное или объемное конструирование
Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.
Знакомство с возможными поделками из модулей.
Обучение технике изготовления модулей и технике сборы поделки.
Оформление поделок декоративными элементами.
Творческие работы: «Лебедь», «Яйцо», «Цыпленок», «Павлин», «Торт».
III. Объемное конструирование или квилинг.
Знакомство с работами выполненными в технике квилинг.
Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.
Беседа: «Вологодское кружево».
Творческая работа: Панно «Букеты роз» (из полосок бумаги).
Художественная обработка ткани
I.Аппликация из ткани
Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.
Беседа: «Из истории Древнего Египта».
Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».
II.Вышивка лентами
Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурной шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».
Творческая работа: панно « Букет».
Лепка
Соленое тесто
I. Соленое тесто
Сведения о соленом тесте как художественном материале. Инструменты и приспособления. Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей
Твор.раб.: Настенное панно «Девушка-весна»
Проект
Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.
Работа по программе Power Point.
Творческая работа: Компьютерная презентация «Проект» (по теме ДПИ).
Создание и защита.
Выставки, экскурсии, праздники
«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в районном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка изделий.
Учебно-тематический план
Год обучения (23 часа)
№
Тема
Общее
кол-во часов
1.
Вводное занятие
1
Роспись по стеклу
Творческая работа: роспись бутылки.
2
Работа с нитью
I. Вязание крючком
Творческая работа: Вязание цветов. Оформление повязки.
II. Вязание спицами.
Творческая работа: вязание детских пинеток.
4
2
2
2.
Работа с бумагой
I. Модульное или объемное конструирование.
Творческие работы: «Лебедь», «Яйцо», «Цыпленок», «Павлин», «Торт».
II. Объемное конструирование или квиллинг.
Творческая работа: Панно «Букеты роз» (из полосок бумаги).
5
3
2
3.
Художественная обработка ткани.
I. Аппликация из ткани;
Творческая работа: «Панно-аппликация «Египет»
II. Вышивка лентами
3
1
2
4.
Лепка. Соленое тесто
Творческая работа: Настенное панно «Девушка-весна»
4
5.
Творческий проект
Компьютерная презентация по теме «Декоративно-прикладное искусство»
2
6.
Выставки, экскурсии, праздники.
2
ИТОГО:
23
Список
студентов посещающих кружок
№
п/п
Ф.И. студента
Группа
Список литературы.
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги - Ташкент 1988г.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы - «РОСМЕН», Москва 1996г.
3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001г.
4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006г.
5. Интернет-ресурсы.
Журнал посещаемости кружка
№
п/п
Ф.И. студента
даты