Конспект урока по технологии по теме Материаловедение. Получение ткани

Раздел Технология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект урока по технологии в 5 классе на тему « Элементы материаловедения. Получение ткани. Определение лицевых и изнаночных сторон ткани»

Цель урока:

Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

Научить определять направление долевой и уточной нитей;

Научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Задачи:

Образовательная - расширить кругозор учащихся; познакомить с историей получения тканей.

Развивающая - развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы;

Практическая - научить определять направления нитей основы, лицевую и изнаночные стороны ткани. Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно- иллюстративные, практический.

Оборудование и материалы: коллекция получения хлопчато-бумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, клей ПВА, образцы х/б и льняных тканей.

Тип занятий: комбинированный.

Время: 80 минут.

План урока.

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку.

проверка присутствующих. (2мин.)

  1. Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме урока, объяснение получения тканей, рассказ учителя об истории производства тканей, знакомство с коллекциями тканей, просмотр презентации 15 мин.

  2. Практическая работа 15 мин. 4.Проверка усвоения изученного материала 5 мин 5.подведение итогов: анализ выполненных работ оценка за 6.практические работы 2мин 7. Уборка кабинета. 3мин

Ход урока.

  1. Организационный момент: Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Здравствуйте! Садитесь. Кого нет? Спасибо! Откроем тетради, Запишем число и тему урока «Элементы материаловедения. Получение ткани. Определение лицевых и изнаночных сторон ткани»

2.Прежде чем приступим к изучению новой темы, вспомним сказки А.С. Пушкина. Помните в «Сказке о царе Салтане…»:

Три девицы под окном (Желательно картинки )

Пряли поздно вечерком.

А В « Сказке о рыбаке и рыбке»:

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Да, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о пряже, прядении, ткани и ткачестве. Научимся определять лицевую и изнаночную сторону ткани. Познакомимся с профессией ткача и прядильщицы.

3.Вступление

Издавна на Руси прядение представляло собой ритуал, помимо того, что было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни, а порой тут же складывая новые песни.

Особое место в доме занимала прялка - непременная спутница русских женщин. Посмотрите на изображения. Это прялки -Русские,Вологодской области,Пермогорские прялки.Чем они отличаются? Правильно формой, резьбой, орнаментом. В различных местностях прялки отличались по форме, по конструкции, украшались резьбой.

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение тканиКонспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Вологодская область Русские прялки

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение тканиКонспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Начало 20 века Пермогорские прялки

Нарядную прялку дарил добрый молодец невесте, муж жене, отец дочери. Прялку - подарок хранили всю жизнь, передавая следующему поколению.

Еще недавно в каждом сельском доме обязательно жили прялки и ткацкий станок. Наступит осень, закончатся работы в поле - начинаются

в доме. Сначала надо лен и шерсть спрясть - превратить в нити.

Лен мяли, трепали, чесали. Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель - пучок льняных или шерстяных волокон. (Показать кудель) Для того чтобы кудель превратилась в нить, ее привязывали к прялке и начинали прясть, затем получалась нитка.

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Готовую нитку наматывали на веретено ( показать веретено, принести из дому.)

Прядение - работа трудная. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит - будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд придумали прялку с колесом - его приводили в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама», вытягивать и скручивать волокна можно обеими руками - работа шла быстрее, а нить получалась лучше.

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение тканиКонспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Прялки с колесом.

Теперь можно было заняться ткачеством - из ниток делать ткань. Эта работа требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия. Ткачи работали на ручных ткацких станках, дело шло довольно медленно. Со временем придумали механические прялки. На таких станках работать стало быстрее. Сейчас на ткацких фабриках и прядут и ткут машины. Одна ткачиха может работать сразу на нескольких станках.

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Ручной ткацкий станок. Современный ткацкий станок.

2. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений.

Мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем.

Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, сколько одежды на любой вкус. Ну, а если ничего не нравиться бери ткань и шей. Ведь ткани тоже много. Ткани широко применяются в быту. Из них шьют одежду, белье. Различные ткани используют при приготовлении множества вещей, необходимые в нашей повседневной жизни.

Ткани изготавливают из волокон. Возьмите хлопок, вытяните волокно. Из этих волокон на текстильных фабриках получают нити (пряжу) (показать волокна хлопка и шерсти)

Запишем в тетради:

Пряжа- это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Процесс получения пряжи называется прядением.

Прядение происходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание предпрядение и сам процесс прядения. Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где получают ткань.

Ткань - это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи.

Ткань, снятая с ткацкого станка называется суровьем. Ее не используют для изготовления одежды, она требует отделки. Цель отделки - придание красивого внешнего вид ткани и улучшения ее качества. Отделка ткани производится на красильно - отделочной фабрике.

Основные процессы отделки ткани (на экран)

Предварительная отделка- это

Крашение - ткань красят в определенный цвет

Печатание - на ткань наносят рисунок.

Заключительная отделка - закрепление краски.

После отделки ткани могут быть:

- отбеленная - ткань полученная после отбеливания.

-гладкокрашеная - ткань, окрашенная в один цвет.

-набивная - ткань, с напечатанным на поверхности рисунком.

- пестротканая - ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения разных по цвету нитей ( показать образцы тканей).

Задание №1

Рабочая карта: Заполните в схеме отделки ткани на производстве, используя подсказки из «словесного салата»

Ткань, полученная после отбеливания

Ткань, с напечатанными на поверхности рисунком

Ткань, полученная путем переплетения разных по цвету нитей

Ткань, окрашенная в один цвет

пестротканая

набивная

отбеленная

гладкокрашеная

Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны.

Лицевую сторону определяют по следующим признакам: - На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной. - На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий. - Лицевая сторона более гладкая или с ворсом.

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Изнаночная сторона - рисунок не яркий, бледный.

Конспект урока по технологии по теме Материаловедение . Получение ткани

Лицевая сторона - рисунок яркий, четкий.

Показ образцов ткани с разными рисунками и переплетениями.

Задание №2

Рабочая карта: Заполните пропуски в тексте, используя предложенные ниже слова.

Ткань получается при _________________ нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты ______________ и гладкие долевые нити ______________ . На специальное устройство- челнок, намотана менее прочная и _______________ нить (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство, через которое _______________ протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в____________ направлении, а затем уплотняется. К краю полотна нити основы располагаются __________ ,а нить огибает крайнюю нить основы. Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой.

Слова для справок: основа, челнок, переплетении, прочные, пушистая, поперечном.

Задание №3

Лабораторно - практическая работа

«Определение направления долевой нити ткани».

Технологическая карта №1

Показатель

Нити

Долевые(основа)

Поперечные (утка)

Растяжение ткани( больше или меньше)

Резкое растяжение (звук громкий или тихий)

Вид нити (гладкая и прочная или пушистая не прочная)

Задание №4

«Определения направления долевой нити в ткани»

Технологическая карта №2


Лицевая сторона ткани

Изнаночная сторона ткани

1.Набивная ткань



1.Набивная ткань

2.



2.

3.

3.



4.

4.



Анализ и оценка работ.

(15мин)

Молодцы все с работой справились, а теперь подумайте и ответьте на вопросы:

Закрепление изученного материала

Что такое волокно?

Это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный разрез.

На какие виды подразделяют волокно?

Натуральные и химические.

На какие виды подразделяются натуральные волокна?

Растительного и животного.

К какой группе относятся шерсть и шелк, животного или растительного происхождения?

Кромки ткани совпадают по направлению с основой или с утка?

По какой нити ткань тянется сильнее?

По какой нити ткани хлопок звонче?

По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?

Итог урока.

Понравился ли вам урок?

Что понравилось?

Что нового вы узнали о текстильных материалах?

Как вы думаете, пригодятся ли эти знания в жизни?

Как?

Домашнее задание:





© 2010-2022