Статья в журнале Материалы III научно-практической конференции

Статья в журнале "Материалы III научно-практической конференции" "Подготовка специалистов в сивтеме открытого образования (очно-заочная(вечерняя) и заочная форма обучения ,профессиональная подготовка и переподготовка  в учереждениях СПО ": "ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ260807 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ" Тольятт-2012 В статье затронута актуальная тема внедрения новых инновационных технологий в системе подготовки специалистов заочной  фор...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

260807 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


И.Н. Семилетова

ГАОУ СПО Тольяттинский колледж

сервисных технологий и предпринимательства


Современное российское образование - это результат значительных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В настоящее время происходят существенные изменения в образовательной политике России на всех уровнях образовательного процесса: начиная с общеобразовательного, профессионального и заканчивая высшим звеном. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Так сложилась моя трудовая карьера, что я принимала участие во всех этих этапах образовательного процесса, т. е. преподавала в школе, в институте и теперь продолжаю преподавательскую деятельность в колледже. И с «высоты» более чем 35-летнего педагогического стажа вижу, что любой прогресс в любой области имеет позитивные и негативные стороны, и это знают все! С вводом образовательных стандартов третьего поколения для среднего профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания», у меня, не только как специалиста, но и преподавателя, при подборе материала для лекций по профессиональным модулям разного уровня (сложная кулинарная продукция и «простая», т.е. традиционная) - очень много вопросов, недоумения и, не скрою, разочарования.

Но реалии требуют выполнения программ в учебном процессе идиктуют введение новых целей, содержания, методов и форм обучения, и конечно, организации совместной деятельности преподавателя и студентов. Свои новации я хочу продемонстрировать на примере заочной формы обучения. Данная форма не лишена недостатков: дискретность (разрывность) учебного процесса, отсутствие постоянной обратной связи между студентами и преподавателями, затрудненный доступ к библиотечным фондам, слабый контроль процесса освоения знаний. Эти недостатки заочного образования устраняются путем использования инновационных образовательных технологий, т.к. современное заочное образование - это интегрированная модель, соединяющая в себе преимущества очного образования и дистанционных технологий обучения.

Успешному введению новых элементов и преобразований в мою деятельность мешают противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии и попытками ввести «инновационный процесс» в обучении, а так же с недостатком материально-технического оснащения моего рабочего места. Но… «Кто хочет - тот добьётся!!!».

Для меня это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики, т.к. одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление и мне, и студентам, возможностей проявления творческих способностей (ведь в процессе обучения и общения невозможно стоять на месте).

Тут работает принцип взаимного обучения, т.к. используя «инновационную деятельность», я сама нахожусь в процессе самообразования, что помогает переходу к более информационному обществу, а мне - преподавателю специальных дисциплин - подготовить специалистов, готовых войти в это общество.

Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательного процесса, в связи, с чем использую различные инновационные методы. Передовыми инновационными технологиями в образовании на сегодняшний день являются ИКТ- технологии. Из списка возможных приемлемых для заочного образования методов обучения большую роль играет метод проектов через самостоятельную,творческую деятельность студентов, соответствующую их личным интересам, характерам и уровням интеллекта. Считаю что творчество - это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека, а в проекте осуществляется самовыражение, самораскрытие личности студента.

Главным признаком того, что данный метод стремится решить задачи обучения студентов телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеурочное время. Поскольку алгоритм выполнения проекта включает в себя дистанционные моменты.

При первых встречах на занятиях студенты знакомятся со стандартным планом выполнения проекта и его алгоритмами выполнения.

План проектной деятельности:

-Определение проблемы для исследования.

-Постановка цели и задач.

-Составление плана работы над проектом.

-Подготовка буклета / веб-страницы с информацией о проекте.

Результатом активного внедрения метода проектов является компетентность студентов, которые формируются в ходе проектной деятельности:

опыт работы с большим объемом информации;

опыт проведения презентации;

умение оценивать ситуацию и принимать решения;

умение структурировать информацию;

умение индивидуально планировать работу.

Проектно-исследовательская деятельность представляет собой более глубокое и выходящее за рамки стандартов изучение какой-либо темы, а если это происходит в переложении на практическую деятельность студентов, то можно представить какие интересные проекты выходят из рук «творцов». Жаль, что этот метод не охватывает все 100% обучаемых студентов, на то существуют объективные причины- многие студенты работают в плотном графике, т.к. решают свои финансовые проблемы, некоторые ведут пассивный способ обучения, т.е. получения диплома. Результатом проектной деятельности является создание проекта с использованием инновационных технологий:

  • работа в Интернете,

  • сбор, обработка и «переваривание» информации,

  • создание презентаций,

  • работа в текстовых,

  • видео-аудио-редакторах: Microsoft Office PowerPoint, Mover maker.

В процессе работы над проектами студенты решают проблемные ситуации, направленные в первую очередь на «возбуждение профессионального интереса». В осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности студента и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов происходит активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности студентов, на выявление и разрешение ими реальных жизненных или профессиональных противоречий.

В реализации творческих проектов, не имеющих заранее определённой и детально проработанной структуры, я определяю лишь общие параметры и подсказываю оптимальные пути решения задач. Условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов, как практиков и профессионалов. Такие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности студентов, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения. Примером могут служить разработки новых рецептур фирменных блюд, составление на них технологических и технико-технологических карт и схем, что в дальнейшем процессе обучения дает отличные результаты при выполнении студентами курсовых, а затем и дипломных работ.

На сегодняшний день сеть Интернет играет важную роль в жизни почти каждого человека: здесь мы знакомимся, общаемся, имеем виртуальные сообщества, и вполне естественно использование Интернет и в педагогических целях, т.к. сеть предоставляет множество различных средств для повышения коммуникационной мобильности. Таким образом, системы дистанционного обучения (ДО), дают возможность организовывать учебный процесс в интерактивном режиме. Эти средства весьма полезны при организации заочного обучения, как в межсессионный период, так и для общения со студентами привыполнении ими проектов, курсовых или дипломныхработ. Итог аттестационных работ студентов заочников выпуска 2012 года тому пример: из восьми дипломантов- 8 отличных оценок!

Используя электронную почту, позволяет мне вести переписку со студентами, получать от них файлы с выполненными заданиями, осуществлять рассылку учебных материалов и заданий. Программы быстрого обмена сообщениями (ICQ, Skype)помогают в оперативном разрешении многих вопросов, связанных с учебным процессом. Благодаря тому, что современные сотовые телефоны обеспечивают поддержку Java-приложений и доступ в Интернет, данные программы становятся доступными в любое время и в любом месте. Дистанционное управление (контакт) позволяют исправлять или подсказывать,контролировать ход работы студентов.

Таким образом, учебный процесс, построенный на основе инновационных технологий, способен обеспечить готовность выпускника к усвоению новых знаний, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда, помогают расти профессионально, в том числе и в карьере.

Яркий тому пример студентки Гуляевой Татьяны, выпускницы группы ЗТПОП-91 2012 года. За время обучения она сделала карьерный рост от повара V разряда до шеф-повара ресторана «Господин», была приглашена для участия в организации питания саммита АТЭС-2012, проходившего в сентябре 2012 года во Владивостоке.

Наше учебное заведение гордится такими выпускниками, поднимающими статус ТКСТП!


© 2010-2022