Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК на пальчик

РоРоманова Галина Спартаковна, Учитель технологии, МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарска Занятие по внеурочной деятельности Тема занятия: «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК» Цель: научить изготовлению  традиционной народной игрушки «Зайчик на пальчик» Средства обучения: Технологическая карта, Интернет-ресурс, ткань, нитки, вата, компьютерная презентация, выставка кукол.   План-конспект внеурочного занятия по теме «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК»   Этап занятия Деятельность  учителя   Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД Мотивация к учебной деятельности Приветствует учащихся. Звучит детская песня «Зайка скачет». Оформлен стенд с народными куклами     Собираются вокруг стола,  приветствуют педагога. 1-й слайд - Сегодня мы поговорим о куклах, которые вы уже делали  в начальной школе. Что это за куклы, для чего и из чего их делают? (народные игрушки, делают из ткани  в подарок или для дома, как обереги)   Личностные действия: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и учителем на принципах уважения, доброжелательности. Регулятивные действия: Осуществляют  мотивационную  установку на предстоящую  работу.  Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме. Формулирование темы урока, постановка цели Организует постановку цели, формулировку темы занятия учащимися. С помощью учителя формулируют тему и ставят цель занятия. 2 слайд Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставшись вечно юной и поныне. 3 слайд Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь. Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини, обрядовые куклы. Обереговые куклы безликие. Согласно поверью через лицо вселяется злой дух. Технология изготовления куклы очень проста. Никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из старых лоскутов ткани, делаются при помощи ниток. - Вы помните свою первую игрушк... Регулятивные действия: Планирование учебного сотрудничества. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение определять и формулировать цель и тему на занятии с помощью учителя. Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме.   Изучение нового Организует работу по изучению технологической карты, организации  рабочего места. Рассказ учителя Зайчика на пальчик делали детям с самого рождения. Игрушка-зайчик надевалась на левую руку мамы. В левой руке удобно держать маленького ребеночка, а правой делать какую-то работу, от которой маму никто не освобождает. Когда мама снимает зайчика с руки, она отдает его маленькому ребенку с целью, чтобы зайчик притягивал к себе все страхи маленького ребеночка, соответственно для того, чтобы ребенок пе... С помощью учителя организуют рабочее место. Изучают последовательность изготовления игрушки по технологической карте.   Загадывают друг другу загадки  «Заячий сон» Спят усталые ветра, Спит лесник в своей избушке, А у зайца до утра Спят по очереди ушки. В.Орлов загадки о зайке Через поле напрямик Скачет белый воротник. (Заяц ) На гору бегом, А с горы кувырком. (Заяц) Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. (Заяц)   ·         Внимательно  рассмотрите игрушки. (Дети рассматривают готовые игрушки, трогают руками). ·         Что нужно знать,  при выполнении игрушки? (технологическую последовательность) ·         Какие материалы для работы нам потребуются?  (ткань, нитки красного цвет).   Работа с текстом  Из-за того, что создание ткани было очень трудоёмким, дети донашивали одежду взрослых, и на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считали, что ... Познавательные действия:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Смысловое чтение: понимание работы по технологической карте Регулятивные действия: Оценивают поле своего незнания, ставят учебные  цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо знать по данной теме), принимают решение и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные действия: взаимодействовать со сверстниками.   Закрепление нового. Практическая  деятельность. Организует работу по изготовлению игрушки с использованием инструкционной карты и слайдовой презентации. Дает консультацию Учатся основным приемам изготовления игрушки по технологической карте (приложение 1) Изготовление игрушки с использованием технологической карты Познавательные действия: Организуют рабочее место. Учатся основным приемам изготовления игрушки по технологической карте   Личностные действия: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и учителем на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи. Регулятивные действия:Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Помогают, корректно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма изготовления куклы. Коммун... Рефлексия учебной деятельности на занятии Организует рефлексию   Отвечают на вопросы учителя.   - Какая тема занятия была? - Какую цель ставили? Достигли цели?    Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на занятии по трем направлениям. Занятие Я на занятии Итог интересно работала Поняла и научилась новому скучно отдыхала Узнала больше, чем знала безразлично Помогала другим Не поняла   Познавательные действия: Анализ «умею – не умел», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился,  и где мне могут пригодиться полученные знания.   манова Галина Спартаковна, Учитель технологии, МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарска Занятие по внеурочной деятельности Тема занятия: «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК» Цель: научить изготовлению  традиционной народной игрушки «Зайчик на пальчик» Средства обучения: Технологическая карта, Интернет-ресурс, ткань, нитки, вата, компьютерная презентация, выставка кукол.   План-конспект внеурочного занятия по теме «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК»     Этап занятия Деятельность  учителя   Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД Мотивация к учебной деятельности Приветствует учащихся. Звучит детская песня «Зайка скачет». Оформлен стенд с народными куклами     Собираются вокруг стола,  приветствуют педагога. 1-й слайд - Сегодня мы поговорим о куклах, которые вы уже делали  в начальной школе. Что это за куклы, для чего и из чего их делают? (народные игрушки, делают из ткани  в подарок или для дома, как обереги)   Личностные действия: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и учителем на принципах уважения, доброжелательности. Регулятивные действия: Осуществляют  мотивационную  установку на предстоящую  работу.  Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме. Формулирование темы урока, постановка цели Организует постановку цели, формулировку темы занятия учащимися. С помощью учителя формулируют тему и ставят цель занятия. 2 слайд Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставшись вечно юной и поныне. 3 слайд Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь. Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини, обрядовые куклы. Обереговые куклы безликие. Согласно поверью через лицо вселяется злой дух. Технология изготовления куклы очень проста. Никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из старых лоскутов ткани, делаются при помощи ниток. - Вы помните свою первую игрушк... Регулятивные действия: Планирование учебного сотрудничества. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение определять и формулировать цель и тему на занятии с помощью учителя. Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме.   Изучение нового Организует работу по изучению технологической карты, организации  рабочего места. Рассказ учителя Зайчика на пальчик делали детям с самого рождения. Игрушка-зайчик надевалась на левую руку мамы. В левой руке удобно держать маленького ребеночка, а правой делать какую-то работу, от которой маму никто не освобождает. Когда мама снимает зайчика с руки, она отдает его маленькому ребенку с целью, чтобы зайчик притягивал к себе все страхи маленького ребеночка, соответственно для того, чтобы ребенок пе... С помощью учителя организуют рабочее место. Изучают последовательность изготовления игрушки по технологической карте.   Загадывают друг другу загадки  «Заячий сон» Спят усталые ветра, Спит лесник в своей избушке, А у зайца до утра Спят по очереди ушки. В.Орлов загадки о зайке Через поле напрямик Скачет белый воротник. (Заяц ) На гору бегом, А с горы кувырком. (Заяц)
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1слайд

Кто в куклы не играл, тот счастья не видал!


Одно из направлений моей работы - изучение Русской культуры.

2 слайд

На внеурочных занятиях с детьми 5-7 классов знакомимся с обрядами, традициями, обычаями Русского народа. Одно из направлений - куклы.

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставшись вечно юной и поныне.

Сейчас в традиционном представлении слово кукла ассоциируется обычно с игрой. Но так было не всегда.

Какую же роль играла кукла в жизни наших предков?

3 слайд

Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь.

В большинстве случаев образ куклы это образ женщины-богини. Поэтому прямую связь с ней имела женщина, хотя и мужчины тоже знали кукол. Так жена дарила в дорогу куклу мужу, когда он уходил в дальнюю дорогу. Считалось, что этот дар охраняет любимого и напоминает ему о домашнем очаге.

Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини, обрядовые куклы.

Обереговые куклы безликие. Согласно поверью ч/з лицо вселяется злой дух.

Технология изготовления куклы очень проста. Никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из старых лоскутов ткани, делаются при помощи ниток. В общем используется всё то, что есть в любом доме всегда.

Давайте вместе займемся изготовлением обереговой куклы.

4 слайд

Будем делать куклу-зайчика.

Игрушка-зайчик надевалась на левую руку мамы.

В левой руке удобно держать маленького ребеночка, а правой делать какую-то работу, от которой маму никто не освобождает.

Почему именно зайчик? Зайчик - персонаж во-первых, знакомый всем с детства, во вторых - символ плодородия, изобилия, богатой жизни.

Когда мама снимает зайчика с руки, она отдает его маленькому ребенку с целью, чтобы зайчик притягивал к себе все страхи маленького ребеночка, соответственно для того, чтобы ребенок переставал бояться. Зайчик помогает справиться ребенку с тем, чего он боится.

Для изготовления такого зайчика нам потребуется:

Лоскуток ткани с две ладони, красной нити - щедро от души (красный - цвет жизни, красного солнышка, усиливает защитную силу нашего зайчика)

Набивка - очесы льна - можно заменить ваткой, лоскутками ткани, нитками

5 слайд

Начинаем делать нашего зайчика с ушей.

  1. Берем лоскуток ткани, сворачиваем его по диагонали - это первое ухо зайца.

6 слайд

  1. Второе ухо - лоскуток треугольник, который лежит сверху. Поднимаем его, прикладываем к первому ушку, сворачиваем пополам, расправляем. Ушки нашего зайчика готовы.

7 слайд

  1. Сейчас мы берем и прячем их на два три пальца в ладонь.

8 слайд

  1. Накидываем нашу сложенную пополам ниточку на ушки. В образовавшеюся петельку продёргиваем концы ниток, затягиваем. Нитку обматываем 3 раза по часовой стрелке вокруг ушей. (3 - магическое число). Это трёхмирье, в котором раньше жили славяне. И мы выполняя 3 оборота проявляем нашего зайчика в каждом из миров ноя, яви, прави.

9 слайд

  1. Разворачиваем зайчика. Тот язычок, который у нас появился, он нам не нужен. Мы придерживаем его пальчиком и во внутрь вкладываем набивку. Большим пальцем правой руки набиваем нашего зайчика ваткой, нитку заворачиваем вовнутрь и закрываем голову теми лоскутками, которые остались у нас сзади.

10 слайд

  1. Сформировали голову той формы, которую нам хочется. Нитку вытаскиваем и точно также 3 раза обматываем шею зайчика. Голова готова.

11 слайд

  1. Оставшийся лоскуток сворачиваем. Расправляем и начинаем туго закатывать снизу вверх. Это будут лапки нашего зайчика. Чем туже колбаска, тем надежнее ручки-лапки зайчика.

  2. До головы не докатываем 8-10 см.. Лапки-закрутку со спины прикладываем к заячьей шее.

12 слайд

  1. Теперь нитка у нас находится на шее. Заводим её за спинку зайчика и крест на крест очень сильно затягиваем 3 раза. Ниточку заводим за спинку, перекидываем на другую сторону и снова крест на крест, делаем вторую лапку.

13 слайд

  1. Оставшуюся ниточку можно намотать на пояс. Пояс у славян, как известно место магическое. Здесь можно не жалеть витков навивки. Чем больше витков, тем больше, надежнее пояс. Оставшуюся нитку мы прячем за пояс.

14 слайд

  1. Остается расправить зайчика - уши, голову.

15 слайд

  1. Зайчик готов подружиться с маленьким человечком.

Благодарю всех за работу. Всем спасибо!


© 2010-2022