Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК на пальчик
РоРоманова Галина Спартаковна, Учитель технологии, МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарска Занятие по внеурочной деятельности Тема занятия: «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК» Цель: научить изготовлению традиционной народной игрушки «Зайчик на пальчик» Средства обучения: Технологическая карта, Интернет-ресурс, ткань, нитки, вата, компьютерная презентация, выставка кукол. План-конспект внеурочного занятия по теме «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК»
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся. Звучит детская песня «Зайка скачет». Оформлен стенд с народными куклами
Собираются вокруг стола, приветствуют педагога.
1-й слайд - Сегодня мы поговорим о куклах, которые вы уже делали в начальной школе. Что это за куклы, для чего и из чего их делают? (народные игрушки, делают из ткани в подарок или для дома, как обереги)
Личностные действия: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и учителем на принципах уважения, доброжелательности. Регулятивные действия: Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу. Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме.
Формулирование темы урока, постановка цели
Организует постановку цели, формулировку темы занятия учащимися.
С помощью учителя формулируют тему и ставят цель занятия.
2 слайд Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставшись вечно юной и поныне. 3 слайд Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь. Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини, обрядовые куклы. Обереговые куклы безликие. Согласно поверью через лицо вселяется злой дух. Технология изготовления куклы очень проста. Никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из старых лоскутов ткани, делаются при помощи ниток. - Вы помните свою первую игрушк...
Регулятивные действия: Планирование учебного сотрудничества. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение определять и формулировать цель и тему на занятии с помощью учителя. Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме.
Изучение нового
Организует работу по изучению технологической карты, организации рабочего места. Рассказ учителя Зайчика на пальчик делали детям с самого рождения. Игрушка-зайчик надевалась на левую руку мамы. В левой руке удобно держать маленького ребеночка, а правой делать какую-то работу, от которой маму никто не освобождает. Когда мама снимает зайчика с руки, она отдает его маленькому ребенку с целью, чтобы зайчик притягивал к себе все страхи маленького ребеночка, соответственно для того, чтобы ребенок пе...
С помощью учителя организуют рабочее место. Изучают последовательность изготовления игрушки по технологической карте. Загадывают друг другу загадки «Заячий сон» Спят усталые ветра, Спит лесник в своей избушке, А у зайца до утра Спят по очереди ушки. В.Орлов загадки о зайке Через поле напрямик Скачет белый воротник. (Заяц ) На гору бегом, А с горы кувырком. (Заяц) Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. (Заяц)
· Внимательно рассмотрите игрушки. (Дети рассматривают готовые игрушки, трогают руками). · Что нужно знать, при выполнении игрушки? (технологическую последовательность) · Какие материалы для работы нам потребуются? (ткань, нитки красного цвет). Работа с текстом Из-за того, что создание ткани было очень трудоёмким, дети донашивали одежду взрослых, и на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считали, что ...
Познавательные действия:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Смысловое чтение: понимание работы по технологической карте Регулятивные действия: Оценивают поле своего незнания, ставят учебные цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо знать по данной теме), принимают решение и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные действия: взаимодействовать со сверстниками.
Закрепление нового. Практическая деятельность.
Организует работу по изготовлению игрушки с использованием инструкционной карты и слайдовой презентации. Дает консультацию
Учатся основным приемам изготовления игрушки по технологической карте (приложение 1)
Изготовление игрушки с использованием технологической карты
Познавательные действия: Организуют рабочее место. Учатся основным приемам изготовления игрушки по технологической карте Личностные действия: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и учителем на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи. Регулятивные действия:Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Помогают, корректно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма изготовления куклы. Коммун...
Рефлексия учебной деятельности на занятии
Организует рефлексию
Отвечают на вопросы учителя.
- Какая тема занятия была? - Какую цель ставили? Достигли цели? Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на занятии по трем направлениям.
Занятие
Я на занятии
Итог
интересно
работала
Поняла и научилась новому
скучно
отдыхала
Узнала больше, чем знала
безразлично
Помогала другим
Не поняла
Познавательные действия: Анализ «умею – не умел», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился, и где мне могут пригодиться полученные знания.
манова Галина Спартаковна, Учитель технологии, МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарска Занятие по внеурочной деятельности Тема занятия: «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК» Цель: научить изготовлению традиционной народной игрушки «Зайчик на пальчик» Средства обучения: Технологическая карта, Интернет-ресурс, ткань, нитки, вата, компьютерная презентация, выставка кукол. План-конспект внеурочного занятия по теме «Обереговая игрушка «ЗАЙЧИК»
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся. Звучит детская песня «Зайка скачет». Оформлен стенд с народными куклами
Собираются вокруг стола, приветствуют педагога.
1-й слайд - Сегодня мы поговорим о куклах, которые вы уже делали в начальной школе. Что это за куклы, для чего и из чего их делают? (народные игрушки, делают из ткани в подарок или для дома, как обереги)
Личностные действия: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и учителем на принципах уважения, доброжелательности. Регулятивные действия: Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу. Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме.
Формулирование темы урока, постановка цели
Организует постановку цели, формулировку темы занятия учащимися.
С помощью учителя формулируют тему и ставят цель занятия.
2 слайд Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставшись вечно юной и поныне. 3 слайд Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь. Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини, обрядовые куклы. Обереговые куклы безликие. Согласно поверью через лицо вселяется злой дух. Технология изготовления куклы очень проста. Никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из старых лоскутов ткани, делаются при помощи ниток. - Вы помните свою первую игрушк...
Регулятивные действия: Планирование учебного сотрудничества. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение определять и формулировать цель и тему на занятии с помощью учителя. Познавательные действия: Вспоминают, что им известно по изучаемой теме, делают предположение, систематизирует информацию до изучения нового материала, отвечает на вопросы Коммуникативные действия Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме.
Изучение нового
Организует работу по изучению технологической карты, организации рабочего места. Рассказ учителя Зайчика на пальчик делали детям с самого рождения. Игрушка-зайчик надевалась на левую руку мамы. В левой руке удобно держать маленького ребеночка, а правой делать какую-то работу, от которой маму никто не освобождает. Когда мама снимает зайчика с руки, она отдает его маленькому ребенку с целью, чтобы зайчик притягивал к себе все страхи маленького ребеночка, соответственно для того, чтобы ребенок пе...
С помощью учителя организуют рабочее место. Изучают последовательность изготовления игрушки по технологической карте. Загадывают друг другу загадки «Заячий сон» Спят усталые ветра, Спит лесник в своей избушке, А у зайца до утра Спят по очереди ушки. В.Орлов загадки о зайке Через поле напрямик Скачет белый воротник. (Заяц ) На гору бегом, А с горы кувырком. (Заяц)
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова Г.С. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
1слайд
Кто в куклы не играл, тот счастья не видал!
Одно из направлений моей работы - изучение Русской культуры.
2 слайд
На внеурочных занятиях с детьми 5-7 классов знакомимся с обрядами, традициями, обычаями Русского народа. Одно из направлений - куклы.
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставшись вечно юной и поныне.
Сейчас в традиционном представлении слово кукла ассоциируется обычно с игрой. Но так было не всегда.
Какую же роль играла кукла в жизни наших предков?
3 слайд
Издавна кукла воплощала чистую силу, добро и любовь.
В большинстве случаев образ куклы это образ женщины-богини. Поэтому прямую связь с ней имела женщина, хотя и мужчины тоже знали кукол. Так жена дарила в дорогу куклу мужу, когда он уходил в дальнюю дорогу. Считалось, что этот дар охраняет любимого и напоминает ему о домашнем очаге.
Все куклы условно можно разделить на игровые, куклы берегини, обрядовые куклы.
Обереговые куклы безликие. Согласно поверью ч/з лицо вселяется злой дух.
Технология изготовления куклы очень проста. Никаких ножниц и иголок. Все куклы сворачиваются из старых лоскутов ткани, делаются при помощи ниток. В общем используется всё то, что есть в любом доме всегда.
Давайте вместе займемся изготовлением обереговой куклы.
4 слайд
Будем делать куклу-зайчика.
Игрушка-зайчик надевалась на левую руку мамы.
В левой руке удобно держать маленького ребеночка, а правой делать какую-то работу, от которой маму никто не освобождает.
Почему именно зайчик? Зайчик - персонаж во-первых, знакомый всем с детства, во вторых - символ плодородия, изобилия, богатой жизни.
Когда мама снимает зайчика с руки, она отдает его маленькому ребенку с целью, чтобы зайчик притягивал к себе все страхи маленького ребеночка, соответственно для того, чтобы ребенок переставал бояться. Зайчик помогает справиться ребенку с тем, чего он боится.
Для изготовления такого зайчика нам потребуется:
Лоскуток ткани с две ладони, красной нити - щедро от души (красный - цвет жизни, красного солнышка, усиливает защитную силу нашего зайчика)
Набивка - очесы льна - можно заменить ваткой, лоскутками ткани, нитками
5 слайд
Начинаем делать нашего зайчика с ушей.
-
Берем лоскуток ткани, сворачиваем его по диагонали - это первое ухо зайца.
6 слайд
-
Второе ухо - лоскуток треугольник, который лежит сверху. Поднимаем его, прикладываем к первому ушку, сворачиваем пополам, расправляем. Ушки нашего зайчика готовы.
7 слайд
-
Сейчас мы берем и прячем их на два три пальца в ладонь.
8 слайд
-
Накидываем нашу сложенную пополам ниточку на ушки. В образовавшеюся петельку продёргиваем концы ниток, затягиваем. Нитку обматываем 3 раза по часовой стрелке вокруг ушей. (3 - магическое число). Это трёхмирье, в котором раньше жили славяне. И мы выполняя 3 оборота проявляем нашего зайчика в каждом из миров ноя, яви, прави.
9 слайд
-
Разворачиваем зайчика. Тот язычок, который у нас появился, он нам не нужен. Мы придерживаем его пальчиком и во внутрь вкладываем набивку. Большим пальцем правой руки набиваем нашего зайчика ваткой, нитку заворачиваем вовнутрь и закрываем голову теми лоскутками, которые остались у нас сзади.
10 слайд
-
Сформировали голову той формы, которую нам хочется. Нитку вытаскиваем и точно также 3 раза обматываем шею зайчика. Голова готова.
11 слайд
-
Оставшийся лоскуток сворачиваем. Расправляем и начинаем туго закатывать снизу вверх. Это будут лапки нашего зайчика. Чем туже колбаска, тем надежнее ручки-лапки зайчика.
-
До головы не докатываем 8-10 см.. Лапки-закрутку со спины прикладываем к заячьей шее.
12 слайд
-
Теперь нитка у нас находится на шее. Заводим её за спинку зайчика и крест на крест очень сильно затягиваем 3 раза. Ниточку заводим за спинку, перекидываем на другую сторону и снова крест на крест, делаем вторую лапку.
13 слайд
-
Оставшуюся ниточку можно намотать на пояс. Пояс у славян, как известно место магическое. Здесь можно не жалеть витков навивки. Чем больше витков, тем больше, надежнее пояс. Оставшуюся нитку мы прячем за пояс.
14 слайд
-
Остается расправить зайчика - уши, голову.
15 слайд
-
Зайчик готов подружиться с маленьким человечком.
Благодарю всех за работу. Всем спасибо!