Занятие для 1-го года обучения по программе Мягкая игрушка, на тему Народная игрушка

Раздел Технология
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»









Открытое занятие

Тема: «В гостях у сказки…»









Сведения о разработчике:

Евдокимова Наталья Александровна

педагог дополнительного образования 1 кв. категории











Реж

2011

Дата проведения: 24.02.2011 г..

Место проведения: кабинет объединения «Мягкая игрушка», структурное подразделение МОУ ДОД ЦВР

Тема: «В гостях у сказки…»

Цель: Приобщение детей к культуре славянских народов, через традиционную народную куклу, обряды и сказки.

Задачи:

  • Обучение детей изготовлению птички-синички;

  • Ознакомление детей с русскими народными куклами, обрядами и сказками, где главную роль играют птицы;

  • Воспитание в детях чувства ответственности и гордости за страну, в которой они проживают.

Подготовка кабинета:

  • Влажная уборка кабинета;

  • Проветривание;

  • Оформление мини выставки в кабинете;

  • Оформление кроссворда на доске.

Оборудование и инвентарь:

  • Ноутбук;

  • Электронный носитель;

  • Ножницы;

  • Нитки;

  • Ткань;

Методическое обеспечение:

  • Инструкционная карта- «Изготовление птички»;

  • Демонстрационный материал (народные куклы);

  • Кроссворд на тему «Народная игрушка»;

  • Подборка пословиц и поговорок;

План занятия:

1.Организационный момент:

  • приветствие (30 секунд);

  • повторение техники безопасности швеи ручницы (3 минуты);

  • повторение правил культуры поведения в объединении (3 минуты).

2. Основная часть

Теория:

  • раскрытие темы занятия (5минут);

    • рассказ и демонстрация презентации «Приданья старины глубокой» (7 минут);

    • разминка (5 минут);

    • закрепление полученного материала, через решение кроссворда

(10 минут);

Практика:

    • изготовление птички-синички или жаворонка (10-15 минут);

    • обряд «закликание весны» (1-2 минуты).

3.Подведение итогов занятия:

  • отметить каждого ребёнка (1 минута);

  • похвалить за качественную работу (30секунд);

  • Пригласить всех на чаепитие с блинами (30 секунд).

4. Уборка кабинета.




Ход занятия.

Здравствуйте дети! Я рада вас приветствовать! Спасибо, что пришли ко мне на огонёк. Но прежде чем начать свой рассказ с представления темы, я бы хотела напомнить вам правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

  • Ножницы нельзя передавать режущей частью вперёд, только кольцами;

  • Ножницы не подносить к лицу в раскрытом состоянии, можно поранить себя и друга;

  • Ножницы нельзя кидать;

  • Иглы необходимо держать в игольнице и не разбрасывать по кабинету;

  • Нитки отрезать ножницами, а не рвать руками.

Молодцы все знают технику безопасности при ручных работах.

Тема нашего занятия «В гостях у сказки…». Почему такое название? Да потому, что всё, что касается народной игрушки, всё тесно связанно с обрядами и устным народным творчеством, т.е. со сказкой. Недаром про народную игрушку говорят, что это живая старина, сказка - созданная своими руками.

А рассказ я свой начну с таких строк из русской народной сказки «Василиса Прекрасная»: «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она - и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла».

Как вы думаете, почему мама дарит своей дочке куколку, а не «палочку волшебную» например?

Куколку девочка получила потому, что раньше кукла в жизни человека играла главную роль. С куклой рождались детишки, проходили все обрядовые действия (свадьба, праздники, встречи и проводы). Везде человека сопровождала кукла. Кукла была разной. Для каждого события в жизни изготавливалась своя кукла. Куклы делались не только в человеческом облике, но и в виде зверей и птиц. Сейчас я хочу вам показать слайд-шоу.

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы. Приведу некоторые из существующих: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, Параскева-Пятница, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла Спиридон-Солнцеворот, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, травяные куклы, куклы зольные, шерстяные, купавка, Красота, двенадцать лихоманок, а также другие.
По названию кукол видно, что они выполняли множество функций в жизни человека. Кукла скрутка, пеленашка изготовлялась на рождение детей. Крупеничка или зернушка делалась для достатка в доме. День и ночь - обереги жилища. Они оберегают смену дня и ночи. Параскева-Пятница - защитница женщин, распорядительница браков. Масленичная являлась оберегом для молодоженов. Кукла коза символизировала достаток в доме и отпугивала нечистую силу. Одноручка делалась на свадьбу молодым, чтобы шли они по жизни рука об руку. Спиридон-Солнцеворот - одна из немногих кукол, олицетворяющая мужчину. Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать желанные перемены в жизни. Крестушка символизировала лучи солнца и охраняла людей. Покосница - помощница в нелегком крестьянском труде. Кукла от бессонницы помогала успокоить незасыпающее дитя. Лыковая служила для охраны дома от сглаза. Кукла Десятиручка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданное, женщинам в разных делах, таких, как ткачество, вышивка. Травяные, сделанные из травы, предназначались для успокоения, лечения. Куклы зольные дарили молодым, а также использовались для игры. Шерстяные использовались в обряде встречи весны. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, считая, что она забирает с собой людские заботы и болезни - такое значение придавалось очистительной силе воды. Красота - кукла свадебная. Двенадцать Лихоманок от болезней. У каждой куклы не одно, а несколько предназначений. Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами, а если быть более точными, от старших к младшим.

А сейчас предлагаю встать и немного размяться.

Разминка: все встали друг за другом «трамвайчиком» и делаем массаж друг другу, а теперь повернулись на 180 градусов и продолжаем делать массаж.

- Молодцы, а теперь вдох и выдох.

- Садитесь все на свои места.

Закрепление информации. Разгадывание кроссворда.

Кроссворд: ПТИЧКА-основное слово.

По горизонтали:

  1. Как называется кукла скрутка закрученная в тряпочку. (Пеленашка)

  2. Кукла изготовленная из туго скрученного столбика ткани. (Столбушка)

  3. Как называется сказка, где главную роль играет куколка. (Василиса-Прекрасная).

  4. Как называется кукла которая имеет много рук (10). (Десятиручка).

  5. Второе название куклы зернушки. (Крупеничка)

  6. Как называется кукла дарёная на свадьбу. (Одноручка)

Итак, что у нас получилось, какое слово? Правильно ПТИЧКА.

Предлагаю вам сегодня научиться изготовлению обрядовой и игровой кукле птичка. Ею можно так же украсить свой дом или комнату.

Птичку будем изготавливать поэтапно «делай как я», т. е. я показываю, а вы делаете.

Какие замечательные птички у вас получились, а сейчас мы с вами возьмём наших птичек в руку направим наши ладошки к свету и скажем закличку, что бы к нам побыстрей пришла весна красна.

Женщины выходили в поле, иногда брали дочерей и кричали заклички на приход Весны.

Жаворонок,

Жаворонок,

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

Если женщине на руку прилетала птица, считали, что год для нее будет счастливым.

Сейчас предлагаю усадить наших птичек на куклу Веснянку.

Ребята вам понравилось занятие?

Что нового вы сегодня узнали?

Если пригодится моя сказка вам в вашей жизни, я буду очень рада!

Приглашаю всех на чаепитие с традиционными русскими блинами!

Список использованной литературы:

  • Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок», И.-«Белый город»-М.,2010.

  • Интернет ресурсы



© 2010-2022