Программа курса по выбору «Дары природы»+разработка урока

"Пояснительная записка "Цели курса: · ознакомить учащихся с дикорастущими съедобными и лечебными растениями и ягодами нашего края; · способствовать формированию представления о воздействии даров природы на организм человека; · способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям; · ознакомить с профессиями биологического и технологического профилей обучения. "Задачи курса: · дать полную информацию о дикорастущих съедобных растениях, произрастающих в нашем регионе; · научить распознавать лекарственные травы, ознакомить с правилами правильного пользования; · научить распознавать дикие съедобные растения и ягоды, ознакомить с технологией приготовления пищи; · воспитать бережное отношение к дарам природы. В программе даны практические задания и указаны перечни блюд для приготовления на занятиях. "Формы проведения уроков: лекции, практические работы, экскурсии. "Формы контроля: наблюдение учителя, анализ практических работ, научно- исследовательские работы. В процессе изучения элективного курса «Дары природы» учащиеся должны овладеть следующими "знаниями, умениями и навыками: · уметь распознавать дикорастущие съедобные растения и ягоды и научиться готовить из них пищу; · уметь распознавать лекарственные травы и правильно ими пользоваться; · беречь дары природы; · знать санитарно- гигиенические требования, правила техники безопасности. "Содержание программы" ""Тема 1". Введение (1 ч.) "Краткое содержание. Содержание и задачи курса. Понятие о дарах природы. ""Тема 2". Изучение работ основоположников и пропагандистов Каюма Насыйри, А.К. Кощеева, М.А. Литвинова, Ю.П. Мирюта. Профессии биологического профиля (1 ч.) "Краткое содержание. Пропаганда К. Насыйри о пути правильного пользования лечебными травами и съедобными растениями. Книга «Хавасе набатат» (Целебные травы). ""Тема 3". Лекарственные травы, правила сбора и хранения. (4 ч.) "Краткое содержание. Какие части лекарственных растений являются лекарством? . Правила сбора частей растений, пригодных для лечения и правила хранения. Воздействие растений на организм человека. Разделение лекарственных трав на группы. ""Практическая работа. Экскурсия на природу: Научиться распознавать лекарственные травы и сделать из них гербарий. ""Тема 4." Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище (4 ч.) "Краткое содержание. Республика Татарстан расположена на границе двух географических зон – лесов и степи, поэтому на территории республики растет множество разнообразных видов съедобных растений, ягод.""Практическая работа. Экскурсия на природу: научиться распознавать съедобные растения; заготовить на зиму; приготовление блюд из съедобных растений "Примерный перечень блюд: 1. Суп из борщевика. 2. Салат из щавеля. 3. Суп из крапивы. ""Тема 5." Дикие съедобные ягоды ( 4ч.) "Краткое содержание. Дикие ягоды, растущие в лесах, полянах, берегах рек в нашем крае. Они - источник всевозможных витаминов и минеральных солей, укрепляющие организм. Ягоды, имеющие в составе витамин А (рябина, шиповник). Ягоды, богатые витамином С (калина, шиповник, земляника, клубника, черемуха). Соли железа в малине, чернике, клубнике. Способы приготовления блюд из лесных даров. ""Практическая работа. Экскурсия на природу: распознавание дикорастущих съедобных ягод, сбор, заготовка на зиму, приготовление блюд. "Примерный перечень блюд: 1. Повидло из рябины. 2. Компот из черемухи. 3. Пирог из калины. 4. Компот из шиповника. ""Тема 6." Роль дикорастущих съедобных растений в жизни людей в годы Великой Отечественной войны ( 2ч.) "Краткое содержание". Использование в годы Великой Отечественной войны людьми даров природы для приготовления различных блюд, приправ, а также для лечения болезней. Средняя продолжительность жизни людей в России. Причина долголетия старшего поколения. ""Практическая работа. Выполнить научно-исследовательскую работу. "Примерные темы: «Полезные «дикари»; «Растения, спасшие людей от голода во время войны; и т.д. ""Тема 7". Охрана природы ( 2 час.) "Краткое содержание. Экологические проблемы и пути их решения. Необходимость бережного отношения к природным богатствам. Правильное поведение людей на природе, выполнение правил пожарной безопасности. ""Практическая работа. Решение экологических задач: · экологические проблемы природы, общества, человека; · влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Табарлинская СОШ Агрызского муниципального района

Республики Татарстан









Программа курса по выбору

«Дары природы»

на 2013-2014 учебный год





Автор-составитель: Набиуллина И.Ч.

учитель технологии



2013-2014

Программа элективного курса «Дары природы»

Пояснительная записка

Данная программа элективного курса составлена для учащихся, обучающихся в предпрофильных классах технологической направленности и рассчитана на 18 часов.

Луга, леса, реки нашей страны можно назвать источником бесконечных природных богатств. Наша республика-Татарстан расположена на границе двух географических зон- зоны лесов и степи и составляет лесостепную зону. Поэтому мир растений и животных республики очень богат. В лесах и лугах можно встретить разнообразные виды дикорастущих съедобных растений, ягод, грибов и орехов.

Люди наших краев с древних времен использовали для приготовления пищи и лечения дары природы. Но, к сожалению, по мере улучшения жизни людей, эти полезные растения постепенно забываются, все меньше и меньше используются.

В настоящее время уровень культуры питания людей находится на низком уровне и это является очень большой проблемой. В итоге- люди страдают множествами болезней: диабетом, гипертонией, нарушением обмена веществ, ожирением и т.д. Поэтому необходимо ввести в рацион питания богатые витаминами дикорастущие растения. И это, я думаю, несомненно, приведет к улучшению результата.

Цели курса:

  • ознакомить учащихся с дикорастущими съедобными и лечебными растениями и ягодами нашего края;

  • способствовать формированию представления о воздействии даров природы на организм человека;

  • способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

  • ознакомить с профессиями биологического и технологического профилей обучения.

Задачи курса:

  • дать полную информацию о дикорастущих съедобных растениях, произрастающих в нашем регионе;

  • научить распознавать лекарственные травы, ознакомить с правилами правильного пользования;

  • научить распознавать дикие съедобные растения и ягоды, ознакомить с технологией приготовления пищи;

  • воспитать бережное отношение к дарам природы.

В программе даны практические задания и указаны перечни блюд для приготовления на занятиях.

Формы проведения уроков: лекции, практические работы, экскурсии.

Формы контроля: наблюдение учителя, анализ практических работ, научно- исследовательские работы.

В процессе изучения элективного курса «Дары природы» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • уметь распознавать дикорастущие съедобные растения и ягоды и научиться готовить из них пищу;

  • уметь распознавать лекарственные травы и правильно ими пользоваться;

  • беречь дары природы;

  • знать санитарно- гигиенические требования, правила техники безопасности.




Тематический план

Тема урока

Всего часов

Теория

Практика

1.


2.








3.



4.




5.


6.





7.

Введение

Изучение работ основоположников и пропагандистов по изучению дикорастущих съедобных растений.

Профессии биологического и технологического профилей.

Лекарственные травы, правила сбора и хранения.

Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище.

Дикие съедобные ягоды

Роль дикорастущих съедобных растений в жизни людей в годы Великой Отечественной войны

Охрана даров природы

1


1








4



4




4


2





2

1


1








2



2




2


1





1











2



2




2


1





1


Всего часов

18

10

8

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч.)

Краткое содержание. Содержание и задачи курса. Понятие о дарах природы.

Тема 2. Изучение работ основоположников и пропагандистов Каюма Насыйри, А.К. Кощеева, М.А. Литвинова, Ю.П. Мирюта. Профессии биологического профиля (1 ч.)

Краткое содержание. Пропаганда К. Насыйри о пути правильного пользования лечебными травами и съедобными растениями. Книга «Хавасе набатат» (Целебные травы).

Книга профессора А.К.Кощеева «Дикорастущие съедобные растения в нашем питании».Работы Ю.П. Мирюта, М.А.Литвинова.

Профессии биологического и технологического профилей. Возможности получения профессий биологического и технологического профилей, требования к ним.

Тема 3. Лекарственные травы, правила сбора и хранения. (4 ч.)

Краткое содержание. Какие части лекарственных растений являются лекарством? Для полного изучения лекарственных трав, необходимо выяснить биологический состав корней, цветов, почек, листьев, ягод. Правила сбора частей растений, пригодных для лечения и правила хранения. Воздействие растений на организм человека. Разделение лекарственных трав на группы.

Практическая работа.

Экскурсия на природу:

Научиться распознавать лекарственные травы и сделать из них гербарий.

Тема 4. Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище (4 ч.)

Краткое содержание. Республика Татарстан расположена на границе двух географических зон - лесов и степи, поэтому на территории республики растет множество разнообразных видов съедобных растений, ягод.

Заслуги Юныса Ахметзянова - заслуженного повара РСФСР, который изучил богатый опыт народа по приготовлению блюд из дикорастущих съедобных растений и донес до нас через книгу «Кулинария и дары природы».Съедобные дикорастущие растения богаты белками, витаминами и минеральными солями. Правила сбора этих трав.

Растения, богатые витамином С (крапива, щавель, борщевик)

Растения, богатые витамином А (крапива)

Блюда, которые можно приготовить из дикорастущих съедобных растений и технология приготовления.

Правила заготовки трав на зиму ( сушка, замораживание)

Практическая работа.

Экскурсия на природу:

научиться распознавать съедобные растения;

заготовить на зиму;

приготовление блюд из съедобных растений

Примерный перечень блюд:

  1. Суп из борщевика.

  2. Салат из щавеля.

  3. Суп из крапивы.

Тема 5. Дикие съедобные ягоды ( 4ч.)

Краткое содержание. Дикие ягоды, растущие в лесах, полянах, берегах рек в нашем крае. Они - источник всевозможных витаминов и минеральных солей, укрепляющие организм.

Ягоды, имеющие в составе витамин А (рябина, шиповник).

Ягоды, богатые витамином С (калина, шиповник, земляника, клубника, черемуха).

Соли железа в малине, чернике, клубнике.

Способы приготовления блюд из лесных даров.

Практическая работа.

Экскурсия на природу:

распознавание дикорастущих съедобных ягод, сбор, заготовка на зиму, приготовление блюд.

Примерный перечень блюд:

  1. Повидло из рябины.

  2. Компот из черемухи.

  3. Пирог из калины.

  4. Компот из шиповника.

Тема 6. Роль дикорастущих съедобных растений в жизни людей в годы Великой Отечественной войны ( 2ч.)

Краткое содержание. Использование в годы Великой Отечественной войны людьми даров природы для приготовления различных блюд, приправ, а также для лечения болезней.

Средняя продолжительность жизни людей в России. Причина долголетия старшего поколения.

Практическая работа.

Выполнить научно-исследовательскую работу.

Примерные темы:

«Полезные «дикари»;

«Растения, спасшие людей от голода во время войны; и т.д.

Тема 7. Охрана природы ( 2 час.)

Краткое содержание. Экологические проблемы и пути их решения. Необходимость бережного отношения к природным богатствам. Правильное поведение людей на природе, выполнение правил пожарной безопасности.

Практическая работа.

Решение экологических задач:

  • экологические проблемы природы, общества, человека;

  • влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.


Методика проведения занятия элективного курса «Дары природы»

Тема. Дикорастущие съедобные растения. Приготовление супа из борщевика.

Раздел. Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище.

Цели урока:

  1. способствовать формированию представления о дикорастущих съедобных растениях; способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению пищи из дикорастущих съедобных растений;

  2. способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к дарам природы;

  3. способствовать воспитанию правильного отношения к дикорастущим съедобным растениям;

  4. познакомить учащихся с профессиями биологического и технологического профилей.

Методическое оснащение урока:

  1. материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения;

- компьютер;

- экран;

- электрическая плита;

- посуда для приготовления супа;

-продукты.

2. Дидактическое обеспечение:

  • рабочая тетрадь;

  • плакат « Полезные растения»;

  • слайды, выполненные по программе Power Point 2003;

  • гербарии;

  • технологические карты;

  • инструкционные карты.

Методы обучения: беседа, групповая работа.

Межпредметная связь: биология - дикорастущие съедобные растения; география - географическое месторасположение Республики Татарстан.


Ход урока

  1. Вводная часть (орг. момент, объяснение целей урока)

  2. Актуализация.

Учитель: На какой географической зоне расположена Республика Татарстан и что вы можете сказать о растительном мире в наем крае?

(Республика Татарстан расположена на границе двух географических зон-лесов и степи и составляет лесостепную зону. Поэтому в нашем крае растительный мир очень богат)

Учитель: какие дикорастущие съедобные растения, произрастающие в нашем крае вам известны?

( В нашем крае есть много таких растений. Например, борщевик, крапива, рябина, калина, шиповник и т.д.)

Учитель: как люди пользовались дарами природы?

( Люди с древних времен использовали дары природы: готовили различные блюда, приправы, также использовали для лечения)

  1. Основная часть.

Выдающийся основоположник -пропагандист по изучению дикорастущих съедобных растений Каюм Насыйри, изучив богатый опыт народа, написал книги о лечебных свойствах и благоприятном воздействии дикорастущих съедобных растений на организм человека. ( Демонстрация книг).

Наукой уже доказано содержание в дикорастущих съедобных растениях белков, витаминов и минеральных солей. Их необходимо употреблять в пищу весной, когда организм нуждается в витаминах. Например, витамин С содержится в крапиве, щавеле, борщевике. Нехватка в организме витамина С приводит к быстрой усталости, утомляемости человека.

Витамин А содержится в крапиве, пастушьей сумке. Нехватка этого витамина приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости.

(Учащиеся показывают гербарии, сделанные во время экскурсии и рассказывают о дикорастущих съедобных растениях).

  1. Закрепление нового материала

( приложение 2)

  1. Физкультминутка.

  2. Практическая работа.

Приготовление супа из борщевика.

  1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление с объектом труда;

-ознакомление со средствами обучения;

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по технике безопасности.

6.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

6.3. Текущий инструктаж учителя:

6.3.1. Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

-проверка организации рабочих мест учащихся;

- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

6.3.2. Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися учебно- технической документации.

6.3.3. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.

6.4. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельности работы учащимися;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

7. Уборка рабочих мест.

8. Подведение итогов урока:

- сообщение о достижении целей урока;

- выставление оценок;

- сообщение о теме следующего урока.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По проведенному теоретическому анализу проблемы необходимости дикорастущих съедобных растений для организма человека выяснилось, что если в рационе недостает растительной пищи, то это приводит к ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, появлению различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни. Чтобы каким-то образом ликвидировать или хотя бы сократить этот дефицит, следует обратить внимание на дары природы.

Учить школьников распознавать дикорастущие съедобные растения следует не только на уроках природоведения, ботаники, сельскохозяйственного труда, но и на уроках технологии и профильных и предпрофильных курсах. С этой целью я разработала программу курса по выбору «Дары природы», где учащиеся могут получить полную информацию о дикорастущих съедобных растениях, произрастающих в нашем регионе, научиться распознавать дикие съедобные растения и ягоды, лекарственные травы, ознакомиться с технологией приготовления пищи, также с профессиями биологического и технологического профилей обучения.

Развивать практические навыки по нахождению и определению «дикарей» следует не только на уроках, но и на экскурсиях в природу, занятиях на учебно-опытном участке, в процессе кружковой и опытнической работы. Последнюю важно направить на выведение высокоурожайных, высокопитательных сорняков, учитывая при этом их природные качества: интенсивный рост, поразительную живучесть, неприхотливость.

Вместе с тем следует постоянно напоминать учащимся о необходимости бережного отношения к природе, чтобы растения, используемые в пищу, не исчезали, а также строгого соблюдения правил сбора и способов заготовки.

В процессе изучения курса «Дары природы» школьники должны осознать сущность здоровьесберегающей проблемы, которая так важна в нынешнее время.


© 2010-2022