- Преподавателю
- Технология
- Программа курса по выбору «Дары природы»+разработка урока
Программа курса по выбору «Дары природы»+разработка урока
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Набиуллина И.Ч. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Табарлинская СОШ Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Программа курса по выбору
«Дары природы»
на 2013-2014 учебный год
Автор-составитель: Набиуллина И.Ч.
учитель технологии
2013-2014
Программа элективного курса «Дары природы»
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса составлена для учащихся, обучающихся в предпрофильных классах технологической направленности и рассчитана на 18 часов.
Луга, леса, реки нашей страны можно назвать источником бесконечных природных богатств. Наша республика-Татарстан расположена на границе двух географических зон- зоны лесов и степи и составляет лесостепную зону. Поэтому мир растений и животных республики очень богат. В лесах и лугах можно встретить разнообразные виды дикорастущих съедобных растений, ягод, грибов и орехов.
Люди наших краев с древних времен использовали для приготовления пищи и лечения дары природы. Но, к сожалению, по мере улучшения жизни людей, эти полезные растения постепенно забываются, все меньше и меньше используются.
В настоящее время уровень культуры питания людей находится на низком уровне и это является очень большой проблемой. В итоге- люди страдают множествами болезней: диабетом, гипертонией, нарушением обмена веществ, ожирением и т.д. Поэтому необходимо ввести в рацион питания богатые витаминами дикорастущие растения. И это, я думаю, несомненно, приведет к улучшению результата.
Цели курса:
-
ознакомить учащихся с дикорастущими съедобными и лечебными растениями и ягодами нашего края;
-
способствовать формированию представления о воздействии даров природы на организм человека;
-
способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
-
ознакомить с профессиями биологического и технологического профилей обучения.
Задачи курса:
-
дать полную информацию о дикорастущих съедобных растениях, произрастающих в нашем регионе;
-
научить распознавать лекарственные травы, ознакомить с правилами правильного пользования;
-
научить распознавать дикие съедобные растения и ягоды, ознакомить с технологией приготовления пищи;
-
воспитать бережное отношение к дарам природы.
В программе даны практические задания и указаны перечни блюд для приготовления на занятиях.
Формы проведения уроков: лекции, практические работы, экскурсии.
Формы контроля: наблюдение учителя, анализ практических работ, научно- исследовательские работы.
В процессе изучения элективного курса «Дары природы» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-
уметь распознавать дикорастущие съедобные растения и ягоды и научиться готовить из них пищу;
-
уметь распознавать лекарственные травы и правильно ими пользоваться;
-
беречь дары природы;
-
знать санитарно- гигиенические требования, правила техники безопасности.
Тематический план
№
Тема урока
Всего часов
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение
Изучение работ основоположников и пропагандистов по изучению дикорастущих съедобных растений.
Профессии биологического и технологического профилей.
Лекарственные травы, правила сбора и хранения.
Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище.
Дикие съедобные ягоды
Роль дикорастущих съедобных растений в жизни людей в годы Великой Отечественной войны
Охрана даров природы
1
1
4
4
4
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
Всего часов
18
10
8
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч.)
Краткое содержание. Содержание и задачи курса. Понятие о дарах природы.
Тема 2. Изучение работ основоположников и пропагандистов Каюма Насыйри, А.К. Кощеева, М.А. Литвинова, Ю.П. Мирюта. Профессии биологического профиля (1 ч.)
Краткое содержание. Пропаганда К. Насыйри о пути правильного пользования лечебными травами и съедобными растениями. Книга «Хавасе набатат» (Целебные травы).
Книга профессора А.К.Кощеева «Дикорастущие съедобные растения в нашем питании».Работы Ю.П. Мирюта, М.А.Литвинова.
Профессии биологического и технологического профилей. Возможности получения профессий биологического и технологического профилей, требования к ним.
Тема 3. Лекарственные травы, правила сбора и хранения. (4 ч.)
Краткое содержание. Какие части лекарственных растений являются лекарством? Для полного изучения лекарственных трав, необходимо выяснить биологический состав корней, цветов, почек, листьев, ягод. Правила сбора частей растений, пригодных для лечения и правила хранения. Воздействие растений на организм человека. Разделение лекарственных трав на группы.
Практическая работа.
Экскурсия на природу:
Научиться распознавать лекарственные травы и сделать из них гербарий.
Тема 4. Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище (4 ч.)
Краткое содержание. Республика Татарстан расположена на границе двух географических зон - лесов и степи, поэтому на территории республики растет множество разнообразных видов съедобных растений, ягод.
Заслуги Юныса Ахметзянова - заслуженного повара РСФСР, который изучил богатый опыт народа по приготовлению блюд из дикорастущих съедобных растений и донес до нас через книгу «Кулинария и дары природы».Съедобные дикорастущие растения богаты белками, витаминами и минеральными солями. Правила сбора этих трав.
Растения, богатые витамином С (крапива, щавель, борщевик)
Растения, богатые витамином А (крапива)
Блюда, которые можно приготовить из дикорастущих съедобных растений и технология приготовления.
Правила заготовки трав на зиму ( сушка, замораживание)
Практическая работа.
Экскурсия на природу:
научиться распознавать съедобные растения;
заготовить на зиму;
приготовление блюд из съедобных растений
Примерный перечень блюд:
-
Суп из борщевика.
-
Салат из щавеля.
-
Суп из крапивы.
Тема 5. Дикие съедобные ягоды ( 4ч.)
Краткое содержание. Дикие ягоды, растущие в лесах, полянах, берегах рек в нашем крае. Они - источник всевозможных витаминов и минеральных солей, укрепляющие организм.
Ягоды, имеющие в составе витамин А (рябина, шиповник).
Ягоды, богатые витамином С (калина, шиповник, земляника, клубника, черемуха).
Соли железа в малине, чернике, клубнике.
Способы приготовления блюд из лесных даров.
Практическая работа.
Экскурсия на природу:
распознавание дикорастущих съедобных ягод, сбор, заготовка на зиму, приготовление блюд.
Примерный перечень блюд:
-
Повидло из рябины.
-
Компот из черемухи.
-
Пирог из калины.
-
Компот из шиповника.
Тема 6. Роль дикорастущих съедобных растений в жизни людей в годы Великой Отечественной войны ( 2ч.)
Краткое содержание. Использование в годы Великой Отечественной войны людьми даров природы для приготовления различных блюд, приправ, а также для лечения болезней.
Средняя продолжительность жизни людей в России. Причина долголетия старшего поколения.
Практическая работа.
Выполнить научно-исследовательскую работу.
Примерные темы:
«Полезные «дикари»;
«Растения, спасшие людей от голода во время войны; и т.д.
Тема 7. Охрана природы ( 2 час.)
Краткое содержание. Экологические проблемы и пути их решения. Необходимость бережного отношения к природным богатствам. Правильное поведение людей на природе, выполнение правил пожарной безопасности.
Практическая работа.
Решение экологических задач:
-
экологические проблемы природы, общества, человека;
-
влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.
Методика проведения занятия элективного курса «Дары природы»
Тема. Дикорастущие съедобные растения. Приготовление супа из борщевика.
Раздел. Дикорастущие съедобные растения и использование их в пище.
Цели урока:
-
способствовать формированию представления о дикорастущих съедобных растениях; способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению пищи из дикорастущих съедобных растений;
-
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к дарам природы;
-
способствовать воспитанию правильного отношения к дикорастущим съедобным растениям;
-
познакомить учащихся с профессиями биологического и технологического профилей.
Методическое оснащение урока:
-
материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- компьютер;
- экран;
- электрическая плита;
- посуда для приготовления супа;
-продукты.
2. Дидактическое обеспечение:
-
рабочая тетрадь;
-
плакат « Полезные растения»;
-
слайды, выполненные по программе Power Point 2003;
-
гербарии;
-
технологические карты;
-
инструкционные карты.
Методы обучения: беседа, групповая работа.
Межпредметная связь: биология - дикорастущие съедобные растения; география - географическое месторасположение Республики Татарстан.
Ход урока
-
Вводная часть (орг. момент, объяснение целей урока)
-
Актуализация.
Учитель: На какой географической зоне расположена Республика Татарстан и что вы можете сказать о растительном мире в наем крае?
(Республика Татарстан расположена на границе двух географических зон-лесов и степи и составляет лесостепную зону. Поэтому в нашем крае растительный мир очень богат)
Учитель: какие дикорастущие съедобные растения, произрастающие в нашем крае вам известны?
( В нашем крае есть много таких растений. Например, борщевик, крапива, рябина, калина, шиповник и т.д.)
Учитель: как люди пользовались дарами природы?
( Люди с древних времен использовали дары природы: готовили различные блюда, приправы, также использовали для лечения)
-
Основная часть.
Выдающийся основоположник -пропагандист по изучению дикорастущих съедобных растений Каюм Насыйри, изучив богатый опыт народа, написал книги о лечебных свойствах и благоприятном воздействии дикорастущих съедобных растений на организм человека. ( Демонстрация книг).
Наукой уже доказано содержание в дикорастущих съедобных растениях белков, витаминов и минеральных солей. Их необходимо употреблять в пищу весной, когда организм нуждается в витаминах. Например, витамин С содержится в крапиве, щавеле, борщевике. Нехватка в организме витамина С приводит к быстрой усталости, утомляемости человека.
Витамин А содержится в крапиве, пастушьей сумке. Нехватка этого витамина приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости.
(Учащиеся показывают гербарии, сделанные во время экскурсии и рассказывают о дикорастущих съедобных растениях).
-
Закрепление нового материала
( приложение 2)
-
Физкультминутка.
-
Практическая работа.
Приготовление супа из борщевика.
-
Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с объектом труда;
-ознакомление со средствами обучения;
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
6.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
6.3. Текущий инструктаж учителя:
6.3.1. Формирование новых умений:
- проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся;
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
6.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися учебно- технической документации.
6.3.3. Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.
6.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельности работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
7. Уборка рабочих мест.
8. Подведение итогов урока:
- сообщение о достижении целей урока;
- выставление оценок;
- сообщение о теме следующего урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По проведенному теоретическому анализу проблемы необходимости дикорастущих съедобных растений для организма человека выяснилось, что если в рационе недостает растительной пищи, то это приводит к ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, появлению различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни. Чтобы каким-то образом ликвидировать или хотя бы сократить этот дефицит, следует обратить внимание на дары природы.
Учить школьников распознавать дикорастущие съедобные растения следует не только на уроках природоведения, ботаники, сельскохозяйственного труда, но и на уроках технологии и профильных и предпрофильных курсах. С этой целью я разработала программу курса по выбору «Дары природы», где учащиеся могут получить полную информацию о дикорастущих съедобных растениях, произрастающих в нашем регионе, научиться распознавать дикие съедобные растения и ягоды, лекарственные травы, ознакомиться с технологией приготовления пищи, также с профессиями биологического и технологического профилей обучения.
Развивать практические навыки по нахождению и определению «дикарей» следует не только на уроках, но и на экскурсиях в природу, занятиях на учебно-опытном участке, в процессе кружковой и опытнической работы. Последнюю важно направить на выведение высокоурожайных, высокопитательных сорняков, учитывая при этом их природные качества: интенсивный рост, поразительную живучесть, неприхотливость.
Вместе с тем следует постоянно напоминать учащимся о необходимости бережного отношения к природе, чтобы растения, используемые в пищу, не исчезали, а также строгого соблюдения правил сбора и способов заготовки.
В процессе изучения курса «Дары природы» школьники должны осознать сущность здоровьесберегающей проблемы, которая так важна в нынешнее время.