Программа дополнительного образования Народные промыслы

Задачи программы состоят в ознакомлении воспитанников с наиболее распространёнными видами народных ремёсел, в формировании эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского быта, в воспитании трудолюбия, уважения к человеческому труду, к народной традиции, стремления развить, продолжить её.  Особенность программы – в её практической направленности и завершённости каждой темы, что позволяет обучающимся за годы обучения в объединении освоить большинство самых распространённых видов женского ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аширова Марина Александровна, заместитель директора по учебно - воспитательной работе МКОУ «СОШ № 7» с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края



Программа дополнительного образования

«Народные промыслы»

(для учащихся 5 - 9 классов)

Пояснительная записка


Программа составлена на основе программ курса «Народоведение», разработанной Государственным НИИ семьи и воспитания и Центром «Сельская школа» Института общего среднего образования РАО.

Цель программы: возрождение народных промыслов как составной части освоения национальной культуры учащимися сельских школ.

Задачи программы состоят в ознакомлении воспитанников с наиболее распространёнными видами народных ремёсел, в формировании эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского быта, в воспитании трудолюбия, уважения к человеческому труду, к народной традиции, стремления развить, продолжить её.

Реализация программы «Народные промыслы», помимо знаний о народных ремёслах и овладения практическими умениями и навыками, создаёт условия для расширения культурного кругозора ребёнка (подростка), для развития мышления и речи на базе высокой тренированности моторики и координации движений руки.

Особенность программы - в её практической направленности и завершённости каждой темы, что позволяет обучающимся за годы обучения в объединении освоить большинство самых распространённых видов женского рукоделия. К тому же частая смена деятельности, свойственная подросткам, вызывает интерес к обучению в объединении, заинтересованность в практическом освоении программы.

Организация занятий по программе может меняться в зависимости от периодичности их проведения и в течение учебного года изучать от 2-х до 4-х модулей - блоков.

Итоговые работы всех школьников и наиболее удачные в течение года полезно представить на выставки, творческие отчёты, на ярмарки-продажи.

Программа «Народные промыслы» открытая: каждая школа в зависимости от направления ремёсел в своей местности дополняет, корректирует время и тематику занятий. Занятия могут проводить педагоги дополнительного образования, учителя технологии, родители-умельцы.

Занятия с учащимися 5-х - 9-х классов рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 часа.


Модуль «Лоскутное шитьё»

Искусство шитья из лоскута уходит в глубокую древность. Из обрезков ткани, лоскутков женщины на Руси испокон века шили одеяла, одежду, ткали дорожки, плели коврики, мастерили кукол, другие игрушки. Помимо прикладного значения изделий, лоскутное шитьё формирует у учащихся первоначальное чувство хозяина - в доме всё пригодится, всему есть применение. Искусство составления гармоничного узора, целого полотнища из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков, орнамента, развивает художественный вкус, фантазию, творческие способности. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Модуль рекомендуется для учащихся 5-х - 7-х классов.

Учащиеся должны знать:

  1. Ассортимент и функциональное назначение изделий из лоскута.

  2. Детали кроя и способы их соединения.

3. Способы выполнения работ по изготовлению изделий на универсальных машинах.

  1. Терминологию швейных работ.

  2. Швейные материалы и их свойства.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять виды работ по изготовлению швейных изделий на универсальных машинах.

  2. Изготавливать изделия с применением оборудования, инструментов, приспособлений.

  3. Пользоваться лекалами, выполнять элементы моделирования.

  4. Определять качество кроя и готового изделия.

  5. Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделия.

  6. Соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности.

Учебно - тематический план и содержание

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. План работы. Знакомство с изделиями лоскутного шитья (прикроватные и напольные коврики, дорожки, одеяла, покрывала, занавески, игрушки, одежда). Понятие о технологиях изготовления, орнаменте, цвете, композициях. Техника безопасности.

4

2 / 2

2

Изготовление лоскутного прикроватного коврика (подбор рисунка, лоскута, намётка, шитьё).

8

1 / 7

3

Изготовление лоскутной занавески.

8

1 / 7

4

Изготовление кукол. Рассматривание образцов, выбор модели, изготовление.

8

2 / 6

5

Изготовление диванных подушек.

8

1 / 7

6

Изготовление кухонных комплектов.

8

1 / 7

7

Коллективное изготовление панно.

8

2 / 6

8

Оформление одежды лоскутным орнаментом (манжеты, воротник, низ юбки, карманы, вставочки).

4

1 / 3

9

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

4

2 / 2

Итого:

60

13 / 47

Литература

  1. Банакина Л. Лоскутное шитьё. Москва: Аст-Пресс книга, 2001.

  2. Занавески, покрывала, подушки. Москва: Ниола 21-й век, 2005.

  3. Калинич М. и др. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1997.

  4. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутные подушки и покрывала. Москва: Эксмо, 2004.

  5. Моя первая книга по рукоделию. Москва: Дрофа, 1995.

  6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997.

  7. Сидоренко В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

  8. Столярова А. Игрушки-подушки. Москва: Культура и традиции, 2004.

  9. Программы ВНИК «Бурда Моден». Москва, 1995.


Модуль «Мягкая игрушка»


Игрушки любили всегда. Их делали из того, что было под рукой,- из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивня мамонта.

Часто народные умельцы использовали солому, лён, пряжу. Иногда кукол вязали крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня стали теперь сувенирами - с ними теперь не играют дети. А ведь игрушка должна оправдывать свою основную цель: учить доброте, любви и дружбе. Детям всегда хотелось иметь маленького верного друга, который бы ждал их после школы, разделял бы с ними все радости и печали, играл и понимал…

Процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Изготовление игрушки способствует развитию художественного вкуса, фантазии, творческих способностей. Модуль рекомендуется для учащихся 5-х - 7-х классов.

Учащиеся должны знать:

  1. Детали кроя мягкой игрушки.

  2. Способы выполнения работ по изготовлению швейных изделий на универсальных швейных машинах.

  3. Терминологию швейных работ.

  4. Швейные материалы и их свойства.

5. Способы ухода за мягкими игрушками из различных материалов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять все виды работ по изготовлению швейных изделий на универсальных машинах.

  2. Изготавливать изделия с применением оборудования, инструментов, приспособлений.

  3. Пользоваться лекалами, выполнять элементы моделирования.

  4. Определять качество кроя и готового изделия.

  5. Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделия.

  6. Проверять состояние оборудования, выполнять текущий уход и устранять мелкие неполадки.

  7. Соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. История народной игрушки. Современная мягкая игрушка. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Игрушка - подушка. Выбор материалов, раскрой, изготовление и оформление игрушки.

8

1 / 7

3

Изготовление плоской игрушки.

8

1 / 7

4

Изготовление игрушки - пижамницы.

8

1 / 7

5

Изготовление игрушки для кукольного театра.

8

1 / 7

6

Изготовление тряпичной куклы.

8

1 / 7

7

Изготовление игрушки - зверушки.

8

1 / 7

8

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

2

1 / 1


Итого:

52

9 / 43

Литература

1. Калинич М. и др. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1997.

  1. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. Санкт Петербург: Валерии СПД, 1999.

  2. Моя первая книга по рукоделию. Москва: Дрофа, 1995.

  3. Столярова А. Вязаные игрушки. Москва: Культура и традиции, 2005.

  4. Феррари В. Мягкая игрушка своими руками. Москва: Мир книги, 2002.

Модуль «Флористика»

Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений.

Умение видеть и чувствовать красоту родной природы - большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьёт мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя.

Модуль рекомендуется для учащихся 5-х - 7-х классов.

Учащиеся должны знать:

  • ассортимент природных материалов для выполнения поделок;

  • правила работы с различными природными материалами;

  • возможности применения поделок в быту.

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать материалы для поделок;

  • выполнять работы по изготовлению поделок из природного материала;

  • соблюдать правила безопасной работы и санитарно - гигиенические нормы.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество

часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. Образцы изделий. Рабочее место и инструменты. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Поделки из скорлупы яиц и орехов.

4

1 / 3

3

Поделки из желудей и каштанов.

2

1 / 1

4

Поделки из шишек.

4

1 / 1

5

Поделки из ракушек.

4

1 / 3

6

Поделки из различных материалов.

4

1 / 3

7

Аппликация из природных материалов.

2

1 / 1

8

Букеты из сухих цветов.

2

1 / 1


Итого:

24

9 / 15


Литература

  1. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

  2. Перевертень Г.И. Серия «Поделки своими руками». Донецк: Сталкер, 2004.

  3. Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Москва: Владос, 2003.


Модуль «Вязание крючком»


Русское кружево - один из замечательных видов декоративно - прикладного искусства. Оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения. Кружево каждого промыслового центра имеет свои отличительные особенности в характере узоров и приёмов плетения.

На занятиях учащиеся узнают об истории кружевных промыслов в нашей стране, о современном производстве кружевных изделий, национальных традициях и особенностях орнамента и техники плетения русских мастериц. Основное место на занятиях отводится практическим работам и знакомству с творчеством умельцев.

Изучение техники вязания крючком требует кропотливого труда, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу с каждым школьником.

Программа занятий предусматривает выполнение несложных изделий и оплётов для салфетки, всевозможное сочетание кружева и вышивки при оформлении изделий из ткани. Модуль рекомендуется для учащихся 5-х - 7-х классов.

Учащиеся должны знать:

  • начальные сведения о свойствах пряжи, крючках;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветочном сочетании;

  • различать понятия: «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур», «цепочка из воздушных петель», «столбик с накидом», «столбик без накида»;

  • иметь представление о народных традициях разных стран.

Учащиеся должны уметь:

  • приобрести навыки работы с крючком;

  • пользоваться схематическим описанием рисунка;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать по шаблону;

  • прибавлять и убавлять петли;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. История вязания крючком. Русское кружево. Демонстрация образцов. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Понятие об орнаменте, композиции, ритме, симметрии. Выбор рисунка, подбор ниток, крючков, изучение техники плетения.

4

2 / 2

3

Простейшие виды петель: воздушная петля, полустолбик, столбик, столбик с накидом, столбик без накида с воздушной петлёй, полустолбик с накидом, столбики с двумя, тремя и более накидами. «Чтение» схем - рисунков, «рапортов».

10

2 / 8

4

Выполнение простейших узоров из воздушных петель и столбиков.

10

1 / 9

5

Плетение кружева для оформления столового белья.

10

1 / 9

6

Плетение салфетки.

10

1 / 9

7

Изготовление тапочек и их художественное оформление.

10

2 / 8

8

Изготовление сувениров.

10

2 / 8

9

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

2

1 / 1


Итого:

68

14 / 54

Литература

  1. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий. Москва: Олма-Пресс, 1999.

  2. Калинич М. и др. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1997.

  3. Моя первая книга по рукоделию. Москва: Дрофа, 1995.

4. Журналы по рукоделию: Сабрина, Валентина, Верена, Школа и производство.

5. Программы ВНИК «Бурда Моден». Москва, 1995.

Модуль «Вязание на спицах»


Ручное вязание на спицах - один из старинных и интересных видов декоративно - прикладного искусства. Оно используется не только в одежде, но и в декоративных изделиях для украшения домашнего быта, интерьера.

Программа обучения вязанию на спицах предусматривает выполнение большого ассортимента изделий: шарфы, шапки, носки, варежки, блузы, джемпера, декоративные изделия и т.д.

Школьники научатся вязать различные изделия, ознакомятся с историей развития художественного вязания, с происхождением и стилевыми особенностями орнаментальных узоров, цветовой гаммой, с волокнами, нитями для вязания и свойствами трикотажного полотна, получат необходимые навыки в процессе подготовки пряжи к работе, с правилами обработки и носки трикотажного изделия.

Вязание, изготовление вязаных изделий способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, взаимопомощь, прививает навыки общественно полезного труда, формирует чувство самоуважения, уверенности в своих возможностях («связала сама», «могу ещё лучше»). Модуль рекомендуется для учащихся 5-х - 7-х классов.

Учащиеся должны знать:

  • начальные сведения о свойствах пряжи, крючках;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветочном сочетании;

  • различать понятия: «раппорт узора», «кромочные петли», «накид», «ажур»;

  • иметь представление о народных традициях разных стран.

Учащиеся должны уметь:

  • приобрести навыки работы со спицами;

  • пользоваться схематическим описанием рисунка;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать по шаблону;

  • вывязывать узоры на основе лицевых и изнаночных петель;

  • прибавлять и убавлять петли;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. История ручного вязания. Образцы вязаных изделий. Знакомство с технологией вязания. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Понятие о волокне, виды волокон, их происхождение. Качество нитей. Нити для ручного вязания. Использование нитей старых изделий.

4

3 / 1

3

Техника вязания. Основные приёмы набора петель: лицевые, изнаночные, простые прямые петли, подхваченные сзади. Обвязка оконченного вязания, накидные петли, спуск петель.

10

2 / 8

4

«Чтение» схемы - рисунка, «рапорта» узора.

10

2 / 8

5

Вывязывание шапочки и шарфа.

16

1 / 15

6

Вывязывание варежек с орнаментом. Знакомство с орнаментом, его значение.

14

3 / 11

7

Вывязывание носков. Способы вывязывания пятки.

10

1 / 9

8

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

2

1 / 1


Итого:

68

15 / 53


Литература

1. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий. Москва: Олма-Пресс, 1999.

2. Калинич М. и др. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1997.

3. Моя первая книга по рукоделию. Москва: Дрофа, 1995.

4. Журналы по рукоделию: Сабрина, Валентина, Верена, Школа и производство.

5. Программы ВНИК «Бурда Моден». Москва, 1995.


Модуль «Бисероплетение»


С древних времён для изготовления украшений и поделок использовали стеклянный бисер разнообразных цветов и оттенков. Кто станет отрицать, что в нашей повседневной жизни огромную роль играют традиционные женские украшения - ювелирные украшения и бижутерия? Не последнее место среди предметов, способных превратить наше существование в маленький праздник, занимают украшения, изготовленные из редкостных по своим эстетическим возможностям бижутерийных материалов - бисера и стекляруса.

Освоив навыки и технологические приёмы бисерного плетения, низания, вышивки учащиеся смогут создать собственными руками даже самые изощрённые изделия. Искусство составления гармоничного узора, орнамента, развивает художественный вкус, фантазию, творческие способности. Процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.

Модуль рекомендуется для учащихся 6-х - 8-х классов.

Учащиеся должны знать:

  • начальные сведения о свойствах бисера;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветовых сочетаниях;

  • основные определения и понятия бисероплетения;

  • иметь представление о народных традициях разных стран.

Учащиеся должны уметь:

  • приобрести навыки работы с бисером;

  • пользоваться схематическим описанием рисунка;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать по шаблону;

  • выполнять несложную вышивку бисером;

  • соблюдать технику безопасности и санитарно - гигиенические правила;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. История бисероплетения. Образцы изделий из бисера. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Бисер и другие декоративные материалы. Инструменты и оборудование.

2

2 / -

3

Основные приёмы низания и плетения изделий из бисера.

4

1 / 3

4

Бисерные цепочки в одну нить.

2

- / 2

5

Бисерные цепочки в две нити.

4

- / 4

6

Ажурные и мозаичные цепочки.

6

1 / 5

7

Нарядные украшения на основе простейших приёмов.

8

1 / 7

8

Контурная вышивка бисером и другими бижутерийными материалами.

8

1 / 7


Итого:

36

8 / 28

Литература

  1. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий. Москва: Олма-Пресс, 1999.

  2. Волчек Н.М. Фенечки из цветных ниток и бисера. Минск: Современный литератор, 1999.

  3. Гуль Н. Вышивка бисером. Самоучитель. Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2005.

  4. Журналы «Школа и производство».

  5. Ляукина М. Бисер. Москва: Аст-Пресс, 1999.

Модуль «Художественная вышивка»

Вышивка - один из самых древних и распространённых видов декоративно- прикладного искусства. Цель занятий: трудовое и эстетическое воспитание учащихся, привитие им интереса и любви к декоративно - прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации.

На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны и в частности своего края, а также с основами общей и специальной композиции. Они осваивают особенности структуры узора, формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.

Выполнение изделия - творческий процесс. Учеников необходимо научить сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Программой предусмотрено создание изделий для украшения интерьера, одежды. Важно, чтобы ученики изготовляли полезные вещи, которые найдут применение в быту, могут быть предложены рынку.

Модуль рекомендуется для учащихся 8-х - 9-х классов.

Учащиеся должны знать:

  • начальные сведения о свойствах тканей и волокон;

  • иметь представление о пропорции;

  • начальные сведения о цветовых сочетаниях;

  • различать понятия: «раппорт узора», «орнамент»;

  • иметь представление о народных традициях разных стран.

Учащиеся должны уметь:

  • приобрести навыки различных видов вышивки;

  • пользоваться схематическим описанием рисунка;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать по шаблону;

  • вышивать простейшими стежками;

  • соблюдать санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. Необходимый материал. Знакомство с изделиями мастериц. Понятие об орнаменте, цвете и композиции. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Характер изобразительных мотивов и особенность технического исполнения русской народной вышивки края.

2

2 / -

3

Простейшие швы: стебельчатый, «крестом» по канве, двойной крестик по канве, простая гладь.

4

- / 4

4

Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки простым стебельчатым швом.

2

1 / 1

5

Особенности вышивки гладью. Оформление деталей одежды.

4

1 / 3

6

Вышивка крестом. Оформление одежды.

4

1 / 3

7

Сложные швы (гладь с настилом, шов узелками навивкой, теневая гладь).

4

1 / 3

8

Оформление столового комплекта вышивкой.

8

1 / 7

9

Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.

2

1 / 1

Итого:

32

10 / 22


Литература

  1. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий. Москва: Олма-Пресс, 1999.

  2. Калинич М. и др. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1997.

  3. Моя первая книга по рукоделию. Москва: Дрофа, 1995.

4. Журналы по рукоделию: Сабрина, Валентина, Верена, Школа и производство.

5.Программы ВНИК «Бурда Моден». Москва, 1999.


Модуль «Роспись ткани»

В России с давних времён широко применялась художественная роспись ткани. Многие умельцы украшали одежду и предметы быта различными рисунками, характерными для мест своего проживания. Художественную роспись можно считать основой для производства тканей с печатным рисунком, без которых мы не можем сейчас представить себе весь ассортимент тканей. Овладение техникой росписи ткани воспитывает у учащихся художественный вкус и индивидуальность, развивает творческое мышление и желание сделать одежду и другие предметы благоустройства жилья неповторимыми и уникальными, что способствует самовыражению личности учащихся.

Модуль рекомендуется для учащихся 8-х - 9-х классов.

Учащиеся должны знать:

  • начальные сведения о свойствах тканей и красителей;

  • иметь представление о различных видах росписи ткани;

  • начальные сведения о цветовых сочетаниях;

  • различать различные виды росписи ткани в зависимости от техники выполнения;

  • иметь представление о народных традициях разных стран.

Учащиеся должны уметь:

  • приобрести навыки работы росписи ткани;

  • пользоваться инструментами и красителями;

  • изготавливать сувенирные изделия;

  • работать по шаблону;

  • соблюдать санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности;

  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. История развития художественной росписи ткани. Образцы изделий. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Материалы и инструменты, используемые для росписи ткани.

2

2 / -

3

Свойства тканей и их взаимодействие с красителями.

2

2 / -

4

Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

4

2 / 2

5

Роспись ткани в технике «Бандан».

4

1 / 3

6

Роспись ткани в технике узелкового батика.

4

1 / 3

7

Техника набойки.

4

1 / 3

8

Техника горячего батика.

6

1 / 5

9

Техника холодного батика.

6

1 / 5


Итого:

34

13 / 21


Литература

  1. Программы ВНИК «Бурда Моден». Москва, 1995.

  2. Журналы «Школа и производство».

  3. Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. Москва: Владос, 2003.

Модуль «Стильные вещи из джинсовой ткани»


Джинсы сопровождают нас повсюду вот уже добрых сто лет, и трудно найти человека, будь то стар или млад, который бы ни разу в жизни их не надел. За это время они не раз менялись внешне: джинсы были с заниженной или высокой талией, широкие, узкие или клешёные, края штанин рваные или вышитые. Но главное, что и сегодня джинсы так же популярны, как много лет назад. Именно благодаря уникальности джинсовой ткани родилось множество конструкторских идей. А самое главное - сколько их ещё может быть!

Выполнение изделия - творческий процесс. Учеников необходимо научить сознательно подходить к выбору отделки для того или иного изделия, самостоятельно составлять несложные рисунки для отделки. Программой предусмотрено создание изделий для украшения интерьера, одежды. Важно, чтобы ученики изготовляли полезные вещи, которые найдут применение в быту, могут быть предложены рынку.

Процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Изготовление стильных вещей из джинсовой ткани способствует развитию художественного вкуса, фантазии, творческих способностей и собственной индивидуальности. Кроме того, использование бывших в употреблении вещей поможет в улучшении экологического положения и экономии семейного бюджета.

Модуль рекомендуется для учащихся 8-х - 9-х классов.

Учащиеся должны знать:

  1. Ассортимент и функциональное назначение изделий из лоскута.

  2. Детали кроя и способы их соединения.

  3. Способы выполнения работ по изготовлению изделий на универсальных машинах.

  4. Терминологию швейных работ.

  5. Швейные материалы и их свойства.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять виды работ по изготовлению швейных изделий на универсальных машинах.

  2. Изготавливать изделия с применением оборудования, инструментов, приспособлений.

  3. Пользоваться лекалами, выполнять элементы моделирования.

  4. Определять качество кроя и готового изделия.

  5. Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделия.

  6. Соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. Из истории джинсов. Материалы для декорирования. Инструменты и оборудование. Техника безопасности.

2

2 / -

2

Изготовление сумочек, кошельков, рюкзачков из старых джинсов.

6

1 / 5

3

Изготовление саше и футляров.

4

1 / 3

4

Изготовление тапочек.

6

1 / 5

5

Выполнение декорированного жилета.

6

1 / 5

6

Изготовление юбки.

6

1 / 5

7

Изготовление куртки с декором.

6

1 / 5

8

Обновляем джинсы.

6

1 / 5


Итого:

42

9 / 33


Литература

  1. Журналы «Бурда моден».

  2. Журналы «Крестьянка».

  3. Журналы «Школа и производство».

  4. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. Москва: Просвещение, 1993.

  5. Макиавелли Мариарита. Стильные вещи из джинсовой ткани своими руками.

Модуль «Работа с кожей»


Художественная обработка кожи находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся интерес к работе и приносит удовлетворение от результатов труда, побуждает к последующей деятельности. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. В процессе работы у учащихся развивается эстетическое отношение к труду, воспитывается бережливость, аккуратность и творческая индивидуальность.

Модуль рекомендуется для учащихся 8-х - 9-х классов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ассортимент и функциональное назначение изделий из кожи.

  2. Детали кроя и способы их соединения.

  3. Способы выполнения работ по изготовлению изделий из кожи на универсальных машинах.

  4. Терминологию швейных работ.

  5. Виды кожи и их свойства.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять виды работ по изготовлению кожаных изделий на универсальных машинах.

  2. Изготавливать изделия с применением оборудования, инструментов, приспособлений.

  3. Пользоваться лекалами, выполнять элементы моделирования.

  4. Определять качество кроя и готового изделия.

  5. Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделия.

  6. Соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности.

Учебно - тематический план

Содержание программы

Примерное количество часов

В т.ч. теории / практики

1

Вводное занятие. Краткие исторические сведения. Инструменты и материалы. Декор. Простые приёмы обработки.

2

2 / -

2

Технология обработки. Изготовление подвески.

2

1 / 1

3

Технология обработки. Изготовление броши или серёжек.

2

1 / 1

4

Технология обработки. Изготовление цветов.

4

1 / 3

5

Технология обработки. Изготовление кошельков и сумочек.

6

1 / 5

6

Технология обработки. Изготовление тапочек.

6

1 / 5

7

Технология обработки. Изготовление шкатулки.

6

1 / 5

8

Проект. Коже - вторую жизнь.

8

1 / 7


Итого:

36

9 / 27

Литература

  1. Жукова О.Г. Кожа в умелых руках. Москва: Знание, 1996.

  2. Журнал «Сделай сам». № 4, 1991.

  3. Журналы «Крестьянка», 1999.

  4. Журналы «Школа и производство».

  5. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. Москва: Просвещение, 1993.

  6. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. Москва: Просвещение, 1992.

  7. Софьина Т.Ф. Технология, кожа: вторая жизнь вещей (конспекты занятий и материалы к урокам). Волгоград: Учитель, 2004.






© 2010-2022