• Преподавателю
  • Технология
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

Цели программы:развивать творческие способности, эстетический вкус.  Задачи программы: Развивающие: ·                    Научить различным приёмам в работе с бумагой и выполнения изделий в технике квиллинга; ·                    Развивать внимание, память, логическое и пространственное    воображения; ·                    Развивать мелкую моторику рук и глазомер; ·                    Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии подростков; ·                    Стимулировать...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики



АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ШУМЕРЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

( АУ СПО « ШУМЕРЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ)







ОДОБРЕНА

ЦМК воспитателей и

классных руководителей

протокол №1 от 28.08.2014 г


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

№ 204

от 30 сентября 2014 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

кружка «Рукоделие»



Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы: 2014-2015 учебный год. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по два часа; всего 72 часа.






Руководитель кружка:

Болдырева О.В.







г. Шумерля 2014г.



Содержание


  1. Пояснительная записка. 3 стр.

  2. Цели и задачи программы. Принципы программы. 4 стр.

  3. Организационно-методическое обеспечение программы.

Формы и методы занятий. Ожидаемые результаты. 5 стр.

  1. Формы подведения итогов реализации программы.

Техническое оснащение занятий. Инструмент. Дидактический материал. 6 стр.

7. Учебно-тематический план. 6 стр.

8. Содержание программы. 8 стр.

9. Рекомендации по проведению кружковой работы. 9 стр.

10. Список литературы. Интернет-ресурсы. 11 стр.

11. Приложение 1. Занятие кружка «Рукоделие» на тему: «Волшебство в

бумажном завитке». 12 стр.

12. Приложение 2. Основная техника выполнения квиллинга. 19 стр.

13. Приложение 3. Технология выполнения завитка в стиле

техники «Рококо». 20 стр.

14. Приложение 4. Образцы вышивок крестом. 23 стр.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: развитие творческих способностей, воспитание эстетического вкуса.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Изготовление изделий - прекрасное средство для развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления обучающихся. Из доступных материалов ребята могут сделать много интересных и полезных вещей.

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Программа «Рукоделие» помогает обучающимся достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для организации досуга, формирования общей культуры.

Представленные в этой программе техники вышивания и бумажной филиграни (квиллинга) является современными направлениями декоративно - прикладного искусства и наделены множеством практичных функций для обучающихся.

Данные техники имеют ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно - прикладного искусства, таких как:

- относительно дешевые и доступные материалы (нитки, канва, цветная офисная бумага и клей ПВА);

- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в техники квилинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

- легкодоступные для усвоения приемы работы, развивающие мелкую моторику;

- большая возможность для самовыражения обучающихся и проявления творческих способностей;

- изделия высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение вышивкой и квиллингом становится любимым занятием в свободное время.

Творческие уроки формируют духовно-нравственные качества у обучающихся. В процессе этой деятельности у обучающихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и воспитателем.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа предполагает развитие у подростков художественного вкуса и творческих способностей.

Она построена «от простого к сложному», предлагает развитие подростка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки обучающегося к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой информации, ускоряет творческую переработку и генерацию еще более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Цели программы: развивать творческие способности, эстетический вкус.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Научить различным приёмам в работе с бумагой и выполнения изделий в технике квиллинга;

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии подростков;

  • Стимулировать творческую деятельность одарённых обучающихся.

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с технологическими операциями вышивки крестом и «Рококо»;

  • Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях кружка;

  • Знакомить подростков с основными понятиями и базовыми формами вышивки и квиллинга.

  • Обучать различным приемам работы с тканью, нитями и бумагой.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Обогащать словарь воспитанника специальными терминами.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике вышивки крестом, «рококо» и квиллинга.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять

коммуникативные способности воспитанников.

  • Учить умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичность и гуманизм (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• "от простого к сложному" (научившись элементарным навыкам работы, воспитанник применяет свои знания в выполнении творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения подростками содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным обучающимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе "Рукоделие ", воспитанники постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты образа изделия: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Особенностью программы является ее вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа " Рукоделие " рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность воспитанников в группе кружка должна составлять не менее 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 72 часа (2 часа в неделю). Группа формируется из обучающихся, проживающих в общежитии.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работ педагога, образцы работ других обучающихся и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой - организация работы в группах;

• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны уметь:

  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • создавать изделия, композиции с изделиями, выполненными в технике вышивки крестом, рококо и квиллинга;

  • правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы;

  • уметь вышивать на пяльцах и без них;

  • начинать и заканчивать работу без узелков;

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • выполнять работу качественно и в срок;

  • соблюдать правила техники безопасности.

  • применять коммуникативные способности и приобретенные навыки работы в коллективе.

  • развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Учащиеся должны знать:

  • историю вышивки;

  • способы закрепления нитей;

  • историю искусства бумагокручения;

  • основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

  • о культуре труда.

Формы подведения итогов реализации программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся.

• Участие в ежегодной городской выставке прикладного и технического творчества.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветные нитки (мулине),

- канва или ткань,

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты:

  • пяльцы,

  • иголки,

  • шило,

  • пинцет,

  • ножницы,

  • карандаши простые,

  • линейка,

  • кисточки для клея,

  • салфетки.

Дидактический материал:

  • Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

  • Творческие работы, стенды и т. д.

  • Образцы изделий, узоров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Сроки

выполнения

Количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами









Октябрь


1

2

История вышивки. Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы

1

3

Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок.


1

4

Техника вышивки «Рококо»

1

2

5

Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток.

1

1

6

Вышивка по выбранным схемам


Ноябрь



10

7

Оформление готовых работ






Декабрь






Январь


Февраль


1

1

8

История техники бумажной филиграни (квиллинга). Материалы и инструменты для изготовления изделий из бумажных лент

1


9

Основная техника выполнения квиллинга. Виды типовых фигур.


2

10

Изготовление бахромчатых, махровых цветов, роз в технике квиллинг.

6

11

Изготовление составных частей для будущего изделия.







Март

1

10

12

Соединение составных частей изделия, придание формы


4

13

Оформление готовых работ

1

2

14

Знакомство с компьютерной программой Patter maker for cross ctich. Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток


Апрель

1

3

15

Вышивка по выбранным схемам


Май

16

16

Оформление готовых работ


Июнь

1

2

17

Оформление стенда «Золотые ручки»

2

Всего часов


10

62

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Требования по технике безопасности при работе с инструментами.

Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности. История вышивки. Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Типы вышивки. Узоры в русской вышивке. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.

Тема 2. Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок.

Зарисовка простейших стежков. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нити на канве.

Практическая работа: выполнение простейших стежков на канве. Техника вышивки «Рококо». Возникновение вышивки. Начало работы. Работа со схемой.

Практическая работа: вышивание ромашек по схеме.

Тема 3. История техники бумажной филиграни (квиллинга). Материалы и инструменты для изготовления изделий из бумажных лент. Возникновение бумажной филиграни. Техника безопасности при работе с ножницами. Выбор бумаги.

Практическая работа. Основная техника выполнения квиллинга. Виды типовых фигур. Сворачиваем -защипываем.

Практическая работа: разметка листов формата А-4 по одному сантиметру и нарезка получившихся полосок.

Тема 4. Изготовление бахромчатых, махровых цветов, роз в технике квиллинг. Выполнение элементов разных видов цветов.

Практическая работа. Изготовление составных частей для будущего изделия. Аккуратность при работе с бумагой.

Практическая работа: повторение приемов скручивания за руководителем.

Практическая работа. Соединение составных частей изделия, придание формы. Подсчет элементов для будущего изделия, их соединение

Практическая работа. Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.

Тема 5. Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.

Практическая работа. Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.

Практическая работа. Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

Тема 6. Знакомство с компьютерной программой Patter maker for cross ctich. Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Техника безопасности при работе на компьютере. Создание проекта будущей вышивки. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.

Практическая работа. Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.

Практическая работа. Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

Практическая работа. Оформление стенда «Золотые ручки». Выбор материалов для оформления стенда.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.

Прежде всего, следует обратить особое внимание на интересы обучающихся.

Учёт интересов обучающихся - это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные, даже в рамках одного какого-нибудь направления.

Перед педагогом стоит труднейшая задача - так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.

Одни с большим увлечением занимаются практической работой, другие быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.

Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых обучающимися на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.

Постоянно развивая интерес обучающихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя кружковцам как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность ребят, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:

- изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей студентов и коллектива в целом, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в коллективе ситуаций воспитательных задач.

- моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.

- анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.

В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.

Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о разнообразии техник вышивок и квиллинга.

Основное место на занятиях отводится практическим работам.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися.

Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы.

При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности подростков, степень их подготовленности имеющиеся знания и навыки.

Международная программа «Astor» отмечает следующие качества, необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества обучающихся:

- нужно быть доброжелательным и чутким;

- разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;

- иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- иметь живой и активный характер;

- обладать чувством юмора (но без сарказма);

- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

- расположенность к детям, теплота общения с ними.

Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:

- уважение желания ребёнка работать самостоятельно;

- умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

- создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

- поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

- демонстрация энтузиазма;

- способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.

Творческая работа учителя может быть любого плана.

Любая целенаправленная деятельность предусматривает определённую последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании.

Однако в данной ситуации планирование носит весьма специфический характер.

Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать.

Во-вторых, насколько реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца.

Поэтому типичное планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования. Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам обучающийся.

Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течение какого времени ребёнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случает, лучше достижения замысла подростка просматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность, педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, что цели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают.

Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность.

Творческая деятельность ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождённой подростковой фантазией и воображением. В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту мысли подростка в новое, доселе неизвестное.

При данной форме работы её содержание определяется не заранее составленной программой, а замыслом самого подростка, что наиболее соответствует личностно-ориентированному подходу к нему.

Содержание самого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.

Поэтому планирование работы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам план динамический, то есть не исключает корректировки.

Разработанные нами рекомендации способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Список литературы

  1. "Вышиваю крестиком" - журнал № 3 (78) март 201, стр.15-21

  2. "Вышивка для души" - журнал №20,2011г, стр.8

  3. "Вышитые картины" - журнал №7, 2011г., стр.17

  4. А.Быстрицкая "Бумажная филигрань", 2010г.

  5. Джейн Дженкинс "Поделки и сувениры из бумажных

ленточек», 2008г.

  1. Хелен Уолтер "Узоры из бумажных лент", 2006г.

  2. Д.Чиотти "Оригинальные поделки из бумаги", 2010г.

Интернет - ресурсы

  1. Компьютерная программа "Patter maker for cross ctich".

  2. hand-made-grana.ucoz.ru/photo/30

  3. modistka.net/Embroidery.php

  4. rukodelye.ru/info/133.html

  5. community.livejournal.com/ru_quilling - квиллинг- сообщество в ЖЖ

  6. paperquillingart.com - сайт корейской квиллер - мастерицы Клер Сан Шуа

  7. paper-studio.ru/gallery1.htm - галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

  8. stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 - раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»

  9. flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения на Фликре













Приложение 1

Автономное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования «Шумерлинский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

(АУ СПО «Шумерлинский политехнический техникум» Минобразования Чувашии)




Утверждаю:

Зам. директора по УВР

------------------ Осипова А.М.

« »___________ 2011г.


Занятие кружка «Рукоделие» на тему:


«Волшебство в бумажном завитке»





Дата проведения: 09.12.11


Разработала: Болдырева О.В. -

воспитатель










г. Шумерля, 2011г

Структура занятия.

№ п/п

Структура занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Ожидаемый результат

1

Вводная часть


Организационный

момент

- мотивация обучающихся,

- сообщение темы, цели и задач занятия


5 мин.



Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию

Вступительное слово педагога.





Интерес к занятию

2

Основная часть:

- сообщения информации об истории квилинга

- показ способов и приёмов работы в технике квилинг

- практическая деятельность


40 мин

- рассказ

-демонстрация способов и приёмов работы в технике квилинг

- выступление обучающихся;

- выполнение практического задания (выполнение композиции)

- представление своих работ


Формирование речевой, мыслительной компетенции,

умения работать в группе, художественного вкуса, творческих способностей, воображения


3

Заключительная часть

-представление работ

- рефлексия






5 мин

Проверка выполненного задания и оценка деятельности обучающихся


- оценка своей деятельности на занятии

Формирование умений рефлексировать на собственную интеллектуальную и трудовую деятельность, делать объективные выводы

Тема программы: «Рукоделие»

Тема занятия: «Волшебство в бумажном завитке»


Цели занятия: Ознакомить с историей возникновения техники квиллинг, научить различным приёмам работы с бумагой и выполнению композиции в технике квиллинга;

Задачи:

- подготовить презентацию с информацией по технике квиллинг;

-научить приёмам работы с бумагой в технике квиллинга;

- развивать художественный вкус, творческие способности, воображение

- воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Методы обучения:

- словесный

- наглядно-демонстративный

- практический

- интерактивный

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- групповой

Форма проведения: Практическое занятие

Ключевые компетенции:

- готовности к саморазвитию

- речевой, мыслительной компетенции

- компетенции самоконтроля своей деятельности, самостоятельности мышления, ответственности, способности слушать, умения решать проблемы

- умений рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

Оборудование, инструменты, материалы:

- цветную бумагу,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

- ножницы,

- зубочистки,

- линейка с отверстиями разного диаметра

- мультимедийная установка.


Ход занятия:

1.Вводная часть

Здравствуйте, девушки!

Наше занятие я хотела бы начать с китайской пословицы:

"Скажи мне - я забуду,

Покажи мне - я запомню,

Дай мне сделать это,

И это станет моим навсегда» (слова записаны на доске)

На сегодняшнем занятие кружка «Рукоделие» мы познакомимся с одной из техник декоративно-прикладного искусства (ДПИ) - квиллинг (бумажная филигрань или по другому бумагокручение).

А кто-нибудь из вас слышал о данной технике? (Ответы детей)

Что же это за квиллинг? Квиллинг - это искусство скручивать полоски бумаги, придавая им форму различных элементов, из которых впоследствии составляют композиции. Техника квиллинг очень экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошими сувенирами, подарками и даже могут быть дополнительным заработком.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

На занятии мы научимся скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму. Итогом нашего занятия будет изготовленная вами цветочная композиция.

2. Основная часть.

История квиллинга.

А сейчас мне хотелось бы познакомить вас с историей квиллинга. Исторический рассказ- презентацию подготовили нам обучающиеся Лескина Татьяна и Есянина Олеся.

Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал, и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из высших слоев общества. В самых элитных школах проводились курсы по квиллингу. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга; королева Мария и царица Александра. Английская принцесса Елизавета всерьез увлекалась искусством квиллинга, и многие ее творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии». В 1992 году был проведен первый международный фестиваль квиллинга.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают ими открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.

А сейчас давайте окунёмся в удивительный мир квиллинга!

Квиллинг - это искусство изготовления цветов и не только из бумажных лент. Чтобы воплотить ваши фантазии в этой технике, вам понадобиться не так много средств и много фантазии, творчества, а также терпения.

Материалы и принадлежности для работы:

  • Двухсторонняя цветная бумага

  • Приспособление для закручивания бумажных лент. Это может быть деревянная палочка длиной 10 см и гобеленовая игла с большим ушком. Воткните остриё иглы в торец палочки и «откусите» кусачками кончик ушка, чтобы осталась щель.

  • Клей ПВА

  • Зубочистки (используется для нанесения клея на заготовку).

  • Ножницы

  • Пинцет

  • Линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская).

  • Доска или коврик, на котором можно резать,

  • Любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.

  • Канцелярский нож.

Основная техника выполнения квиллинга - сворачиваем и защипываем.

Все секреты и приёмы для получения самых разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических, почти всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек, скрученный из полоски бумаги, называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы элементов квиллинга. Вот некоторые из них, которые чаще всего встречаются при работе в этой технике.

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

Основные формы: ( показать изготовление элементов)

  • тугая спираль - скрутить ленту и приклеить кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;

  • свободная спираль - скрутить ленту, снять спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дать ей раскрутиться;

  • капля - сделать свободную спираль и сжать её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;

  • изогнутая капля - сделать каплю и загнуть её уголок;

  • глаз - сделать свободную спираль и сжать противоположные стороны, придать ей форму глаза:

  • лист - сделать свободную спираль и сжать её в виде глаза и загнуть уголки в разные стороны;

  • ромб - сделать глаз и сжать оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба;

треугольник - сделать свободную спираль и сжать её в трёх местах, чтобы получился треугольник.

Чтобы приступить к практической работе мне бы хотелось дать несколько полезных советов, которые пригодятся вам на этом занятии и в последующей вашей работе в технике квиллинг:

  • Чтобы получить ролы одинакового размера (например, для лепестков одного цветка), нужен шаблон с отверстиями разного диаметра. Можно использовать "офицерскую" линейку или сделать из толстого картона.

  • Рулончики из тонкой бумаги нельзя долго держать в руках, иначе они не будут разворачиваться.

  • Клея для закрепления спиралей нужно немного, его стоит наносить кончиком зубочистки или с помощью специальной тонкой насадки на бутылочку.

  • Чтобы сделать объемную фигуру, нужно скрутить рол из очень длинной бумажной полоски, а потом придать ему объемную форму - купол, конус и т.д. А потом все тем же клеем закрепить на нем ручки-ножки и прочие элементы. Можно собрать объемную фигуру из плоских элементов, склеивая их друг с другом.

  • Не пытайтесь сделать что-то "по-быстрому", квиллинг этого не любит.

Практикум. А сейчас мы с вами попробуем сделать вот, такой цветок, используя формы квиллинга, с которыми Вы познакомились.

Попробуем?

Работать будем в группах по 6 человека.

Техника скручивания

  • Возьмите полоску двумя пальцами.

  • Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на шило или зубочистку.

  • Плотно накрутите несколько витков бумаги на шило.

  • Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

  • Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

  • Свернуть всю полоску бумаги.

  • Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.

  • Конец полоски приклеить полоской ПВА.

  • Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

  • Если сжать заготовку двумя пальцами с двух сторон, то получается форма «лист».

Учитель: С помощью этих приёмов Вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых изысканных проектов. Давайте творить красоту! Вот сейчас, мы и приступим к изготовлению цветочной композиции.

Задание для групп:

Изготовленные Вами цветы в технике квиллинга необходимо разместить на листе А-4. Добавить в композицию различные формы элементов квиллинга, с которыми познакомились на занятии, придумать свои фантазийные элементы. Назвать композицию и прорекламировать. Объяснить, где и для чего вы могли бы её применить.

На работу вам отводится 10 минут. Удачи Вам, вдохновения, полета фантазии.

(Участники мастер класса демонстрируют свои работы.)

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Молодцы девочки, хорошо потрудились!

Сейчас мы все встанем в круг, возьмемся за руки и выскажем свое мнение о нашем занятии.

Рефлексия участников занятия:

  • Понравилось ли вам заниматься бумагокручением?

  • Что узнали полезного для себя?

  • Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в вашей профессиональной деятельность?

  • Будете ли вы в дальнейшее обучаться искусству квиллинга?

Занятие подошло к концу:

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полета!

Все это - дивное явленье -

Урок, рожденный вдохновеньем…

Творческих вам успехов!

Список литературы:

  1. А. Быстрицкая. "Бумажная филигрань", 2010.

  2. Джейн Дженкинс. "Поделки и сувениры из бумажных ленточек", 2008.

  3. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент", 2006.

  4. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги", 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. community.livejournal.com/ru_quilling - квиллинг-сообщество в ЖЖ

  2. paperquillingart.com - сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа

  3. paper-studio.ru/gallery1.htm - галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

  4. stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 - раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»

  5. flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения на Фликре
















Приложение 2.

Основная техника выполнения квиллинга.

Сворачиваем - защипываем. Все секреты и приёмы для получения самых разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических, почти всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек, скрученный из полоски бумаги, называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы элементов квиллинга. Вот не которые из них которые чаще всего встречаются при работе в этой технике.

Виды типовых фигур:

Тугая спираль Свободная спираль Капля Глаз

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

Изогнутый глаз Квадрат Полукруг Треугольник

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

Полумесяц Звезда Изогнутая капля Стрела

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

Приложение 3

Технология выполнения завитка в стиле техники «Рококо»

а) протягиваем нитку на лицевую сторону.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

б) делаем необходимый отступ, а иглу выводим в первоначальном месте, не вытаскивая ее полностью. Нитка должна быть под иглой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»


в) приподнимаем иглу и навиваем на нее нить.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

г) придерживая полученный «навив» протягиваем иглу.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

д) затягиваем петлю.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

Таким образом, получилась основная петля рококо.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

Приложение 4


Образцы вышивок крестом.

«КУПИДОН»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»


«АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»


«СОБАЧКА ПОЧТАЛЬОН»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружка «Рукоделие»

2

© 2010-2022