- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка «Умелые руки»
Рабочая программа кружка «Умелые руки»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боева В.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
кружка «Умелые руки»
Актуальность программы
Организация детского досуга одна из важнейших задач школы-интернета.
Настоящая программа предлагает детям освоение различных приемов декоративно-прикладного искусства, а также затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру, знакомит детей с разными техниками изготовления поделок.
Обучение в кружке основано на принципах личностно - ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребёнка реализующего свои возможности. Поэтому программа построена на индивидуальной работе с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.
Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях кружка является развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Данная программа направлена на развитие творческих способностей ребёнка, изучение различных видов декоративно-прикладного искусства.
Использование нестандартных материалов и различных приёмов работ при изготовлении поделок, даёт возможность освоения декоративно - прикладной деятельности.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы. Работа в кружке продолжает программный материал по швейному делу, расширяет и углубляет сведения по работе с разными видами материала. Работу кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей с 10 до 18 лет. Кружок работает 1 раз в неделю по 2 часа. Практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся во внеурочное время. Состав группы - 12 человек.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка.
Задачи программы
Обучающие:
-
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
-
обучение умению планирования своей работы;
-
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
-
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
-
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
-
развитие образного мышления и воображения;
-
развитие мелкой моторики рук;
-
создание условий к саморазвитию учащихся;
-
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
-
воспитание уважения к труду и людям труда;
-
формирование чувства коллективизма;
-
воспитание аккуратности;
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей и мелкой моторики рук, коррекция ВРФ, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы - доступность, наглядность, демократичность, гуманность, научность.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный, наглядный, практический,
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный, индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный,
Процесс обучения на занятиях характеризуют: сотворчества учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, Освоение традиций художественной культуры.
На занятиях кружка важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности. Программа предусматривает чередование занятий индивидуально практического творчества и занятий коллективной творческой деятельности.
Необходимо постоянно уделять внимание и время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности и оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, опыт творческого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Педагог направляет творчество на создание новых идей, разработок, на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные, творческие способности, развить коммуникативные и трудовые навыки.
В результате предполагается, что обучающиеся получат основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Система оценки результатов
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе кружка. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс-опросом. Благодаря постоянному контакту с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний, что дает возможность использовать метод личной диагностики результатов. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и реагировать на свои ошибки и просчеты. Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. Результаты, которых дают возможность оценить качество усвоенных знаний и умений, приобретенных за период занятий в кружке.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
-
научатся различным приемам работы с бумагой, материалом, нитками, освоят новые техники;
-
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
-
овладеют навыками культуры труда;
-
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
-
получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
-
Проведение выставок работ учащихся.
-
Участие в областной выставке детских творческих работ, конкурсах.
-
Участие в школьных тематических выставках
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество, а так же на коррекцию в развитии воспитанников школы-интерната. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий из различных тканей. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся с ОВЗ. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа рассчитана на 1 год.
Организационно-методическое обеспечение программы
-
Программа кружковой работы, календарно-тематический план.
-
Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
-
Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
-
Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги
-
Материалы: разные виды бумаги и ткани, кружево, пуговицы, шнуры, бисер, бусины;
-
Инструменты: ножницы, карандаши, кисти, линейки.
-
Оборудование: Швейные машины, раскройный стол,
-
Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
Интеграция с другими образовательными областями:
-
«Физическая культура»
развитие мелкой моторики
-
«Здоровье»
воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
-
«Коммуникация»
развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
-
«Познание»
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений
-
«Социализация»
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
-
«Труд»
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
-
«Чтение художественной литературы»
использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
-
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах
продуктивной деятельности
Учебно-тематический план кружка «Умелые руки»
-
Декоративные наборы для кухни
(фартук, прихватка, грелка для чайника) 18 часов
-
Инструменты и приспособления для работы.
-
Подбор и подготовка материалов для изделия.
-
Изготовление выкроек, раскрой
-
Пошив изделий.
-
Окончательная отделка изделий.
-
Пошив мягкой игрушки 14 часов
-
Инструменты и приспособления для работы.
-
Подбор и подготовка материалов для изделия.
-
Изготовление выкроек, раскрой
-
Пошив изделий.
-
Окончательная отделка изделий
-
Изготовление декоративных подушек 20 часов
-
Инструменты и приспособления для работы.
-
Подбор и подготовка материалов для изделия.
-
Изготовление выкроек, раскрой
-
Пошив изделий.
-
Окончательная отделка изделий
-
Изготовление сувениров 16 часов
-
Инструменты и приспособления для работы.
-
Подбор и подготовка материалов для изделия.
-
Изготовление выкроек, раскрой
-
Пошив изделий.
-
Окончательная отделка изделий
Календарно-тематическое планирование работы
кружка «Умелые руки»
Тема занятия
Часы
Дата
1 четверть
Изготовление кукол на чайник (декоративный набор для кухни)
18
1
Инструменты и материалы для работы
2
2
Подбор и подготовка материалов для работы
2
3
Изготовление выкроек
2
4
Раскрой изделий
2
5
Изготовление наборов для кухни
8
6
Окончательная отделка изделий
2
2 четверть
Изготовление игрушек к Новому году
14
1
Инструменты и материалы для работы
2
2
Изготовление выкроек
2
3
Раскрой изделий
2
4
Пошив изделий
- Дед Мороз
- Снегурочка
- Снеговик
6
5
Окончательная отделка изделий
2
3 четверть
Изготовление декоративных подушек
20
1
Материалы и инструменты для работы
2
2
Изготовление выкроек
2
3
Раскрой изделий
2
4
Пошив изделий
Подушка «Львенок»
Подушка « Кошка»
Подушка «Тюлененок»
Подушка «Сова»
10
5
Окончательная отделка изделий
4
4 четверть
Изготовление сувениров
18
1
Инструменты и материалы для работы
2
2
Изготовление выкроек
2
3
Раскрой изделий
2
4
Пошив изделий
8
5
Окончательная отделка изделий
2
6
Заключительное занятие
2
Список литературы
-
Андреева Н.А. «Рукоделие» - полная энциклопедия - Москва, 1992.
-
Власова А.А. «Рукоделие в школе» - Санкт-Петербург, 1996.
-
Базулина Л.В. «100 поделок». - Ярославль, 2001.
-
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» - Ярославль, 1997.
-
Кирсанова Г. В. «Новые проекты для дома» - Москва, 2007.
-
Войдинова Н. «Мягкая игрушка» - Москва, 2001.