Разработка урока по технологии на темуИзонить. Основные элементы узоров и приемы работы (5 класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Изонить. Основные элементы узоров и приемы работы.(2 ч. 5 кл.)

Цели:

Образовательные: создать условия для повторения работы с циркулем и линейкой, создать условия для закрепления приемов работы с иголкой и нитками, познакомить учащихся с видом декоративно-прикладного искусства «изонить»;

расширить знания, умения и навыки учащихся в освоении новых техник, в основе которых лежит применение нитей,

Развивающие: развивать творческие способности ребенка, формировать интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству, способствовать развитию образного и пространственного мышления; развитию моторики рук;

Воспитательные: воспитывать усидчивость и аккуратность в процессе освоения новой техники работы; формировать настойчивость и умение доводить начатое дело до конца, понимание важности любого труда

Форма проведения урока: комбинированный (теория-практика-теория)

Материалы и оборудование: Персональный компьютер, подключение к сети Intemet, мультимедийный проектор, экран, картон или бархатная бумага, клей, ножницы, карандаш, нитки (ирис, мулине, толстые катушечные, тонкие шерстяные), иголка, линейка, циркуль, транспортир, работы учащихся в технике «изонить», иллюстративный материал по технике «изонить»

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Сообщение темы и целей урок.

  • История вышивки.

  • Повторение основных понятий (угол, прямая, окружность, радиус, дуга)

  • Повторение технологий выполнения действий при работе с иголкой и ниткой, разметки прямой и окружности на равные части

  • Изложение новых знаний по теме

  1. Практическая работа

    • вводный инструктаж

    • техника безопасности при работе с иголкой, ножницами, циркулем

    • выбор и изготовление учащимися практического задания в технике изонить

    • текущий инструктаж (с каждым учащимся)

  2. Подведение итогов


Ход урока.


  1. Организационный момент. Готовность класса к уроку. Организация рабочего места.

  2. Повторение:

    • Какие бывают углы.

    • Как правильно провести окружность.

    • Как правильно пользоваться транспортиром при деление окружности на равные части.

    • Приемы подготовки к работе нитки с иголкой

  1. Изложение нового материала:

Из истории:

Очень давно крестьянки сами пряли нити, а потом из них на домашнем деревянном станке ткали холст. Из этого холста шили рубахи, полотенце, передники, головные уборы и другие вещи, а затем украшали их вышивкой. Вышивальщицы, составляя узор, включали различные геометрические фигуры, фигуры птиц, зверей, людей.(Слайд№2) Со временем вышивка становилась все более разнообразной и интересной. Конечно, освоить даже самую простую вышивку сложно и поэтому вначале делали рисунок, выполненный нитью.

Нитяная графика, как вид искусства, впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток .Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались кружевные ажурные изделия, которые использовались для украшения жилища.(Слайд№3)

Нитяная графика-вышивка по картону-изонить- это увлекательное занятие, позволяющее создавать удивительные творческие работы. Освоить его совсем несложно, и даже первые пробные работы получаются красивыми и необычными.(Слайд№4-6)

В этой технике можно делать поздравительные открытки, закладки для книг, декоративное панно, рамки для фотографий и многое другое(!!!!!)

Для организации работы требуется совсем немногое: картон(бархатная бумага), циркуль, транспортир, шило, ножницы, карандаш, ручная швейная игла (Слайд№7)Различные нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. Все это всегда есть в любой семье.(Слайд№8)

Циркуль служит для вычерчивания кругов. Шило для прокалывания отверстий, линейка- для вычерчивания углов, транспортир - для деления окружности на равные части.

Стоит обратить особое внимание на то , что все рисунки изонитью состоят лишь из двух основных элементов: это угла и окружности, заполняемых нитками в определенной последовательности(Слайд№9)

3.Практическая работа.

Но прежде чем приступим к выполнению вышивки, повторим правила ТБ:(Слайд№10)

Правило пользования иглой

  1. Хранить иглу только в игольнице и с иглой

  2. Передавать друг другу только тупым концом вперед

  3. Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту

  4. Нитку нельзя откусывать зубами

Правило пользования ножницами

  1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх

  2. Передавать ножницы друг другу можно только кольцами вперед

Правило пользования циркулем

  1. Это особый инструмент. На одном конце у него - игла, а на другом - карандаш.

  2. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

Начинаем с повторения: Что такое угол? И какие углы бывают?(!!!!)

Угол: для его заполнения чертят острый, прямой или тупой угол на изнаночной стороне картона, делят его стороны на равные отрезки и нумеруют их (Слайд№11-13) причем, расстояние между точками может быть разным (например, с одной стороны - 1,0 см, с другой стороны - 0,5 см.) Дополнительно показываю на доске. От этого зависит рисунок угла (Слайд№14)

каждую точку прокалывают шилом или циркулем;

входят в картон с изнанки , завязывают на нитке узелок, и выполняют угол последовательно.

конец рабочей иглы длиной 2-3 см. приклеивают с изнанки клеем (лучше ПВА). Обратить внимание как выглядит лицевая и изнаночная стороны после выполнения работы (Слайд№15)

Учащиеся самостоятельно выполняют заполнение углов. Постоянно контролировать организацию рабочего места, качество работы, аккуратность выполнения работы.

Приемы работы на окружности.(Слайд№16)


  1. Вычертить окружность нужного размера на изнаночной стороне.

  2. Разделить окружность на равные части по всему периметру (можно разные).Дополнительно показываю на доске.

  3. Размеченные точки проколоть шилом (циркулем), пронумеровать.

  4. В точке 1 с изнанки закрепить нитку, по лицевой стороне сделать стежок 1 - 12, далее маленький стежок с изнанки 12 - 11, стежок по лицевой стороне 11 - 34, по изнанке 34 - 33, по лицевой стороне 33 -10 и т. д.(нить вести в одном направлении).

  5. Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.

  6. В каждой точке игла проходит два раза (получаются короткие стежки, лежащие на окружности).

  7. Чем меньше шаг разметки, тем гуще будет заполнен диск, а чем больше шаг, тем прозрачнее будет заполнение диска.

  8. Чем ближе к центру окружности первый стежок, тем меньше получится внутренняя окружность (и наоборот).

После выполнения работы сравнить , как выглядят лицевая и изнаночная стороны выполненной работы.(Слайд№17)

Провести физминутку(Слайд№18)

Окружность можно делить на любое количество равных частей и заполнять каждую из них отдельно по принципу заполнения окружности. Рассмотрим пример, разделив окружность на 8 частей двумя способами(Слайд№19)

Учащиеся выбирают понравившейся узор на окружности. Окружность чертят на изнаночной стороне в определенном месте, делят на определенное количество частей, нумеруют и прокалывают каждую точку(Слайд№20). Подбирают определенные цвета ниток самостоятельно выполняют эту работу.(Слайд№21) Обязательно контролировать организацию рабочего места, внимательность и аккуратность выполнение операций , качество работы, показывать правильные приемы работы. Показать для сравнения что должно у них получиться(Слайд№21-22) Отметить , какие композиции получаются при помощи углов и окружностей(Слайд№23)

4.Подведение итогов: закрепление знаний и умений по вопросам или с помощью проверочного теста(Слайд№25)

1. Какую новую технику вы узнали?

2.Какие инструменты необходимы для работы?

3.Назовите материалы и принадлежности, используемые при выполнении изделий в технике изонити.

4.Как заполнить угол?

5.Как заполнить окружность?

6.Назовите порядок выполнения изделия в технике изонити.

Если ученики затрудняются с ответом, можно вернуться на слайды, где есть информация по заданному вопросу.

Показ готовых работ.(Слайд№25-29)

Ученикам выставляются оценки за урок.

Домашнее задание: найти рисунки, которые можно было бы вышить в технике изонити. Ведь изонить увлекательное занятие.

Что такое "ИЗОНИТЬ"?

Вы б у нас спросили.

Как нитью по картону шить,

Мы б Вам объяснили.

Нужно большое желание,

Бурная фантазия.

Старание, терпение

И хорошее настроение!

И тогда! Ромашка расцветёт,

И Жар-птица оживёт.

Ангел крыльями взмахнёт,

И кораблик поплывёт! (Слайд№30)

Показать композиции «Парус любви» с схемой, работа Г.А.Браницкого(Слайд№31). А так же композицию «Ловушка», «Каменный цветок», «Ваза» (Слайд№32), и остальные великолепные картины (Слайд№33-37)

Я хочу пожелать вам. Дерзайте, повышайте своё мастерство и помните:

«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение»

Джордж Бернард Шоу









© 2010-2022