Новые подходы в обучении

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Новые подходы в обучении» подготовлено по материалам программы курсов 3 (базового) уровня NIS

Рефлексивный отчет об использовании модуля «Обучение критическому мышлению» в серии последовательных уроков.

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы

выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

Чем способ для преподавания удобнее для учителя, тем

он неудобнее для учеников. Только тот образ препода-

вания верен, которым довольны ученики».

Л.Н.Толстой.

«Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителя» (Руководство для учителя).

Критическое мышление рассматривается на протяжении всей Программы двояко: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса взаимосвязаны, и Программа направлена на развитие обоих процессов. Критическое мышление по отношению к учащимся понимается, как способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценки новых подходов.

Раньше в своей педагогической практике технологию критического мышления я применяла на своих уроках на 1ой стадии урока - активизация знаний учащихся - дети уже начинают критически мыслить. Перечитывая модуль Обучение критическому мышлению из Руководства для учителя, изучая технологию критического мышления из интернет - ресурсов я пришла к выводу, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как он включает в себя и обучение через диалог, и оценивание учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных, и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Теперь эффективность применения его в школе стала для меня важным моментом. На уроках теперь я увидела, что ученики готовы к переменам в обучении. Они с интересом принимают участие в разных видах работ, которые предполагают критически мыслить. Я убедилась в положительной результативности применения этого модуля.

В основе технологии формирования критического мышления лежат идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. В процессе работы учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению. «В рамках данного модуля мы также коснемся социоконструктивистских походов в обучении, предложенных в модуле I, эффективного оценивания для развития обучения (модуль 3), дифференцированного подхода в преподавании и обучении учеников различных возрастных категорий (модули 5 и 6)». (Руководство для учителя с.154).

Для своей практики для проведения серии последовательных уроков я выбрала учащихся 7»В»класса. Для дальнейшей работы провела смену состава групп. Теперь дети сидели в группах по принципу - кто вытянул какую геометрическую фигуру. Я видела, как раскрываются дети, взаимодействуя друг с другом: у одних открылись лидерские качества, другие, которых я считала молчаливыми - заговорили, а третьи вообще оказались ораторами. Важно было то, что моя роль, как учителя отошла на второй план. Я просто наблюдала за детьми и их действиями, по их просьбе оказывала им помощь, корректировала их результат.

Стратегию критического мышления я применила, когда мне нужно было определить у учащихся сформированность уже имеющихся знаний по теме в 5-6 классе. И в этом мне помогла таксономия Блума, которую я применила на своих уроках. На 1 ом уроке строя урок по модулю критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия) и применив технологию критического мышления, я проследила поэтапное развитие каждой девочки. Мозговой штурм - позволил на первом этапе урока определить первичные знания девочек по теме урока: повторение материла с 5, 6 класса- в 5, 6 классе они изучали волокна растительного и животного происхождения- они знают какие волокна бывают, понимают из чего получают эти волокна, где используют ткани из этих волокон -первый, второй, третий уровни таксономии Блума. Мои ученики на данном этапе работы были активны, им было интересно показать свои знания своим одноклассникам и узнать, что знают другие девочки по изученной теме.

Далее после того как ученики подошли к новой теме «Химические волокна» была предложена работа с учебником в парах - девочки знакомились с новой для них информацией (знакомство с текстом - «Чтение с пометками», последовательное заполнение таблицы «Знал, узнал, хочу узнать»). Здесь основная моя задача была - не мешать девочкам самостоятельно работать с учебником и добывать знания, потому что те знания, которые добывают они сами, без моей помощи, наиболее ценны и важны для них самих. Здесь прослеживаются четвертый и пятый уровни таксономии Блума. На данном этапе работы некоторые столкнулись с трудностями - было сложно соотносить полученную информацию учебника в таблицу. Им в данной ситуации помогала работа в парах (взаимообучение) - здесь девочки смогли проявить саморегуляцию, то есть подошли к шестому уровню таксономии Блума- через взаимообучение , взаимооценку. Что было приятно видеть - дискомфорта девочки не ощущали, они понимали, что сейчас помогут им, а позже они помогут своим одноклассникам. Здесь увидев взаимодействие ученик - ученик я увидела свой результат - создание коллаборативной среды, без чего нет обучения. Для них это новый вид работы. Групповую работу я охотно использовала на своих уроках, так как именно эта форма работы значительно повысила уровень мотивации детей. Это был первый урок из серии запланированных, где я увидела, что у девочек уже имеются небольшие навыки наблюдения и умения делать выводы, что является признаками критического мышления.

На втором уроке одной ученице (ученик А) было дано опережающее задание - попробовать опираясь на знания, полученные с учебника составить кластер «Виды химических волокон». С заданием она справилась. После проверки домашнего задания была проведена актуализация знаний с помощью вопросов : Чем вы обычно руководствуетесь при покупке ткани?

Далее даю задание- работа в парах по самостоятельному изучению лекционного материала о свойствах химических волокон - работа с учебником. После работы с учебником было дано задание, опираясь на знания полученные после работы с учебником составить кластер «Свойства химических волокон»

1 группа - положительные и отрицательные свойства синтетических волокон;

2 группа - положительные и отрицательные свойства искусственных волокон.

Работа по составлению кластера вызвала большой интерес и в тоже время какое-то замешательство, потому что с таким видом работы они еще не сталкивались. Однако все группы достаточно быстро сориентировались и показали первичные навыки критического мышления. Девочки работали увлеченно. Во время защиты каждому хотелось принять участие в защите. Итог работы был проверен по критериям, которые были выработаны. Из Руководства для учителя (с.155-157) известно, что исследовательский разговор, аргументация и диалог способствуют развитию высокого уровня мышления. На всех уроках я старалась применить в работе вопросы высокого порядка для анализа текста. На разных этапах урока для внедрения диалогового обучения и критического мышления я применила в начале урока вопросы от простого к сложному, чтобы постепенно довести учащихся до высокого уровня мышления. Задавала такие вопросы, отвечая на которые ученики были вовлечены в учебный процесс. На разных этапах урока было предложено ответить на такие вопросы:

-почему нельзя нижнюю нить на швейной машине заправлять как верхнюю прямо с катушки?

- как образуется шов?

- без какого устройства не будет работать электрическая швейная машина?

- зачем на швейной машине нужны разные виды швов?

Имея навыки критического мышления ученицы охотно отвечали на эти вопросы. В дальнейшей работе мне нужно это использовать и развивать.

Важной составляющей частью обучения направленного на развитие высокого уровня мышления, является диалог. Л. Выготский считает речь «главным инструментом обучения. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог». Л. Выготский утверждает,что когнетивное развитие становится более эффективным в период когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития». Диалог по праву занимает центральное место на уроке, способствует интеллектуальному развитию учеников и приносит практические результаты в обучении.

В современном, быстро развивающем мире моим выпускницам нужно быть развитыми, самостоятельными, умеющим применить свои знания в повседневной жизни ( я всегда напоминаю девочкам, что мой предмет их готовит к жизни - если вы купили брюки и вам они длинные вы всегда можете подшить их сами, к примеру говорю я). Они должны быть уверенными и умеющими критически мыслить. А для того, чтобы развивать критическое мышление им нужно создать соответствующую ситуацию. И идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить и через вопросы, которые они составят и зададут друг к другу будут развивать высокий уровень мышления. Ученицы чувствуют себя комфортно, они могут делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться, свободно сидеть. Им такая работа очень нравиться. А так как они ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока .

Самой интересной и результативной формой работы при использовании диалога, является исследовательская беседа. Я использовала такую беседу при работе в парах на четвертом уроке практики. В ходе уроков при работе в парах я не вовлекалась в процесс обсуждения, а лишь только наблюдала и консультировала, решая спорные вопросы. Девочки в рефлексии отметили, что им даже удобнее отвечать или задавать вопросы в ходе беседы именно в паре ,где они чувствуют себя свободнее и их вовлечение в процесс обучения больше. Если при групповой работе они могли не принимать участия в работе, что не способствует побуждению к мышлению, то работа в паре предполагает обязательное участие каждого. Во время беседы в парах я заметила, что девочки с хорошим уровнем мышления в начале беседы не могли сразу задавать придумывая свои вопросы, а пользовались вопросами в конце параграфа или примерными вопросами, которые я им давала. В процессе обсуждения некоторые девочки с невысоким уровнем мышлением обратили внимание на то, что их мнение и их идея не остается без внимания, но все равно они не решились сразу активно вступать в беседу.

Проведя серию уроков на практике я пришла к следующему выводу, что критическое мышление будет развиваться у учащихся только в том случае, если использовать различные стратегии на каждом уроке.

Беседа в паре, это один из способов, где ученик может раскрыть себя, принимать правильные решения. В период практики применяя парную работу старалась использовать различные приёмы критического мышления: простые вопросы, направленные на запоминание конкретных правил (Правила ТБ, уход за одеждой из синтетических и искусственных волокон - 1,2 урок) и сложные вопросы, направленные на анализ, синтез (4,5 уровни таксономии Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений -Чем отличается стачной шов взаутюжку и стачной шов в разутюжку?- 3 урок. Вообще, для меня критическое мышление не новое понятие, но как мне кажется я ему не уделяла должного внимания, используя приемы по его развитию только на первом этапе урока - актуализация знаний учащихся. Критическое мышление - это самооценивающее мышление. Для себя выделила формативное оценивание на уроке, используя его как обратную связь между учителем и учеником, это позволило мне определить: как идет ученицами усвоение нового материала и на каком этапе обучения находятся они. Также стала применять самооценку, взаимооценку, критериальное оценивание, где критерии вырабатывали сами ученицы. Создавая критерии, ученицы вырабатывали правила работы в группах, что тоже оказалось не маловажно. Создавая эти правила и критерии ученицы старались выполнять работу в соответствии с этими критериями. Я заметила, что им этот вид оценивания нравится, так как в выработке критериев они сами участвовали.(«Голос ученика»). Некоторые девочки отнеслись серьезно и объективно давали оценку, точно обосновывая(аргументация): почему, какие недочеты, где был неправильный результат. При оценивании результата работы в группах они конкретно могли сказать, кто из учениц не участвовал в обсуждении,что показывало их уровень критичности.

Для себя я отметила важность проведения рефлексии, как обязательной составляющей современного урока, так называемый, самоанализ деятельности ученика, позволяющий ему оценить свою работу, и наметить коррекцию своих дальнейших действий.

С помощью рефлексии я смогла увидеть учащихся с разных сторон и понять, у кого завышена самооценка и наоборот, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем преодолеть. В применение на своих уроках технологии критического мышления я могу перечислить лишь положительные стороны по той причине, что именно приемы и методы критического мышления помогли скрасить мои уроки, развить мышление учащихся, при этом возник интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения, что в параллели помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.

Проведя серию уроков я пришла к такому выводу, что ученицы класса, где были проведены серии уроков только на стадии формирования развития критического мышления, и при этом данное мышление развиваются у всех учащихся по разному. Так же могу сделать вывод о том, что мыслительная деятельность и постановка речи в этом классе находиться не на высоком уровне, а лишь на начальной стадии развития. Несмотря на возникшие проблемы при работе именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.

Для меня основной задачей на будущее стало научить учащихся находить знания самостоятельно и критически мыслить. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции. Важным аспектом при любом подходе к обучению, и в обучении критически мыслить особенно, является учет учителем тех знаний, с которыми ученик пришел на урок - учет зоны ближайшего развития. В классах обучаются дети с разным уровнем мотивации, дети с разным уровнем мышления, дети, которые по разному воспринимают информацию и, поэтому моей задачей становится развивать навыки мыслить критически. И для реализации на своих уроках я буду использовать задания с учетом разного уровня мышления и возрастных особенностей. И самое главное - критически должна мыслить я сама, а развитие моего критического мышления позволит мне применять новые методы и подходы в обучении, поможет критически оценивать практику своей работы. Ведь говорят, что невозможно дать другим то, чего у тебя нет. Теперь применив критическое мышление на 4-х последовательных уроках увидела, что польза и преимущество этой технологии очевидны и не вызывают сомнений. Я думаю, что курсы помогли мне овладеть этой технологией, которая поможет мне создать на уроках атмосферу сотрудничества и будет способствовать развитию самостоятельности учеников в процессе обучения.




© 2010-2022