- Преподавателю
- Технология
- НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЧЕРЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЧЕРЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванов С.В. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЧЕРЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В.С. Батраченко, С.В. Иванов, А.В. Микулин
Воронежский государственный педагогический университет, [email protected]
На данный момент не представляется возможным указать точное количество общеобразовательных школ, где еще изучается предмет "Черчение". Этот предмет в настоящее время не является обязательным для изучения в школах.
Существует крылатая фраза: «Чертёж - язык техники». Но интерес к черчению как к предмету, позволяющему овладеть языком техники, постоянно падает. Парадоксально, но разнообразной техники вокруг нас всё больше и больше, а черчения в школе всё меньше и меньше. Так, например, большинство школ перешли на обучение черчению по одногодичной программе, рассчитанной на 34 часа в девятом классе, что составляет менее 0,3% времени обучения в школе. В последние годы перестали проводить школьные олимпиады по черчению. В проводимых олимпиадах по технологии черчению в настоящее время практически не нашлось места [5].
Логическое продолжение школьного предмета "Черчение" - дисциплины "Инженерная графика" ( а также его компьютерное развитие - "Инженерная и компьютерная графика" и другие компьютерные модификации данной дисциплины) обязательные почти во всех технических университетах (ВУЗах) России. Платные курсы, организованные в технических вузах, далеко не всем доступны. Одним из вариантов решения данной проблемы могут стать учреждения дополнительного образования детей или внеклассные дополнительные занятия в школе.
Продуктивным вариантом может оказаться интеграция общего и дополнительного образования в преподавании технических дисциплин. На занятиях в центрах дополнительного образования черчение обучающимся может быть преподнесено значительно глубже и интереснее, чем в условиях классно-урочной системы школы. Известно, что специалисты по техническому моделированию в центрах дополнительного образования - это мужчины с опытом работы на производстве. Соответственно они глубоко знают свой предмет.
Изначально свое практическое применение урок "Черчение" находит уже в школе на уроках технологии. Одним из предметных результатов изучения предмета "Технология" является овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда. Основным методом в обучении проектной деятельности является метод проектов - это стержень всей программы предмета "Технологии". Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий [1].
Преподавание урока технологии осложняется тем, что у учеников отсутствуют базовые знания построения чертежей. Каждому учащемуся на уроках технологии необходимо спроектировать и изготовить изделие на свой выбор - творческий проект к концу учебного года. Уже сейчас мы сталкиваемся с проблемой, когда азы черчения необходимо преподавать на уроках технологии, нарушая процесс изучения образовательной программы по технологии. Иначе ученики не смогут начертить даже простейших чертежей своих творческих проектов.
С нашей точки зрения организация кружка технической направленности, например "Стендовое судомоделирование" на базе школьных учебных мастерских поможет решить учителю технологии ряд проблем:
1. Изучение основ черчения может производиться по образовательной программе на занятиях в судомодельном кружке.
2. Отбор и подготовка учеников к олимпиаде по технологии.
3. Увеличение временного ресурса для полноценного завершения творческого проекта к уроку по технологии.
4. Активное участие детей в соревнованиях и выставках со своими работами.
Безусловно, организация и совершенствование материальной базы судомодельного кружка [3, 4] потребует немалых усилий от учителя. Но самое главное, что это поможет учителю решить ряд вышеперечисленных проблем.
Судомоделирование - увлекательный вид творчества. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику - попробовать свои силы в конструировании. Построить модель судна - занятие очень сложное. Каждая модель - это уменьшенная копия реально существующих кораблей, с соответствующими техническими характеристиками, оснасткой и названием. Изготовление моделей требует немалых знаний, концентрации мышления и, конечно, терпения. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе судомоделирования, в сочетании с аккуратностью и настойчивостью способствуют гармоничному развитию творческой личности.
Внеклассные занятия продолжают и дополняют работу учащихся на уроках, но только в расширенном и углубленном виде. Для того чтобы правильно формировать личность, надо расширять круг деятельности. Кружковые занятия представляют для этого широкие возможности. В сочетании поурочной и внеклассной деятельности учащихся - путь к развитию их творческой активности и как следствие стремление быть лучшим в своем деле.
Незаменимым подспорьем в изучении основ черчения на занятиях в кружке станет использование различных информационно-коммуникационные технологий (ИКТ). Рассмотрим эффективность и необходимость использования ИКТ в судомодельном кружке в процессе изучения основ черчения.
На занятиях возможно использование всевозможных средств компьютерной техники, которая включает в себя различные виды автоматических средств выполнения разнообразной обработки информации: компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов; записи, обработки и воспроизведения видео и т.д.
Из компьютерных средств обучения на данный момент, лучшее, что существует для взаимодействия учителя с классом - это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством.
Такая доска создана не просто для наглядного, убедительного и доступного объяснения учебного материала, но также позволяет обеспечить наиболее полное взаимодействие учителя с учеником и повысить активность и мотивацию учащихся.
Используя возможности интерактивной доски на занятиях в судомодельном кружке, учителю будет легче преподнести необходимый материал для изучения основ черчения посредством сенсорных технологий и программного обеспечения. Перечислим основные преимущества использования интерактивной доски и других средств ИКТ в процессе преподавания основ черчения на занятиях в судомодельном кружке:
1. Оптимизация процесса работы учителя с интерактивной доской заключается в повышении скорости и комфортабельности процесса построения простейших чертежей моделей кораблей.
2. Возможность ускорения процесса обучения путем использования готовых видеоуроков по основам черчения.
3. Заинтересованность учащихся во взаимодействии с интерактивной доской и другими средствами ИКТ на занятии, совершенствование их навыков в работе с современной компьютерной техникой.
4. Возможность организации практических занятий и освоение учениками основ черчения посредством использования компьютерных программ по черчению, например Компас-3D.
Учителю технологии необходимо заинтересовать учеников на продолжительную творческую работу. Реализация творческих способностей учеников и организация современного судомодельного кружка возможны также при внедрении электронного пособия (ЭП), ориентированного на комплексное решение задач планирования, функционирования и развития кружка указанного профиля [2].
Таким образом, проблему изучения основ черчения возможно решить посредством организации кружка технической направленности на базе школьных учебных мастерских или в центрах дополнительного образования и грамотного использования средств ИКТ. Решение этой проблемы позволит абитуриентам технических вузов избежать проблем в процессе обучения.
Литература:
1. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / учебное пособие для студентов 2-4 курсов физико-математического факультета, профиль "Технология", 3-4 курсов направления "Технологическое образование", магистрантов 2-го года обучения по программе "Профессиональное образование" / Н.Ф. Бабина. - Воронеж : ВГПУ, 2013. - 492 с.
2. Батраченко В.С., Иванов С.В., Микулин А.В. Цифровой образовательный ресурс как элемент модернизации судомодельного кружка // Тезисы докладов VII Региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2013. - 262 с.
3. Иванов С.В. Комплект приспособлений для кружка судомоделирования // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Вып. 16. - Воронеж: Воронежский педуниверситет, 2012.
4. Иванов С.В. Материально-техническое обеспечение кружка судомоделирования // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Вып. 15. - Воронеж: Воронежский педуниверситет, 2011.
5. Михайлов А.В. Черчение в школе. - (URL: pedsovet.su/publ/28-1-0-1078).