Творческий проект Кукла закрутка

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка

к творческому проекту по технологии

«Тряпичная народная кукла»














Выполнила ученица 7 «а» класса

Тригер Пелагея

Руководитель- консультант

учитель технологии

Дронова Наталья Владимировна






г. Белгород,

Содержание

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности. ………… стр. 3

2. Выявление основных параметров и ограничений ……………. стр. 3

3. Теоретические сведения ……………………………………….. стр.3

4. История и современность ……………………………………… стр.4

5. Банк идей………………………………………………………… стр.5

6.Эскизная проработка базового варианта ………………………. стр.8

7.Требования к изделию…………………………………………… стр.8

8. Инструменты, оборудование и материалы…………………… стр.9

9. Правила безопасности во время работы………………………. стр.10

10. Технология изготовления……………………………………… стр.11

11. Экологическое обоснование…………………………………… стр.16

12. Экономическое обоснование ………………………………….. стр.16

13. Самооценка……………………………………………………… стр.17

14. Словарь терминов………………………………………………. стр. 17

15. Литература………………………………………………………. стр. 17




























Обоснование возникшей проблемы и потребности.


Знание народных традиций тесно связанных с декоративно- прикладным искусством играет особую роль в развитии эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию культур других народов.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат нас видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд, передают нам представления народа о красоте, добре и зле.

В этом ряду куклы занимают особое место, они интересны детям всех возрастов. Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

На уроках технологии мы изучали особенности традиционных кукол России. Изготовили некоторые из них. Эта тема меня очень заинтересовала и я решила познакомиться с историей появления кукол и выполнить одну из тряпичных кукол самостоятельно.

Выявление основных параметров и ограничений.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

- красивое

- аккуратное

- безопасное

- экологически чистое

- соответствие народным традициям

Теоретические сведения

О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «cuculla», либо произошло от древнеславянского корня «кук».

Простейшая производная от этого корня - слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги.

По своему назначению кукла издавна делились на три большие группы:

куклы - обереги, игровые и обрядовые. Были и праздничные, нарядные куклы, такие как Пасха, Троица, Параскева Пятница и др.

Куклы - обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевлённость. Они выполняли роль амулетов.

Обрядовые куклы тоже изготовлялись по особым технологиям и были в каждом селе. Эти куклы изображали мифических персонажей сезонных обрядов.

Основой кукол могли служить поленце, кора, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском, повязывался платок - и кукла готова. Таких кукол называли свертками или закрутками. Куклами Вербной и Пасхальной закруткой встречали традиционно христианские праздники.

Среди игровых самая популярная - Закрутка. Эту куклу можно увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестрёнкам, одевали их по своему вкусу. Лицо вышивали или карандашом наводили. обязательно приделывали косу и ленту в неё вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по настоящему разбирали. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьёзно обучаться шитью взрослой одежды и её можно отдавать в учебу к мастерице.

История и современность

Кукла одна из интереснейших страниц в истории культуры. Первые куклы были связаны с обрядами . Кукла покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Античные писатели описывали большие фигуры богов, которых хитроумным способом приводили в движение и носили в процессиях в Риме и Египте. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны.

Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимали участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Так у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие вифлеемских ясель. Обычно персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двуми сценами расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. Устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных граждан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с обрядами.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать тон в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнать о новых тенденциях моды желали все модницы Европы. Предприимчивые французы создают прекрасных пандор. Пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины и одетыми по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века Пандоры переродились в манекены.

Известно, что куклы для детей изготовлялись очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности кукол.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью повседневной жизни, напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. В XXвеке появляется новый жанр искусства, - авторская кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей глубиной.

Педагог - исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в нашей стране в конце 20-х годов XX века кукла запрещается. Её изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские привычки. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что дети все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое право на игру в куклы.


Банк идей



1Творческий проект Кукла закрутка. Рождественский ангел.

Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу и капрон. Ткань нужно брать обязательно светлых тонов. Замечательна эта кукла простотой, быстротой и дешевизной изготовления, при всем при этом достаточна нарядна и празднична.

2Творческий проект Кукла закрутка. Кукла - закрутка.

Простую тряпичную куклу- закрутку можно делать даже не владея навыками шитья. для её изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки. Основа куклы - свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани.




Творческий проект Кукла закрутка3. Кукла Вербная.

Изготовление таких кукол - работа

более сложная, хотя технология не

отличается от изготовления обычных

тряпичных кукол. Издавна такие

куколки готовились перед праздником.

4Творческий проект Кукла закрутка. Мартинички.

Раньше таких куколок из ниток вязали парами: из белых - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. В 60-х гг. 20 в., символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. И цвета ниток стали разнообразнее. Такая кукла подходит для игры в деревню и для кукольного домика, для «рождественских яслей» и для украшения ёлки.

5Творческий проект Кукла закрутка. Кукла Пасха.

Эта работа более сложная, чем роспись пасхального яйца. Кукла изготовляется по технологии куклы-закрутки. Однако лицо и руки делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла может заменять собой пасхальное яйцо. В старину таких куколок делали в подарок на Пасху.



  1. КТворческий проект Кукла закруткаукла «Колокольчик».

Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от страшных болезней и напастей. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

7. Зайчик на пальчик.

ЭТворческий проект Кукла закруткату игрушку делали детям стрёх лет, чтобы они имели собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Игрушку давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно к зайчику можно было обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть.

8Творческий проект Кукла закрутка. Кукла «Параскева Пятница»

эта нарядная праздничная кукла сделана в виде грелки на чайник. Очень богато украшена. В изготовлении куклы применяются яркие ткани и аксессуары.

Выбор варианта

Творческий проект Кукла закрутка



Требования к изделию



Название изделия

Кукла - закрутка

Пользователь

Любой человек

Производство

Единичное

Внешний вид, стиль

Изделие с элементами русского народного костюма

Размеры

Высота 20 см

Требования к материалу

Хлопчатобумажная ткань, канва средняя, нитки мулине и швейные

Метод изготовления

Ручные швейные работы, вышивка крестом и швом «набор»

Функциональное назначение

Предмет игры и украшения интерьера

Экологические требования

Использование экологически чистых материалов


Материалы


  1. лоскуты чистой хлопчатобумажной ткани различных расцветок;

  2. канва;

  3. нитки швейные под цвет ткани;

  4. мулине красного цвета;

  5. тесьма, кружево;

  6. кусочек поролона;

7. кусочек трикотажа бежевого цвета;

8. картон;

9. бисер, бусы, блёстки;

10 . клей ПВА.

Инструменты


  1. ножницы;

  2. игла для ручных работ;

  3. игла для вышивания;

  4. линейка;

  5. карандаш прстой;

  6. сантиметровая лента;

  7. портновский мел;

8. наперсток

9. цветные карандаши.




Правила безопасной работы при работе с тканью

  1. Общие требования безопасности

    1. К выполнению работ с тканью допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

    2. Опасные производственные факторы:

- уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка;

- травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами

1.3. После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки с мылом.


  1. Требования безопасности перед началом работы

    1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

    2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Хранить иголки и булавки в определённом месте, не оставлять их на рабочем столе.

3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иглы и булавки в рот.

3.3. Шить иголками только с напёрстком.

3.4. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в

направлении от себя.

3.5 Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми

острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд.

3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

3.7. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.


  1. Требования безопасности по окончании работы.

4.1 Проверить и привести в порядок рабочее место.

4.2 Снять спецодежду и вымыть руки.




Технология изготовления


Инструкционная карта


Основа куклы

  1. Берём кусок поролона 20 х20 см, сворачиваем и закрепляем ниткой.

  2. Квадратом белой ткани 20 х20см накрываем заготовку и перевязываем ниткой по линии шеи, получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного синтепона.

  3. Подгибаем на изнанку края противоположных углов ткани, собираем и туго перетягиваем ниткой. Получится кисть руки.

  4. Оставшиеся два угла квадрата ткани расправляем и подвязываем ниткой на талии.

Творческий проект Кукла закрутка

Причёска куклы

  1. Полоской трикотажа обернуть голову куклы и закрепить ниткой.

  2. Свисающие концы разрезаем на узкие полоски.

  3. Разделяем полоски на три пряди и заплетаем косу, вплетая ленточку.

Творческий проект Кукла закрутка

Наряд куклы

  1. Рубаха.

- начертим лекало рубахи;

- перенесём лекало на канву;

- выполним эскиз вышивки крестом;

- выполнить вышивку деталей ;

- выкроить рубаху по намеченным линиям с припуском на швы 0,5см;

- сшить рубаху петельным швом;

- обработать нижние срезы рукавов и горловину швом «набор»;

- надеть рубаху на куклу;

- стягиваем нитки у горловины и низа рукавов, завязываем на узелок.

Творческий проект Кукла закрутка


  1. Юбка.

-берём полоску ткани в клетку, размером 15 х 30 см ;

-собираем на нитку длинную сторону;

- закрепляем юбку на талии, затянув нитку;

Творческий проект Кукла закрутка


  1. Передник.

- берём кусочек канвы 10 х 12 см.

- выполняем эскиз вышивки;

- выполняем вышивку крестом;

- обрабатываем боковые срезы швом «набор»;

- к нижнему срезу передника пришиваем кружево;

- к верхнему срезу передника пришиваем пояс- тесьму;

- повязываем передник поверх юбки.

Творческий проект Кукла закрутка


  1. Головной убор.

- из картона вырезаю кокошник, сверяя его размеры с головой куклы;

- вырезанную форму обклееваем кусочком ткани;

- украшаем блестками и бисером;

- крепим к голове куклы с помощью ниток и иглы.

Творческий проект Кукла закрутка


  1. Украшения.

- на нитку собираем бусинки, связываем в кольцо.

- эти бусы надеваем на куклу.

Лицо куклы

Лицо рисуем карандашами, но можно и вышить нитками мулине.

Творческий проект Кукла закрутка


Экологическое обоснование


Для изготовления куклы - закрутки я старалась использовать экологически чистые материалы - хлопчатобумажные ткани, хлопковая канва, хлопчатобумажные нитки - мулине. А это значит, что при утилизации моё изделие не загрязнит окружающую среду. Я выполнила экологически чистое изделие.

Экономическое обоснование


затраты

Стоимость за единицу

Количество

Общая стоимость

Стоимость материалов (С1)

Лоскуты ткани

Были дома

Нитки армированные и мулине

Были дома

Тесьма, кружево

Были дома

Бисер, бусины, блестки

Были дома

Клей ПВА

12 руб.

1чел.

12 руб.

Стоимость коммунальных услуг (С2)

Электроэнергия

2,36

4 кВт

9,44

Холодная вода, канализация

28,6

1 чел.

28,6

Расходы на отопление

11,5

3 кв.м

34,5

Стоимость оборудование (С3)

Ножницы

25

1

25

Игла

3

2

6

Себестоимость С = С1 + С2 + А0 (Амортизационные отчисления А0),

А0 = С3 х 0,05% = 31 х 0,05 =1,55

С = 12 + 72, 54 + 1, 55 = 86,09 рублей

Похожая кукла - закрутка на выставке - продаже стоила 450 рублей, а моя кукла обошлась мне около 86 рублей, это намного дешевле. Значит изготовлять таких кукол выгодней самой, да и работа эта приятная.


Самооценка

На мой взгляд, кукла у меня получилась красивая, аккуратная, оригинальная. Она внесла в мою комнату и жизнь частичку радости, тепла и уюта.

Словарь терминов

Канва - сетчатая хлопчатобумажная сильно аппретированная ткань. Применяется как основа для вышивания.

Нитки - кручёные изделия, вырабатываемые из х/б, шерстяной, льняной пряжи, шёлка-сырца, химических нитей.

Аксессуар - вспомогательная деталь, сопровождающая что-либо главное, сопутствующий чему- либо предмет.

Себестоимость - затраты на изготовление чего-либо, выраженные в денежной форме.


Литература


  1. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: учебно-метод. пособие /С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.

  2. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И. П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.

  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная

кукла. - СПб.: «Паритет», 2008.

  1. Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. - М.: «Белый город»,

2007.


© 2010-2022