• Преподавателю
  • Технология
  • Творческий проект по трудовому обучению на тему «Мотивация профессиональной ориентации учащихся»

Творческий проект по трудовому обучению на тему «Мотивация профессиональной ориентации учащихся»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкая общеобразовательная школа - интернат I - II ступени №20

для слабослышащих детей













Творческий проект

по трудовому обучению

на тему «Мотивация профессиональной ориентации учащихся»



подготовила

учитель трудового обучения

Гоик Валентина Сергеевна

















Донецк - 2015

Трудовое обучение - это предмет, который имеет задачу обеспечить подготовку учащихся в трудовой деятельности в различных сферах производства, дать ученикам общие сведения основ производства, оборудования, современной техники и технологической обработки изделий, сформировать знания, умения и навыки самостоятельного решения практических задач.

Уже три года как предмет изучается по экспериментальной программе для специальных школ для детей со сниженным слухом, согласно которой на обучение данного предмета отводится 4 часа в неделю в 5-10 классах. К сожалению, мы имеем два часа на реализацию задач, поставленных в данной программе. Но даже в этой ситуации программа, несомненно, дает возможность обеспечить достаточный уровень общетрудовой подготовки учащихся с учетом особенностей современной трудовой деятельности человека, в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда. Кроме изучения технологической обработки пошива швейных изделий, знакомства с современным швейным оборудованием, профессиями легкой промышленности, в программу включен модуль «Технология вышитых изделий», который способствует раскрытию творческих и художественных способностей учащихся, дает коррекцию мелких мышц кисти руки, логического мышления, памяти, точности счетных операций. Как подтверждение мы видим серьезные творческие работы девочек, которые были представлены на всех областных семинарах, проводимых в школе и постоянно действующей выставки в школьной мастерской.

Содержание трудового обучения по предмету «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями легкой промышленности и бытового обслуживания, воспитать интерес к ним, развивать свои профессиональные способности, формировать специальные умения и навыки, воспитывать трудолюбие.

В процессе проведения уроков трудового обучения я стараюсь увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

Имея профессиональный опыт работы в легкой промышленности от швеи-мотористки до руководителя швейного производства, а также конструктором фабрики индпошива одежды, могу на любом этапе урока детально и емко рассказать о любой профессии швейного и вышивального производства.

При составлении поурочных планов каждого занятия определяю учебную, коррекционную, воспитательную и профориентационную цели и задачи урока. При этом элементы профориентации тесно переплетаются с темой занятия и его содержанием. Так, при изучении скоростных электрических промышленных машин «Джиимси» обязательно знакомлю с профессиями отдела главного механика на швейной фабрике, спецификой работы механика-наладчика, основными неполадками в работе электрических машин, методами их исправления, заработком механика-наладчика, рассказываю, какое значение имеет отдел главного механика в выпуске фабричной продукции.

При изучении раздела конструирования и пошива детских изделий в 6-10 классах знакомлю девочек с работой рабочих и ИТР пошивочного и раскройного цехов на фабрике, таких как швея-мотористка, швея-спецмотористка, прессовщица, гладильщица, контролер ОТК, технолог, бригадир, начальник закройного, экспериментального, швейного цехов, их функции, обязанности, зарплата.

Провожу сравнение с профессиями работников ателье мод, индпошива и ремонта одежды, швейных мастерских, работающих в новых экономических условиях, и работой рабочих и ИТР на современных фабриках. Рассказывая о профессиях, стараюсь опираться на факты из реальной действительности. Например, стоимость пошива комплекта штор в салоне «Европейские гардины» составляет 15 тыс.руб.и более. Чтобы укоротить брюки в магазине «Виктория» нужно заплатить 50-70 руб. Стараюсь вызвать экономический интерес к профессии швея- мотористка, показать востребованность данной профессии. Так, газеты «Алло», «Салон», «Трудоустройство» заполнены объявлениями о вакансиях швея-мотористка, швея- вышивальщица, закройщик. Предлагаемая зарплата колеблется от 6000 до 10000 руб.

Полученные сведения накапливаются в швейном кабинете в виде карт- профессий.

Карточка профессия легкой промышленности

«Швея-мотористка»

Лицевая сторона

Название профессии

Специальности, включаемые в профессию

Орудия труда, используемые в данном профессиональном труде

Знания, умения, необходимые в данном профессиональном труде

Швея-мотористка

Квалификация 2-3-4-5-6 разряды

Промышленные, универсальные и специальные машины

Знание оборудования, технологии пошива выпускаемой продукции, умение работать на промышленных швейных машинах



Обратная сторона

Требования, предъявляемые профессией к личности работника

Ценность данной профессии для общества

Где можно овладеть избранной профессией

Аккуратность, трудолюбие, ответственность, хороший глазомер, соблюдение техники безопасности

В настоящее время очень востребована

ПТУ №115 г.Донецка, Луганское профессиональное училище, Техникум легкой промышленности г.Донецка



Основным материалом для бесед являются профессиограммы, разработанные мной на все ведущие профессии легкой промышленности. Так, профессиограмма на профессию швея-мотористка в доступной для учащихся форме включает общую характеристику данной профессии, ее значение, виды работ, условия, требования профессии к личности, необходимые знания, оплата труда. Такие профессиограммы, а также профессионально - консультационные карточки «Советы врача», «Советы учителя», «Советы специалиста-производственника» я использую на уроке во время коррекционной работы над контрольными звуками, применяю при подаче нового материала, при закреплении пройденной темы программы.

Большое значение для профориентации учащихся имеют вводные занятия, на которых мы знакомимся с содержанием работы в учебном году, демонстрируются лучшие работы выпускников 10 классов, их трудовые книжки, которые заводятся с 9 класса, и кратко рассказываю о трудовом пути выпускников, которые выбрали профессию швея-мотористка (Таня Пахомова, Алена Гарбар, Аня Жидкова, Вика Тарасенко, Наташа Деева и т.д.) после окончании интерната.

Стараюсь рассмотреть с девочками 8-10 классов типичные ошибки при выборе дальнейшей профессии после окончания интерната. Это увлечение внешней стороной профессии, незнание или игнорирование тех своих особенностей, которые противопоказаны в выбранной профессии, выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств, ведь правильный выбор профессии - это необходимое условие социальной адаптации в современном обществе.

Мы с вами хорошо понимаем, что нашим детям присуще или завышенная самооценка своих способностей или их занижение («я не смогу», «я боюсь», «я не сумею это сделать»).

В этом случае хорошо зарекомендовала себя такая форма профориентационной работы, как наставничество, когда девочка с лучшими способностями помогает более слабым, бригадный метод пошива изделий. Дифференцированное распределение операций по способностям учащихся воспитывает взаимозаменяемость, взаимовыручку, повышает производительность труда при изготовлении программных изделий и пошива изделий для интерната.

Я веду профориентационную работу с родителями наших девочек, анкетирование на предмет планов трудоустройства и социальной адаптации ребенка в обществе. Так, мама Здоровенко Леры в 5-6 классах реагировала на беседы следующим образом: «К сожалению, я сама не могу шить и у Леры нет желания заниматься швейным делом и вышивкой». Девочка действительно не проявляла склонности к работе в швейной мастерской. Постоянные индивидуальные занятия с Рудюк Аней и Здоровенко Лерой на уроках труда дали хороший результат и работы девочек уже в 7 классе заслуживают хорошей оценки. Недавняя беседа с мамой Здоровенко Л. Показала, что ее уже сейчас волнует дальнейшее трудоустройство дочери, где можно получить специальность швеи- мотористки или вышивальщицы.

Такие методы и формы работы, направленные на профориентацию учащихся по профессии «швея-мотористка» хорошо зарекомендовали себя и дают положительные результаты. Многие девочки выбирают профессию швеи, поступают после окончания обучения в специализированные профтехучилища, техникумы легкой промышленности, институт бытового обслуживания.

Профессия швеи -мотористки требует:

- отличного зрения

- соблюдения техники безопасности при работе на машинах и с инструментами

- умение следить за осанкой, не горбиться при работе

- развитие мягких мышц кисти рук.

Швея-мотористка на швейной фабрике должна обладать скоростными и качественными приемами в работе, знать несколько смежных операций, уметь устранить простейшие виды неполадок в работе швейных машин, знать работу и заправку универсальных и специальных машин, успешно выполнять производственный план, участвовать в общественной жизни коллектива.

Профессия швеи -мотористки требует от учащихся хорошего знания анатомии, черчения, воспитывает культуру труда, эстетический вкус, знакомит с основными требованиями и направлениями современной моды.

Чтобы стать хорошей швеей- мотористкой, необходимо изучить такие разделы как конструирование легкой одежды, технологию пошива швейных изделий, устранение неполадок в работе специальных и универсальных швейных машин.

Требуется любить свою будущую профессию и теоретически подходить к пошиву любой операции или полностью всего изделия.




Технологические операции 1.

Наименование операции

Уровень сложности

Разряд

Балл

Условная стоимость

операции

  1. Наложить корсажную ленту на изнаночную сторону верхнего среза.

  2. Подогнуть верхний срез ленты на 0,7см.

  3. Притачать верхний срез шторы к ленте на 0,2см. Отгладить. Пооперационная утюжка.



4



3




10



180 руб.



Алгоритм операций.

Я соединяю верхний срез ламбрекена с лентой накладным швом 0,2см.





Технологические операции 2.

Наименование операции

Уровень сложности

Разряд

Балл

Условная стоимость

операции

  1. Обработка боковых срезов шторы швом вподгибку с закрытым срезом, ширина шва 1см.




3



3




10



50 руб.



Алгоритм операций.

Я обрабатываю боковой срез ламбрекена подрубочным швом. Ширина шва 1см.





Технологические операции 3.

Наименование операции

Уровень сложности

Разряд

Балл

Условная стоимость

операции

  1. Соединение нижнего среза ламбрекена с окантовочной лентой окантовочным швом 0,7см. Пооперационная утюжка.



4



4




10



300 руб.



Алгоритм операций.

Я соединяю окантовочную ленту с нижним срезом ламбрекена окантовочным швом 0,7см.




Технологические операции 4.

Наименование операции

Уровень сложности

Разряд

Балл

Условная стоимость

операции

  1. Сложить шторную ткань 8 метров пополам по долевой нити и сколоть булавками боковые и верхние срезы изделия.

  2. Сложить ламбрекен вдвое, чтобы совпали боковые срезы и сколоть верхние срезы.



3



3




10



50 руб.



Алгоритм операций.

Я складываю изделие пополам, уравниваю края и скалываю булавками верхние и боковые срезы на 2см от края.

© 2010-2022