Программа учебного курса «Технология ведения дома» для учащихся 5 классов

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование «Технология ведения дома» 5 класс

п/п

Даты

Тема раздела

Основное содержание

Тема урока

Основные понятия

Кол-во часов

Стр. уч-ка

УУД

Формы контроля

1




Вводный урок.

Вводный урок. ТБ при работе в кабинете технологии

Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Инструкция Т.Б

2







Знать: цели и задачи курса; правила безопасного поведения в мастерской

Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения, цифровыми образовательными ресурсами.


2

Экономия и бережливость в домашнем хозяйстве.





3-4


Раздел «Творческая проектная деятельность»

Тема: Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта.

Тема: Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта


2


5-9






Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе.

Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Проверяется правильность и аккуратность выполнения заданий в рабочей тетради.


«Исследовательская и созидательная деятельность»

(2 часа)

Тема: Творческий проект по разделу «Оформление интерьера»

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта.

2

24-28

Выполнять проект по разделу Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта.

Самооценка проекта самим учеником. Оценка проекта экспертами.





5-6

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов - фартук» (24 ч)

«Свойства текстильных материалов»

(4 ч)


Тема: Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения.

Тема: Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Запуск третьего творческого проекта. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.


2

83-90

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон животногорастительного происхождения. Оформлять результаты исследований. Изучать свойства х/б и льняных тканей. Определять сырьевой состав тканей. Находить и представлять информацию о ткачестве. Оформлять результаты исследований

Практическая работа

7-8

Тема: Свойства текстильных материалов

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

2

90-94

Изучать свойства х/б и льняных тканей. Определять сырьевой состав тканей. Находить и представлять информацию о ткачестве. Оформлять результаты исследований

Практическая работа

9-10

«Конструирование швейных изделий»

(4 ч)

Тема: Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки.

Тема: Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок.

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок.

2

95

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж ночной сорочки. Находить и представлять информацию о конструктивных особенностях поясной одежды

Практическая работа «Снятие мерок с фигуры человека»

11-12

Тема: Построение основы швейного изделия

Тема: Подготовка выкройки к раскрою.

Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы с ножницами.

2

96-106

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж ночной сорочки. Находить и представлять информацию о конструктивных особенностях поясной одежды

Практическая работа «Построение чертежа основы швейного изделия»

13-14

Тема: Раскрой швейного изделия. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити.

Тема: Выкраивание деталей швейного изде-лия.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками.

2

107-112

Готовить выкройку проектного изделия к раскрою. Знакомиться с профессией художник по костюму и текстилю. Находить и представлять информацию о выкройках

Практическая работа «Раскрой швейного изделия»

15-16

Тема: Швейные ручные работы

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

2

112-115

Знать правильную организацию рабочего места; инструменты и приспособления для ручных работ; правила выполнения прямого ручного стежка; способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью булавок

Практическая работа «Изготовление образцов ручных работ»

17-18

Тема: Швейные ручные работы

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).

2

116-119

Знать правильную организацию рабочего места; инструменты и приспособления для ручных работ; правила выполнения прямого ручного стежка; способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью булавок.

Выполнять Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Практическая работа «Изготовление образцов ручных работ»

19-20

Тема: Подготовка швейной машины к работе

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней, выведение нижней нитки наверх.

2

119-123

Знать принцип работы современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней, выведение нижней нитки наверх.

Практическая работа «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины»

21-22

Тема: Приёмы работы на швейной машине

Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом. закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.

2

123-131

Знать риёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом. закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы. Уметь устранить неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.

«Выполнение машинных строчек»

Задание «Проверь себя» в рабочей тетради

23-24

Тема: Швейные машинные работы. Влажно-тепловая обработка

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания -; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом)

2

131-138



Знать основные операции при машинной обработке изделия: постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом)

«Изготовление образцов машинных швов», «Проведение влажно - тепловых работ»

25-26-27-28

Тема: Технология изготовления швейных изделий

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке),

4

137-143

Знать последовательность изготовления швейных изделий. Технологию пошива фартука, Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке)

Практическая работа «Обработка проектного изделия»

29-30


Тема: Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта.

2

143-148

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта.

Контроль выполнения творческого проекта состоит из самооценки учащегося, а также оценки экспертами.

31-32

Раздел «Декоративно-прикладное творчество»

Тема: «Виды декоративного творчества»

Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Запуск творческого проекта. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам.

2

Знать понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам.

33-34

Тема: Основные приемы вышивки. Инструменты и приспособления

Понятие «композиция». Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие «орнамент». Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

2

Знать понятие «композиция». Правила, приёмы и средства композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Цветовые сочетания в орнаменте. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промысловПрофессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

35-36

Тема: Технологическая последовательность вышивания

Технологическая последовательность включает ряд этапов: подготовка ткани к работе; разметка размера рисунка; перевод его на ткань; увеличение или уменьшение размеров рисунка; заправка изделия в пяльцы; подготовка ниток к работе; заправка нитки в иглу и закрепление на ткани. Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества.

2

Знать технологическую последовательность вышивки, которая включает ряд этапов: подготовка ткани к работе; разметка размера рисунка; перевод его на ткань; увеличение или уменьшение размеров рисунка; заправка изделия в пяльцы; подготовка ниток к работе; заправка нитки в иглу и закрепление на ткани. Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества.

37-38

Тема: Технология выполнения простейших ручных швов

Технология выполнения: шов «вперед «иголку»; шов «шнурок»; стебельчатый шов; тамбурный шов; петельный шов. Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества.

2

Знать технологию выполнения: шов «вперед «иголку»; шов «шнурок»; стебельчатый шов; тамбурный шов; петельный шов. Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества

39-40

Тема: Технология выполнения простейших ручных швов. Вышивка панно, картины простейшими швами.

Технология выполнения: шов «вперед «иголку»; шов «шнурок»; стебельчатый шов; тамбурный шов; петельный шов. Выбор рисунка для вышивки. Вышивка Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества.

2

Знать технологию выполнения: шов «вперед «иголку»; шов «шнурок»; стебельчатый шов; тамбурный шов; петельный шов. Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества

41-42

43-44

45-46-

Тема: Технология выполнения простейших ручных швов. Вышивка панно, картины простейшими швами.

Защита итогового проекта. Итог.

Технология изготовления вышитого изделия, швом «вперед «иголку»; швом «шнурок»; стебельчатым швом; тамбурным швом; петельным швом. Выбор рисунка для вышивки. Вышивка Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества.

6

Знать технологию выполнения: шов «вперед «иголку»; шов «шнурок»; стебельчатый шов; тамбурный шов; петельный шов. Организация рабочего места; правила безопасной работы. Контроль качества

47-48

Раздел «Технология домашнего хозяйства»


Тема: Интерьер и планировка кухни-столовой

Запуск первого творческого проекта. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические). Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление кухни. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на компьютере.

2

10-19

Находить и представлять информацию об планировки кухни столовой. Выполнять электронную презентацию на тему «Интерьер кухни-столовой». Уметь планировать кухню, распредалять кухню на рабочую и столовую зоны, уметь декорировать кухню, знать современные стили. Знакомиться с профессией дизайнер

Проверяется правильность и аккуратность выполнения заданий в рабочей тетради.


Раздел «Электротехника»

(2 час)

Тема: Бытовые электроприборы на кухне

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

2

20-23

Изучать потребность в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Находить и представлять информацию о видах и функциях климатических приборов. Подбирать современную бытовую технику с учётом потребностей

и доходов семьи

Проверка знаний по изученному материалу проводится с помощью самостоятельных заданий, работа в группе

итого




1

МОДУЛЬ

«Кулинария»

(17 ч)

Тема: Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания

Запуск второго творческого проекта. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.



2

Знать санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

2

Тема: Бутерброды и горячие напитки

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания чая.

Сорта и виды кофе. Устройство для размола кофе. Приборы для размола зерен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.

Получение какао - порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

2

Знать продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Знать технологию приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства.. Технология заваривания чая.

Сорта и виды кофе. Устройство для размола кофе. Приборы для размола зерен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.

Получение какао - порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Практическая работа

3-4

Тема: Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

2

Знать виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Знать подготовку продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

5 - 6 - 7

Тема: Блюда из сырых овощей и фруктов

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях.

Способы удаления лишних нитритов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью

2

Знать способы удаления лишних нитритов из овощей.

Знать общие правила механической кулинарной обработки овощей. Знать особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Способы хранения овощей и фруктов. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью

Практическая работа

8-9

Тема: Тепловая кулинарная обработка овощей

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

2

Знать значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Уметь предъявить ребования к качеству и оформлению готовых блюд.

Контроль выполнения заданий осуществляет учитель


Тема: Блюда из яиц

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

2

Знать значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Уметь: жарить яица: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.


Тема: Творческий проект по разделу «Кулинария»

Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление изделия.

4

Знать реализациюэтапов выполнения творческого проекта. Уметь выполнять требования к готовому изделию. Уметь делать расчет затрат на изготовление изделия.




17

Защита творческого проекта

Защита проекта.

1

184-186

Умение делать презентацию и защищать проект

Итого

17


© 2010-2022