ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕЛАЕМ САМИ» /РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ/

Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием. В программе дана система занятий по начальному техническому моделированию, основная задача которых – развитие творческих способностей умственно отсталых школьников.  Раскрыто содержание работы подготовке к первоначальной конструктор...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Пролетарск


АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕЛАЕМ САМИ»

/РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ/

Программа рассчитана на обучающихся воспитанников 4 -9 классов специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы-интерната VIII вида





















Составитель программы: В.А.Леонтьев.



Программа разработана в 2007 году

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1. федеральный закон РФ об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012 г. Ст.2 п.16.

2. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997г. №288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от12.03.1977г. №288, от 10.03.2000г. №212, от 23.12.2002г. №919, от 01.02.2005г. №49).

3. Устав образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения.

5. Учебный план образовательного учреждения.

В коррекционном учреждении имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование.

В современной педагогике дополнительное образование рассматривается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.

Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием.

В программе дана система занятий по начальному техническому моделированию, основная задача которых - развитие творческих способностей умственно отсталых школьников. Раскрыто содержание работы подготовке к первоначальной конструкторско-технологической деятельности, учтена методика их проведения.

За основу, при составлении программы дополнительного образования «Делаем сами», взяты рекомендации:

  1. А.П. Журавлёвой и Л.А. Болотиной «Начальное техническое моделирование», (Издательство «Просвещение», М., 1981г.).

  2. Э.В. Рихвк «Мастерим из древесины», «Просвещение», М., 1989г.

  3. Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить», М., Просвещение, 1979г.

  4. Ю. Соколов «Художественное выпиливание», «Лесная промышленность», 1987г.

В процессе занятия осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Для школьников конструировать - это означает планировать и проектировать, преобразовывая свой замысел в действующую модель. Планирование школьники могут осуществлять различными способами. Они могут выразить свой план словами, с помощью рисунка, наброска, эскиза и т.д.

Конструкторская деятельность школьников включает в себя многие элементы профессионального конструирования. Например, обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, попытку выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.

Когда ведется конструкторская разработка по заданию, в котором указывается назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т.д., то пути решения задания учащихся могут выбирать сами. Но нельзя считать, что все школьники в состоянии понять и тем более сформулировать конструкторскую задачу; в этом случае надо оказать учащемуся помощь путем разъяснения и приостановить ее в тот момент, когда школьник в состоянии сам додумать решение до конца или до следующего этапа.

В силу своих особенностей школьники не могут правильно оценить свои возможности, и часто бывает, что их замысел не может быть реализован.

Следовательно, при планировании - в каком бы способе это ни выражал школьник (словами или рисунками) - надо осторожно направлять его на реальное конструкторское решение.

Режим занятий: 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Форма проведения: кружок «Делаем сами».

Программа «Делаем сами» составлена с учётом специфики школы и психофизиологических особенностей воспитанников:

  1. Это личностно ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребёнка, исходя из его индивидуальных природных способностей.

  2. В процессе реализации программы учитывается индивидуальная структура дефекта, соотношение первичных и вторичных отклонений в развитии ребёнка (интеллектуальные возможности, уровень познавательной активности, работоспособность, уровень развития речи). Реализация индивидуальных способностей детей требует индивидуального и дифференцированного подхода, как на уровне постановки задач, так и при выборе способов и темпов их реализации.

  3. Программа направлена на решение проблем ребёнка, на его субъективный опыт, приобретённый в деятельности, познании и общении.

  4. Особенностью данной программы является и её направленность: от действия к знанию. Что позволяет избежать эффекта «смыслового барьера», возникающего вследствие недостаточного уровня сформированности речи воспитанников. Опора на предметно-практические представления, наглядный опыт ребёнка, использование имеющихся практических и технологических навыков позволит добиться положительного результата при выполнении творческих работ.

  5. Реализуется право ребёнка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме. Оцениваются непосредственно результаты его деятельности на каждом этапе выполнения творческого задания. Успехи ребёнка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются порицанию.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММНОГО КУРСА

«ДЕЛАЕМ САМИ»


  1. Расширение (увеличение) объёма и углубление (усложнение) базовых знаний школьников:

  • Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям;

  • Выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении, с целью интеграции в социум;

  • Воспитание организационных умений и привычек, обеспечение реальным социально приемлемым способам коммуникации со сверстниками и взрослыми.

  1. Формирование познавательных интересов, развитие познавательной активности. Включение ребёнка в виды деятельности, максимально отвечающие его способностям и склонностям. Обеспечение творческого, общественно полезного характера видов деятельности.

  2. Развитие эстетических представлений, развитие чувства прекрасного.

  3. Коррекционная направленность занятий по начальному техническому моделированию:

  • Развитие мышления: сравнение, сопоставление, анализ формы, ориентировка в пространстве;

  • Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

  1. Основные задачи занятий по начальному техническому моделированию следующие:

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;

  • развивать политехнические представления и расширять политехнический кругозор учащихся;

  • продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);

  • пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов;

  • способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбора материала, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности и т.д.

СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Творческая деятельность воспитанников должна:

  1. Обеспечивать достижение реальных творческих результатов в относительно короткие сроки;

  2. Творческие достижение должны вести к личностному росту ребёнка, постановке и решению им всё более сложных задач;

  3. Задачи, решаемые ребёнком в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер;

  4. Деятельность должна вести к различным видам творческой интеграции детей и взрослых;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕЛАЕМ САМИ»


Работа с древесиной , с учётом нарастания сложности изделий.

Изделия:

  • Игры и контурные игрушки (головоломки, плоскостное выжигание, «Кот», «Петух», «Лебедь»).

  • Неподвижная игрушка (трактор, танк, вертолёт, кораблик).

  • Динамическая игрушка («Лисица», «Медведь», «Петрушка»).

  • Механическая игрушка («Белочки», «Бегущий заяц», «Зайчата», «Крокодил Гена и Чебурашка на самокате»).

  • Хозяйственные принадлежности (кухонная лопатка и вилка, молоток для отбивания мяса, разделочная доска).

Технические сведения: свойства и особенности материала; измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе; технические термины (модель, силуэт, контур и другие); способы отделки и украшения изделий; эстетические требования к изделиям; организация рабочего места; соблюдение правил ТБ при работе с ручным инструментом и электорвыжигателем; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приёмы работы: ручные столярные работы по обработке древесины; работа лобзиком и электорвыжигателем; грунтовка, окрашивание и лакирование изделий; расчленение формы изображения на простые геометрические формы; нахождение пропорций в изделии; способы соединения деталей в изделие; способы крепления деталей к основе;

Умения: выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно; осуществление текущего контроля и словесного отчёта о проделанной работе с помощью учителя; употребление в речи технической терминологии; навыки разметки и работы с ручным столярным инструментом; пространственная ориентировка при выполнении творческих работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Выжигание

7

3

Головоломка

4

4

Контурная игрушка из фанеры

10

5

Неподвижная игрушка

10

6

Выпиливание лобзиком по фанере

28

7

Хозяйственные принадлежности

8

8

Итоговое занятие

2

9

Итого:

70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

« ДЕЛАЕМ САМИ»


занятия

Дата

К-во

часов

Содержательные линии

Практическая деятельность

1


1

Вводное занятие:

Режим работы кружка. Решение организационных вопросов. Демонстрация детских работ.

Материалы и инструменты. Подготовка фанеры для выжигания рисунков.

2-8


1

2

2

2

Выжигание контурных рисунков

Подбор рисунка; перевод рисунка через копировальную бумагу; выжигание и раскрашивание рисунков; лакирование.

9-12


2

2

Головоломка

Анализ состава изделия. Подбор заготовок по размеру; разметка по длине, отпиливание; строгание в размер по толщине и ширине; запиливание, долбление; обработка рашпилем и наждачной бумагой; сборка; окрашивание; лакирование.

13 - 22


2

2

2

2

2

Контурная игрушка из фанеры: «Кот», «Петух», «Лебедь»

Анализ состава изделия. Подготовка фанеры, разметка по шаблону; выпиливание лобзиком; раскрашивание; лакирование; сборка

22 - 32


2

2

2

2

2

Неподвижная игрушка: трактор, танк, вертолёт, кораблик

Анализ состава изделия. Подбор заготовок по размеру; разметка по длине, отпилива-ние; строгание в размер; обработка рашпилем и наждачной бумагой; сборка; окрашивание; лакирование

33 - 60


2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Выпиливание лобзиком по фанере

Подготовка фанеры для выпиливания, шлифование. Подбор рисунка; перевод рисунка через копировальную бумагу; выпиливание, шлифовка, сборка изделия, лакирование.

61 - 66


2

2

2


Хозяйственные принадлежности: кухонная лопатка и вилка, молоток для отбивания мяса, разделочная доска

Анализ состава изделия. Подбор заготовок по размеру; разметка по длине, отпиливание; строгание в размер по толщине и ширине; запиливание, долбление; обработка рашпилем и наждачной бумагой; сборка; окрашивание; лакирование. Подготовка фанеры, разметка по шаблону; выпиливание лобзиком; шлифование.

67,68


2

Итоговое занятие

Выставка детских работ.

Всего

68


© 2010-2022