- Преподавателю
- Технология
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕЛАЕМ САМИ» /РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ/
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕЛАЕМ САМИ» /РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ/
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Леонтьев В.А. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Пролетарск
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕЛАЕМ САМИ»
/РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ/
Программа рассчитана на обучающихся воспитанников 4 -9 классов специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Составитель программы: В.А.Леонтьев.
Программа разработана в 2007 году
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. федеральный закон РФ об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012 г. Ст.2 п.16.
2. «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997г. №288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от12.03.1977г. №288, от 10.03.2000г. №212, от 23.12.2002г. №919, от 01.02.2005г. №49).
3. Устав образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения.
5. Учебный план образовательного учреждения.
В коррекционном учреждении имеется возможность выстроить единое образовательное пространство, обеспечивающее неразрывную связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития. Важной составляющей единого образовательного пространства является дополнительное образование.
В современной педагогике дополнительное образование рассматривается как многомерное пространство, способствующее социальному становлению и развитию личности, обладающее социальным, педагогическим, культурным, воспитательным и коррекционным потенциалом.
Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием.
В программе дана система занятий по начальному техническому моделированию, основная задача которых - развитие творческих способностей умственно отсталых школьников. Раскрыто содержание работы подготовке к первоначальной конструкторско-технологической деятельности, учтена методика их проведения.
За основу, при составлении программы дополнительного образования «Делаем сами», взяты рекомендации:
-
А.П. Журавлёвой и Л.А. Болотиной «Начальное техническое моделирование», (Издательство «Просвещение», М., 1981г.).
-
Э.В. Рихвк «Мастерим из древесины», «Просвещение», М., 1989г.
-
Э.К. Гульянц «Учите детей мастерить», М., Просвещение, 1979г.
-
Ю. Соколов «Художественное выпиливание», «Лесная промышленность», 1987г.
В процессе занятия осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Для школьников конструировать - это означает планировать и проектировать, преобразовывая свой замысел в действующую модель. Планирование школьники могут осуществлять различными способами. Они могут выразить свой план словами, с помощью рисунка, наброска, эскиза и т.д.
Конструкторская деятельность школьников включает в себя многие элементы профессионального конструирования. Например, обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, попытку выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.
Когда ведется конструкторская разработка по заданию, в котором указывается назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т.д., то пути решения задания учащихся могут выбирать сами. Но нельзя считать, что все школьники в состоянии понять и тем более сформулировать конструкторскую задачу; в этом случае надо оказать учащемуся помощь путем разъяснения и приостановить ее в тот момент, когда школьник в состоянии сам додумать решение до конца или до следующего этапа.
В силу своих особенностей школьники не могут правильно оценить свои возможности, и часто бывает, что их замысел не может быть реализован.
Следовательно, при планировании - в каком бы способе это ни выражал школьник (словами или рисунками) - надо осторожно направлять его на реальное конструкторское решение.
Режим занятий: 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Форма проведения: кружок «Делаем сами».
Программа «Делаем сами» составлена с учётом специфики школы и психофизиологических особенностей воспитанников:
-
Это личностно ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие ребёнка, исходя из его индивидуальных природных способностей.
-
В процессе реализации программы учитывается индивидуальная структура дефекта, соотношение первичных и вторичных отклонений в развитии ребёнка (интеллектуальные возможности, уровень познавательной активности, работоспособность, уровень развития речи). Реализация индивидуальных способностей детей требует индивидуального и дифференцированного подхода, как на уровне постановки задач, так и при выборе способов и темпов их реализации.
-
Программа направлена на решение проблем ребёнка, на его субъективный опыт, приобретённый в деятельности, познании и общении.
-
Особенностью данной программы является и её направленность: от действия к знанию. Что позволяет избежать эффекта «смыслового барьера», возникающего вследствие недостаточного уровня сформированности речи воспитанников. Опора на предметно-практические представления, наглядный опыт ребёнка, использование имеющихся практических и технологических навыков позволит добиться положительного результата при выполнении творческих работ.
-
Реализуется право ребёнка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме. Оцениваются непосредственно результаты его деятельности на каждом этапе выполнения творческого задания. Успехи ребёнка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются порицанию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММНОГО КУРСА
«ДЕЛАЕМ САМИ»
-
Расширение (увеличение) объёма и углубление (усложнение) базовых знаний школьников:
-
Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям;
-
Выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении, с целью интеграции в социум;
-
Воспитание организационных умений и привычек, обеспечение реальным социально приемлемым способам коммуникации со сверстниками и взрослыми.
-
Формирование познавательных интересов, развитие познавательной активности. Включение ребёнка в виды деятельности, максимально отвечающие его способностям и склонностям. Обеспечение творческого, общественно полезного характера видов деятельности.
-
Развитие эстетических представлений, развитие чувства прекрасного.
-
Коррекционная направленность занятий по начальному техническому моделированию:
-
Развитие мышления: сравнение, сопоставление, анализ формы, ориентировка в пространстве;
-
Развитие мелкой моторики и двигательной координации.
-
Основные задачи занятий по начальному техническому моделированию следующие:
-
совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;
-
развивать политехнические представления и расширять политехнический кругозор учащихся;
-
продолжать формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);
-
пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов;
-
способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбора материала, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
-
развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности и т.д.
СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Творческая деятельность воспитанников должна:
-
Обеспечивать достижение реальных творческих результатов в относительно короткие сроки;
-
Творческие достижение должны вести к личностному росту ребёнка, постановке и решению им всё более сложных задач;
-
Задачи, решаемые ребёнком в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер;
-
Деятельность должна вести к различным видам творческой интеграции детей и взрослых;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ДЕЛАЕМ САМИ»
Работа с древесиной , с учётом нарастания сложности изделий.
Изделия:
-
Игры и контурные игрушки (головоломки, плоскостное выжигание, «Кот», «Петух», «Лебедь»).
-
Неподвижная игрушка (трактор, танк, вертолёт, кораблик).
-
Динамическая игрушка («Лисица», «Медведь», «Петрушка»).
-
Механическая игрушка («Белочки», «Бегущий заяц», «Зайчата», «Крокодил Гена и Чебурашка на самокате»).
-
Хозяйственные принадлежности (кухонная лопатка и вилка, молоток для отбивания мяса, разделочная доска).
Технические сведения: свойства и особенности материала; измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе; технические термины (модель, силуэт, контур и другие); способы отделки и украшения изделий; эстетические требования к изделиям; организация рабочего места; соблюдение правил ТБ при работе с ручным инструментом и электорвыжигателем; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приёмы работы: ручные столярные работы по обработке древесины; работа лобзиком и электорвыжигателем; грунтовка, окрашивание и лакирование изделий; расчленение формы изображения на простые геометрические формы; нахождение пропорций в изделии; способы соединения деталей в изделие; способы крепления деталей к основе;
Умения: выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно; осуществление текущего контроля и словесного отчёта о проделанной работе с помощью учителя; употребление в речи технической терминологии; навыки разметки и работы с ручным столярным инструментом; пространственная ориентировка при выполнении творческих работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Содержание
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Выжигание
7
3
Головоломка
4
4
Контурная игрушка из фанеры
10
5
Неподвижная игрушка
10
6
Выпиливание лобзиком по фанере
28
7
Хозяйственные принадлежности
8
8
Итоговое занятие
2
9
Итого:
70
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
« ДЕЛАЕМ САМИ»
№
занятия
Дата
К-во
часов
Содержательные линии
Практическая деятельность
1
1
Вводное занятие:
Режим работы кружка. Решение организационных вопросов. Демонстрация детских работ.
Материалы и инструменты. Подготовка фанеры для выжигания рисунков.
2-8
1
2
2
2
Выжигание контурных рисунков
Подбор рисунка; перевод рисунка через копировальную бумагу; выжигание и раскрашивание рисунков; лакирование.
9-12
2
2
Головоломка
Анализ состава изделия. Подбор заготовок по размеру; разметка по длине, отпиливание; строгание в размер по толщине и ширине; запиливание, долбление; обработка рашпилем и наждачной бумагой; сборка; окрашивание; лакирование.
13 - 22
2
2
2
2
2
Контурная игрушка из фанеры: «Кот», «Петух», «Лебедь»
Анализ состава изделия. Подготовка фанеры, разметка по шаблону; выпиливание лобзиком; раскрашивание; лакирование; сборка
22 - 32
2
2
2
2
2
Неподвижная игрушка: трактор, танк, вертолёт, кораблик
Анализ состава изделия. Подбор заготовок по размеру; разметка по длине, отпилива-ние; строгание в размер; обработка рашпилем и наждачной бумагой; сборка; окрашивание; лакирование
33 - 60
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Выпиливание лобзиком по фанере
Подготовка фанеры для выпиливания, шлифование. Подбор рисунка; перевод рисунка через копировальную бумагу; выпиливание, шлифовка, сборка изделия, лакирование.
61 - 66
2
2
2
Хозяйственные принадлежности: кухонная лопатка и вилка, молоток для отбивания мяса, разделочная доска
Анализ состава изделия. Подбор заготовок по размеру; разметка по длине, отпиливание; строгание в размер по толщине и ширине; запиливание, долбление; обработка рашпилем и наждачной бумагой; сборка; окрашивание; лакирование. Подготовка фанеры, разметка по шаблону; выпиливание лобзиком; шлифование.
67,68
2
Итоговое занятие
Выставка детских работ.
Всего
68