Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

"Выдержка из материала: ПМ.01 Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам МДК.01 Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам. УП.01.01. Учебная практика Тема: «Обработка накладных карманов» Цель урока: сформировать знания у обучающихся о способах обработки накладных карманов.  Задачи: Содержательная – определение основных способов обработки накладных карманов Деятельностная – формирование у обучающихся практического опыта технологической последовательности обработки накладног...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области

Начального профессионального образования
«Профессиональное училище №31»











Методическая разработка урока

По учебной практике (производственное обучение)







Разработала мастер производственного обучения

М. Н. Клепикова










Александров - Гай

2013


ПМ.01 Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам

МДК.01 Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам.

УП.01.01. Учебная практика

Тема: «Обработка накладных карманов»

Цель урока: сформировать знания у обучающихся о способах обработки накладных карманов.

Задачи:

  • Содержательная - определение основных способов обработки накладных карманов

  • Деятельностная - формирование у обучающихся практического опыта технологической последовательности обработки накладного кармана.

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок формирования практических навыков по обработке накладных карманов )

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Метапредметность - история, русский язык, материаловедение, экология, информатика,

Техническое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, доска, электрические швейные машины модель DDL 8700(1022 кл, 97 кл), обметочная машина Jack JK 768 - 4 - 514 М 2-24, электрический утюг, гладильная доска.

Дидактическое обеспечение:

-презентация, инструкционная карта, готовые накладные карманы, шаблоны, образцы в последовательности, «кейсы», пазлы - картина, инструкции для групп, оценочная ведомость.




Характеристика предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Обучающиеся владеют компетенциями:

ОК 1.

Понимают сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляют к ней устойчивый интерес

ОК 6.

Умеют работать в команде, эффективно общаться с товарищами и преподавателем.

У большинства обучающихся недостаточно сформированы компетенции:

ПК 1.

Подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых компетенций

Планируемые действия для достижения компетенций

Планируемый уровень достижения результатов обучения

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

оценивают свое отношение к сущности и социальной значимости своей будущей профессии

2 уровень - обучающиеся высказывают свою точку зрения

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

1) самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы

2 уровень - самостоятельное действие обучающихся на основе усвоенного алгоритма действий

2) планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень - самостоятельное действие обучающихся на основе имеющихся знаний о методах исследования

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

решение стандартных профессиональных задач

3 уровень - самостоятельное решение проблемных задач в области профессиональной деятельности

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

1) сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством преподавателя действия обучающихся.

2) анализируя и оценивая факты, определяют технологические схемы холодной прокатки труб.

3 уровень - реконструкция (преобразование) информации

ОК 5. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию

осуществляют контроль своей деятельности методом самооценки и взаимооценки

2 уровень - самостоятельное действие обучающихся на основе знаний, полученных на уроке

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

планируют совместную деятельность, делятся информацией друг с другом, объясняют сложные моменты.

2 уровень - совместные (групповые) выполняемые под руководством преподавателя действия обучающихся

ПК 1.1 подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ.

решение стандартных профессиональных задач

3 уровень - самостоятельное решение проблемных задач в области профессиональной деятельности

« Ученье без размышления бесполезно,

но и размышление без ученья опасно»
Конфуций


Ход урока


  1. Оргмомент

  1. М.Н. Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же нам на капельку солнце прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте, как я рада, что могу вам это сказать! (слайд 2)

  1. Проверка присутствующих

  2. Контроль внешнего вида обучающихся

  1. Вводный инструктаж.

1. Мотивационно-целевой этап

Замечательно, когда у человека есть любимое дело, а общее дело всегда объединяет. Вот и сегодня мы вместе с вами попытаемся разгадать некоторые секреты профессии «Портной»

- Один профессор однажды после экзамена обнаружил на парте оставленную студентом тетрадь, на одной из страниц которой было написано: Уравнение Даламбера - ВЛКП, преобразования Фурье - ЗПКБ, Интеграл энергии - ПКП.

Профессору пришлось серьезно поразмыслить, прежде чем он догадался, что таким образов были зашифрованы места, где студент прятал шпаргалки: ВКЛП - верхний левый карман пиджака, ЗПКБ - задний правый карман брюк и так далее.


Такой детали одежды как карман посвящены различные пословицы и поговорки. Слово карман имеет в них как прямой, так и переносный смысл.

«У Варвары все в кармане",

"Считать деньги в своем кармане",

"Не надейся Роман на чужой карман",

"Из чужого кармана платить легко",

"За словом в карман не лезет» (слайд 3)

Тема нашего урока: « Накладные карманы» (слайд 4)

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Группа делится на две команды - два ателье по пошиву одежды.

Ролевая игра - вертушка, дискуссия, активация понимания через контрольные вопросы. Знакомство с информационным материалом, работа с ранее изученной информацией, поиск и изучение новой актуальной информации по заданной теме, выявление и анализ проблем.

Мастер производственного обучения раздает кейсы каждому ателье, объясняет методику работы с кейсом (выявить проблему, записать, найти).

«Кейс»:

  1. история происхождения карманов (приложение 1, слайд 7, 8);

  2. карман (определение), форма карманов, отделка накладных карманов (приложение 2, слайд 9);

  3. виды одежды, в которых применяются накладные карманы; месторасположение карманов на одежде (приложение 3, слайд 9, 10);

  4. техника безопасности и терминология (приложение 4)

Каждая команда работает с информацией (кейс), находит ответы на поставленные вопросы, обсуждает ответы, фиксирует их на бумаге.

На следующем этапе учащиеся объединяются в группы по интересам (по доставшимся вопросам - история, моделирование, дизайн, ТБ), обсуждают свой вопрос внутри создавшейся группы, вносят коррективы в свой первоначальный ответ. Затем обучающиеся возвращаются в свою команду - ателье, обсуждают « обновленные» ответы и формируют окончательный вариант ответа на свой вопрос. Каждый ответ обучающегося озвучивается и обосновывается.

Мастер заслушивает ответы обучающихся, при этом констатирует все возможные варианты ответов и кратко фиксирует их на доске в таблицу, в первый столбец "Знаю", поддерживая дискуссию (слайд 11).

Знаю

Хочу знать

Узнал, выполнил (сделал)

История происхождения карманов

Узнать и выполнить различные способы обработки накладных карманов (в зависимости от формы и обработка накладного кармана будет меняться)

Способ обработки накладного кармана в швом вподгибку

Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ, при выполнении работ на электрических машинах, ВТО.

В каких случаях накладные карманы делают одинарными, двойными или с прокладкой (в зависимости от свойств ткани)?

Шов, применяемый для обработки верхнего среза кармана

Терминология ручных, машинных швов и ВТО

Каким образом добавить оригинальности одежде и замаскировать дефект ткани или закрыть штопку?

Накладные карманы делают прямоугольными, овальными или фигурной формы в соответствии с фасоном и модой.

Месторасположение карманов на одежде.

Применение накладных карманов в детской одежде.

В зависимости от свойств ткани накладные карманы делают одинарными, двойными или с прокладкой.

Карман это ……. (вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей)

Местоположение и размеры кармана также определяют по фасону и уточняют на фигуре во время примерки изделия

Карманы разные по способу изготовления: прорезные, в шве, подкройные, накладные.

Ремонт одежды

Посмотрите, а на вашей одежде есть карманы? Зрительная гимнастика. Найти в группе накладные карманы и назвать отделку

Обработку накладного кармана в зависимости от формы кармана, свойств ткани и его назначения.

Какой формы бывают накладные карманы?

Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в деловой, спортивной и нарядной одежде, в рабочей

Молодцы! Это мы знаем. Хорошо. А теперь что бы вы хотели узнать на уроке:

  1. Узнать и выполнить различные способы обработки накладных карманов (в зависимости от формы и обработка накладного кармана будет меняться)

  2. В каких случаях накладные карманы делают одинарными, двойными или с прокладкой (в зависимости от свойств ткани)?

  3. Каким образом добавить оригинальности одежде и замаскировать дефект ткани или закрыть штопку?

  4. Применение накладных карманов в детской одежде.

Вывод:

Цель нашего урока: Выполнить обработку накладных карманов в зависимости от их формы. (Слайд) Обратить внимание на свойства тканей (слайд 12)

Задачи

  • Содержательная - определение основных способов обработки накладных карманов

  • Деятельностная - формирование у обучающихся практического опыта технологической последовательности обработки накладного кармана.

3.Ребята, нам по электронной почте пришло письмо (слайд 13)

Здравствуйте! Работаю электриком и немного практикуюсь как портной. Вот решил сшить себе комбинезон для работы на высотных линиях. Никак не могу сшить карман для инструментов. Помогите советом, как это лучше сделать?

Мастер производственного обучения:

- По всей видимости, речь идет о накладных карманах. Для того чтобы ответить на письмо нам необходимо разобрать способ обработки накладных карманов.

  1. Демонстрация видео « Обработка накладных карманов» (слайд 14)

Как выполняют обработку в швейных мастерских? В ходе просмотра мастер обращает внимание на технику безопасности при работе с инструментами, при выполнении машинных швов, ВТО.


  1. Упражнения (слайд 15, 16)в выполнении последовательности обработки накладного кармана. Обучающиеся высказывают свои предположения.

На экране (презентация) появляются слайды:

- первый - готовый образец кармана, (комментарий мастера)

- второй с деталями накладного кармана;

- пустой слайд, (промежуточный этап, неизвестен, учащиеся должны его определить)

- третий - конечный, готовый результат.

6. Демонстрация мастером способа обработки кармана.

7. Разбор обучающимися приемов, способов обработки и закрепление кармана

8. Разбор ошибок, которые могут совершить обучающиеся (слайд 17).

9. Составление кластера - записывают последовательность обработки кармана в тетрадь (слайд 18).

10. Применение технологий. Карман накладной обрабатывается по унифицированному методу, что сокращает количество операций и также является трудосберегающей технологией. Для предохранения верхнего среза кармана от растяжения используется флизелин с точечным клеевым покрытием, не увеличивая при этом массу изделия (слайд 19).

В пошиве швейных изделий используют различные приспособления, которые облегчают и значительно сокращают время, затраченное на обработку изделий. Для накладных карманов используют специальные лекала. Давайте вспомним уроки труда, возьмём линейки, картон и ножницы. Следует определиться с конфигурацией будущего кармана (если это не предусмотрено по модели), затем на картоне при помощи линейки и карандаша вычерчиваем карман без припусков на швы и вырезаем. Припуски на карман по боковым и нижнему срезам 0,5-1 см., верхний 2,5-3см. Накладной карман с цельнокроеной обтачкой. В зависимости от свойств ткани накладные карманы делают одинарными, двойными или с прокладкой.

Далеко не каждый день мы сталкиваемся с проблемой, как пришить заплатку. Чаще всего одежду с рваной дырой, не подлежащей незаметной починке, мы отправляет на дачу или в утиль. Две-три недели носки - и вот снова дырка. Неужели каждый раз бегать покупать новую пару джинсов? Или можно все-таки пришить заплатку самому, собственными руками? Конечно, можно! И этот процесс можно даже назвать творческим. Конечно, если дырка появилась на ровной поверхности джинсов (в области бедра, голени, колена или на попе), то тут просто огромный простор для творчества. Начиная от клеящихся заплаток, вариантов которых масса, и заканчивая оригинальными вставками из материала другой фактуры и цвета. Так же можно пришить заплатку в форме кармана, смешного человечка, зверя, сердечка, цветочка - тут уж, что вам больше по душе. Кстати, такие декоративные заплатки очень даже актуальны и модны. Они делают наряд оригинальным и необычным, привлекают внимание окружающих и придают вашему образу кокетство и озорство.

Применение накладных карманов в изготовление детской одежды.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Производственная одежда - одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей народного хозяйства. В производственной одежде выделяют одежду специальную, санитарную, форменную. Производственная одежда применяется во всех отраслях промышленности для рабочих массовых профессий; она обеспечивает защиту от загрязнения. Основными видами производственной одежды являются халаты и фартуки. Специальная одежда - это производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Специальная одежда обеспечивает защиту рабочих от вредного действия окружающей среды. Основными видами специальной одежды являются: плащи, куртки, комбинезоны, ватные куртки, шаровары. Специальная одежда делится на: 1) влагозащитную; 2) защищающую от радиоактивных загрязнений; 3) кислотозащитную; 4) нефтемаслозащитную; 5) общего назначения; 6) пылезащитную; 7) защищающую от органических растворителей; 8) термозащитную; 9) химоядозащитную; 10) щелочезащитную; 11) электрозащитную

Экономия времени, ниток - булавки, клеевая паутинка.

Контроль выполнения работы - презентация - пошаговое выполнение кармана.

Работа с инструкционной картой ( приложение 5, слайд 20, 21, 22, 23)

Самоконтроль - проверка инструкционной карты (в правом углу записать фамилию, имя учащегося).

Взаимоконтроль - проверка инструкционной карты соседа, записать фамилию и имя проверяющего в левом углу карты. ( Приложение)

При обработке накладных карманов необходимо соблюдать следующие технические условия выполнения работы (слайд 24):

  • они должны быть одинакового размера и формы;

  • аккуратно обработан верхний срез и уголки;

- хорошо приутюжены.

11. Вывод - итог вводного инструктажа- заполнение первой части третьего столбца таблицы « Что мы узнали» (слайд 25).

  1. Способ обработки накладного кармана

  2. Шов, применяемый для обработки верхнего среза кармана.

  3. Специальная одежда

  4. Накладные карманы делают прямоугольными, овальными или фигурной формы в соответствии с фасоном и модой.

  5. В зависимости от свойств ткани накладные карманы делают одинарными, двойными или с прокладкой.

  6. Местоположение и размеры кармана также определяют по фасону и уточняют на фигуре во время примерки изделия с учетом эргономических параметров человека

  7. Ремонт одежды с помощью накладного кармана.

12. Физкультминутка: - А чтобы получить радость труда, мы сейчас представим себя цветами и потянемся к солнцу, как цветы(слайд 26).

Поработали мы с вами

И, конечно же, устали.

Дружно все тихонько встали

Как цветочки все раскрылись.

Выше руки, шире печи

Отдохнули? Можете садиться,

Продолжаем мы учиться.

II Текущий инструктаж (слайд 27)

Перед началом практической работы сдадим экзамен по технике безопасности.

-Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы - дальше от иголки,
Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

-Хранить булавки в определённом месте.

-Чтоб не болели зубы и живот,

-Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
- Я экзамен принимаю и к работе допускаю.

(Выделенные фразы произносят обучающиеся.)

Ролевая игра (слайд 28)

- Ребята, давайте вернемся к письму нашего знакомого - электрика. ( Зачитать письмо). Давайте предложим ему свои модели накладных карманов. Для реализации этой цели нам следует создать две команды - ателье по пошиву рабочей одежды.

Между собой распределите роли - художник - модельер, модельер - конструктор, технолог, специалист отдела технического контроля (ОТК), (мастер объясняет функции каждого специалиста)

Пожалуйста, перед вами на столе лежат «кейсы» с различными вариантами обработки накладных карманов. Изучите их и определите накладные карманы какой формы, какой отделки и где будут расположены. Эту работу вы проводите внутри своего ателье. Принятое вами решение озвучиваете и обосновываете (защита проекта).

«Будь внимательнее!»

Задания для специалистов в ходе практической работы (слайд 29).

  1. Разработать для комбинезона электрика модель кармана (художник - модельер)

  2. Выполнить лекало кармана (конструктор - модельер)

  3. Продумать технологию выполнения кармана (технолог)

  4. Защита проекта (по выбору)

  5. Выполнить обработку кармана (технолог)

  6. Заключение специалиста ОТК

Перерыв - Физминутка (слайд 30)

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Руки вверх поднимем выше

И легко, легко подышим…

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Спать нам некогда, друзья, Надо шить, пора.

Во время выполнения практической работы мастер проводит целевые обходы (слайд 31):

  1. Организация рабочего места:

  2. Соблюдение правил техники безопасности

  3. Выполнение работы в последовательности

  4. Помощь (с помощью наводящих вопросов)

  5. Ошибки (если одна общая ошибка у всех обучающихся, мастер останавливает работу и снова проводит инструктаж)

III Заключительный инструктаж (слайд 32)

  1. Заполнение третьего столбца таблицы - узнал, выполнил, сделал.

  2. Выступление специалиста ОТК по таблице оценки работы его ателье

Демонстрация выполненной обучающимися работы - накладной карман

  1. Соблюдение правил безопасности труда;

  2. Степень правильности выполнения упражнения.

  3. Наличие (отсутствие) ошибок при выполнении трудовых приемов.

  4. Соблюдение технических требований к выполнению упражнения и указаний инструкций;

  5. Владение приемами самоконтроля и планирования действий;

  6. Выполнение установленных количественных и качественных показателей работы (количество упражнений, норма времени, качество результата работы);

  7. Правильность организации рабочего места и труда. Культура труда. Степень самостоятельности в работе. Владение переносом знаний, умений и навыков.

  1. Мастер анализирует и комментирует оценки поставленных специалистом ОТК.

  2. Общий вывод - я узнала, я имею практический опыт, мне это пригодится (слайд 33)

  3. Домашнее задание - выполнить вариант обработки накладного кармана соседа - ателье, разработать заплатки креативные - яркие оригинальные цвета и фактуры тканей. Заплатки в виде карманов!

  4. Рефлексия. В зависимости от эмоционального восприятия урока, оставленных уроком впечатлений учащиеся прикрепляют к выполненным карманам смайлики - аппликации (улыбка, равнодушие и скука). Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

  5. Уборка рабочих мест.

Слова мастера заключительные: Профессия портного - это воплощение красоты, современного художественного стиля, результатом которой является разнообразная одежда, без которой невозможно обойтись. Профессия портной имеет большую социальную значимость, ведь все люди без исключения пользуются услугами портных.

В память о нашей сегодняшней встрече я хочу оставить вам на память декоративные карманы, где вы можете хранить ценные для вас вещи.

Профессий много на земле,

И здесь сказать уместно:

« Не место красит человека,

а человек - место!» (слайд 34)

На этом наше занятие закончилось. Спасибо вам за внимание.



Приложение 1

Вопрос к кейсу № 1

  1. Английская версия происхождения кармана;

  2. История скрытого кармана;

  3. Неожиданное решение «карманных» вопросов.






История происхождения карманов.

«Люси Локет потеряла карман,
Китти Фишер его подобрала,
Правда, и пенни в нем не нашлось,
Только ленточка вокруг кармана!»

Это - известная в Англии присказка. Как же это можно - спросят большинство современных читателей - потерять или найти карман? И хотелось бы понять, что делала лента во всей этой запутанной истории? Присказка обращается ко времени, когда карманы не были пришиты к одежде или вшиты в швы: они существовали независимо от платья или юбки, и их крепили к тесьме, пояску, которыми обычно обвязывали талию. Карманов могло быть два, или один, некоторые были богато украшены вышивкой, кружевом и лентами, другие щеголяли декоративной формой, но были и весьма простые.

Если заглянуть в словари, то карман заявлен как «маленькое приложение к одежде наподобие сумки», и только потом следует определение «вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей и денег». В чем причина такого специфического определения, отчего это карман поначалу не считался частью одежды, а был лишь ее приложением? Дело в том, что в Европе простой люд стал обменивать монеты на товары и услуги лишь в конце Средневековья. К XIII столетию все короли, почти все принцы, герцоги, епископы и целые свободные города чеканили собственные монеты. Таким образом, денег было достаточно, чтобы озаботиться вопросами их хранения и перемещения. И так как людям неудобно было носить монеты в руках, то они стали складывать их в мешочки. Подобные кошельки владельцы вешали на пояс (реже на шею) и называли карманами.

История происхождения карманов.

Много лет в научных кругах не утихали споры относительно появления в материально-бытовой культуре современного человечества такого архиполезного изобретения как карман. Историки, археологи, дизайнеры одежды, все имели свое мнение, полагая его единственно правильным. Однако недавние исследования группы израильских ученых произвели сенсационный переворот в наших взглядах на этот вопрос.

Обратившись к истории, можно утверждать, что до настоящего времени существовало два основных лагеря исследователей, придерживающихся диаметрально противоположных представлений. Одна группа утверждала, карманы изобрели еще предки современного человека - карманьонцы, в незапамятные времена. Именно наличием карманов на одежде они и отличались от неандертальцев, за что и были жестоко истреблены. Идея карманов надолго была позабыта, однако жила в виде тайного знания долгие века.

Вторая многочисленная группа приписывала честь изобретения карманов итальянским повстанцам - карманариям, якобы прозванных так за огромные карманы которые нашивались на одежду для переноски боеприпасов. Конечно, существовало еще множество разных маргинальных представлений о происхождении кармана, например многие приписывали его изобретение Леонардо да Винчи, да только что ему не приписывали? Сенсационное заявление израильских ученых произвело эффект бомбы. «Карманы, в том виде, к которому мы привыкли, изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона» - утверждают они.

Имеются неопровержимые свидетельства в виде записей, отчетов, различного рода документов. Нами были обнаружены чертежи первых моделей карманов, сделанных рукой гениального портного» - говорит руководитель исследователей, доктор Михельсон.

Итак, как же появился карман? Какие политические и экономические силы стояли за этим эпохальным изобретением? Оказывается, тайный заказ на разработку «keshene» (а именно так карман называется на идиш) портной получил от израильского правительства. В до-карманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках. Это способствовало разгулу преступности, росту количества преступлений против собственности, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как спереть такой кошель в толпе, не представляло особого труда. Получив правительственный грант, портной приступил к делу. На сохранившихся чертежах видно, что первые модели карманов существенно отличались от современного вида. В частности они были перевернутые. Такой карман нашивался на одежду поверх кошелька. Это конечно доставляло некоторые неудобства ворам, однако в корне проблему решить не могло. Прорыв случился тогда, когда Карман додумался до следующего, гениального по простоте решения. Взяв пустой кошелек, портной пришил его с изнанки одежды, проделав в ней небольшое отверстие для руки. Таким образом, сунув руку в кошелек, человек мог быть уверен, что его достояние в целости и сохранности. Это стало эпохальным событием. Помимо резкого снижения количества краж изобретение Кармана дало несколько неожиданных эффектов. Так, например, оказалось, что обладатель кармана способен быстрее производить товарно-денежные операции, что способствовало росту экономики, а еврейские купцы по количеству сделок прочно заняли лидирующее место на европейских и азиатских рынках. Все это принесло народу Израиля долгие годы процветания и благоденствия, а нам дало неотъемлемый атрибут современного дизайна одежды, карман.

Портрет вещи: карман - скрытая история

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Историю кармана нельзя назвать древней - он появился лишь в последней трети XVII века. Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах - мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались "омоньерами".

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани - бархат, атлас. Правда, карманы редко шились из них целиком - как и в случае с вышивкой, шелковыми тканями украшалась обычно только внешняя сторона.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись развивать сумочную линию. Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов. Уже тогда эти сумки-ридикюли изготавливались из различных материалов, имели разные формы и богато украшались бисером и стеклярусом. В XVIII веке появились дамские сумочки из бархата и кружева, в которых лежали платочки, косметика и другие мелочи. Их называли "помпадур" в память о фаворитке французского короля Людовика XV.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»



Неожиданное решение «карманных» вопросов

Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется - они были всегда. Существует масса интересных фактов о карманах. Например, итальянцы разработали новую модель бюстгальтера специально для деловых женщин, в нем имеется вшитый карман для сотового телефона. Недавно францисканский монашеский орден заказал три тысячи сутан нового покроя, в каждой из сутан также предусмотрен карман для мобильного.

Гидрокостюмы сейчас тоже делают с карманами. Они приспособлены к водной среде: боковые карманы со сливом для воды, внутренние - на молнии, а в некоторых есть даже вынимающиеся шерстяные вставки для отогрева рук.

Патентное бюро США выдало патент на туфли с карманами. По мысли изобретателя, они предназначены для нудистов.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Для современного японца настоящая катастрофа - это отсутствие в нужный момент визитных карточек. Поэтому в Японии очень популярны плавки с карманами для визиток из пластика.

Последняя разработка Пентагона - боевой галстук Tac-Tie. Он располагает четырьмя специализированными отделениями: глубоким карманом для хранения очков и письменных принадлежностей, вместительным карманом, где можно хранить перочинный нож, зажигалку, фонарик, свисток и жевательную резинку, прозрачным отделением для документов и держателем-сеточкой для напитков.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»
Карманы бывают разные…





























Приложение 2

Вопросы к кейсу № 2

  1. карман (определение),

  2. форма карманов,

  3. отделка накладных карманов.







Форма карманов

Модели накладных карманов

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»



Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»



Определение кармана


Карман - это вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»














Отделка накладных карманов







Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»




























Приложение3

Вопросы к кейсу № 2

  1. виды одежды, в которых применяются накладные карманы;

  2. месторасположение карманов на одежде.



виды одежды, в которых применяются накладные карманы; месторасположение карманов на одежде



Вид одежды, в которых применяются накладные карманы.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»


Приложение 4


Вопрос к кейсу № 4

  1. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

  2. Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ

  3. Правила безопасности при работе на швейной машине

  4. Терминология ручных работ








Техника безопасности



Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

1) Риски при выполнении работы: повреждение пальцев иглой, спицами, булавкой, ножницами, травма глаз.
2) До начала работы обучающийся должен:


2.1) хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке;
2.2) хранить иголки и булавки в игольнице;
2.3) не приносить на урок большое количество иголок и булавок;
2.4) не приносиь на урок ножницы.

3) Во время работы обучающийся должен:


3.1) бережно относиться к своей работе и инструментам для работы;
3.2) не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду;
3.3) для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя;
3.4) во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы клать на стол с сомкнутыми лезвиями;
3.5) передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед;
3.6) следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол;
3.7) не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками;
3.8) не размахивать ножницами, спицами и крючками.

4) По окончании работы обучающийся должен:


4.1) проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько в начале работы, найти потерянные иголки и булавки;
4.2) сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбрасить в мусорный контейнер;
4.3) убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место;
4.4) убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ

1. Опасности во время работы:

  • возгорание шнура;

  • ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;

  • поражение электрическим током.

2. Что нужно сделать до начала работы:

  • проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга;

  • приготовить проутюжильник и пульверизатор;

  • проверить наличие резинового коврика.

3. Что нужно делать во время работы:

  • выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резино­вом коврике;

  • включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки, а не за шнур;

  • ставить утюг на специальную подставку;

  • следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался;

  • использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

4. Что нужно сделать по окончании работы:

  • выключить утюг;

  • поставить его на специальную подставку.





Правила безопасности при работе на швейной машине



1. Без разрешения учителя нельзя садиться за швей­ную машину.

2. Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения.

3. Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы.

4. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки.

5. Не останавливайте швейную машину с ножным приводом за ремень.

6. Заправляя нить в машинную иглу, не держите ноги на педали.

7. Не наклоняйтесь близко к движущимся и враща­ющимся частям машины.

8. Садитесь за машину с чистыми руками.

9. Следите за правильным положением рук и ног.

10. Свет должен падать спереди или слева.

11. Во время работы не отвлекайтесь.

12. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами.

13. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверх­ности стула.

14. Изделие должно находиться на расстоянии 30 - 40 см. от глаз работающего.

Правила начала и окончания работы на швейной машине














Терминология ручных работ

Терминология ручных работ


Терминология машинных работ


Терминология ВТО

1

Вметать - соединить две детали с посадкой по овальным линиям сметочными стежками.

Втачать - соединить две детали по овальным срезам.

Приутюжить - уменьшить толщину шва или края детали

2

Выметать - соединить края двух дателей, вывернуть их на лицевую сторону, выправить края и углы деталей, и зафиксировать их сметочными стежками. Такой прием используется при обработке отлетных краев воротников, пояса, клапаны и т.д. и т.п. После влажно-тепловой обработки фиксирующие стежки удаляются.

Застрочить - закрепить подогнутый край изделия


Заутюжить-уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении

3

Выстегать - соединить две и более детали, наложенные одна на другую потайными стежками местами или по всей поверхности. Пример: соединение выстежной прокладки к основной ткани при пошиве пальто.

Настрочить - закрепить припуски заутюженного шва, край детали или складки отделочной строчкой.

Разутюжить-разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении

4

Заметать - закрепить подогнутые края изделия сметочными стежками. Применяется при обработке низа.

Обтачать - соединить две детали по краю и вы вернуть на лицевую сторону.

Декатировать-влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки

5

Наметать - соединить две детали, положенных одна на другую, сметочными стежками

Окантовать - обработать срез детали полоской материала, тесьмой для отделки с целью предохранения ее от осыпания.

Отутюжить-удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку

6

Обметать - обработать срезы деталей одной из видов обметочных строчек

Расстрочить -закрепить припуски шва или складок по обеим сторонам машинной строчки.


7

Приметать - соединить мелкие детали с основной деталью

Притачать- соединить части деталей или мелкие детали с основной.


8

Пришить - прикрепить фурнитуру, отделку к изделию

Прострочить - проложить отделочные строчки по краю детали или изделия.


9

Подшить - закрепить подогнутые края детали подшивочными стежками.

Стачать - соединить две детали машинной строчкой.


10

Сметать - соединить две детали временной сметочными стежками.





Приложение 5

Инструкционная карта № 6

« Обработка накладных карманов»


Разработала мастер производственного обучения - М. Н. Клепикова

Схема, рисунок, чертеж

Последовательность выполнения работы

Оборудование, приспособления, инструменты

Особенности обработки накладного кармана в изделиях из хлопчатобумажной, из шерстяной или шелковой ткани, не поддающейся растяжению тканей

1

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Внешний вид готового кармана. Верхний край кармана в зависимости от ткани обрабатывается двумя способами.

Если изделие выполняют из хлопчатобумажной ткани, то весь припуск (3,75-4 см) на обработку верхнего среза перегибают по линии входа в карман (АБ) на изнаночную сторону кармана, обрезной край подгибают внутрь на 1 см и затем наметывают и настрачивают на карман у самого сгиба (рисунок).

2

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

В изделии из шерстяной или шелковой ткани, не поддающейся растяжению, верхний обрезной край обметывают зигзагообразной строчкой, перегибают на изнаночную сторону только на ширину шва (1 см) и застрачивают у самого сгиба (рис. а).

Нитки, игла, стачивающая, обметочная машина, утюг, ножницы

3

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

После этого весь припуск на обработку (3 см) перегибают по линии входа в карман и с изнаночной стороны прикрепляют к карману потайными ручными прикрепками (рис. б).

Нитки, игла, стачивающая, машина, утюг, ножницы


4

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Обработка овального края накладного кармана ведется в такой последовательности.

Припуск на ширину шва (1 см) по всему срезу подгибают на изнаночную сторону кармана и заутюживают. Для получения плавной линии сгиба по овальному краю кармана припуск рекомендуется подгибать и заутюживать с помощью шаблона, вырезанного из плотной бумаги точно по размеру кармана (рис. в).

Шаблон накладывают на изнанку кармана так, чтобы верхний край совместился с линией входа в карман, а припуск на ширину шва был одинаковым по всему контуру.

Ножницы

Самоконтроль, взаимоконтроль

  1. длину и ширину правого и левого карманов;

  2. аккуратность обработки верхнего среза карманов;

  3. аккуратность обработки уголков;

  4. аккуратность проведения влажно-тепловой обработки карманов;

5

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Овальный срез кармана, предварительно обметанный косыми стежками, стягивают на шаблоне и заутюживают (рис. а).

Нитки, игла, ножницы

6

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Затем шаблон вынимают, а запасы на швы в углах кармана подгибают на изнанку, как показано на рис. б, и приутюживают вместе с верхним краем кармана.

Нитки, игла, утюг, ножницы

7

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Настрачивание кармана на основную деталь

Нитки, игла, стачивающая, машина, утюг, ножницы

Самоконтроль

Ширина строчки должна быть по модели.


Особенности обработки накладного кармана в изделиях из шерстяных (шелковых) легко растяжимых тканей

1

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»4

В этом случае для предохранения входа в карман от растяжения верхний край его обрабатывают отдельной обтачкой, выкроенной по долевой нити.

При построении выкройки кармана припуски на ширину шва по всему овальному краю кармана по-прежнему делают 1 см, а по верхнему краю уменьшают до 0,75 см (рис.4).

Нитки, игла, ножницы.

Самоконтроль

Ширина шва по всему овальному краю кармана 1 см, а по верхнему краю 0,75 см

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Выкройка обтачки верхнего кармана показана на рис. Длина обтачки должна быть меньше длины линии входа в карман на 0,2 см, высота ее составляет примерно 3 см. Припуски на ширину шва по верхнему и нижнему срезам обтачки делают 0,75 см, а по боковым - 1 см.

Нитки, игла, утюг, ножницы

Самоконтроль

Длина обтачки должна быть меньше длины линии входа в карман на 0,2 см, высота - 3 см. Припуски на ширину шва по верхнему и нижнему срезам обтачки - 0,75 см, а по боковым - 1 см.

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Перед притачиванием обтачки нижний долевой срез ее обметывают зигзагообразной строчкой, перегибают на изнаночную сторону только на ширину шва (0,75 см), застрачивают у самого сгиба и приутюживают (рис.).

Нитки, игла, стачивающая, обметочная машина, утюг, ножницы

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Заготовленную таким образом обтачку накладывают лицевой стороной на лицевую сторону кармана, уравнивают обрезные края, наметывают и обтачивают по боковым срезам швом шириной 1 см, а по верхнему - 0,75см (рис.а).

Нитки, игла, стачивающая, обметочная машина, утюг, ножницы

Самоконтроль

Обтачку накладывают лицевой стороной на лицевую сторону кармана, уравнивают, наметывают и обтачивают по боковым срезам швом - 1 см, а по верхнему - 0,75см

Урок технологии по теме «Обработка накладных карманов»

Для образования переходного канта припуски на ширину шва заутюживают на карман (рис. б), после чего обтачку вывертывают на изнаночную сторону кармана, выправляют углы и окончательно приутюживают переходной кант со стороны обтачки. При этом под запасы швов рекомендуется подкладывать плотную бумагу, во избежание выдавливания припусков на лицевую сторону кармана.

Шов по овальному краю кармана рекомендуется заутюживать с помощью шаблона, который в этом случае вкладывают под обтачку (рис. в). Закончив утюжку, шаблон удаляют, а обтачку прикрепляют к карману потайными ручными прикрепками.

Нитки, игла, стачивающая машина, утюг, ножницы

Самоконтроль

Сложить карман пополам и проверить совпадают ли линии.



© 2010-2022