Конспект по технологии на тему Устройство и установка машинной иглы (5класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5кл.

Тема урока: Устройство и установка машинной иглы.(2ч.)

Цели урока: знать об устройстве швейной иглы, приспособления к технологии выполнения обтачных швов.

Обучающие: ознакомить учащихся с устройством машинной иглы; научить правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки её в машину.

Развивающие: развивать у учащихся память, техническое мышление, координацию движения рук, исполнительские умения.

Воспитательные : воспитывать эстетический вкус, внимательность.

Задачи:Дать учащимся возможность продемонстрировать свои способности, умение работать с информацией. Развивать внимание, умение делового общения. Прививать навыки культуры труда и аккуратности, уважительного отношения друг к другу.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Форма урока: групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядные пособия: швейные машины, набор ручных инструментов, плакат «Регулировки и уход за швейной машиной», образцы номеров иголок, инструкционные карты.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1.Проверить наличие учащихся.

2.Проверить готовность учащихся к уроку.

Учитель. Сегодняшний урок хочу начать с загадки.

Шагает мастерица

По шёлку да по ситцу

Как мал её шажок!

Зовётся он - стежок.

Учащиеся отгадывают загадку, учитель называет тему урока и вместе с учениками ставит цели урока.

Прежде чем перейти к изучению новой темы повторим пройденный материал.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос. Вопросы:

  • Какая строчка считается качественной?

  • От чего зависит длина стежка?

  • Назовите дефекты машинной строчки.

III. Изучение устройства и установки машинной иглы.

Игла. История возникновения.

При слове «игла» мы обычно представляем себе орудие для шитья в виде заострённого маленького металлического стержня с ушком для вдевания нитки. Но ведь есть ещё гравировальные иглы, медицинские (полые внутри). Да мало ли ещё «профессий» у иглы?

Но первые иглы, конечно, были не стальные. Они изготовлялись из рыбных и других костей. Археологи ещё и сейчас находят их при раскопках поселений, относящихся к каменному веку. С помощью заострённого камня наш далёкий предок проделывал в игле небольшое отверстие - ушко - и сшивал шкуры нитками из жил.

На смену костяным пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей - серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в XIV в. арабы.

Долгое время иглы изготавливали вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого загибали (ушко ещё не умели делать), а другой затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, иголки стали гораздо более изящными, гладкими, а главное, прочными.

В Россию металлическая игла пришла из Германии в XVII в. Но вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления столь необходимой в быту вещи. В 1677 г. только в одной мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров. Как же делали иголки? Их ковали. Можно представить себе, сколь ювелирной была эта ковка.

В XVIII в. в Европе началось бурное развитие булавочного производства. Тогда появились различные механические приспособления, станки, на которых и стали штамповать булавки и иглы.

Машинная игла - это прямой стальной стержень неодинаковой толщины. Утолщённая часть иглы называется колбой. Она предназначена для закрепления иглы. На выпуклой стороне колбы указывают номер машинной иглы.

Учащиеся в тетради зарисовывают машинную иглу и записывают названия её частей.

Устройство машинной иглы.

Конспект по технологии на тему Устройство и установка машинной иглы(5класс)

Физкультминутка.


  • Исходное положение - сидя. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить несколько раз.

  • Исходное положение - сидя. Поднять глаза вверх (не поднимая головы), вниз, вправо, влево. Повторить несколько раз.

Затем учитель объясняет, как правильно установить иглу, рассказывает о назначении желобков.

Стержень машинной иглы имеет два желобка - длинный и короткий. Длинный желобок защищает нитку от перетирания. В короткий желобок нитка входит только для образования петельки при движении иглы вверх.

Качество машинной строчки во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток. В швейном производстве в зависимости от диаметра ( толщины ) стержня машинные иглы используют от № 60 до № 150. Чем толще стержень, тем больше номер иглы; у ниток - наоборот. Номер машинной иглы выбирают в соответствии с толщиной и плотностью ткани.

Подбор машинной иглы в зависимости от вида ткани.




Вид материала



Номер иглы

Номер ниток

Хлопчатобумажных

шелковых

синтетических

лавсановых

армиро-

ванных


тонкий шелк, батист

60-70

80

65

22 Л

20 ЛХ


ситец, сатин, шелк, бельевые ткани

80-90

60-80

65

22 Л

20 ЛХ


тяжелая хлопчатобумажная ткань, бязь, фланель, тонкая шерстяная ткань, тяжелый толстый шелк, простынное полотно

90-100

50-60

33

33 Л

30 ЛХ


Шерстяная костюмная ткань, тик

100-110

40

18

60 Л

44 ЛХ


толстая шерстяная ткань, сукно

120-150

30

18а

-

Приёмы установки иглы в иглодержатель:

  • Поворотом махового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение;

  • Ослабить винт иглодержателя;

  • Установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая правильность установки и направления короткого и длинного желобков иглы, закрепить винт с помощью отвёртки.

IV. Практическая работа.

При работе с иглой нужно соблюдать технику безопасности:

Я иголка для шитья

Нас огромная семья

Мелких, средних и больших

Для машинок и простых

Чтобы мы все вместе жили

Нам специальный валик сшили.

Дай мне тряпочку свою

Я к ней пуговку пришью,

Но при этом нужно знать,

Что с иглой нельзя играть

Я ведь шуток не люблю -

Тут же палец уколю

Ведь со мной работать можно

Только очень осторожно!

Учащиеся разбиваются на группы, получают задание от учителя и приступают к практической работе, пользуясь инструкционной картой (устанавливают иглу в иглодержатель).

V. Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:


  • Из каких частей состоит машинная игла?

  • Какой стержень иглы толще - у № 90 или 120?

  • Как устанавливается игла в иглодержатель?

VI. Итог урока.

Подведение итогов урока, анализ допущенных ошибок, выставление оценок.

Домашнее задание: уметь объяснить основные понятия по теме.



© 2010-2022