Статья Использование продуктивных педагогических технологий в преподавании технологии

Современные подходы к обучению, с одной стороны, отражают уровень профессиональной деятельности педагога, с другой – учитывают индивидуальные особенности учащихся, их интересы и приоритеты.   Образовательный процесс моих учеников стремлюсь сделать творчески насыщенным, приносящим им не просто удовлетворение, а ощущение сопричастности к тем процессам преобразований, которые станут их профессиональной деятельностью после окончания школы, пробуждать постоянный интерес к получению знаний. Используем...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: Использование продуктивных педагогических технологий в преподавании технологии

Одной из главных задач, поставленных Президентом в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, является «изменение содержания образования от знания центрического к компетентностному и представляет учителя как человека творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Современные подходы к обучению, с одной стороны, отражают уровень профессиональной деятельности педагога, с другой - учитывают индивидуальные особенности учащихся, их интересы и приоритеты.

Образовательный процесс моих учеников стремлюсь сделать творчески насыщенным, приносящим им не просто удовлетворение, а ощущение сопричастности к тем процессам преобразований, которые станут их профессиональной деятельностью после окончания школы, пробуждать постоянный интерес к получению знаний.

Для раскрытия личностного потенциала учеников акцент переношу на активные формы учебно-воспитательного процесса - взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся. Процесс обучения становится более интенсивным с постоянно усложняющейся деятельностью, поскольку только через собственную деятельность ученик усваивает науку, способы познания, совершенствует личностные качества.

Используемые мною педагогические технологии качественно меняют цели и характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии. Применение технологий для меня имеет определенную этапность: знакомство, практическое применение, внесение собственных элементов, формирование собственной индивидуальной технологии.

Исследовательская технология

Формирование одной из важнейших (ключевых) инструментальных компетенций личности ученика - исследовательской компетенции, выражающейся в наличии взаимосвязанных знаний, умений, навыков необходимых для качественной, продуктивной деятельности в сфере образования, самообразования и саморазвития. Использую при выполнении лабораторных и практических работ по технологии; подготовке к выставкам и конкурсам школьного, городского и областного уровня.

Технология проектной деятельности

Проектная деятельность - это процесс развития творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через развитие исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося. Работа над проектом позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение: усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью; проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;

Технология оценки качества образования и учебных достижений учащихся Портфель ученика - технология самооценки познавательного, творческого труда ученика. Формирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся. Портфолио выступает альтернативным способом оценивания и самооценки, идея портфолио связана с новыми целями образования - с новой культурой учения. Ученический портфель по предмету позволяет развивать творческую среду для выявления одаренных ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха.

В условиях развития современного общества и изменения образовательной политики от учителя требуется переосмысление своей педагогической практики и изменения подходов к процессу обучения. Обновление содержания образования, использование новых продиктованных временем педагогических технологий изменило роль учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Сегодня ведущее место занимает задача научить учащихся учиться на протяжении всей жизни, сформировать универсальные умения.

Мне важно на уроке и во внеурочной деятельности формировать у моих учеников:


  • способность к анализу информации и определению проблемы;

  • умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;

  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;

  • способность к дискуссии и переговорам, т.е. умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения;

  • способность к коллективной работе и партнерскому общению.

Личностно ориентируемая модель обучения, реализуемая мной, способствует целенаправленному развитию личности ученика, сопровождается вооружением учащихся умением управления личным учебным процессом, трансформацией самостоятельной работы ученика в самообразование, саморазвитие.

Повышение эффективности оценки знаний учащихся, усиление обучающей, воспитательной и стимулирующей функции в практике работы связано с переходом от внешнего, со стороны учителя, контроля и оценки к самоконтролю и самооценке учащихся, что сопровождается изменением мотивов учебной деятельности: формируются потребности в знаниях, стимулируется интерес к учению. Учащиеся получают свободу выбора сроков достижения результатов и их представления. Возрастает ответственность учащихся за результаты учебной деятельности и организацию учебного труда.

Непрерывно меняющиеся условия обучения ставят учителя и ученика в роль партнеров в образовательном процессе и задают стандарт мобильности и коррекции имеющегося у учителя профессионального опыта.

«Портфолио» - продуктивная педагогическая технология, которая способствует прогрессу ученика в образовательном процессе и учителя в профессиональной деятельности. Распространение знаний и включение учащихся в самостоятельную деятельность начинается со специально разработанных модулей структуры ученического портфеля.

Групповые занятия с учащимися по отработке структуры портфеля и ее утверждения позволяют включить учащихся в систему самооценки и самоуправления при усвоении материалов по технологии и планирования своих достижений. Каждый учащийся, который имеет затруднения при оценке и планирования демонстрации своих достижений, может получить консультацию учителя или его ассистентов (наиболее сильных учащихся).

Организация работы по оценке своих достижений организуется в строгом временном интервале, который дается учащемуся для решений, оценки своих действий и достижений по отработанным совместно с учениками критериям. Учащиеся могут свободно выбирать различные проекты для участия в выставках и конкурсах, организуемых в школе занятиях и индивидуализировать свои программы обучения.

Перед учителями стоит задача - определить вместе с учеником стратегии его участия в освоении учебного материла и способы выражения результатов обучения. Методические материалы и форматы портфелей представляются в инновационном продукте, который предлагается для распространения и внедрения.

В нашем случае, процесс так называемого «самоуправляемого обучения» требует от учащихся всеобъемлющего и точного понимания содержания учебного курса и создания собственной схемы для достижения своих целей. Форматы портфелей позволяют индивидуализировать эти схемы. Использование технологии ведения ученического портфеля позволяет:


  • Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.

  • Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни;

  • Развить навык самостоятельной работы учащихся;

  • Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса;

  • Организовать работу с талантливыми детьми;

  • Развить у обучающихся навык рефлексии.

Ученический портфель является своего рода «зеркалом» процесса изучения любого предмета. В нем посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты этого процесса, что способствует созданию условий для их развития.

Технология развития критического мышления

Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Поиск ответа на задачу, у которой нет готового способа решения, позволяет развивать у учащихся: готовность к планированию действий, подбор достаточной информации, настойчивость в напряжении ума, готовность исправлять свои ошибки, отслеживать ход рассуждений, поиск компромиссных решений. Для этого используются различные методы: работа с информацией, организация индивидуальной работы, работа в парах и группах сменного состава, творческая переработка информации (составление кластеров, написание синквейна, эссе и др.).

Структура портфеля:

1. «Портрет автора портфолио»;

2. «За что я люблю предмет»

3. «Глоссарий»;

4. «Теоретический монолог»;

5. «Практическая работа»;

6. «Мое творчество»;

7. «Стена гласности»;

8. «Мои достижения»;

9. «Оценка портфолио»;

10. «Контрольный лист для самооценки».

Реализация данной модели ученического портфеля позволяет:

учителю

  • расставить акценты на развитии учебной способности и критического мышления, также невозможно переоценить тот банк учебных материалов, который создается самими учащимися, таким образом ученический портфель дает возможность расширить рамки учебного процесса, а также повысить мотивацию учащихся;

  • сформировать умение учиться, а именно ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность;

  • развивать способность учащихся контролировать процесс обучения и самостоятельно оценивать уровень своих знаний, фиксировать динамику уровня владения учебным предметом;

ученику

  • сформировать навыки самообразования на протяжении всей жизни и совершенствования в избранной профессиональной деятельности;

  • усваивать не только определенную сумму знаний, но и развивать познавательные и созидательные способности;

  • повысить мотивацию, ответственность учащихся за результаты учебного процесса, развивать сознательное отношение к процессу обучения и его результатам;

  • утвердиться в правильности избранной образовательной области;

  • выбрать направление профессионального обучения и профессию;

  • стать конкурентоспособным на рынке труда;

  • адаптироваться в условиях изменяющегося мира;

  • развивать важные качества личности

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

родителям

  • включиться в совместную деятельность с ребенком;

  • передать ребенку традиции семьи и принципы жизненной позиции через совместную деятельность;

  • формировать взаимоотношения с подростком;

  • поощрять активность и самостоятельность школьника;

  • наблюдать за индивидуальным прогрессом ребенка в процессе его обучения в школе в целом и в избранной им образовательной области;

  • расширять возможности получения им дополнительного образования;

  • влиять на обоснованность профессионального выбора подростком;

обществу


  • получить социально-зрелого выпускника школы;

  • гражданина способного к самооценке своей деятельности;

  • человека знающего, что он хочет достичь и знающего, как это сделать;

производству


  • получить специалистов готовых к постоянному совершенствованию в избранной профессиональной деятельности;

  • свободных, самостоятельных людей, умеющих творчески мыслить и строить свою карьеру.

Для достижения положительных эффектов необходимо объединять усилия семьи и школы, ученика и учителя, ученика и родителей для реализации социального заказа, основанного на требованиях современного общества к качествам и умениям, необходимым для успешной жизни и деятельности в данном обществе. Именно Ученический портфель по технологии позволяет развивать творческую среду для выявления одаренных и творческих ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха.

Заключение

Учебный труд для школьников - насыщенных разнообразными видами деятельности умственный труд часто связанный с перегрузкой, который приводит к переутомлению. При выборе технологий обучения для меня важно сохранять здоровьесберегающую направленность. Применение современных технологий позволяет включить учащихся в активную деятельность, снизить риск психологической опасности, создать положительный эмоциональный настрой, соблюдать санитарно-гигиенические нормы режима динамики работоспособности учащихся. Поэтому я в своей работе уделяю значительное внимание этим вопросам.

© 2010-2022