- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии для неделимых классов 6кл
Рабочая программа по технологии для неделимых классов 6кл
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евтюхина Г.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
Руководитель МО
______ И.И. Гумерова
__________ 2014 г.
Протокол №1 от 20.08.2014 г
Согласовано
Заместитель по УВР
_________ Д.М.Миннуллина
__________ 2014 г.
Утверждаю
Директор школы
_________ А.М.Иванов
__________ 2014 г.
Приказ № 35 от 29.08.2014 г
Рабочая программа
по технологии
для 6 класса
на 2014 - 2015 учебный год
учителя технологии Евтюхиной Галины Викторовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27.08.2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для неделимого 6 класса составлена на основе:
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 -ФЗ.
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
-
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, автор Данилюк А.Я, Кондаков А.Н., Тишков В.А., идательство Просвещение, 2013.
-
СанПиН 2.4.2. 2821- 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
-
Приказ Министерства образования РФ от19.12.2012года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
-
Учебный план МБОУ « Дым-Тамакская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ на 2014 - 2015 учебный год.
-
Авторской программы по В.Д.Симоненко
Программа по направлению «Технология» для неделимой 5 класса сельской школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений, воспитание у них трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, развитие у них гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Главной целью современного школьного образования является: развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
овладение способами деятельностей:
- умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология» в VI классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд».
Содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-
культура и эстетика труда;
-
получение, обработка, хранение и использование информации;
-
основы черчения, графики, дизайна;
-
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
-
знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов учащимися;
-
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-
творческая, проектная деятельность;
-
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовыми для программы являются разделы «Растениеводство», «Животноводство», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Основы проектирования», «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно - прикладного творчества», «Технологии ведения домашнего хозяйства», «Основы проектирования».
Исходя из потребностей школьника, его семьи и общества, а также достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
-
распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства, отражение в них современных научно-технических достижений;
-
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
-
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
-
возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
-
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой и проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, изготовление которого они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности и выбором способа художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся также знакомятся в ходе обучения с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России. Они учатся соблюдать экономические требования в отношении рационального расходования материалов и утилизации отходов.
При освоении курса «Технология» в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами работы с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, а также специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе изучения программного материала осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение и навыки бесконфликтного делового общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
-
определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
-
творческое решение учебных и практических задач (умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения); самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
-
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; изложение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
умение перефразировать мысль (объяснять другими словами); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;
-
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
-
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ - VI класс
РАСТЕНИЕВОДСТВО (10 часов)
Осенние работы (10 ч)
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (5 часа)
Основные теоретические сведения.
Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимати, причина потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения; правила безопасного труда при работе в овощехранилищах; понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая к хранению, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок; осенняя обработка почвы с внесением удобрений.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель.
Выращивание плодовых и ягодных культур (5 часа)
Основные теоретические сведения.
Группировка и характеристика плодово ягодных растений, районированные сорта и их характеристика; вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве; технология выращивания ягодных кустарников и земляник.
Практические работы.
Уход за ягодными кустарниками, оценки состояния кустарников, выбраковка, подготовка к зиме, выбор экземпляров для ранневесенней заготовки черенков черной смородины.
Варианты объектов труда.
Земляника, малина, смородина, крыжовник.
ВЫРАЩИВАНИЕ ОВОЩНЫХ И ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР.
ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ 4(часа)
Основные теоретические сведения: биологические и хозяйственные особенности, районированные сорта основных овощных и цветочно-декоративных культур региона; понятие о севообороте; технология выращивания двулетних овощных культур на семена; способы размножения многолетних цветочных растений; растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями; правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.
Практические работы: планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгинов, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, защита от болезней и вредителей.
Варианты объектов труда: зеленные культуры, капуста, свекла, морковь, петрушка, георгины, флоксы, гладиолусы, пионы.
ВЫРАЩИВАНИЕ ПЛОДОВЫХ И ЯГОДНЫХ КУЛЬТУР (4 часа)
Основные теоретические сведения: технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками; вредители и болезни ягодных кустарников и земляники; основные виды минеральных удобрений, правила их внесения; правила безопасного труда при работе с удобрениями и средствами защиты растений; охрана окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты растений; профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой.
Практические работы: подвязка и укорачивание стеблей малины, удобрение и обработка почвы вокруг кустарников, пригибание и прикапывание стеблей кустарников для получения отводков, визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в проведении мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями, выбор способов защиты растений, сбор дикорастущих растений, обладающих инсектицидными свойствами, приготовление растворов малотоксичных пестицидов, обработка ими кустарников.
Варианты объектов труда: земляника, малина, смородина, крыжовник.
ЖИВОДНОВОДСТВО (5 часов)
ВЫРАЩИВАНИЕ КРОЛИКОВ (5 часов)
Основные теоретические сведения: биологические и хозяйственные особенности кроликов; понятие о породе, ведущие породы; правила размножения кроликов и ухода за молодняком; понятие о рационе и нормах кормления; правила составления рационов (по образцам); наиболее распространенные заболевания кроликов, их признаки; профессии, связанные с выращиванием кроликов.
Практические работы: уход за кроликами, подготовка кормов и кормление, чистка клеток, кормушек; планирование сроков получения приплода; подбор пар, подготовка животных к выходу приплода; выращивание молодняка; проведение простых ветеринарно-профилактических мероприятий.
Вариант объекта труда: кролики.
ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5 часов)
Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения: технология выращивания выбранных культур, изготовления гербариев, заготовки материала для флористики, консервирования плодов и овощей; условия содержания и правила кормления кроликов; требования к содержанию крольчат; основные причины гибели крольчат, способы устранения этих причин; технический труд: изготовление изделий из древесины и металла.
Практические работы: выявление потребности школьных кабинетов, учителей начальных классов, биологии в пополнении банка наглядных материалов, коллективный анализ и оценка возможности их выращивания на учебно-опытном участке, выбор и обоснование темы проекта, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений за развитием растений, заготовка растительного материала, изготовление гербариев, консервирование натуральных образцов, анализ и формулирование проблем содержания кроликов и ухода за ними, выбор и обоснование темы проекта, составление плана выполнения проекта, подготовка необходимых материалов, изготовление изделий, зашита проекта.
Варианты тем проектов: «Создание коллекционных отделов учебно-опытного участка (луковичные культуры, лекарственные растения, полевые культуры)», «Изготовление средств наглядности для начальной школы и кабинетов биологии, технологии». «Изготовление приспособлений (рубилок) для измельчения сочных кормов», «Изготовление гнездовых ящиков различных конструкций для лучшей сохранности крольчат»
Кулинария (10 часов)
ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 часа)
Основные теоретические сведения: минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах; роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека; значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека; суточная потребность в солях.
Практические работы: работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах; определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.
Варианты объектов труда: таблицы, справочные материалы.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ (8 часов)
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения: кулинарное значение молока и молочных продуктов; виды молока и молочных продуктов; питательная ценность и химический состав молока; условия и сроки его хранения; значение кисломолочных продуктов в питании человека; ассортимент кисломолочных продуктов; виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.
Практические работы: первичная обработка крупы; определение качества молока; приготовление молочного супа или молочной каши: приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях; приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Варианты объектов труда: молочный суп, молочная каша, кефир, сырники, запеканка из творога.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Основные теоретические сведения: понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря; возможности кулинарного использования рыбы разных видов; технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.
Практические работы: подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы; определение свежести рыбы органолептическим методом; первичная обработка чешуйчатой рыбы; варка и жаренье рыбы в теплом виде, звеньями, порционными кусками; определение готовности блюд из рыбы.
Варианты объектов труда: блюда из вареной и жареной рыбы.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения: виды круп и макаронных изделий; правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий; технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В; причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы: подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий.
Варианты объектов труда: каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.
Заготовка продуктов
Основные теоретические сведения: процессы, происходящие при солении и квашении; консервирующая роль молочной кислоты; сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах; время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности; условия и сроки хранения.
Практические работы: первичная обработка овощей перед засолкой; подготовка тары; определение количества соли и специй; засолка огурцов или томатов; квашение капусты.
Варианты объектов труда: соленый огурец, квашеная капуста.
Творческая, проектная деятельность (2 часов)
Примерные темы: «Разработка и изготовление плечевого швейного изделия с логотипом», «Накопитель мелких вещей для прихожей», «Игрушка на руку для колокольного театра», «Подсвечник для моей квартиры», «Здоровый ужин для всей семьи», «Оформление детской комнаты»
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (15 часов)
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 часа)
Основные теоретические сведения: натуральные волокна животного происхождения; получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях; свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе; саржевые и атласные переплетения нитей в тканях; понятие о раппорте переплетения; влияние вида переплетения на драпируемость ткани; дефекты ткани; сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы: распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти; определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетения; составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетения.
Варианты объектов труда: образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (2 часа)
Основные теоретические сведения: назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины; подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани; неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.
Практические работы: регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей; замена иглы в швейной машине; уход за швейной машиной, ее чистка и смазка.
Вариант объекта труда: швейная машина.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (6 часов)
Основные теоретические сведения: эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью; ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок; конструкции юбок; мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок; прибавки к меркам для обеспечения свободы облегания; условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах; способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок; форма, силуэт, стиль; индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы: снятие мерок и запись результатов измерений; построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам; выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры; моделирование юбки выбранного фасона; подготовка выкройки юбки к раскрою.
Варианты объектов труда: чертеж и выкройка юбки.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (5 часа)
Основные теоретические сведения: назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения; особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску; способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки; особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы: раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани; прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя; обработка деталей кроя; скалывание и сметывание деталей кроя; подготовка юбки к примерке; примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре; стачивание деталей изделия; окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия; художественное оформление изделия; контроль и оценка качества готового изделия.
Варианты объектов труда: юбка коническая, клиньевая или прямая.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И МЕТАЛЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАШИНОВЕДЕНИЯ (10 часов)
Основные теоретические сведения: влияние технологий обработки металлов на окружающую среду и здоровье человека; технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация; профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов; традиционные виды декоративно - прикладного творчества и народных промыслов России; устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений.
Практические работы: чтение чертежа (эскизов) деталей призматической и цилиндрической формы: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов, определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей; разметка и изготовление уступов, долбление древесины, соединение деталей «вполдерева», с использованием накладных деталей; сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов; изготовление изделий декоративно - прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда: игрушки и игры, ручки, изделия для украшения интерьера, кормушки.
РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (6 часов)
Лоскутное шитье
Основные теоретические сведения: краткие сведения из истории создания изделий из лоскута; орнамент в декоративно-прикладном искусстве; симметрия и асимметрия в композиции; геометрический орнамент; возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Практические работы: изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья; подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе; изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента; раскрой ткани с учетом направления долевой нити; технология соединения деталей между собой и с подкладкой; использование прокладочных материалов.
Варианты объектов труда: прихватка, салфетка, диванная подушка.
Свободная роспись по ткани
Основные теоретические сведения: приемы стилизации реальных форм; элементы декоративного решения реально существующих форм; художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка; приемы выполнения свободной росписи.
Практические работы: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация; подбор тканей и красителей; инструменты и приспособления для свободной росписи; свободная роспись с применением солевого раствора*закрепление рисунка на ткани; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободная роспись по ткани».
Варианты объектов труда: декоративное панно, платок, скатерть.
Технологии ведения дома (4 часа)
Основные теоретические сведения: современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью; средства зашиты от моли; оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
Практические работы: удаление пятен с одежды; ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами; закладка на хранение шерстяных и меховых изделий; закладка на летнее хранение зимней обуви; влажная уборка дома.
Варианты объектов труда: изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.
Электротехнические работы (2 часа)
Основные теоретические сведения: общее понятие об электрическом токе; виды источников тока и потребителей электрической энергии; правила электробезопасности при эксплуатации бытовых электроприборов; индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ; виды соединения элементов в электричс ских цепях; условное графическое изображение элементов электричс ских цепей на электрических схемах; электроустановочные изделия; виды проводов; приемы монтажа установочных изделий; профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы: организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов; подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке; сборка модели электроосветительного прибора из деталей электроконструктора; оказание первой помощи при поражении электрическим током.
Варианты объектов труда: электроосветительный прибор из деталей электроконструктора.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
Выпускник должен:
знать/понимать
-
основные технологические понятия;
-
назначение и технологические свойства материалов;
-
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и производства продукции на окружающую среду и здоровье человека;
-
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий и производством продукции;
уметь
-
рационально организовывать рабочее место;
-
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
-
определять последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия или получении продукта;
-
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
-
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
-
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
-
находить и устранять допущенные дефекты;
-
выполнять разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
-
планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
-
распределять работу в условиях коллективной деятельности;
Требования по разделам технологической подготовки
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Выпускник должен:
знать/понимать
-
назначение различных швейных изделий;
-
основные стили в одежде и современные направления моды;
-
виды традиционных народных промыслов;
уметь
-
выбирать ткань для определенных типов швейных изделий;
-
снимать мерки с фигуры человека;
-
выполнять чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;
-
выбирать модель с учетом особенностей фигуры;
-
выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
-
проводить примерку изделия;
-
выполнять не менее трех видов рукоделия с использованием текстильных и поделочных материалов.
КУЛИНАРИЯ
Выпускник должен:
знать/понимать
-
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
-
санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой и при обработке пищевых продуктов;
-
виды оборудования современной кухни;
-
виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющего на здоровье человека;
уметь
-
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
-
определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
-
составлять меню завтрака, обеда, ужина;
-
выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов:
-
соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
-
заготавливать на зиму овощи и фрукты;
-
оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
-
приготовления пищевых продуктов, а также для их повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при их обработке;
-
консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
-
соблюдения правил этикета за столом;
-
приготовления блюл по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;
-
сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА
Выпускник должен:
знать/понимать
-
характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
-
сведения об инженерных коммуникациях в жилых помещениях, видах ремонтно - отдел очных работ;
-
информацию о материалах и инструментах для ремонта и отделки помещений;
-
основные виды бытовых домашних работ;
-
средства оформления интерьера;
-
назначение основных видов современной бытовой техники;
-
содержание санитарно-технических работ;
-
вилы санитарно-технических устройств;
-
причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;
уметь
-
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;
-
подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
-
заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле;
соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Растениеводство
Выпускник должен:
знать/понимать
-
полный технологический цикл получения 2-3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте;
-
агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;
уметь
-
разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке;
-
проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ
-
выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обработки почвы и ухода за растениями;
-
выращивания растений рассадным способом;
-
расчета необходимого количества семян и доз удобрений с по мощью учебной и справочной литературы;
-
выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей к болезней.
Животноводство
Выпускник должен:
знать/понимать
-
структуру технологического цикла получения животноводческой продукции;
-
биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона и нескольких ведущих пород для каждого вида;
-
общие требования к условиям содержания животных;
-
наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики;
уметь
-
выполнять основные виды работ по уходу за животными в условиях небольших ферм;
-
определять принадлежность кормов к основным группам (грубые, сочные, концентрированные); сравнивать корма различных групп по питательности;
-
с помощью учебной и справочной литературы составлять простые рационы;
-
подбирать корма для замены в рационе;
-
подбирать пары для разведения животных в небольших хозяйствах;
-
определять продуктивность различных видов животных;
-
по внешним признакам определять больных животных;
-
выполнять простые приемы ветеринарной обработки мелких животных (обработка повреждений кожи);
-
производить дезинфекцию животноводческих помещений и оборудования нетоксичными препаратами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
-
заготовки, хранения, подготовки кормов к скармливанию;
-
первичной переработки продукции животноводства.
Использованная литература:
1. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. В. Крупская [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
2. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. В. Крупская [и др] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
3. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко [и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
А также д о п о л н и т е л ь н ы х п о с о б и й для учителя:
1. Бейкер, Х. Плодовые культуры / Х. Бейкер. - М. : Мир, 1992.
2. Гаевая, Р. А. Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко. - Киев : Урожай, 1993.
3. Гузаирова, Е. Н. Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. - М. : Педагогика-Пресс, 1994.
4. Карпов, А. А. Розы. Выращивание. Дизайн. Продажа / А. А. Карпов. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999.
5. Кудрявец, Д. Б. Как вырастить цветы / Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко. - М. : Просвещение, 1987.
6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. - М. : Просвещение, 1992.
7. Мак-Миллан Броуз, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан Броуз. - М. : Мир, 1992.
8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. - М. : Просвещение, 1989.
9. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7-8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. - М. : Просвещение, 1990.
10. Тарасова, А. П. Рабочая тетрадь по трудовому обучению и домоводству / А. П. Тарасова. - СПб. : ИД «МиМ», 1998.
11. Технология : сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в ОУ Волгоградской обл. - Волгоград : Учитель, 2006.
12. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. - М. : Легпромбытиздат, 1988.
13. Хессайон, Д. Г. Все о розах / Д. Г. Хессайон. - М. : Кладезь-Букс, 2002.
14. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. - Брянск : НИЦ «Октид», 1977.
15. Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов [и др.]. - М. : Молодая гвардия, 1982.
Учебно - тематическое планирование
-
№
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки
Дата проведения
План
Факт
Растениеводство (осенние работы) - 10 часов
1
Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата
1
Ознакомление:
полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство
2-3
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая к хранению
2
4-5
Группировка и характеристика плодово ягодных растений, районированные сорта и их характеристика
2
6
Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве
1
7-8
Технология выращивания ягодных кустарников и земляник
2
9-10
Уход за ягодными кустарниками, оценка состояния кустарников.
2
Проекты 5ч
11
Основные компоненты проекта
Проект Создание коллекционных отделов учебно-опытного участка (луковичные культуры, лекарственные растения, полевые культуры)»
1
Ознакомление с разделами, общими сведениями об организации труда и оборудования рабочего места
12
Использование компьютера при выполнении проектов. Технология выращивания выбранных культур.
1
13-15
Выбор и обоснование темы проекта, составление плана.
3
Технология обработки ткани - 10 ч.
16
Выбор материалов
1
17
Построение плечевого изделия (конструирование)
1
18
Моделирование
1
19
Подготовка ткани к раскрою
Зачёт.
1
20
Подготовка деталей кроя к обработке
1
21-22
Работа на швейной машине (машиноведение)
2
23
Обработка и соединение деталей кроя плечевого изделия
1
24
Построение чертежа цельнокроеной основы.
1
25
Проект «Разработка и изготовление плечевого швейного изделия с логотипом»
1
Технология обработки древесины с элементами машиноведения- 5 часов.
26
Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Свойства древесины
1
Знать:
- правила ТБ;
- правила снятия мерки;
- критерии оценки.
Уметь:
- строить чертежи;
- читать чертежи;
- пользоваться необходимой литературой;
- подбирать все необходимое для выполнения идеи.
Иметь представление:
- о рациональной раскладке;
- оборудование и его влияние
27
Заточка деревообрабатывающих инструментов на оселках. Проект «Накопитель мелких вещей для прихожей»
1
28
Соединение деталей вполдерева
1
29
Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом
1
30
Устройство токарного станка для обработки древесины и управление им
1
Технология традиционных видов рукоделия и декоративно - прикладного творчества - 6 часов.
12.01.2013
31
Технология традиционных видов рукоделия и декоративно - прикладного творчества
1
Знать:
- способы измерения величин рисунка;
- виды декоративно - прикладного искусства;
- материалы и инструменты для вышивания;
- свойства цвета и элементы построения вышивки.
Уметь:
- выполнять различные швы;
- закреплять ткань в пальцы;
- выбирать материал и технику выполнения.
32
Выбор материалов для вышивания
Зачёт.
1
33
Подготовка к вышиванию. Техника вышивания. Составление и подбор рисунка для вышивания. Композиция
1
34
Аппликация
1
35
Вышивка бисером, бусами, и стеклярусом
1
36
Проект «Игрушка на руку для колокольного театра»
1
Технология обработки металла с элементами машиноведения - 5 часов
37
Свойство металлов и сплавов. Разметка заготовок из металлов и сплавов
1
Знать:
- правила ТБ;
- правила снятия мерки;
- критерии оценки.
Уметь:
- строить чертежи;
- читать чертежи;
- пользоваться необходимой литературой;
- подбирать все необходимое для выполнения идеи.
Иметь представление:
- о рациональной раскладке;
- оборудование и его влияние.
38
Резание металла слесарной ножовкой. Ручная рубка металла
1
39
Опиливание сортового проката. Пайка (паяние)
1
40-41
Отделка изделий. Проект «Подсвечник для моей квартиры»
2
Кулинария - 10 часов.
Технология обработки пищевых продуктов
42
Гигиена питания
1
Иметь представление:
- о пищевой ценности.
Знать:
- правила ТБ;
- правила личной гигиены.
- технология приготовления блюд.
43
Питательные вещества и полноценное питание
1
44
Молоко и молочные продукты
1
45
Крупы
1
46
Каши
1
47
Макаронные изделия
1
48
Рыба
1
49
Оборудование кухни
Зачёт.
1
Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
50
Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом
1
Знать:
- правила поведения за столом..
Уметь:
- определение свежести;
- пользоваться необходимой литературой;
- подбирать все необходимое для выполнении идеи;
- делать эскизы и подбирать материалы для выполнения.
51
Проект «Здоровый ужин для всей семьи»
Зачёт.
1
Технология ведения домашнего хозяйства - 6 часов.
Интерьер жилых помещений
52
Санитарные условия в жилом помещении
1
Иметь представление:
- о требованиях, предъявляемых к интерьеру кухни и столовой;
- оборудование и их влияние на человека;
- о возможностях отделки и декоративного убранства.
53
Освещение комнаты
1
54
Стилевые и цветовые решения в интерьере
1
55-56
Проект «Оформление детской комнаты»
2
Обычаи, традиции, правила поведения
57
Обычаи, традиции, правила поведения
1
Животноводство - 5 часов
58
Биологические и хозяйственные особенности кроликов.
1
Знать и понимать:
- структуру технологического цикла получении живлдноводческой продукции.
Уметь:
- определять продуктивность различных видов животных;
- подбирать корм для замены в рационе.
59
Уход за кроликами, подготовка кормов и кормление
1
60
Понятие о породе, ведущие породы
1
61
Понятие о рационе и нормах кормления
1
62
Профессия, связанная с выращиванием кроликов
1
Растениеводство (весенние работы) - 8 часа
63-64
Биологические и хозяйственные особенности.
2
Ознакомление:
полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство
65-66
Планирование весенних работ на учебно - опытном участке
2
67-68
Технология размещения ягодных кустарников черенками.
2
69-70
Подвязка и укорачивание стебля малины.
Зачёт.
2
Итого
70 часов