Патриотическое воспитание обучающихся на занятиях Технологии

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).  Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонн...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С Т А Н О В Л Е Н И Е И Р А З В И Т И Е

Г А Р М О Н И Ч Н О - Р А З В И Т О Й , О Д А Р Ё Н Н О Й ,

Т В О Р Ч Е С К О Й Л И Ч Н О С Т И

Н А З А Н Я Т И Я Х Т Е Х Н О Л О Г И И


Потапова Жанна Владимировна

учитель технологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Старый Оскол

E-mail: [email protected]



АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме становления и развития гармонично-развитой, одарённой, творческой личности. Анализируется взаимосвязь между понятиями «творчество» и «креативность», «одарённость» и «одарённый ребёнок», «гармония» и «развитие личности». Раскрываются вопросы развития одарённости на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Автором предлагаются некоторые альтернативные методы работы с одарёнными детьми, выдвигаются предложения по усовершенствованию форм организации учебного процесса.

Ключевые слова: творчество; креативность; одарённость; одарённый ребёнок; гармония, развитие личности; альтернативные формы и методы работы с одарёнными детьми.


Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания творчески развитых детей. Работа с такими детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное - создание условий для максимально возможного развития творческих способностей творческих детей в сочетании с практическими навыками и формированием уверенности в своих силах.

Творчество - это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. [1]

Творческие возможности (креативность) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания - это важнейший фактор одаренности, который определяется критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта и восприимчивостью к новым идеям. [3]

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [2]

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2]

Гармония (греч. harmonia - связь, соразмерность) и развитие личности (процесс закономерного изменения личности в результате его социализации) во взаимосвязи формируют у ребёнка человеческие качества и помогают адекватно воспринять окружающий мир, окружающую действительность. [1]

Уроки технологии - особые уроки. На них в силу специфики предмета учитель близок к ученику. Перед учителем-технологом школьного учреждения стоят задачи учить детей видеть богатство цветов и форм предметов и явлений, определять их свойства и различия; формировать у детей творческие умения и желание шить, вышивать, вязать и т.д.; учить воспринимать произведения народного творчества.

Условия реализации задач заключаются в целенаправленном обучающем воздействии учителя, организующего деятельность детей; систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется образ, обучение трудовым умениям и навыкам.

Для каждой возрастной группы обучающихся должен быть подобран объём знаний, умений и навыков, который должны усвоить дети, чтобы научиться передавать в выполняемых ими изделиях предметы и явления окружающего их мира.

Я планирую свою работу с обучающимися так, чтобы обеспечить систематическое и последовательное решение достижения поставленной цели, предугадывая необходимую повторяемость тех или иных действий, упражнений, чтобы навыки и умения детей были прочными. При этом содержание занятий способствует решению творческих заданий и развитию воображения.

Продумывая занятия, выбираю наиболее яркие явления из жизни, чтобы предлагаемая для изучения тема была знакома обучающимся, вызывала бы у них интерес, положительный эмоциональный настрой.

Планирование занятий без взаимосвязи со всей обучающей работой и обеспечения повторяемости и как следствие прочного усвоения изучаемого теоретического и практического материала приводит к тому, что дети не всегда могут создать изделие на определённую тему, к которой они не подготовлены ни в плане сформированности представлений, ни в плане навыков и умений. Низкие результаты занятий, неизбежные в таких случаях, создают у учителя представление, что эта деятельность трудна для детей, что обучающиеся малоспособны к рукодельной работе. Интерес к таким занятиям снижается.

Мой опыт работы показывает, что квалифицированно составленные и правильно распределённые во времени занятия приводят к успеху, развивая в ребёнке творческий потенциал и воспитывая всесторонне развитую личность. Учебная программа «Технология. Обслуживающий труд» составлена из разделов разной направленности: кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, черчение и графика, технология ведения дома, электротехнические работы, проектирование и изготовление изделий, строительные ремонтно-отделочные работы.

Уровень и качество усваиваемых обучающимися знаний, умений и навыков, уровень овладения ими различными видами деятельности зависят также от методов и приёмов обучения (словесного, наглядного, метода наблюдения, практического), которые должны обеспечить формирование активности, самостоятельности, овладение обобщёнными способами действий. Этому способствует образное, эмоциональное объяснение учителя.

На своих занятиях я стараюсь как можно реже использовать стандартные образцы изделий, так как они приучают детей к механическому копированию. Прямой показ способов действий использую лишь в том случае, когда детям неизвестен тот или иной приём. Часто указываю не на один способ выполнения работы, а на несколько, чтобы дети сами могли выбрать наиболее подходящий для решения задания.

В процессе проведения каждого занятия осуществляю индивидуальный подход к обучающимся, учитывая их особенности: быстроту и прочность усвоения навыков и умений (например, детям, медленно и с трудом осваивающим практические умения, требуется дополнительное объяснение, показ способа действий); богатство или бедность представлений (в том случае, если опыт ребёнка беден, ему следует помочь в выборе способа оформления работы, заранее обговорив, что он будет выполнять, дополнительно рассмотреть с ним предмет, иллюстрацию, образец). Дети застенчивые, неуверенные в себе нуждаются в поддержке и поощрении. Замечания и упрёки при всех могут смутить ещё больше, вызовут замкнутость. Детям способным частая похвала может повредить: к ним предъявляю более высокие требования, чем к остальным детям.

Деятельность по направлению «Технология» реализуется через учебный процесс и вовлечение учащихся в творческие конкурсы и выставки различного уровня.

Увеличение количества участников конкурсов, выставок, олимпиад и т.д. связано с использованием альтернативных форм, методов и приемов, которые могут способствовать качественному образованию одарённых детей.

Альтернативные методы работы с одарёнными детьми: технология исследовательских и творческих проектов, технология аукциона знаний, нетрадиционные формы организации занятий; предметные олимпиады, конкурсы, выставки, турниры; использование разноуровневый контроль знаний.

Альтернативные формы работы с одаренными детьми: организация самостоятельной работы учащихся; проведение исследований; проведение интегрированных занятий; проведение рейтинговой системы обучения; решение проблемных ситуаций. Возможно использование лекций, диалогов, дискуссий на определённые темы. Закрепление знаний следует проводить на практических занятиях.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Урочная и внеурочная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая работа имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Для развития творческих способностей необходимо создавать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. Умело используя их, можно добиться высоких результатов.

Если из урока в урок учитель пробуждает мысль у детей, создаёт условия для творчества, если дети с нетерпением ждут урока и на занятиях нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия учителя потрачены ненапрасно».

Литература

  1. dic.academic.ru.

  2. nsportal.ru > Детский сад.

  3. persev.ru>kreativnost.



© 2010-2022