Сообщение на тему: «Организация и развитие творческой деятельности на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сообщение

на тему:


« Организация и развитие

творческой деятельности на

уроках технологии».


О значении уроков труда для развития и становления человека можно говорить и писать очень много. Это единственный урок, на котором дети переключаются с интенсивной интеллектуальной деятельности на разнообразную, глубоко осознанную практическую работу, получая радость от возможности поработать, делать самому оригинальную вещь.

Уроки труда переименовали в «Технологию», и это не звучит странно, потому что по смыслу новое название не противоречит сути учебного предмета. Ведь его дидактическое содержание всегда составляла технология ручной обработки материалов. Конечно, в старом названии была отражена нравственная сторона предмета. Она определяла и главную цель обучения- не просто научить нужным и очень полезным трудовым умениям ( Технология), но и вырастить человека, для которого труд является основой жизни.

Существует и методическое обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя. Все материалы для работы не являются дефицитом. Таким образом, два урока труда в неделю наполняются ярким содержанием. Предстоит оттачивать методику, придумывать все более интересные и разнообразные темы проектных работ, систематизировать конструкторские и технологические задачи.

Фундаментом любой национальной культуры является народная культура. Народная культура создается преимущественно анонимными творцами, связана с традициями определенной местности. Ее основой является мировоззрение народа. Знание основ народной жизни, обрядов, традиций помогает воспитать интерес и уважение к родной культуре и является одной из сторон воспитания человеческой культуре вообще. Изучая народную культуру, учащиеся напрямую соприкасаются миропониманием предков. Например, расшифровывая символику орнаментов, космогонических знаков в убранстве дома, утвари, обрядовой пище, костюме, школьники сравнивают современные представления о мироздании с древними и на основе этого создают собственную образную картину мира.

В настоящее время предпринимают попытки возрождения и внедрение в содержание образования элементов народной культуры. Однако часто такая работа проводится формально. Она не способствует формированию истинного понимания народной культуры, а затрагивает лишь ее внешнюю сторону. Поэтому важно не просто научить детей, например, вышивать крестом мотивы русского народного орнамента, а научить их расшифровывать смысл древних знаков, спрятанных в причудливых узорах.

На уроках технологии важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально- творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Целесообразно обращать внимание учащихся на красоту окружающей природы и природных материалов, чаще рассуждать о том, что может сделать каждый человек для сохранения природной среды, в том числе и в процессе своей трудовой деятельности. На уроках технологии ученики, зная значимость природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива. Любя природу, заботясь о ней, можно научить школьников создавать из вторичных материалов полезные и красивые изделия. Работа с вторичным материалом требует от учеников умения наблюдать, развитого воображения, специальных знаний и умений, формируется творческий поход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителю следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой учащиеся занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по заданию подшефных предприятий как в процессе учебного года, так и во время каникул. В средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учитель выступает лишь как советчик и консультант и оказывает помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, тогда создаются условия для нормального трудового воспитания.

При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

В методике организации и развитии творческой деятельности на уроках технологии существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов его выполнения.

Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический указ и обучение их способам и приемам работы, соблюдения правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения. Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил ТБ, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

Неотъемлемой частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном участке, то эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность с\х культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителю к использованию его в учебно-воспитательных целях. Допустим, школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Подобная связь труда с обучением не должна носить механического характера. Ее необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, то есть те качества, которые обеспечивают успех как в физической работе, так и в учебных занятиях.

Для воспитания добросовестного отношения у труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и мотивами большую роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать классом на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести «трудовой десант», создать временную производственную бригаду - и работа пойдет веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и представляли собой определенные черты свежести, а иной раз и романтики. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту - приносит людям радость.


© 2010-2022