Рабочая программа по технологии 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Технология. Технологии ведения дома» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, ... СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел  «Технологии  домашнего  хозяйства» Тема  1.  Интерьер  кухни,  столовой Теоретические  сведения. Понятие  об  интерьере.  Требования к  интерьеру:  эргономические,  санитарно-гигиенические,  эстетические. Создание  интерьера  кухни  с  учётом  запросов  и  потребностей  семьи  и  санитарно-гигиенических  требований.  Планировка кухни.  Разделение  кухни  на  зону  приготовления  пищи  (рабочая зона)  и  зону  приёма  пищи  (зона  столовой).  Оборудование  кух...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Технология. Технологии ведения дома» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-эко


Цели изучения предмета «Технология. Технологии ведения дома»

Цели изучения предмета «Технология. Технологии ведения дома» в системе основного общего образования

Основной целью изучения учебного предмета «Технология. Технологии ведения дома» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Данная программа предмета «Технология. Технологии ведения дома» составлена с учетом полученных технологических знаний и опыта трудовой деятельности учащимися при обучении в пятом классе.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из двух направлений: «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии).

Содержание рабочей программы построено на освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, пред принимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• методы технической, творческой, проектной деятельности;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:

• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

• с производительностью труда; реализацией продукции;

• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

• с экологичностью технологий производства;

• с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);

• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

• навыками организации рабочего места;

• умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.

При разработке авторского варианта программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирается с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом на изучение материала, связанного с практическими работами, отводится минимум теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ по изучению каждого раздела программного материала. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Темы раздела «Технологии ведения дама» включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений.

Интегративный характер содержания обучения технологии позволяет построить образовательный процесс на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом запланированы интегрированные занятия с использованием ИКТ. Особенности реализации данной программы по технологии, направление «Сельскохозяйственные технологии» для сельской школы. В МОУСОШ №9 ст. Александровской сложилась практика комбинированного изучения технологий сельскохозяйственного производства (агротехнология). Для учащихся школы, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создана комплексная программа, включающая разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологии ведения дома. Комплексный учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в нашем регионе.

При освоении сельскохозяйственных технологий важное место в программе отведено сельскохозяйственным проектам социальной направленности, которые позволяют решить проблемы эстетики пришкольного участка и одновременно решать задачи социального воспитания школьников.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

В соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №9 на изучение предмета «Технологии» в 5-х классах отводится 70 ч, из расчета 2 ч в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год;

количество часов в неделю - 2 часа.

I четверть -18 часов;

II четверть -14 часов;

III четверть - 20 часов;

IV четверть - 18 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема 1. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения.

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Проектирование кухни с помощью ПК.

Раздел «Электротехника»

Тема 1. Бытовые электроприборы

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.

Раздел «Кулинария»

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, пригото ляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пи щи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовы и плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями.

Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы.

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов.

Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао).

Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 5. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях.

Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распротранённые формы нарезки овощей. Инсрументы и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей и фруктов. Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 6. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека.

Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Тема 2. Конструиров ние швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа.

Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопастной работы ножницами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема 4. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная

машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней ни ки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы.

Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Лабораторно-практические и практические работы.

Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к ра крою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполн ния прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежк ми, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей - смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к вы полнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Раздел «Художественные ремёсла»

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства народов России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в стар ну: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувен ров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Лабораторно-практические и практические работы.

Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и кол рит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм.

Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Лабораторно-практические и практические работы.

Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

Тема 3. Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе.

Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.

Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутн го изделия.

Лабораторно-практические и практические работы.

Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел «Технологии творч ской и опытнической деятельности»

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы.

Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Варианты твор че ских проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.

Тема. Технологии растениеводства

Теоретические сведения. Многообразие сескохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Важнейшие особенности растений. Лук репчатый, морковь и свекла столовая Однолетние декоративные растения. Разнообразие форм,окрасок. Сбор и сортировка семян цветов перед хранением. Дизайн открытого пространства Обустройство цветников Болезни цветочных культур и их источники. Розы. Уроки агротехники.

Лабораторно-практические и практические работы:

Сбор семян однолетних растений. Принцип планировки территории под растения. Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Разновидности клумб. Весенние цветы на пришкольном участке. Способы ухода и размножения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Направления, разделы и темы предметного содержания

Основные виды учебной деятельности

Кол-во час

I

Направление «Технологии ведения дома» (40ч)


1.1

Оформление интерьера (Технологии домашнего хозяйства)

П.-формулировать проблему, поиск информации, моделирование;

Л- самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание;

Р- планирование, прогнозирование, целеполагание;

К- умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

2

Интерьер и планировка жилого дома. Творческий проект «Растение в интерьере»

2

1.2

Кулинария

Л- самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание;

Р-прогнозирование, коррекция, конроль, оценка, целеполагание, планирование;

П- умение строить высказывание, рефлексия деятельности, структруирование знаний, поиск информации, формулирование проблемы;

К- управление поведением партнера,планирование учебного сотрудничества, умение высказывать свои мысли.

14

Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы

1

Нерыбные продукты моря и теехнология приготовления блюд из них.

1

Технология первичной обработки мяса. Блюда из мяса.

4

Технология первичной обработки птицы. Блюда из птицы.

4

Сервировка стола к обеду. Этикет. Творческий проект «Приготовление воскресного семейного обеда»

2

1.3

Создание изделий из поделочных и текстильных материалов

Л-смыслообразование, самоопределение;

Р - планирование, оценка, саморегуляция, коррекция, прогнозирование;

П- постановка и решение проблемы, моделирование, преобразование модели, анализ, синтез, постоение логической цепочки действий, выдвижение гипотез и их обоснование;

К- планирование с учителем, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

12

Текстильные материалы из химических волокон. Свойства текстильных материалов

2

Элементы машиноведения

2

Конструирование швейных изделий

4

Технология изготовления швейных изделий. Творческий проект «Наряд для семейного обеда»

4

1.4

Художественные ремесла

П-поиск и выделение необходимой информации, структруирование знаний, моделирование, анализ, установление причинно-следственных связей;

К- постановка вопросов, умение выражать свои мысли, разрешение конфликтов;

Л-нравственно-эстетическая ориентация, самоопределение;

Р-прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

6

Вязание-народный промысел народов Кавказа

1

Основные виды петель при вязании крючком (по кругу, полотном).

1

Вязание цветных узоров. Создание с помощью компьютера.Творческий проект: «Вяжем аксессуары крючком»

4

1.5

Технологии исследовательской, опытнической и пректной деятельности

Л-смыслообразование, самоопределение, нравственно-эстетическая направленность;

Р-целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция, коррекция;

П-самостоятельное выделение цели, структруирование знаний, осознанное и произвольное речевое высказывание, постановка и формулирование проблемы, моделирование, синтез;

К- умение достаточно точно выражать свои мысли, постановка вопросов.

6

II

Направление «Сельскохозяйственные технологии» (30ч)

2.1

Технологии растиниеводства

Л-самоопределение, нравственно-этическая ориентация;

Р-целеполагание, планирование, коррекция, контроль, оценка, саморегуляция;

П- выбор эффективных способов решения задач, рефлексия, сравнение, установление причинно-следственных связей;

К-планирование процессе совместно со сверстниками, постановка вопросов, управление поведением партнера.

30

Введение. Технологии осенней обоаботки почвы (осень)

16

Садово-парковый ландшафт. Организация и оформление цветочных клумб на участках гимназии (весна).

14

Всего:

70






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Общая характеристика кабинета технологии.

Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов по соответствующим направлениям обучения.

Кабинет размещается на втором этаже школьного здания. По санитарным нормам площадь рабочих помещений соответствует норме 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии

Рабочие места учащихся укомплектованы соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете расположен умывальник и полотенце (бумажное). Температура в кабинете в холодное время года поддерживактся не ниже 18 °С при относительной влажности 40-60 %.

Учебно-материальная база по технологии имеет набор инструментов, швейные ма шины, оборудование и т. д. согласно утверждённому Перечню средств обучения и учебного оборудования.

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, таблицы, плакаты.














Планируемые результаты изучения предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с назначением и технологическими свойствами материалов;

• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• находить и устранять допущенные дефекты;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и

условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

• формирования эстетической среды бытия;

• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

• построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Календарно-тематическое планирование

5-е классы 2015-2016 уч.г.



урока


Тема урока


Кол.

час


Тип урока


Элементы

содержания


Планируемые результаты освоения

программы


Характеристика деятельности обучающихся (УДД)


Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Направление «Сельскохозяйственные технологии» 24 ч

Раздел программы. Введение. (2 ч)

Раздел программы: Технологии растениеводства. Осенние работы. (14 ч)

1

1


2

Правила безопасного поведения учащихся в кабинете «Технология».

Краткая история цветоводства

2 ч

ТУ

Эвристическая беседа

После проведения инструктажа учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.

Знать правила поведения в кабинете «Технология» и внутренний распорядок.

Выучить правила ТБ при работе на пришкольном участке.

Найти в интернете - Цветы в легендах и сказаниях.

5а- 02.09

5б-02.09


5а-05.09

5б-05.09

2

3


4


Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни.

Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни.

2 ч

КУ

Ответы на вопросы.

Беседа. Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период

Знать/ понимать: классификацию сельскохозяйственных растений: зерновые, подовые, ягодные, овощные, кормовые; продолжительность их жизни сельскохозяйственных растений.

Изучение журналов по растениеводству.

Изучение журналов по растениеводству.

5а-09.09

5б-09.09


5а-12.09

5б-12.09

3

5


6

Важнейшие особенности растений.

Лук репчатый, морковь и свекла столовая. Пр.р №1

КУ

Ответы на вопросы.

Беседа. Практическая работа «Технология уборки растений

Знать/ уметь: строение растений; правила выращивание культур; правила безопасной работы

Сообщение «Сельскохозяйственные растения на домашнем участке»

Помощь родителям на приусадебном участке

5а-16.09

5б-16.09


5а -19.09

5б-19.09

4


7


8

9


10

Однолетние декоративные растения.

Разнообразие форм и окрасок.

КУ

Ответы на вопросы.

Сбор семян однолетних растений

Знать/ уметь: отличительные особенности растений, названия, способы размножения.

Составить алгоритм сбора и правильного хранения семян.

Помощь родителям

5а-23.09

5б-23.09

5а-26.09

5б-26.09

5

Сбор и сортировка семян цветов перед хранением.

Сбор и сортировка семян цветов перед хранением.

ТУ

Ответы на вопросы.

Беседа « Правила сбора семян перед хранением на зиму».

Знать/ понимать: правила сбора семян и условия их хранения на зиму.

Составить алгоритм сбора семян, подготовить бумажные мешки с маркировкой.

Помощь родителям на приусад участке

5а-30.09

5б-30.09


5а-03.10

5б-03.10

6

11


12

Создание микроландшафта.

Выполнение эскиза

2 ч

КУ

Основные понятия о ландшафте. Понятие о террасах, клумбах, бордюрах, дорожках, о «саде камней».

Варианты оформления клумб. Презентация. Пропорциональная и цветовая зависимость растений.

Знать и понимать основные понятия ландшафта,

уметь выполнять эскиз задуманного ландшафта.

Инновационные технологии в создании микроландшафта

Использование ЦОР

5а-07.10

5б-07.10


5а-10.10

5б-10.10

7

13


14

Дизайн пришкольного участка


Дизайн пришкольного участка

2 ч

КУ

Роль цветов в оформлении ландшафта. Виды цветочных культур для декорирования клумб

Выполнение эскиза миниатюрного сада.

Знать и понимать пропорциональную и цветовую зависимость растений;

уметь подбирать растения для клумб

Подумать и сделать наброски будущего пришкольного участка

Закончить работу.

5а-14.10

5б-14.10


5а-17.10

5б-17.10


Направление «Технологии ведения дома» 46 ч

Раздел программы. Творческие проектные работы (2ч)

8

15


16

Что такое творческие проекты


Этапы творческого проекта.

КУ

Понятие о творческой проектной деятельности. Цели и задачи проекта.

Формирование темы проекта. Этапы проекта. Алгоритм выполнения.

Знать/ понимать: что такое творческий проект, его содержание, как он оформляется и выполняется; определиться с темой проекта, содержание и требования к оформлению творческого проекта.

§ 1 с.5-6, воп 1-3 Этапы творческого проекта

§ 2 стр 6-9, воп 1-6

5а-21.10

5б-21.10


5а-24.10

5б-24.10

Раздел программы Создание изделий из текстильных материалов 18 ч

9

17










18

19


20


21





22



23


24

25

26

27

28



29



30

Производство текстильных материалов Лабораторная работа № 7.


Текстильные материалы и их свойства

2 ч

КУ

Классификация текстильных волокон. ,Способы получения и свойства натуральных волокон.

Беседа, объяснение. Лабораторная работа

Знать/ понимать: классификацию текстильных волокон, что такое пряжа и прядение, ткани и ткачество; определить направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей; ознакомить и профессией прядильщика и ткача.

§14стр.82-90, узнать в интернете понятия: «веретено», «прялка», «светец», «мочесник»

§ 15стр.90-94, воп1-3 в тет. таб №3

Сообщ «как изготав пряжу в домашних условиях»

5а-28.10

5б-28.10


5а-31.10

5б-31.10

10

Изготовление выкроек.

Изготовление выкройки фартука, юбки

Изготовление выкройки сарафана, топа

Практическая работа№9

КУ

Организация рабочего место для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ

Снятие мерок. Понятие о чертеже. И выкройке изделия. Расположение конструктивных линий фигуры.

Знать/ уметь: организовать рабочее место для выполнения ручных работ, ТБ при выполнении ручных работ, виды одежды, процесс изготовления одежды, снятие мерок с фигуры человека, изготовление выкройки.

§16 стр.95-105, правила безопасности на стр 105

Стр.99-100, воп1-4

Стр.101-102 подготовка к практической работе №9

Снять мерки и изготовить выкройку стр.105

5а -11.11

5б-11.11

5а -14.11

5б-14.11

5а-18.11

5б-18.11


5а-21.11

5б-21.11

11

Раскрой швейного изделия.


Раскрой швейного изделия.

ПУ

Правила ТБ критерии качества кроя.

Особенности построения выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Русские традиции при изготовлении одежды

Знать /уметь рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий, строить чертеж в М:1:4 и в натуральную величину по своим меркам, копировать готовую выкройку.

§17 на выучить правила ТБ при работе с инструментом для ручных работ. стр 110

§ 1 7стр111, воп 1-5

5а -25.11

5б-25.11


5а -28.11

5б-28.11

12


13



14

Швейные ручные работы.

Практическая работа №11

Швейная машина.

Виды приводов

Приёмы работы на швейной машине

Неполадки в швейной машине

Лабораторная работа№10

КУ

Основные узлы швейной машины.


Подготовка шв. Машины к работе.

Неполадки в шв. машине

Изготовление образцов ручных работ. Лабораторная работа №10.

стр. 126.

Знать/ уметь: организовать рабочее место для выполнения машинных работ; правила техники безопасности; навыки по подготовке швейной машины к работе; виды машинных швов; навыки по выполнении машинных швов; соблюдение технологической последовательности при выполнении машинных швов.

§18, воп 1-5 стр

История создания иглы и наперстка.

Стр.118

§19 стр119-123 Сообщение «История швейной машины»

§ 19 стр123-124, воп1-5 стр 127

§ 19 стр124-125, выучить правила безопасной работы на швейной машине.

Стр 126

5а-02.12

5б-02.12

5а-05.12

5б-05.12

5а-09.12

5б-09.12

5а-12.12

5б-12.12

5а-16.12

5б-16.12

5а-19.12

5б-19.12

15


16

31


32

33

34

Основные операции при машинной обработке изделия.

Машинные швы

ВТО ткани

Основные операции влажно-тепловой обработки

ПУ

Основные операции влажно-тепловых работ

Беседа, правильное выполнение влажно-тепловых работ, соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.

Знать/ понимать: как организовать рабочее место для выполнения влажно-тепловых работ; правила техники безопасности.

§20 стр127-129, выучить требования к выполнению машинных работ

§ 22 стр.135-137, воп1-3 в тетради

§21выучить определения ВТО и правила их выполнения стр 134

§21воп 1-5 в тетради стр. 135

5а-23.12

5б-23.12

5а-26.12

5б-26.12

5а-13.01

5б-13.01

5а-16.01

5б-16.01

17

35


36

Технология изготовления швейных изделий - салфетки, фартука

Технология пошива юбки.

КУ

Последовательность изготовления швейных изделий.Технология пошива салфетки, фартука, юбки.

Овладение безопасными приемами труда

Знать/уметь осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

§23 стр. 137-140


§23 стр. 140-143, воп1-4 в тетради

5а-20.01

5б-20.01

5а-23.01

5б-23.01


Раздел «Художественные ремесла» (6 ч.)

18

37


38

Декоративно-прикладное искусство


Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

2 ч

КУ

Понятие о ДПИ. Традиции и современные виды ДПИ в России. Знакомство с нар. умельцами КБР

Использование приемов украшения одежды в современной моде (аппликации, вышивка)

Знать/уметь: анализировать особенности декоративно-прикладного искусства России, осуществлять стилизацию природных мотивов, выполнять эскизы орнаментов, создавать графические композиции на бумаге и компьютере.

§24 стр. 149-156, воп. 1-4 в тетради, подготовить сообщение «Народные промыслы КБР»

§25 стр156-161, воп1-3

5а-27.01

5б-27.01


5а-30.01

5б-30.01

19



20

39


40

41


42

Орнамент. Символика в орнаменте

Цветовые сочетания в орнаменте

Лоскутное шитье


Технология изготовления лоскутного шитья.










4 ч

КУ

Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры. Материал для лоскутного шитья. Соединение деталей между собой.

Изготовление шаблонов, подбор лоскутов ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава.

Знать/уметь: различные виды техник лоскутного шитья, изготавливать образцы лоскутных узоров, разработать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора.

§26 стр. 161-164, найти инф. о видах орнаментов, что означал в вышивке чёрн. и красн. цвет

§27 стр164-170, воп1-5

§28стр170-172 воп. 1-2, сообщение история лоск шитья, что такое печворк.

§29 стр173-177, воп1-2




5а-03.02

5б-03.02


5а-06.02

5б-06.02

5а-10.02

5б-10.02

5а-13.02

5б-13.02

Раздел «Оформление интерьера (Технологии домашнего хозяйства)» (2 ч)

21

43


44

Интерьер и планировка кухни-столовой.


Цветовое решение кухни

КУ

Эстетика и экология жилища (требования к жилищу),

разделение кухни на зоны, цветовое решение кухни, декоративное оформление, проектирование кухни на ПК.

Эскиз кухни. Варианты планировки (работа в тетради)

Знать/понимать: что такое интерьер, стили интерьера планировка, использование современных материалов; как размещается в нем оборудование и мебель; как оформить интерьер; пользоваться электрооборудованием.

§3 стр.10-12, в интернете узнать понятие «кухня с островом», планировка вашей кухни (вариант в тетради)

§3 стр.12-19воп.1-3

5а-17.02

5б-17.02


5а-20.02

5б-20.02


Раздел «Электротехника» (2 ч)

22

45

46

Бытовые электроприборы

Правила эксплуатации и техники безопасности пользования электроприборами в жизни.

2 ч

ТУ

Правила эксплуатации и техники безопасности пользования электроприборами в жизни.

Правила эксплуатации и техники безопасности пользования электроприборами в жизни.

Лабораторная работа.

Знать/уметь: Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

§4 стр.20-23, воп.1-3 в тетради

§4 сообщение оттаивание холодильника, запах из холодильника; сколько лет микроволновой печи

5а-24.02

5б-24.02

5а-27.02

5б-27.02



Раздел «Кулинария» (14 ч.)

23

47


48

Санитария и гигиена кухни. Техника безопасности при кулинарных работах.

Здоровое питание.


2 ч

КУ

Питание, как физиологическая потребность; пищевые вещества и их значение; пищевая пирамида; пищевые отравления; первая помощь при отравлениях.

Организация рабочего места. Составление индивидуального режима питания и дневной рацион продуктов. Составление инструкцион

ной карты.

Знать/ понимать: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования, хранение продуктов и готовых блюд, правила и последовательность мытья посуды, уход за поверхностью пола, стен; правила ТБ при кулинарных работах

§5, стр 29-37, воп1-4, узнать в интернете понятия «гигиена» и имя Гигиея. Связаны ли они между собой

§6 стр.37-42, воп.1-4, узнай в интернете, какие витамины сод в апельсинах, лимонах, в моркови, печени, хлебе, крупах.

5а-03.03

5б-03.03


5а-06.03

5б-06.03

24

49


50

Технология приготовление

бутербродов.


Приготовление горячих напитков.

2 ч

КУ, ПУ

Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Инструменты для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов.

Виды горячих напитков, сорта чая, технология заваривания чая

Практическая работа №2,3.

Работа по бригадам.

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов. Приготовление канапе.

Виды горячих напитков, сорта чая, технология заваривания чая Составление инструкционной карты.

Знать/ уметь: приготовить блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки; проводить сравнительный анализ вкусовых качеств.

§7стр.42-46 воп.1-4 выучить Требования к качеству готовых бутербродов.

§ 8 стр.47-51 воп.1-3 в интерн слово «цикорий», чем полезен, как готовят

5а-10.03

5б-10.03


5а-13.03

5б-13.03


25

51


52

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Блюда из бобовых и макаронных изделий

2 ч

КУ

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению Технология приготовления каш, блюд из макаронных изделий

Технология приготовления рассыпчатых, вязких, жидких каш. Подача готовых блюд на стол. Составление инструкционной карты.

Практическая работа №4

работа по бригадам

Знать/ уметь: ценность зернобобовых для человека, состав круп и их ассортимент определять качество каши по внешним признакам; приготавливать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

§9 стр.51-56 Выучить правила варки каш.В интерн понятие «Гурьевская каша»

§9 стр.56-59, воп 2Изучить упаковку крупы.стр.57лабораторная№3

5а-17.03

5б-17.03


5а-20.03

5б-20.03

26

53





54

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.




Тепловая кулинарная обработка овощей

2 ч

КУ





ПУ

Питательная ценность овощей и фруктов. Содержание витаминов, влаги и влияние на качество. Способы хранения овощей.


Требования к качеству и оформлению готовых блюд

Механическая кулинарная обработка овощей. Правила сохранения витаминов. Виды нарезки.

Практическая работа №5 Составление инструкционной карты.

Работа по бригадам.

Приготовление салата из вареных овощей

Практическая работа №6.

Работа по бригадам.

Знать/ уметь: роль овощей в питании человека; классификацию овощей; определять качество овощей; делать первичную обработку и блюда из свежих овощей; определить доброкачественность овощей по внешнему виду; формы нарезки овощей; правила приготовления блюд из овощей.

Знать/ уметь: роль овощей в питании человека; классификацию овощей; определять качество овощей; делать первичную обработку и блюда из варенных овощей; определить доброкачественность овощей по внешнему виду; формы нарезки овощей; правила приготовления блюд из варенных овощей.

§10стр.58-63 узнать в инт. какие овощи и фрукты нужно есть для профилактики «цинги», «куриной слепоты»Составление инструкционной карты любимого салата семьи обмен рецептами.


§11стр.63-66 воп.1-3 Пр раб №6 стр.66 - технология приготовления салата «Любимый салат моей мамы».

5а 24.03

5б 24.03




5а-03.04

5б-03.04

27

55


56

Технология приготовления блюд из яиц

Технология приготовления блюд из яиц

2 ч

ПУ

Значение яиц в питании человека. Использование в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Подача вареных яиц. Жарение яиц. Подача готовых блюд.

Меры предосторожности при работе с яйцами. Определение свежести яиц.

Практическая работа №7

Блюда из яиц.

Работа по бригадам.

Знать/ понимать: питательную ценность яиц; как приготовить, яйца. Уметь определить доброкачественность яиц. Уметь организовать рабочее место.

§12 с.66-71воп1-3 в инт. способы хранения яиц, как оформляют яйца к праздникам

Пов §12 Узнай в интернете рецепт приготовления «парового омлета»

5а 07.04

5б 07.04


5а 10.04

5б10.04

28

57


58

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Культура поведения за столом.

КУ

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки к завтраку

Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Практическая работа № 8

Знать/ понимать: применение столовой посуды и столовых приборов, правила сервировки стола к завтраку, правила поведения за столом, правила этикета за столом.

§13 стр.71-74

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака»

§13 стр. 75-76, воп. 1-4, узнай в интернете способы складывания салфеток

5а 14.04

5б 14.04


5а 17.04

5б 17.04


Раздел Гигиена школьника. Косметика (2ч).

29

59


60

Уход за кожей, волосами, ногтями.

Уход за кожей, волосами, ногтями.

2 ч

ТУ

Косметика. Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за ногтями. Уход за кожей лица.

Рецепты для умывания без мыла. Как избавиться от неприятного запаха. Как избавиться от угрей. Влияние солнечных лучей на кожу лица.

Знать/ уметь: правила ухода за кожей, волосами, ногтями; как влияют солнечные лучи на кожу лица; познакомить с профессией врача-косметолога.

Рецепты от бабушки маски для кожи рук, лица.

Узнать в интернете рецепты от перхоти.

5а 21.04

5б 21.04


5а 24.04

5б 24.04


Направление «Сельскохозяйственные технологии»

Раздел «Технологии выращивания овощных и цветочных культур» (10 ч.)

30

61


62

Дизайн открытого пространства


Дизайн открытого пространства

2 ч

ТУ

Садово-парковый ландшафт. Особенности и возможность применения в условиях школы.

Разновидности клумб. Весенние цветы на пришкольном участке. Способы ухода и размножения.

Знать/уметь основные правила планировки открытого пространства, выполнять дизайн с учетом вегетации растений.

Подобрать литературу по уходу за луковичными растениями сада.

Помощь родителям на приусадебном участке

5а 28.04

5б 28.04


5а 01.05

5б 01.05

31

63

64

Обустройство цветников

Обустройство цветников. Пр.р№1

2 ч

ПУ

Весенняя обработка почвы. ТБ при работе на участке. Обустройство цветников. Бордюры. Солитеры.

Принцип планировки территории под растения Практическая работа № 1.

Знать/ уметь: технологию выращивания; способы возделывания рассады; правила безопасной работы.

Подготовить презентации «Моя любимая клумба»

Помощь родителям на приусадебном участке

5а 05.05

5б 05.05

5а 08.05

5б 08.05

32

65

66

Болезни цветочных культур

и их источники.

Болезни цветочных культур

и их источники.

Пр р №2

2 ч

ПУ

Болезни цветочных культур

и их источники.

Средства защиты Семена и посадочный материал для посева.

Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Практическая работа № 2.

Знать/ уметь: какие вредители и болезни наносят значительный вред растениям; что относиться в агротехнических мерам; правила безопасной работы.

Справочная литература.

Болезни растений, народные способы борьбы

5а 12.05

5б 12.05

5а 15.05

5б 15.05

33

67

68

Розы. Уроки агротехники.

Розы. Уроки агротехники.

2 ч

ПУ

Виды роз, приемы сохранения роз до посадки Обработка саженцев.

Выращивание в бордюре. Уроки агротехники.

Знать/Уметь: разновидности роз, оформлять клумбы, прополка клумб от сорняка.

Легенды о цветах.

Подготовить викторину

5а 19.05

5б 19.05

5а 22.05

5б 22.05

34

69

70

Эстетика пришкольного участка.

Оформление цветочных клумб.

КУ

Изучение садово-паркового ландшафта

Презентация садово-паркового ландшафта

Уметь: Оформлять клумбы

Найти в интернете легенды о знакомых цветах.

Сделать буклеты с легендами любимых цветов.

5а 26.05

5б 26.05

5а 29.05

5б 29.05

*Тип урока: КУ - комбинированный урок; ТУ - теоретический урок; ПУ - практический урок; УЛ - урок - лабораторная работа.


33


© 2010-2022