Рабочая программа по предметуИзготовитель художественных керамических изделий для 6 класса

1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изготовитель художественных керамических изделий» составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класса.  Программа строится на основе базисного учебного плана  специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (приказ Мо РФ от 10.04.2002 №29/206-п 1 вариант), где на профессионально- трудовое обучение  в 6 классе отводится 8 часов в неделю. Традиционными ...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ ''Шербакульская школа-интернат'' VIII вида


Утверждаю:

Директор

КОУ '' Шербакульская школа-интернат'' VIII вида

«_____»__________2014г

Согласовано

Зам. директора по УР

«_____»___________2014г.

Рассмотрено

На заседании

Методического

Объединения

Протокол № ______

от «_____»_________2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету '' Изготовитель художественных керамических изделий ''


(для 6 класса)


.


Учитель: Буякова Оксана Ивановна

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изготовитель художественных керамических изделий» составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класса. Программа строится на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (приказ Мо РФ от 10.04.2002 №29/206-п 1 вариант), где на профессионально- трудовое обучение в 6 классе отводится 8 часов в неделю. Традиционными предметами профессионально-трудового обучения в школах VIII вида являются швейное дело, кулинария, вязание на машинах и др. Настоящая программа способствует развитию у детей эмоционально- эстетического отношения к национальной культуре. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области изготовление художественных керамических изделий, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

В сложившейся социальной ситуации с дальнейшим обучением и трудоустройством выпускников с интеллектуальной недостаточностью, важно уделить особое внимание организации в специальных (коррекционных) школах-интернатах профессионально- трудового обучения, нацеленного на подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

-Закона РФ «Об образовании»;

-Федерального закона РФ от 28 апреля 2009г.№71ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

-Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24.11.1995. № 181-ФЗ»);

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ( утверждённое постановлением правительства РФ от 12 марта 1997 года №288 с изменениями от 10 марта 2000года,23 декабря 2002 года,1 февраля2002 года,18 августа 2008 года, 10марта 2009 года);

- письма Мо и НРФ от18.04.2008г «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами»;

-Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии , утверждённого приказом от 10 апреля 2002года №29/0265-п Министерства образования РФ ( 1вариант)

-устава образовательного учреждения и построена с учетом программных и дидактических разработок Института коррекционной педагогики РАО, в соответствии с СанПиН2.4.2200-07 (Постановление главного санитарного врача РФ от 28 апреля 2007 г. № 23 «Об утверждении СанПиН2.4.2200-07»).

Основной целью учебной программы является: создание комплекса условий для максимального усвоения социально-трудового опыта учащимися, подготовка учащихся к активной трудовой жизни, гуманистической созидательной деятельности в обществе.

Реализовать данную цель позволят следующие задачи:

1.Коррекционно-образовательные задачи: формировать специальные трудовые знания и умения учащихся согласно программным требованиям; ознакомление с технологией изготовления керамических изделий различными способами, их формования и декорирования; развитие умений ручной лепки и декорирования различными способами; формирование основ эстетической культуры через познание художественных особенностей керамического изделия.

2.Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать и корректировать психические функции учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности; эмоционально- волевую сферу учащихся в процессе учебной и трудовой деятельности; развитие творческих способностей.

3.Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитание чувства ответственности за качество своего труда в процессе подготовки и выполнения коллективных и индивидуальных работ; воспитание нравственно-трудовых , эстетических, творческих качеств личности, трудовой дисциплины; способности к деловому общению в коллективном труде.

Содержание и структура программы построены с учётом соблюдения принципа интеграции изучения основ изобразительного искусства ,художественного конструирования, орнаментики, истории народных промыслов, материаловедения, технологических приёмов лепки из глины с формированием у обучающихся основ эстетической культуры в процессе творческого труда.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки глиной, росписью изделий, современными способами работы, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными технологическими операциями производства художественных керамических изделий: приготовление массы, изготовление изделий методом свободного формования на гончарном круге, а также механическим способом (литьё в гипсовые формы), формовкой, оправкой, сушкой, обжигом. Именно акцент на промышленную технологию делает программу уникальной по сравнению с другими программами по занятиям керамикой, ориентированных в основном на лепку игрушек. Особое внимание в программе уделяется ручным способам декорирования изделий: кистевой росписи, работе с пипеткой (резиновой грушей), применение трафаретов и др.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ, художественное слово, совет, поощрение);

- наглядный (показ образцов, наблюдение, демонстрация приемов работы); практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений), организация выставок работ учащихся;

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изготовления керамических изделий.

Занятия по предмету «Изготовитель художественных керамических изделий» рекомендуется осуществлять по подгруппам численностью от 4 до 10 человек. Такая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного, индивидуального подхода.

Занятия подразделяются на теоретические и практические .

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

6 класс - 8 часов в неделю.

Мастерская для занятий керамикой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, шкафами для сушки изделий и хранения методического фонда, ёмкостями под воду, для подготовки глины к использованию и гигиены труда учащихся, муфельной печью для обжига керамических изделий, гончарным кругом, полками для тематической выставки и т.д.

Рабочая программа учебного предмета «Изготовитель художественных керамических изделий» включает в себя три основных блока: материаловедение; технологическое оборудование технология изготовления керамических изделий; декорирование керамических изделий.

Оценка учебных достижений учащихся выполняет стимулирующую функцию.

Контроль знаний и умений проводится после изучения каждой темы в форме тестирования, программированных и контрольных заданий, самостоятельного выполнения практических работ. Аттестация учащихся проводится в конце каждой четверти по всем разделам программы. Практические и самостоятельные работы оцениваются по 5-балльной системе.

Программа имеет воспитательную направленность, которая проявляется в целенаправленной работе учителя по формированию таких качеств личности как: трудолюбие, уважение к людям труда, ответственность, дисциплинированность, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к орудиям и продуктам труда.

Учебный процесс завершается итоговым выпускным экзаменом.

Учебный предмет «Изготовитель художественных керамических изделий» реализуется при 5-летнем сроке обучения в 5-9 классах.

В 6-7 классах закрепляются и развиваются знания и умения по изготовлению различных керамических изделий простых форм и несложных композиций .Продолжается знакомство с общими сведениями о народном искусстве, знаниями основ материаловедения, технологии, производства керамических изделий. Важно продолжать прививать учащимся любовь к материалу- глине, закреплять их владения этим пластичным, податливым материалом, лепить усложняя изделия.

2. Учебно-тематическое планирование предмета

Вводное занятие

Основные понятия классификации художественной керамики

Основные виды декорирования художественной керамики

Экскурсия в местный краеведческий музей

Декоративная роспись- один из распространённых способов украшения художественной керамики

Обучение навыкам владения кистью и отработка основных элементов росписи на бумаге

Копирование цветочных композиций

Разработка вариантов заданной композиции

Практическое повторение

Выставка работ учащихся

2 часа

8 часа

12 часов

2 часа

12 часов

48 часов

32 часа

32 часа

124часа

2 часа

Всего:272 часа

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

Выпускники школы, обучившиеся по данной программе должны знать :

  • правила безопасности труда и личной гигиены;

  • технологию изготовления керамических изделий;

  • принципы организации производства и оплаты труда;

  • основы экономики и новые формы организации труда на предприятиях художественных промыслов;

  • характерные признаки керамических изделий;

  • приёмы лепки;

  • свойства применяемых материалов;

  • назначение инструментов и приспособлений, уход за ними;

  • режим термической обработки глины;

должны уметь:

  • изготавливать художественные керамические изделия сложной

  • формы с простой отделкой, сочетающие художественные традиции и современные требования.

4. Формы и методы контроля, система оценок. Рабочая программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м полугодии за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.


5.Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Содержание и вид занятия

Словарь

Дата по плану 6б класс

Дата по плану 6а класс

1.

Вводное занятие

Знакомство с коллекцией изделий художественной керамики в местном краеведческом музее. Зарисовки несложного образца традиционного народного промысла данной местности.

краеведение зарисовки

01.09.

01.09.

02.09.

02.09.

2.

Основные понятия классификации художественной керамики.

Основные идеи художественной керамики. Гончарные изделия: майолика, фаянс, фарфор. Демонстрация образцов художественной керамики, иллюстраций, видеоматериалов.

Художественная керамика

Майолика

Фаянс

фарфор

02.09.

03.09.

03.09.

04.09.

05.09.

05.09.

08.09.

08.09.

03.09.

03.09.

04.09.

04.09.

06.09.

06.09.

09.09.

09.09.

3.

Основные виды декорирования художественных изделий.

Глазури и эмали.Значение глазурных покрытий. Рельеф и контррельеф, сграффито, флялдровка, ангобирование (грушей, оплеском, сплошным покрытием)

Глазурь

Рельеф

контррельеф

сграффито

флялдровка

12ч 09.09.

10.09.

10.09.

11.09.

12.09.

12.09.

15.09.

15.09.

16.09.

17.09.

17.09.

18.09.



12ч

10.09.

10.09.

11.09.

11.09.

13.09.

13.09.

16.09.

16.09.

17.09.

17.09.

18.09.

18.09.

4.

Экскурсия в местный краеведческий музей.

Знакомство с лучшими образцами художественной керамики. Закрепление материала об основных видах декорирования изделий. Особенности местного художественного промысла.

Декор

Местный художественный промысл

19.09.

20.09.

5.

Декоративная роспись - один из распространённых способов украшения художественной керамики.

Значение декоративной росписи в декорировании изделий на предприятиях народных промыслов по художественной керамике. Основные виды росписи: роспись кистью, пипеткой(резиновой грушей). Демонстрация образцов художественной керамики с различными видами декоративной росписи. Особенности росписи в зависимости от материалов(роспись на грубой керамике,фаянсе, фарфоре).

роспись кистью

пипеткой

резиновой грушей

12ч 22.09.

22.09.

23.09.

24.09.

24.09.

25.09.

26.09.

26.09.

29.09.

29.09.

30.09.

01.10.

12ч

23.09.

23.09.

24.09.

24.09.

25.09.

25.09.

27.09.

27.09.

30.09.

30.09.

01.10.

01.10.

6.

Обучение навыкам владения кистью и отработка основных элементов росписи на бумаге






контрольный тест по итогам четверти

Знакомство с деятельностью живописного цеха, этапами росписи, наблюдение за работой мастеров. Организация их рабочего места. Закрепление изученного материала по различным видам декоративной росписи керамических изделий.

Цех

Мастера

Декоративная роспись

48ч

02.10.

03.10.

03.10.

06.10.

06.10.

07.10.

08.10.

08.10.

09.10.

10.10.

10.10.

13.10.

13.10.

14.10.

15.10.

15.10.

16.10.

17.10.

17.10.

20.10.

20.10.

21.10.

22.10.

22.10.

23.10.

24.10.

24.10.

27.10.

27.10.

28.10.

29.10.

29.10.

30.10.

31.10.

31.10.

10.11.

10.11.

11.11.

12.11.

12.11.

13.11.

14.11.

14.11.

17.11.

17.11.

18.11.

19.11.

19.11.

48ч

02.10.

02.10.

04.10.

04.10.

07.10.

07.10.

08.10.

08.10.

09.10.

09.10.

11.10.

11.10.

14.10.

14.10.

15.10.

15.10.

16.10.

16.10.

18.10.

18.10.

21.10.

21.10.

22.10.

22.10.

23.10.

23.10.

25.10.

25.10.

28.10.

28.10.

29.10.

29.10.

30.10.

30.10.

01.11.

01.11.

11.11.

11.11.

12.11.

12.11.

13.11.

13.11.

15.11.

15.11.

18.11.

18.11.

19.11.

19.11.

7.

Копирование цветочных композиций.

Мазок как основной элемент кистевой росписи .Разновидности мазка. Цветок как основной элемент кистевой росписи. Последовательность нанесения мазков, особенности моделирования форм цветка. Растительные мотивы росписи и их разнообразие.

моделирования форм цветка

разнообразие

32ч 20.11.

21.11.

21.11.

24.11.

24.11.

25.11.

26.11.

26.11.

27.11.

28.11.

28.11.

01.12.

01.12.

02.12.

03.12.

03.12.

04.12.

05.12.

05.12.

08.12.

08.12.

09.12.

10.12.

10.12.

11.12.

12.12.

12.12.

15.12.

15.12.

16.12.

17.12.

17.12.



32ч

20.11.

20.11.

22.11.

22.11.

25.11.

25.11.

26.11.

26.11.

27.11.

27.11.

29.11.

29.11.

02.12.

02.12.

03.12.

03.12.

04.12.

04.12.

06.12.

06.12.

09.12.

09.12.

10.12.

10.12.

11.12.

11.12.

13.12.

13.12.

16.12.

16.12.

17.12.

17.12.

8.

Разработка вариантов заданной композиции




контрольный тест по итогам четверти

Понятие о композиции, её особенности. Симметричное расположение рисунка, свободное распределение композиции на плоскости предмета (изделия).Масштаб композиции. Копирование различных несложных композиций

на бумаге.

композиции на плоскости предмета

Масштаб

Копирование

32ч

18.12.

19.12.

19.12.

22.12.

22.12.




23.12.

24.12.

24.12.

25.12.

26.12.

26.12.

2015год

12.01.

12.01.

13.01.

14.01.

14.01.

15.01.

16.01.

16.01.

19.01.

19.01.

20.01.

21.01.

21.01.

22.01.

23.01.

23.01.

26.01.

26.01.

27.01.

28.01.

28.01.

32ч

18.12.

18.12.

20.12.

20.12.




23.12.

23.12.

24.12.

24.12.

25.12.

25.12.

27.12.

27.12.

2015год

13.01.

13.01.

14.01.

14.01.

15.01.

15.01.

17.01.

17.01.

20.01.

20.01.

21.01.

21.01.

22.01.

22.01.

24.01.

24.01.

27.01.

27.01.

28.01.

28.01.


9.

Практическое повторение.









контрольный тест по итогам четверти


















контрольный тест по итогам четверти

Закрепление знаний, практических умений и навыков декорирования художественных керамических изделий: приёмы лепки, роспись керамических изделий.

роспись керамических изделий.

124часа

29.01.

30.01.

30.01.

02.02.

02.02.

03.02.

04.02.

04.02.

05.02.

06.02.

06.02.

09.02.

09.02.

10.02.

11.02.

11.02.

12.02.

13.02.

13.02.

16.02.

16.02.

17.02.

18.02.

18.02.

19.02.

20.02.

20.02.

24.02.

25.02.

25.02.

26.02.

27.02.

27.02.

02.03.

02.03.

03.03.

04.03.

04.03.

05.03.

06.03.

06.03.

10.03.

11.03.

11.03.

12.03.

13.03.

13.03.

16.03.

16.03.


17.03.

18.03.

18.03.

19.03.

20.03.

20.03.

30.03.

30.03.

31.03.

01.04.

01.04.

02.04.

03.04.

03.04.

06.04.

06.04.

07.04.

08.04.

08.04.

09.04.

10.04.

10.04.

13.04.

13.04.

14.04.

15.04.

15.04.

16.04.

17.04.

17.04.

20.04.

20.04.

21.04.

22.04.

22.04.

23.04.

24.04.

24.04.

27.04.

27.04.

28.04.

29.04.

29.04.

30.04.

04.05.

04.05.

05.05.

06.05.

06.05.

07.05.

08.05.

08.05.

11.05.

11.05.

12.05.

13.05.

13.05.

14.05.

15.05.

15.05.

18.05.

18.05.

19.05.

20.05.

20.05.

21.05.

22.05.

22.05.

25.05.

25.05.

26.05.

27.05.

27.05.

28.05.

29.05.

29.05.

124часа

29.01.

29.01.

31.01.

31.01.

03.02.

03.02.

04.02.

04.02.

05.02.

05.02.

07.02.

07.02.

10.02.

10.02.

11.02.

11.02.

12.02.

12.02.

14.02.

14.02.

17.02.

17.02.

18.02.

18.02.

19.02.

19.02.

21.02.

21.02.

24.02.

24.02.

25.02.

25.02.

26.02.

26.02.

28.02.

28.02.

03.03.

03.03.

04.03

04.03.

05.03.

05.03.

07.03.

07.03.

10.03.

10.03.

11.03.

11.03.

12.03.

12.03.

14.03.

14.03.

17.03.

17.03.

18.03.

18.03.

19.03.

19.03.

21.03.

21.03.

31.03.

31.03.

01.04.

01.04.

02.04.

02.04.

04.04.

04.04.

07.04.

07.04.

08.04.

08.04.

09.04.

09.04.

11.04.

11.04.

14.04.

14.04.

15.04.

15.04.

16.04.

16.04.

18.04.

18.04.

21.04.

21.04.

22.04.

22.04.

23.04.

23.04.

25.04.

25.04.

28.04.

28.04.

29.04.

29.04.

30.04.

30.04.

05.05.

05.05.

06.05.

06.05.

07.05.

07.05.

12.05.

12.05.

13.05.

13.05.

14.05.

14.05.

16.05.

16.05.

19.05.

19.05.

20.05.

20.05.

21.05.

21.05.

23.05.

23.05.

26.05.

26.05.

27.05.

27.05.

28.05.

28.05.

10.

Выставка работ учащихся.

Организация выставки работ учащихся. выполненных в течение учебного года(лепные работы, зарисовки).Обсуждение итогов выставки. Демонстрация образцов художественной керамики, иллюстраций, видеоматериалов.

лепные работы

2часа 30.05.

30.05.

2часа

30.05.

30.05.


6. Литература

1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в

учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7,

с. 106-111

2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. - М.: Владос,

2004. с.66-74

3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

4. Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2003

5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1

век до н.э. - 8 в. н.э. - М.: Искусство, 1977

6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников

средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ.канд. пед.

наук. - М., 1998

7. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и

подростков. - М.: «Владос», 2004

8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие,

РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. - М.:

РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29

10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,

М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77

11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -

М.: «Владос», 2002. с.6-15

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в

школе. Издание 3-е. - М.: «Агар», 1998. с. 179-184

13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2004. с. 8-20

14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -

1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25

15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.:

«Искусство в школе», 1995, с.9-29

16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с

англ. П.А.Самсонова - Минск, 2003, с.31, 36, 56

17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. - М.: Просвещение, 1980

18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. - М:

Внешторгиздат, 1980, с.33-36

19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И.

- М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.

20. Скульптура. История искусства для детей. - М.: «Росмэн». Под ред.

Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17

21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. - М.: Издат. центр «Академия», 1999, с.

246-250

22. Федотов Г.Я. Русская печь. - М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144

23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону. «Феникс»,

2000 с.51-56

Список рекомендуемой учебной литературы

1. Белашов А.М. Как рисовать животных. - М.: «Юный художник», 2002, с.

3-15

2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в

детском кружке. - М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28

3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.:

Просвещение, 1979

4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство,

Ленинградское отделение, 1975

5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.:

«Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150

6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982

7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985

8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:

Высшая школа, 1979

9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47

10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.АСТ-ПРЕСС, 1997


© 2010-2022