Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 «В» класс.

Тема урока: Абразивные инструменты.

Цель урока: 1. Познакомить с видами абразивных инструментов.

2. Воспитывать интерес к профессии слесаря через профориентационную беседу.

3. Развивать речь через словарную работу.

Объект труда: чертилки, зубила, крейцмессели.

Оборудование: заточной станок, плакаты по ТБ, компьютер, магнитофон, абразивный инструмент.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся, доклад дежурного, сообщение темы урока.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

II. Повторение пройденного материала.

1.В: Ребята за счет чего достигается качество и точность обработки деталей в слесарном деле, а так же в машиностроении и приборостроении?

О: Требуемое качество и точность поверхностей деталей в основном достигаются ручной или механической обработкой деталей с помощью режущего инструмента.

2. В: Ребята, скажите, что представляет собой форма режущей части любого металлорежущего инструмента?

О: Форма режущей части любого металлорежущего инструмента представляет собой клин.

3. В: Скажите, что нужно делать с режущим инструментом, чтобы качество работы проводимой им не ухудшалось?

О: Режущий инструмент нужно по мере затупления режущей кромки, затачивать на заточных станках.

4. В: Скажите, какие виды заточных станков вы знаете, выполнив задание по этим тестам.



Тест№1: «Заточные станки».

Подчеркните, какой станок предназначен для ручной заточки инструмента?

1. Универсально-заточной станок.

2. Простой точильно - шлифовальный станок (точило).

3. Специальный точильно - шлифовальный станок.

Тест№2: «Заточные станки».

Подчеркните, какой станок предназначен для заточки многолезвийного инструмента, на станках этого типа можно выполнять также круглое (наружное и внутреннее) и плоское шлифование.

1. Универсально-заточной станок.

2. Простой точильно-шлифовальный станок (точило).

3. Специальный точильно-шлифовальный станок.

Тест№3: «Заточные станки».

Подчеркните на станках какого типа затачиваются только определенного вида режущие инструменты.

1. Универсально-заточной станок.

2. Простой точильно-шлифовальный станок (точило).

3. Специальный точильно-шлифовальный станок.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

5. Ребята давайте вспомним основные части простого точильно-шлифовального станка точила. Я раздам карточки, и вы отметите на рисунке основные элементы станка, а кто-то заполнит карточки.

Карточка№1: Подпишите основные части заточного станка, обозначенные цифрами.

Ь

Л

Е

Т

А

Г

И

В

Т

К

Е

Л

Э

Р

О

Д.

К

Э

Й

Ы

Н

Т

И

Щ

А

З

Р

А

Н

К

О

Ж

У

Х

Г

У

Р

К

Й

О

Н

Ч

О

Т

А

З.

К

И

Н

Ч

У

Р

Д

О

П.

Е

В

О

Н

С

О

А

Н

И.

К

И

К

П

О

Н

Е

Ы

В

У

О

К

С

П.

Карточка№2: Пронумеруйте основные части заточного станка.

  1. Электродвигатель

  2. Защитный экран

  3. Оградительный кожух

  4. Заточной круг

  5. Подручник

  6. Основание

  7. Пусковые кнопки

Расскажите для чего предназначены элементы этого станка?

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

7. А сейчас давайте отгадаем кроссворд, ключевое слово которого, имеет отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

Давайте отгадаем кроссворд «Режущий инструмент»

1. П Л А Ш К А

2. Б О Л Т

3. Р Е З Е Ц

4. Н А П И Л Ь Н И К

5. З У Б И Л О

6.Н О Ж Н И Ц Ы

7. С В Е Р Л О

Вопросы к кроссворду.

1.Каким инструментом нарезают наружную резьбу?

2.Изделие с внутренней сквозной резьбой.

3.Инструмент, которым обрабатывают деталь на токарном станке.

4.Какой инструмент подразделяется на:

а) драчевый; б) бархатный; в) личной?

5. Каким инструментом разрубают заготовки на отдельные части?

6. Чем режут тонкий листовой металл?

7. Каким инструментом получают круглые отверстия?

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

III. Динамическая пауза.

Во время динамической паузы ребятам предлагается записать ответ на вопрос, какую бы профессию они хотели бы получить и почему. Итоги подводятся в конце урока.

IV. Словарная работа.

Абразив - твердый материал в виде мелкого или крупного порошка, дробленых горных пород или искусственных материалов.

Корунд, электрокорунд, карбид кремния - абразивный материал, использующийся при изготовлении абразивных инструментов.

V. Объяснение нового материала.

Тема сегодняшнего урока называется - абразивные инструменты. О видах абразивного инструмента, материалах используемых при их изготовлении, а так же об их характеристиках мы сегодня с вами и поговорим. Для начала давайте выясним, что называется абразивным инструментом.

Абразивным инструментом называется пористое тело определенной геометрической формы, состоящее из беспорядочно расположенных зерен абразива, скрепленных между собой связующим веществом. Схема строения абразивного инструмента и его использования при плоском шлифовании показана на рис.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

Абразивные инструменты состоят из абразивного порошка (абразива) и связующего элемента (связки). Об их видах и разновидностях мы поговорим чуть позже, а сейчас давайте узнаем, сколько видов абразивного инструмента существует. Всего применяется пять видов абразивных инструментов: шлифовальные круги, шлифовальные головки, шлифовальные сегменты, шлифовальные бруски, абразивные ленты и шкурки.

Не будем останавливаться на всем этом многообразии, а подробно рассмотрим три вида абразивных инструментов - шлифовальный круг, шлифовальный брусок и шлифовальные шкурки и ленты.

Шлифовальные шкурки и ленты представляют собой абразивный инструмент, имеющий гибкую основу из ткани или бумаги с закрепленным на ней тонким слоем абразивного зерна. Шлифование лентами и шкурками производится как вручную, так и на специальных станках.

Шлифовальные бруски представляют собой инструмент, имеющий одинаковый профиль поперечного сечения по всей длине. Применяется для ручной работы при отделочных и заточных операциях.

Шлифовальными кругами называются абразивные инструменты представляющие собой тела вращения и имеющие сквозное отверстие, которое используется для установки и крепления круга на шпинделе станка. Форм сечения шлифовальных кругов насчитывается около 40, а мы рассмотрим подробно круги прямоугольного профиля сечения. Круги, так же как и другие абразивные инструменты изготавливаются из абразивного материала. Абразивным материалом называются искусственные и естественные минералы или кристаллы, зерна которых после измельчения обладают достаточной твердостью и прочностью и способны обрабатывать путем царапания, скобления или истирания поверхности других твердых тел. Это зерно и называется - абразивом. Зерно представляют собой либо отдельные кристаллы и их осколки, обычно неправильной формы либо сростки.

Из естественных минералов применяются алмаз, кварц, корунд, наждак, кремень, гранат.

К искусственным минералам относятся электрокорунд нормальный Э, электрокорунд белый ЭБ, монокорунд М, карбид кремния зеленый КЗ и черный КЧ, карбид бора, борсиликокарбид, электрокорунд хромистый ЭХ, электрокорунд титанистый ЭТ. Чтобы изготовить абразивный инструмент нужно связать абразивное зерно между собой и придать ей необходимую форму, для этого используются специальные связки. Связки бывают органические (бакелитовые и вулканитовые) и неорганические (керамические). Бакелитовая связка изготавливается из искусственной смолы (бакелита), а вулканитовая производится из искусственного каучука путем его вулканизации. Керамическая связка изготавливается из глины, полевого шпата и кварцевого песка, а так же других материалов в небольших количествах. Круги на основе бакелитовой связки обладает большой прочностью и упругостью, меньше нагревают обрабатываемое изделие, но при высоких температурах свыше 200 С, теряют твердость и быстро срабатываются. Инструменты на вулканитовой связке имеют большую упругость и плотность, но обладают меньшей прочностью и теплостойкостью. Применяются при отрезных и и прорезных работах. Самыми распространенными абразивными инструментами, являются инструменты на основе керамической связки (50-60% от общего количества). Они разделяются на два вида - стекловидные и фарфоровидные. Стекловидные применяются при изготовлении электрокорундовых материалов, а фарфоровидные при изготовлении инструмента на основе карбида кремния, как зеленого, так и черного. Твердость кругов определяется способностью инструмента сопротивляться выкрашиванию зерен с рабочей поверхности инструмента и зависит от качества и количества связки, вида и размера абразивного материала и его шероховатости.

Давайте посмотрим фрагмент учебного фильма, где наглядно будет продемонстрировано, как влияет твердость кругов на обработку и заточку инструмента.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

Как же при всем многообразии абразивных инструментов выбрать правильный, необходимый именно для вашей поставленной цели? Для этого абразивный инструмент, в частности круги, маркируется. Маркировка кругов состоит обычно из девяти букв, групп и цифр, каждая из которых обозначает определенную характеристику заточного или шлифовального круга. Хочется обратить внимание, что в маркировку абразивного инструмента с 2008 года внесены изменения. Мы сейчас рассмотрим стандартное обозначение маркировки заточных кругов и их основные характеристики на примере этого круга. Для начала коротко расшифруем его маркировку.

1 200*20*32 14А F46 M 6 V 35 2

1 - тип профиля круга

200*20*32 - геометрические размеры круга

14А - материал зерна

F46 - зернистость круга

М - обозначение твердости круга

6 - структура (пористость) круга

V - тип связующего материала.

35 - рабочая скорость

2 - класс неуравновешенности

Зная эти обозначения, материал об этом можно найти на сайтах производителей, легко выбрать нужный абразивный инструмент.

V. Закрепление пройденного материала.

VI. Вводный инструктаж.

1.Что будем делать.

Затачивать зубило.

2.Назначение изделия.

Режущий инструмент предназначен для рубки металлических заготовок.

3.Последовательность работы.

Установить подручник, опустить защитный экран и включить заточной станок. Затачивать зубило равномерно с двух сторон на периферии круга, опуская по мере затачивания режущую часть в воду для охлаждения.

. Проверить правильность заточки зубила по шаблону.

4.Как контролировать работу.

Проверить правильность заточки зубила по шаблону.

5.Возможный брак при работе.

6.ТБ при работе.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

VII. Практическая работа.

- Заточить зубило на углы 70 0 и 35 0

Порядок заточки зубила:

1. Установить подручник. 2. Опустить защитный экран и включить заточной станок. 3. Затачивать зубило равномерно с двух сторон на периферии круга, опуская по мере затачивания режущую часть в воду для охлаждения. 4. Проверить правильность заточки зубила по шаблону.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

VIII. Текущий инструктаж.

Проверка правильности выполнения порядка работы и соблюдения ТБ и требований при заточке зубила.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

IX. Самоотчет о проделанной работе.

Самоотчет проводится по следующей схеме:

1. Что делал на уроке?

2. Какие слесарные операции выполнял?

3. Каким инструментом работал?

4. Чем и как контролировал работу?

5. Как выполнил работу?

6. Какие ошибки допускал?

7. Как исправлял ошибки?

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

X. Рефлексия.

Ребята возвращаются к вопросу прозвучавшем во время динамической паузы, где они говорили какую профессию решили выбрать. Учитель задает вопрос о том, что пригодились ли знания, которые они получили на сегодняшнем уроке, в их будущей профессии.

Открытый урок в 9 классе на тему «Абразивные инструменты»

XI. Подведение итогов работы. Выставление оценок.

XII. Уборка класса и рабочих мест.


© 2010-2022