• Преподавателю
  • Технология
  • Выступление по теме Деятельностный подход в реализации технологического образования школьников к презентации

Выступление по теме Деятельностный подход в реализации технологического образования школьников к презентации

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный семинар учителей технологии

по теме: ««Конструирование урока технологии в контексте деятельностной парадигмы, как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся».



Выступление по теме: «Деятельностный подход в реализации технологического образования школьников»

Слайд №1

Идея формирования у подрастающего поколения готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, имеет правовое обоснование: статья 14 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Содержание образования является одним из фактов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» Таким образом, учебные и воспитательные цели занимают в современной формулировке Закона РФ «Об образовании» второе и третье место. Приоритетными здесь являются требования к деятельностным качествам личности.

Слайд №2

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.

Слайд №3

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению немецкого педагога А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. "Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося".

Слайд №4

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Российский психолог Лев Семёнович Выготский сказал: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Задача учителя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие.

И еще одна цитата в тему:

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда - то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

Слайд №5

В содержание любого учебного предмета, в том числе и технологии, включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.

Развитие человека рассматривается современной педагогикой как расширение круга доступных ему видов и форм деятельности и потому сегодня стали активно разрабатываться деятельностные принципы педагогики.

Цель образования рассматривается как подготовка человека к будущей деятельности в обществе, а содержание образования - как освоение общих методов и форм человеческой деятельности.

В настоящее время системно-деятельностный подход положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (личностных, метапредметных и предметных); требований к структуре основной образовательной программы; требованиям к условиям реализации стандартов.

Слайд №6

Формировать и развивать УУД - значит:

- научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона);

- передать сам способ метапредметного действия;

- научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости - развивать его.

Слайд №7

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Слайд №8

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Для реализации выбранной технологии большую роль играют личные черты и качества учителя, но всегда существуют общие структурные черты, присущие технологии или комбинации нескольких из них. Это и является основой для создания учителем собственной педагогической идеи.

Слайд №9

При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают, так называемые, активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения - формы и методы проблемного и развивающего типов обучения, исследовательские, проектные, проектно-конструкторские, игровые методы и приемы. Такой подход не исключает информационного объяснения учебного материала, использования технологий и методик программно-алгоритмического типа, но приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом.

Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы работы на уроке, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение в педагогическом процессе технических средств обучения, способствующих организации учебно-исследовательской деятельности. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Слайд №10

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

-урок открытия новых знаний;

-урок рефлексии;

-урок построения системы знаний;

-урок развивающего контроля.

Слайд №11

Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: (см. стр.5-6 приложения)

Слайд №12

Технология деятельностного метода обучения позволяет:

-придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности;

-перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

-усилить практическую направленность школьного образования.

Слайд №13

Технология деятельностного метода обучения

-может применяться при изучении любого предмета;

-создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;

-обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий;

-позволяет повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, осуществлять поиск нужной информации, вступать в дискуссию.

Слайд №14

Деятельностный метод обучения - это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном методе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

На основании перечисленных фактов, можно сделать вывод о том, что современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на "усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество", к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Слайд №15-16

Тест для педагогов для проверки усвоения знаний.

Слайд №17

В содержание любого учебного предмета, в том числе и технологии, включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания.

Работая учителем технологии, я осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик-ученик, ученик-группа.)

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Каковы же основные положения технологии деятельностного метода обучения?

во-первых, процесс обучения есть всегда обучение деятельности;

во-вторых, сам процесс учения должен быть творческим;

в- третьих, обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность групп учащихся.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом.

Этот метод осуществляю путём создания на уроках проблемных ситуаций и, как следствие - необходимости проблемного диалога. Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу разобраться, хочу сам понять и т.д.). На следующем уроке или спустя какое-то время слышу субъективные открытия («Я сам справился с этой проблемой, я пришёл к выводу, что…, в результате исследования я получил…» и т.д.)

Использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

Технология деятельностного метода обучения способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Слайд №18

Хочу обратить внимание коллег на один из методов деятельностного подхода в обучении - цикл Колба. Это одна из моделей обучения, основанная на поэтапном формировании умственных действий.

Ее автором является специалист по психологии Дэвид Колб. По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем - обдумывания и размышления, и в итоге - действия.

Основные 4 этапа модели Колба таковы:

1) Непосредственный, конкретный опыт - любой ученик должен уже иметь некоторый опыт в той области или сфере, которой хочет обучиться.

2) Наблюдение и рефлексия или мыслительные- данный этап предполагает обдумывание и анализирование учеником имеющегося у него опыта, знаний.

3) Формирование абстрактных концепций и моделей - на этом этапе происходит выстраивание некой модели, описывающей полученную информацию, опыт. Генерируются идеи, выстраиваются взаимосвязи, добавляется новая информация относительного того, как все работает, устроено.

4) Активное экспериментирование - последний этап предполагает экспериментирование и проверку на применимость созданной модели, концепции. Результатом этого этапа является непосредственный новый опыт. Далее круг замыкается.

Успешность модели Колба основана на том, что она удобна, подходит практически для любого человека. Также модель Колба основывается на имеющемся у человека опыте, а значит, обучение будет максимально результативным.



7


© 2010-2022