Рабочая программа по технологии. 10-11 классы

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТЁПЛО-ОГАРЁВСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено и принято Согласовано: _______________. Утверждаю: _______________.

на заседании педагогического совета Зам. директора по УВР Директор Ю.Д.Козырь.

(протокол № 1 от г.) Н.М. Грачева.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Технология»

среднее общее образование

10-11 классы

(предметная область «Технология»)

учителей

Константиновой Елены Владимировны (второй квалификационной категории),

Демчева Александра Сергеевича (первой квалификационной категории)


пос. Механизаторов - 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на базовом уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются практические работы.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе среднего общего образования 69 часов для изучения технологии на базовом уровне.

Программа разработана для обучения школьников X и XI классов. На изучение программы в 10 классе отводится 17,5 часов - Технология (технический труд) и 17,5 часов - Технология (сельскохозяйственный труд). В 11 классе на каждый раздел - по 17 часов.

Основное содержание

10 класс

Растениеводство

Земледелие

Понятие о земледелии. Основные виды земледелия. Почва - основное средство сельскохозяйственного производства. Почвоведение. Почва как особое природное тело и экологическая среда. Типы почв. Состав почвы и её свойства. Обработка почвы. Удобрение почв. Виды удобрений. Посевы и посадки. Защита культурных растений от сорняков.

Практическая деятельность.

Изучение внешних признаков почвы. Обработка почвы на участке. Определение качества обработки почвы. Определение кислотности почвы. Распознавание основных видов минеральных удобрений. Высадка рассады в грунт. Уборка и учёт урожая свёклы, моркови и других корнеплодных растений.

Цветоводство

Понятие о цветоводстве. Школа - цветущий сад. Хранение семян цветочно-декоративных растений. Почвенные смеси.

Практические работы.

Сбор плодов и семян цветочно-декоративных растений. Посев семян календулы, бархатцев и космеи в открытый грунт.

Полеводство

Значение полеводства. Общая характеристика хлебных культур. Защита полевых культур от вредителей и болезней. Картофель. Посадка картофеля.

Практические работы.

Подготовка почвы и посев озимых культур на учебно-опытном участке. Посадка, уборка картофеля.


Животноводство

Понятие о кормлении сельскохозяйственных животных. Основные виды и породы сельскохозяйственных животных.


Основы предпринимательства

Предпринимательство в экономической структуре общества. Трудовой коллектив. Налоги. Предпринимательская фирма. Менеджмент. Маркетинг. Ценообразование. Себестоимость. Реализация товаров и услуг. Реклама. Предпринимательская идея. Бизнес-план. Творческий проект «Мое собственное дело».

Понятие имиджа

Имидж офиса. Дизайн офиса. Имидж сотрудников. Служебный этикет.

Творческий проект «Вывеска для офиса».


11 класс

Растениеводство

Земледелие

Условия, необходимые для выращивания культурных растений. Приемы выращивания культурных растений. Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур. Виды защищенного грунта.

Практическая деятельность.

Обработка почвы. Посевы и посадки. Подготовка рассадных ящиков и отбор семян для будущего урожая.

Цветоводство

Уход за цветочно-декоративными растениями. Характеристика однолетних, двулетних и многолетних декоративных культур. Декоративные культуры защищенного грунта.

Практические работы.

Посадка луковичных растений. Пересадка декоративных комнатных растений.

Полеводство

Предпосевная обработка почвы с внесением удобрений. Рыхление почвы, борьба с сорняками.

Практические работы.

Подготовка почвы и посев весенних культур на учебно-опытном участке. Посадка, уборка картофеля.

Животноводство

Основные виды кормов для животных. Состав кормов и их питательность.

Технология решения творческих задач

Понятие творчества. Метод мозговой атаки. Синектика. Морфологический анализ. Морфологическая матрица. Ассоциации. Функционально-стоимостной анализ. Алгоритм решения творческих задач. Изобретения. Рациональные предложения. Проектирование себестоимости творческого проекта.

Творческие проекты: «Путь металла от руды до изделия», «Путь от зерна до хлеба».

Технология профессионального самоопределения и карьеры

Профессиональная деятельность. Разделение труда. Сферы, отрасли, предметы труда. Средства труда. Технологический процесс. Культура труда. Профессиональная этика.

Творческий проект: «Жизненные планы и профессиональная карьера».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ



Реализуемые образова­тельные и воспитатель­ные методики и технологии, подходы


Показатели эффективности реализации


1.


Игровые технологии

Формирование у учащихся интереса к учебной деятель­ности, удовлетворение потребности личности в самовы­ражении, самоутверждении. Расширение кругозора, раз­витие познавательной деятельности, формирование оп­ределенных умений и навыков, необходимых в практиче­ской деятельности, развитие общеучебных умений и на­выков.


2.


Технология проектов

Формирование навыков проектной деятельности (знание алгоритма составления проектов).

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

3.


Технология проблемного обучения


Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

4.


Групповые технологии

Обеспечение активности учебного процесса (работает каждый ученик), достижение высокого уровня усвоения содержания. Использование метода взаимного обучения и формы динамических пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

5.


Информационные техноло­гии

Формирование умений учащихся работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование умений принимать оптимальные решения. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования,

доступ в Интернет.


6.


Технологии уровневой дифференциации


Повышается уровень мотивации учения. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утвер­ждаются в своих способностях, слабые получают возмож­ность испытывать учебный успех.


7.


Технология педагогической мастерской

Введение учащихся в процесс познания, в поиск знаний, а не прямая передача информации от владеющего к не­знающему. Проблема ставится учениками, сочетание ин­дивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества.


8.


Здоровьесберегающие образовательные техно­логии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного мате­риала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО. Это дает положитель­ные результаты в обучении и направляет развитие и вос­питание учащихся на защиту от неблагоприятных для здо­ровья воздействий.


9.


Тестовые технологии

Проверка значительного по объему учебного материала, возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником.





Тематическое планирование


Разделы и темы

Количества часов

10 класс


11 класс

Основы растениеводства

16

16

Земледелие

8

8

Цветоводство

2

2

Полеводство

6

6

Животноводство

1,5

1

Сельскохозяйственные животные.

1,5

1

Основы предпринимательства

14

-

Понятие имиджа

3,5

-

Технология решения творческих задач

-

10

Технология профессионального самоопределения и карьеры

-

7

Итого:

35

34

Итого:

69







Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

- понятие предпринимательства, ресурсов, факторов производства, системы налогообложения,

- сущность менеджмента, маркетинга, ценообразования,

- процессы реализации товаров, услуг,

- понятия о рекламе, предпринимательской идее, бизнес-плане, имидже, дизайне, служебно-деловом этикете,

- технологии и методы решения творческих задач,

- основные понятия земледелия, цветоводства, полеводства, животноводства.

Учащиеся должны уметь:

- определять себестоимость товара, создавать рекламу товара или услуги с учетом необходимых требований,

- составлять бизнес-план,

- выполнять творческие проекты,

- применять технологии и методы решения творческих задач на практике,

- выполнять технику безопасности при работе на пришкольном участке,

- использовать ручные орудия труда по назначению,

- производить обработку почвы,

- производить должный уход за растениями, защищать растения от вредителей и болезней, применять получение знания о растениеводстве и животноводстве на практике.

Список литературы


  1. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек / И. П. Арефьев. - М.: Школьная пресса, 2005.

  2. Бешенков, А. К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 классы: метод. пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Гилева, Е. А. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа и производство. - 2001. - № 4.

  4. Гуревич, Р. С. Кроссворды по трудовому обучению / Р. С. Гуревич // Школа и производство. - 1989. - № 9.

  5. Муравьев, Е. М. Общие основы методики преподавания технологии / Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко. - Брянск: НМЦ «Технология», 2000.

  6. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях Волгоградской области «Технология». - Волгоград: Учитель, 2006.

  7. Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы / авт. - сост. Л. Д. Карачевцева, О. П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Уроки по курсу «Технология». 5-9 классы / под ред. Е. Н. Перова. - М.: 5 за знания, 2008.

  9. Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И. В. Яркова // Школа и производство. - 2001. - № 5.

© 2010-2022