• Преподавателю
  • Технология
  • План - конспект урока в 6 классе Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат

План - конспект урока в 6 классе Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока в 6 классе.

Раздел «Машиноведение»

Свойства чёрных и цветных металлов.

Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат

Цели урока: формирование у учащихся представлений о механических и технологических свойствах чёрных и цветных металлов, сплавов, искусственных материалов; формирование умения распознавать металлы и сплавы по образцам, оценивать их технологические возможности; формирование навыков самостоятельного распознавания видов сортового проката по его профилю и выбора заготовок из сортового проката для изделий в соответствии с их назначением; развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, бережного отношения к конструкционным материалам.

Ожидаемый учебный результат:

  • общее представление о механических и технологических свойствах чёрных и цветных металлов, сплавов, искусственных материалов;

  • приобретение опыта самостоятельного распознавания металлов и сплавов по образцам;

  • приобретение навыков самостоятельного выбора сортового проката в качестве заготовок для различных изделий;

  • развитие технико-технологического мышления;

  • приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские.

Дидактические средства обучения: образцы чёрных и цветных металлов, сплавов, искусственных материалов пружины из стальной (закалённой) и медной проволоки образцы заготовок из сортового проката (металлически: листов, шестигранных и круглых прутков, уголков, труб швеллеров, двутавров); примеры изделий различного значения, изготовленных из сортового проката (на плакатах, фотографиях, слайдах);плоские и П-образные образцы, набор гирь для выполнения лабораторно-практической работы № 15, верстаки, тиски, плита для рубки металла, слесарные молотки, напильники, жесть, чертилки, ножницы по металлу, киянки, чертёжные инструменты, учебник технологии (§ 14, 15), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос, лабораторно-практические работы.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: материалы фронтального опроса, визуальные материалы (видеофильмы, плакаты, слайды), образцы металлов и сплавов, образцы сортового проката.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 1-3 задания 14 и п. 1 задания 15 из рабочей тетради, практические работы № 14 и 15 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: пп. 4, 5 задания 14 и п. 2 задания 15 из рабочей тетради.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстративные материалы, динамические модели).

Ход урока

  1. Проблематизация

В течение урока учащиеся изучают две темы: «Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов»и «Сортовой прокат», на каждую из которых отводится по одному часу.

В первой части урока перед изучением нового материала темы «Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов» учитель задаёт школьникам следующие вопросы.

  • Что представляют собой металлы?

  • В чём отличие металлов от древесины?

  • Назовите предметы, изготовленные из металлов и сплавов.

Во второй части урока перед изложением темы «Сортовой прокат» можно задать учащимся следующие вопросы (с учётом изученного ранее материала).

  • Как осуществляется прокатка тонколистового металла?

  • Как осуществляется прокатка проволоки?

  1. Введение нового материала

В первой части урока при объяснении темы «Свойства чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов» учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 58 из учебника, затем демонстрирует образцы различных металлов и сплавов: стали, чугуна, меди, алюминия, свинца, олова, бронзы, латуни и др., а также образцы искусственных материалов (пластмассы). Можно показать учащимся видеоматериалы по истории применения металлов в жизни человека от древности до нашего времени.

Далее учитель рассказывает о свойствах чёрных и цветных металлов, сплавов, искусственных материалов и об учёте этих свойств при выборе заготовок для изделий, имеющих то или иное функциональное назначение.

По окончании изложения первой темы урока учитель проводит фронтальный опрос, задавая учащимся следующие вопросы.

  • Что такое упругость?

  • Перечислите наиболее распространённые цветные металлы и сплавы.

  • Как вы думаете, из какого сплава изготовляют кузов автомобиля?

  • Из какого материала изготовляют режущие инструменты для обработки металлов?

Во второй части урока учитель рассказывает о выпускаемом промышленностью сортовом прокате различных профилей, его назначении, способе получения, области применения. Сначала можно рассмотреть и обсудить рис. 59 из учебника, а затем продемонстрировать образцы сортового проката и изложить принципы выбора сортового проката в качестве заготовки в зависимости от вида детали.

Наглядным дидактическим средством при объяснении может стать стенд «Виды сортового проката» (данный стенд является хорошим объектом для творческого проекта учащегося).

По окончании изложения второй темы урока учитель проводит фронтальный опрос, используя следующие вопросы.

  • Что какое профиль проката?

  • С какой целью при конструировании детали её форму приближают к форме какого-либо профиля сортового проката?

  • Из какого проката изготовляют напильник, головку слесарного молотка, зубило?

  • Какой сортовой прокат применён в конструкции слесарного верстака?

  • Какие изделия изготовляют из шестигранного прутка?

  1. Первичное закрепление знаний и обратная связь

Осуществляются после изложения первой темы в процессе выполнения задания 14 из рабочей тетради и лабораторно-практической работы № 14 «Ознакомление со свойствами металлов и сплавов, искусственных материалов» из учебника, а после изложения второй темы в процессе выполнения задания 15 из рабочей тетради и лабораторно-практической работы № 15«Ознакомление с видами сортового проката».

Для проведения лабораторно-практической работы № 14 -необходимо подготовить образ-

цы из стали, чугуна, меди, алюминия, бронзы, латуни, несколько пружин из стальной (закалённой) и медной проволоки, oтрезки стальной и алюминиевой проволоки. В ходе выполнении практической работы учащиеся заполняют таблицы пп. 1, 2 задания 14 из рабочей тетради.

Отдельные этапы лабораторно-практической работы можно провести в виде игры или соревнования (например, кто быстрее выполнит пп. 1-4 работы на исследование свойств металлов и заполнит таблицы в рабочей тетради или кто больше перечислит видов изделий из пластмассы и запишет их в таблицу (п. 2 задания 14) и т. п.).

Для проведения лабораторно-практической работы № 15 необходимо иметь образцы сортового проката следующих профилей: полоса, шестигранник, круг, уголок, швеллер, двутавр и др.

Особое внимание следует уделить подготовке к проведению исследований, предусмотренных пп. 5 лабораторно-практической работы: полоска из жести должна быть толщиной 0,25 мм размером 100 X 240 мм (материал консервных банок). Вес груза (гирек) нужно выбрать с учётом следующих данных: в первом опыте при высоте опор 10 мм и расстоянии между опорами 200 мм гладкая полоска соприкоснётся со столом при весе груза примерно 100-160 г; во втором опыте полоска с отогнутыми краями коснётся стола при нагружении её грузом 2500-2700 г. Учащиеся делают вывод: образец, имеющий П-образный профиль, выдерживает нагрузку примерно в 20 раз большую, чем плоский образец. Учитель обращает внимание школьников на практическое значение этого вывода: при проектировании конструкций, подвергающихся большим нагрузкам, применяют детали, имеющие П-образный, Т-образный, двутавровый профиль, а не плоские листы.

Во время урока учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

4. Подведение итогов урока и рефлексия

После выполнения лабораторно-практических работ учитель обсуждает их результаты. Отметка за урок складывается из результатов фронтального опроса, выполнения лабораторно-практических работ № 14 и 15 из учебника, заданий 14 и 15 из рабочей тетради.

Домашнее задание

Принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, угольник, циркуль, ластик.

© 2010-2022