Программа дополнительного образования Кисточки

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
















Программа дополнительного образования

«Творческая мастерская»

(лоскутная техника, изготовление сувениров из соленого теста и дт.)

Художественно-эстетической направленности.

Возраст детей от 11 до 17 лет

Программа рассчитана на 3 года













Составила

Соснина Ольга Петровна,

учитель технологии 1 кв. категории







Верхотурье 2011

по типу: модульная, адаптированная

по уровню усвоения: общеразвивающая

по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная , социально адаптированная

по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности:

интегрированная, модульная.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • в продумывании элементов узора;

  • в расположении их на объемах;

  • в создании предметов декоративного характера;

  • умения найти способ изображения и оформления предмета;

  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Образовательная программа составлена на основе программы творческого объединения «В стране Рукоделия» (лоскутная техника и изготовление сувениров). Автор: Т.Г. Недосекова, зав. Отделом художественно-прикладного творчества Центра детского (юношеского) технического творчества. Г. Кыштыма.

Шитье из лоскутков, вышивка крестом, лепка из соленого теста, вязание крючком и на спицах и шитьё - интересное и творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу.

Программа рассчитана на девочек 11-17 лет, в основном тех, которые показали определенные способности. Так как на занятиях требуется усидчивость, определенное умение в ручном шитье.

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Полный курс обучения в студии усиливает стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатство своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоротивно-приклодного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа - подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоротивно-приклодного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роса детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиции, предметов быта и игрушек

Темы работы с детьми являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях кружка педагог помогает детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  2. научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  3. обучать технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

  1. приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

  2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

  3. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  4. воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.

Развивающие:

  1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.

  2. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

  3. развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

  4. развивать положительные эмоции и волевые качества;

  5. развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  1. формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.

  1. опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.

  2. учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы:

  • Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития - главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

  1. ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся:

- учебная деятельность в младшем школьном: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. игры используются преимущественно учебного характера;

- учебная деятельность и личностное общение в подростковом: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

- педагог старается поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

2. потребности, интересы учащихся;

3. уровень развития первичного коллектива;

4. уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.


  • К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожей на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребенка;

- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

  • Создание ситуаций успеха для каждого ребенка - один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности - один из важнейших принципов работы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Творческая мастерская» разработана на три года обучения. Однако по желанию учащихся можно продолжать занятия и более трех лет. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно - прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

На первом году обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами рукоделия, на втором - более углубленное постижение основ мастерства.

В течение первого года обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений в лоскутной технике, вышивке, соленом тесте. Начинается знакомство с историей лоскутной техники.

В течение второго года дети изучают закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают историю различных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие.

В течение третьего года обучения дети продолжают изучать историю различных видов рукоделия, их народные корни современное развитие.

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

Чередование занятий тремя - четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Организация учебного процесса

Занятия проводятся 1 год обучения - 1 раз в неделю по 1 часу;

2 год обучения - 1раза в неделю по 1 часу;

3 год обучения - 1 раз по 1 часу в неделю.


Количество учащихся в группе 1-го года обучения не превышает 12 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.

Продолжительность занятий учащихся второго года обучения - 1 академический час, частота занятий - 1 раз в неделю. В связи с повышением уровня мастерства и, следовательно, сложности изделий, выполняемых учащимися на втором году обучения, число учащихся в группах второго года не превышает 10 человек.

Продолжительность занятий учащихся третьего года обучения - 1 академический час, частота занятий - 1 раз в неделю.





Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1

2

3

1. Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

упражнения

3. Самостоятельная деятельность детей

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра-оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

экспозиция

8. Занятие - соревнования

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

9. Занятие - деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

10. Интегрированное занятие

Развитие интереса учащихся к предмету

Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет

11. Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция

Самостоятельная деятельность


Создание ситуаций успеха для каждого ребенка - один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности - один из важнейших принципов работы.

В результате обучения дети должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества;

  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

  • Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

  • Правила организации рабочего места;

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;

  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры - это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок - это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения

п./п.

Тема

теория

практика

Всего часов

Раздел 1. Работа с тканью.

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1


1

1.2

Обработка срезов (изготовление прихватки)


3

3

1.3

Разноцветная «спираль»


1

1

1.4

Полоска к полоске


1

1

1.5

Веселые квадратики


1

1

1.6

Удивительные треугольники


1

1

1.7

Необычные ромбы


1

1

1.8

Забавные уголки


1

1

1.9

Лоскуты и фантазия (изготовление изделия по выбору)


8

8

Раздел 2. работа с различными материалами.

2.1

Вводная беседа. Техника безопасности.

1


1

2.2

Лепка из соленого теста.


7

7

Раздел 3. Работа с тканью в технике «Вышивание»

3.1

Вводная беседа. Техника безопасности.

1


1

3.2

Изготовление изделий в технике вышивание


7

7

Всего:

3

31

34





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения

Раздел 1. Работа с тканью.

Тема 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности.

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий. История рукоделия.

Тема 1.2. Обработка срезов (изготовление прихватки)

Обработка навыков работы с иголкой. Соединительные, декоративные швы.

Тема 1.3. Разноцветная «спираль»

Обработка по образцам навыков составления узоров из различных лоскутных элементов: полос, квадратов, треугольников, многоугольников.

Тема 1.4. Полоска к полоске

Тема 1.5. Веселые квадратики

Правила сшивания квадратиков, цветовое сочетание.

Тема 1.6. Удивительные треугольники

Способы сшивания «мельница», «звезда», «алмаз».

Тема 1.7. Забавные уголки

Способы изготовления уголков и их соединения.

Тема 1.8. Необычные ромбы

Способы сшивания ромбов. Цветовое решение.

Тема 1.9. Лоскуты и фантазия (изготовление изделия по выбору)

Изготовление лоскутных мелочей по выбору

Раздел 2. работа с различными материалами.

Тема 2.1 Вводная беседа. Техника безопасности.

Правила безопасности труда.

Тема 2.2. Лепка из соленого теста.

Изготовление изделий по выбору.

Раздел 3. Работа с тканью в технике «Вышивание»

Тема 3.1 Вводная беседа. Техника безопасности

Правила безопасности труда.

Тема 3.2 Изготовление изделий в технике вышивание.

В результате обучения дети должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества;

  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

  • Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

  • Правила организации рабочего места;

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;

  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-го года обучения

п./п.

Тема

теория

практика

Общее количество часов


Раздел 1. Вышивка

1.1

«Вышивание - старинное женское ремесло». Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при работе с иглой.

1


1

1.2

Декоративные швы: шов «вперед иголку», шов «назад иголку».

1

3

4

1.3

Стебельчатый шов, односторонняя гладь.

1

3

4

1.4

Вышивание крестом на канве.

1

4

5

1.5

Миниатюра по выбору


5

5

Раздел 2. Вязание крючком

2.1

Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места.

1


1

2.2

Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями.

1

1

2

2.3

Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора.


1

1

2.4

Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края.


2

2

2.5

Вязание столбиков без накида по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика.


2

2

2.6

Ажурное вязание по кругу по схеме. Техника выполнения столбика с двумя накидами, пышного столбика.


7

7

Всего:

6

28

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-года обучения

Раздел 1. Вышивка

Тема 1.1. «Вышивание - старинное женское ремесло». Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при работе с иглой. Отработка навыка вдевания нитки в иголку и завязывание узелка.

Тема 1.2. Декоративные швы: шов «вперед иголку», шов «назад иголку». Вышивание салфетки простейшими декоративными швами. Отработка навыков выполнения декоративных швов («вперед иголку», «назад иголку») на материале. Стебельчатый шов. Крест. Двусторонняя гладь. Декоративная бахрома.

Тема 1.3. Стебельчатый шов, односторонняя гладь.

Тема 1.4. Вышивание крестом на канве.

Тема 1.5. Миниатюра по выбору

Раздел 2. Вязание крючком

Тема 2.1. Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Ленточка для волос, закладка, браслет.

Тема 2.2. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями. Вязание образцов.

Тема 2.3. Вязание столбиков без накида и с накидом. Кромка, петли для подъема. Схематическое изображение узора. Вязание образцов.

Тема 2.4. Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков. Прихватка.

Тема 2.5. Вязание столбиков без накида по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание фрагментов (листьев, цветов). Прикрепление вязаных фрагментов на тканевую основу. Панно из вязаных фрагментов.

Тема 2.6. Ажурное вязание по кругу по схеме. Техника выполнения столбика с двумя накидами, пышного столбика. Знакомство с правилами ухода за вязаными изделиями.

По завершении второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Основные приемы вышивки;

  • Инструменты и приспособления для вышивки;

  • Технику и основные приемы вязания крючком;

  • Условные обозначения при вязании крючком;

Должны уметь:

  • Пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;

  • Пользоваться инструментами для вязания (крючком);

  • Выполнять воздушные петли и различные виды столбиков (полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, пышный столбик);

  • Правильно начинать и заканчивать работу;

  • Выполнять узор по схеме и описанию.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-го года обучения

п./п.

Тема

теория

практика

Общее кол-во часов

Раздел 1. Ткани и отделочные материалы.

1.1

Введение. Выбор ткани и отделочных материалов.

1


1

1.2

Цвет и его свойства. Цвет в интерьере.

1


1

1.3

Швейные работы. Ручные швы.


2

2

1.4

Машинные швы.


3

3

Раздел 2. Искусственные цветы из ткани

2.1

Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов.

1


1

2.2

Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Работа с «бросовым» материалом. Изготовление сувениров «корзина с цветами».

1

3

4

Раздел 3. Изделия из кожи.

3.1

Необходимые инструменты, приспособления и материалы.

1


1

3.3

Изготовление цветов из кожи. Изготовление трафаретов.


2

2

3.3

Изготовление цветка для заколки.


3

3

3.4

Обтягивание кожей каркаса.


3

3

3.5

Изготовление браслета из кожи.


4

4

3.6

Свободное творчество.


9

9

Всего:

5

29

34

Раздел 1. Ткани и отделочные материалы.

Тема 1.1 Введение. Выбор ткани и отделочных материалов.

Тема 1.2 Цвет и его свойства. Цвет в интерьере.

Тема 1.3 Швейные работы. Ручные швы.

Тема 1.4 Машинные швы.

Раздел 2. Искусственные цветы из ткани.

Тема 2.1 Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов.

Тема 2.2 Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Работа с «бросовым» материалом. Изготовление сувениров «корзина с цветами».

Раздел 3. Изделия из кожи.

Тема 3.1 инструменты и приспособления, необходимые для обработки кожи. Виды используемых видов кожи, походящих для декоративного использования. Утилизация кожи.

Тема 3.2 Изготовление трафаретов для изделий из кусочков кожи. Способы изготовления цветов

Тема 3.3 Наклеивание кожи на каркас из картона, стекло.

Тема 3.4 Изготовление браслета.

Тема 3.5 Свободное творчество. Изготовление изделий по выбору учащихся. Выбор способа изготовления.

После третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • технику безопасности при выполнении швейных работ;

  • способы и технику изготовления цветов из ткани;

  • технику и способы изготовления изделий из кожи;

Должны уметь:

  • составлять рисунки изделий;

  • подбирать материалы для изготовления изделий из кожи;

  • соблюдать технику безопасности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

  • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;

  • деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;

  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

  • связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);

  • систематичности и последовательности;

  • доступности и посильности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;

  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;

  • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе - в ходе учебной игры, на втором этапе - в ходе проведения выставок, на третьем этапе - в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

В процессе обучения в студии у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические.

2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские.

3. специальные: обработка ткани, обработка кожи, вышивка нитками и пр.

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

СХЕМА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

знания

действия

приемы

операции

умения

навыки

На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение - это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.

На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • групповая (или в парах);

  • фронтальная;

  • экскурсия;

  • конкурс;

  • выставка.

Основной вид занятий - практический.

Используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • частично поисковый или эвристический;

  • исследовательский.

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );

  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Методы проведения занятия:

Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготовлена самими педагогами студии:

- индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.

- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

- альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами.

Собрана обширная библиотека по прикладному творчеству, а также методике преподавания прикладных видов творчества.

Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иглы вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки - мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; кусочки кожи и меха, молоток; гвозди и т.д.

Кабинет для занятий оборудован необходимыми и приспособлениями (учебной доской, столами, шкафами для хранения материалов, , гладильной доской, швейными машинами и пр.)

Основные составляющие занятий. Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя в студию, здороваются педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще употреблять «волшебные» слова - «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагог побуждает воспитанника быть внимательным, добрым и вежливым в общении друг с другом. Хорошей традицией в подготовительных группах может стать поздравление кружковцев с днем рождения.

Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагоги приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты.

Организация и проведение учебного занятия

Включает следующие структурные элементы:

  • Инструктаж:

    1. вводный - проводится перед началом практической работы;

    2. текущий - проводится во время практической работы;

    3. заключительный;

  • практическая работа (80% урочного времени);

  • динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста;

  • подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;

  • приведение в порядок рабочего места.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андронова, Л.А. Лоскутная мозаика.- М., 1993.

  2. Вышивка крестом, ришелье, гладью. - Дмитриев, Моск. Обл., 1992.

  3. Грин, М.Э. Шитье из лоскутков. М., 1981.

  4. Еременко, Т.И. Кружок вязания крючком.- М., 1984.

  5. Костикова, И.Ю. Школа лоскутной техники.- М., 1997.

  6. Петрова, М.Е. Узоры для вышивания.-СПб.,1993.

  7. Сувениры. Вышивка: методические рекомендации руководителям кружка. - М., 1999.

  8. Халезова, Н.Б. Народная пластика, декоративная лепка. - М., 1984.

  9. Интернетресурсы.

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ

  1. Азбука бисероплетения: практическое пособие/ авт.сост. Ю.В. Гадаева.- СПб.,1998.

  2. Гай-Гулина, М.С. Петелька за петелькой: альбом по вязанию на спицах.- М., 1998.

  3. Керимова, Т. Волшебная цепочка.- М., 1984.

  4. Максимова, М.В., Кузьмина, М.А. Послушные узелки.- М.,1997.

  5. Нагибина, М.Н. Чудеса из ткани своими руками.- Ярославль, 1997.

23

© 2010-2022