• Преподавателю
  • Технология
  • Выступление на научно-методическом семинаре Исследовательская и проектная деятельность педагога как условие формирования профессионального мастерства

Выступление на научно-методическом семинаре Исследовательская и проектная деятельность педагога как условие формирования профессионального мастерства

Раздел Технология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Институт развития образования Республики Татарстан






Научно - методический семинар


Исследовательская и проектная деятельность педагога как условие формирования профессионального

мастерства

(в рамках курсов повышения квалификации учителей технологии РТ)



Выступление


Проектный метод обучения детей с ограниченными возможностями в образовательной области «Технология»

( Из опыта работы)





Романова Алефтина Анатольевна

Заслуженный учитель РТ, учитель технологии высшей квалификационной категории.

МБОУ «СОШ №78» Приволжского района г. Казани при ГАУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный»





2015 год

Я работаю в МБОУ «СОШ №78» Приволжского района г. Казани при ГАУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» учителем технологии и педагогом дополнительного образования, являясь руководителем детского театра моды «Золушка» и кружка «Рукодельницы». В ГРЦ «Солнечный» обучаются дети с сохраненным интеллектом и с различными ограничениями в здоровье (с поражением ЦНС, вызывающими нарушения речи, общей и мелкой моторики, с соматическими заболеваниями и т.д.).

Главной задачей, реализуемой в нашем центре, является социальная реабилитация детей, имеющих различные ограничения в состоянии здоровья. Реабилитация - это система научной и практической деятельности, направленная на полное или частичное восстановление личностного или социального статуса индивида путем комплексного воздействия на личность медицинских, социальных, коррекционных, психологических, педагогических, правовых, трудовых и других факторов. В ГРЦ «Солнечный» осуществляется комплексная реабилитация детей-инвалидов: коллективом педагогов, медицинской, социальной, психологической и коррекционной службами. В силу своих ограничений наши учащиеся для получения полноценного образования нуждаются в создании специальных условий, в том числе и специальных образовательных программах. Трудовое обучение детей-инвалидов, имеющих ограничения в состоянии здоровья, является особенно важным. Поэтому в процессе работы передо мной встала необходимость создания специальной адаптивной программы по курсу «Технология» для девочек с ограниченными возможностями с 5 по 10 классы. Программа была разработана на основе принципов лечебной педагогики:

1) Индивидуальный подход к каждому ребенку. Согласно этому принципу учитывается специфическая структура аномального развития, общее состояние здоровья, возраст и характерологические особенности ребенка.

2) Систематичность и последовательность в обучении. Согласно этому принципу изложение учебного материала соответствует индивидуальным возрастным особенностям детей с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохраненных функций и компенсаторных возможностей.

3) Системность и последовательность обучения. Согласно этому принципу обеспечивается равномерное и последовательное накопление знаний, умений и навыков, развитие познавательных возможностей и положительных черт личности ребенка.

4) Связь обучения с жизнью, теории с практикой. Согласно этому принципу, наряду с накоплением теоретических знаний, у детей формируются практические умения и основы профессиональных навыков.

Мощным фактором в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями является занятие творчеством. Оно помогает ребенку познать себя, раскрыть свои творческие возможности, реализовать творческие интересы. Потребность в самореализации является одной из ведущих потребностей человека, а для ребенка-инвалида особенно важно реализовать себя как личность. Поэтому цель и задачи созданной программы направлены на реабилитацию детей-инвалидов через занятия творчеством. Для их реализации необходимо:

1. Воспитывать у детей любовь к труду.

2. Обучить определенным профессиональным навыкам. Способствовать профессиональной ориентации.

3. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, его самореализации.

4. Формировать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность, учение работать самостоятельно и в коллективе, отвечать за порученное дело. Воспитывать у детей эстетический вкус и чувство прекрасного.

5. Развивать интеллект и расширять кругозор у детей.

6. Способствовать процессам социализации детей-инвалидов на уроках технологии и в системе дополнительного образования.

7. Способствовать социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе.

Данная программа содержит следующие разделы:

1. Элементы материаловедения. 2. Ручные работы и рукоделие 3.Элементы машиноведения. 4. Средства композиции одежды .5. Работа с тканью. 6. Уход за одеждой. 7.Работа с нитками. 8. Красота и здоровье. 9. Кулинария и культура быта.

Для обеспечения равномерного и последовательного накопления учащимися знаний, умений и навыков в программе предусмотрены следующие типы и виды уроков:

1. При изучении нового материала проводится урок-инструктаж, урок-беседа, урок-лекция.

2. Для совершенствования знаний, развития умений и навыков проводятся уроки лабораторных и практических работ.

3. Большая часть уроков носит комбинированный характер, то есть сочетание инструктажа, беседы и выполнение самостоятельных практических работ.

4. Для закрепления полученных знаний, достигнутых умений и освоенных навыков практикуются уроки-викторины, уроки-конкурсы мастерства, итоговые уроки по разделам.

5. Для оценки полученных знаний, развитых умений и достигнутых навыков проводятся контрольные уроки, устный опрос, выполнение и защита проектных работ, театрализованный показ коллекций моделей одежды, изготовленных учащимися.

Моя программа предусматривает проектный метод обучение учащихся, т.к. на сегодняшний день именно данный метод является инновационным направлением в образовательной области «Технология». Суть этого метода заключается в том, что в течение учебного года ученик выполняет творческий проект по любому изучаемому разделу или теме по своему желанию. Для успешного выполнения проектов мною разработано специальное методическое пособие для учащихся. Оно утверждено заместителем директора по учебно-воспитательной работе на основании решения педагогического совета Проект в первую очередь ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Это комплексный обобщающий процесс, формирующий у учащихся общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда. Выполнение творческого проекта позволяет учащемуся комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом, позволяет овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии или продукте труда. Творческий проект состоит из трех частей: практическая работа, оформление дизайн-папки и защита. Для детей с ограниченными возможностями допускается выполнение реферата вместо творческого проекта. В этом случае учащиеся оформляют папку и защищают её. Как правило рефераты выполняются по следующим разделам: 1.Элементы машиноведения. 2. Уход за одеждой. 3. Красота и здоровье. 4. Кулинария и культура быта.

Из раздела «Красота и здоровье» чаще всего темами рефератов становятся работы по косметологии, фитотерапии, профилактике наркомании, курения и алкоголизма. Так в 2007 году девочкой 10 класса была выполнена очень интересная исследовательская работа о наркомании. Этот реферат девочка защищала на открытом классном часе, который был посвящен профилактике наркомании среди молодежи.

Творческие проекты делятся на индивидуальные, выполняемые одним учеником, групповые, выполняемые группой учащихся из 4-5 человек и коллективной, выполняемой целым классом или несколькими классами. При выполнении творческих проектов допускается помощь родителей, если проект индивидуальный и помощь учителя, если проект групповой или коллективный. В период изучения любого раздела и темы проводятся консультации по выполнению проектных работ. При выборе темы и выполнении проектных работ учитываются возможности, наклонности, практическая необходимость, творческий интерес и способности ребенка. В программу по курсу «Технология» входит и программа занятий детского театра моды. Театр моды - это интегрированные занятия уроков технологии и студии хореографии. Наш театр моды называется «Золушка», что в наибольшей степени актуально для наших девочек. Как известно, Золушка, героиня одноименной сказки Шарля Перро, стала принцессой не только благодаря взмаху волшебной палочки доброй Феи, а потому, что много трудилась и многое умела делать своими руками. Каждая из наших девочек мечтает стать принцессой. Все создаваемые коллекции моделей одежды изготавливаются нашими девочками. Как правило, тот, кто шьет, тот и демонстрирует свой костюм. Но не все наши учащиеся в силу своих ограниченных возможностей могут сшить, но в то же время могут продемонстрировать костюм. Для таких девочек костюмы для выступлений изготавливают другие. Создание тематических коллекций часто являются групповыми или коллективными проектными работами наших учащихся. В данном случае защита проекта проходит в виде представления и демонстрации коллекции.

Применение проектного метода обучения на уроках технологии у детей с ограниченными возможностями дает хорошие результаты. . Проектный метод обучения вооружает наших учащихся стремлением к созиданию, самоутверждению. Победа на олимпиадах среди учащихся общеобразовательных школ позволяет детям-инвалидам значительно повысить свою самооценку. Творческие работы наших девочек постоянно экспонируются на выставках и фестивалях (районных, городских, республиканских). Многие девочки имеют почетные грамоты, дипломы и ценные подарки за победу на выставках, конкурсах и фестивалях. Выполнение творческих проектов обогащает наших учащихся политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства. Работа над проектами значительно расширяет кругозор учащихся, они учатся поисковой и исследовательской работе, анализу, работе с литературой. Выполняя проектную работу, дети учатся работать самостоятельно и в коллективе, отвечать за порученное дело, свой участок работы. Работа над проектами дисциплинирует учащихся, у них воспитываются любовь к предмету и общественно ценные мотивы выбора профессии, улучшается качество выполненных работ. Для наших детей это важно еще и потому, что занятия творческим трудом способствуют самореализации, социализации личности ребенка-инвалида, его социальной реабилитации и адаптации к полноценной жизни в обществе.



© 2010-2022