Урок технологии как основная форма организации учебной деятельности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии как основная форма организации учебной деятельности.

Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе. Такое утверждение справедливо, в частности, и для технологии. Урок позволяет реализовать основные задачи технологии, сочетать наиболее удачное изложение нового материала с постановкой практического задания и его выполнением, активизировать учащихся, включать их в общественно полезный, производительный труд.

Уроки технологии имеют ряд особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Особенности эти заключаются в следующем:

  • На занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи.

  • Занятия по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие-любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками.

  • Построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.[1,с.110]

Кроме того к уроку технологии предъявляется ряд дидактических требований:

1.Четкость дидактической цели. На каждом уроке, как правило, решается ряд дидактических задач, причем одна из них является доминирующей. В зависимости от темы и содержания урока доминирующими задачами могут быть: развитие творческого мышления, формирование навыков, тренировка памяти и внимания и т.д.

Готовясь к занятию, учитель технологии решает, какие дидактические задачи следует считать главными на данном уроке, рассматривает их как цель урока и в соответствии с этим строит сам урок.

Вместе с тем не допускается создание таких условий, которые препятствовали бы выполнению других учебных задач, останавливаясь лишь на доминирующей.

2.Единство образовательных и воспитательных задач. Обучение должно быть воспитывающим. На уроках технологии создаются особенно благоприятные условия для трудового воспитания. Поэтому трудовое воспитание рассматривается как одна из основных задач трудового обучения. Как и любое воспитание, трудовое должно также быть основано на любви. Исходя из этого, на каждом уроке учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы прививать учащимся любовь к труду. Подбирая объект работы, учитель обязан думать не только о соответствии его требованиям программы, но и об эмоциональном воздействии на учащихся: заинтересует ли их, вызовет ли дух соревнования и т.д. Важно при этом прививать и трудовую культуру: не приступать к работе, не подготовив рабочее место, не работать неисправным инструментом и т.д. Воспитание и культура труда - неразрывно связаны между собой.

3.Правильный подбор учебного материала. При подборе учебного материала учитывается целый ряд факторов: цели урока, знания и умения, полученные учащимися на предшествующих уроках труда, знания учащихся по основам наук; физическое развитие учащихся.

4.Изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологий. Особое внимание следует уделить при объяснении материала на уровне современных достижений науки и техники средствам наглядности, т.к. учащимся порой сложно понять даже вполне простой и доступный рассказ о новейшей технике.

5.Целесообразный подбор методов обучения. Цель любого урока не может быть достигнута без умелого сочетания различных методов и приемов в работе учителя. Основным этапом урока технологии является самостоятельная работа учащихся. Успешность этой работы находится в прямой зависимости от того, насколько удачно сочетаются в ней дидактические методы и приемы.

6.Коллективная работа учащихся, сочетаемая с самостоятельностью каждого ученика.

7.Организационная четкость урока. Любой урок должен быть четким с точки зрения его организации и проведения

8.Обеспечение безопасности в работе учащихся. Обеспечение безопасности учащихся входит в число основных требований к уроку в мастерских. Там, где учитель уделяет должное внимание правилам безопасности, следит за выполнением их учащимися, не бывает несчастных случаев. При объяснении нового материала особое внимание следует уделить технике безопасности.

Как правило, в ходе урока технологии решаются две основные дидактические задачи, но доминирует одна - например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Другие задачи носят вспомогательный характер.

Таким образом, наибольшее распространение имеет комбинированный урок. Его структура обычно такова:

  1. Организационный момент:

  2. Проверка пройденного материала

  3. Изложение нового материала

  4. Вводный инструктаж:

  5. Практическая (самостоятельная) работа.

  6. Текущий инструктаж (фронтальный, групповой, индивидуальный).

  7. Завершение практической (самостоятельной) работы.

  8. Заключительный инструктаж:

  9. Уборка рабочих мест.

Организационный момент. Данный этап предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям и их психологическую подготовку к урокам. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение учителя всегда передаётся учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой психологического комфорта и её создание - важный момент этой части урока.[2, с.71]

Проверка пройденного материала. Этот этап может и отсутствовать, если не было домашнего задания. Если же домашнее задание все-таки было, на данном этапе учитель проверяет правильность выполнения домашнего задания. Этот этап очень важен. Именно при его проверке учитель выявляет уровень знаний, полученных учащимися. Проверка заключается, как правило, в устном опросе, по окончанию которого учитель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки.

Изложение нового материала может строиться по разному в зависимости от его содержания, от возраста учащихся и их подготовленности. Однако в любом случае необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя проблемность в обучении, ставя перед учащимися конкретные технические задачи и др.

Объем нового материала определяется с таким расчетом, чтобы учащиеся могли его усвоить.

Вводный инструктаж. Данный этап является обязательным на каждом уроке (кроме вводных занятий). Он предваряет практическую часть урока и носит разнообразный характер в зависимости от темы занятия.

Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ учителем трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.

На уроках самостоятельного изготовления изделий вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждения о возможных ошибках.

Учитель на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.

Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ!

Практическая (самостоятельная) работа. Может носить разнообразный характер - упражнений и самостоятельной работы, лабораторно - практических работ и игры учебно - технологического характера.

Этот этап совпадает с текущим инструктированием учителя, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала.

Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.

Завершает урок заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:

подведение итогов выполнения учебных задач;

разбор допущенных ошибок и выявление их причин;

сообщение результатов работы каждого;

объявление домашнего задания

Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков технологии, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы учителя и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного продуктивнее для обеих сторон.

Таким образом, от того, насколько учитель будет следовать выше перечисленным требованиям к уроку, зависит успешность его становления как высококвалифицированного педагога, способного привлечь и заинтересовать учащихся, привить любовь и уважение к своему предмету.

  1. Литература: Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: ОНИКС «Мир и образование», 2005. - 1200 с.

  2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

  3. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спе. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд и учащихся педучилищ по спец. № 2008 «преподавание труда и черчения в 4-8 кл. общеобразоват. шк. / Д.А. Тхоржевский, А.И. Бугаев, Б.И. Бухалов и др. - М.: «Просвещение», 1987. - 447 с.

  4. festival.1september.ru/articles/311627/

  5. rpp.nashaucheba.ru/docs/index-68351.html

  6. tnu.podelise.ru/download/docs-345211/345211.doc

  7. zavuch.info/methodlib/262/100634/



© 2010-2022