Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика

Методические указания и задания для практических работ  предназначены для студентов заочного обучения по специальности  39.02.01 Социальная работа, составлены в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой.   Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:             В результате освоения дисциплины студент должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе  с использованием средств вычислительной техники;  знать: ·         п...          
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПИЛЬНИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

для студентов заочного обучения


специальности 39.02.01 Социальная работа

дисциплина «Статистика»



















р.п.Пильна

2014

СОГЛАСОВАНА

Методическим советом

Протокол №___

от «___»__________20___г.

Председатель

____________Т.И.БабичеваРАССМОТРЕНА

ПЦК дисциплин

профессионального цикла

Протокол №___

от «____»____________20__г.

Председатель

__________Е.А.Рыбакова


Автор: Кузнецова Л.В.-преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Пильнинский агропромышленный техникум»





Методические указания и задания для практических работ предназначены для студентов заочного обучения по специальности 39.02.01 Социальная работа, составлены в соответствии с требованиями ФГОС и рабочей программой.





Практическое занятие № 1


Тема: Решение задач по темам: Расчет социально-экономических показателей

Цель: закрепить теоретические знания практическими навыками по расчету социально-экономических показателей и научиться проводить анализ полученных результатов.

Оборудование: методические указания по выполнению задания, лекции, вычислительная техника.

Ход работы:

Задание 1:

Имеются следующие данные о численности постоянного населения Алтайского края с распределением его на городское и сельское на начало 2010-2014 г.г.

Год

Все население тыс. чел.

В том числе

городское

сельское

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

2010

3752,3

2085,5


1666,8


2011

3588,2

1900,5


1687,7


2012

3355,2

1812,6


1542,6


2013

3025,5

1568,5


1457,0


2014

2999,5

1462,3


1537,2


Охарактеризуете структуру населения по видам поселения, результаты расчетов оформите в таблице.

Задание 2.

Население Алтайского края на начало 2014 г. составляло 3580,0 тыс. чел. В течение года родилось 31,8 тыс. чел., умерло - 45,5, прибыло на постоянное жительство - 55,1, выбыло в другие населенные пункты - 61,7 тыс. чел.

Определите: 1) общий прирост населения; 2) численность населения на конец года; 3) среднюю численность населения за год; 4) коэффициент рождаемости; 5) коэффициент смертности; 6) коэффициент естественного прироста населения; 7) коэффициент прибытия; 8) коэффициент выбытия; 9) коэффициент миграционного прироста. Сделайте выводы.

Задание 3:

Численность населения города составляла:

На 01.01.2013 г. - 450 тыс. чел

На 01.04.2013 г. - 452 тыс. чел.

На 01.07.2013 г. - 455 тыс. чел.

На 01.10.2013 г. - 453 тыс. чел.

На 01.01.2014 г. - 459 тыс. чел.

Определите среднегодовую численность населения города


Задание 4 . Выполнить расчет показателей, характеризующих естественное движение и миграцию населения.

Имеются следующие данные по населенному пункту за год:

Численность населения на начало года, тыс. чел. (S1) - 241,4

Число родившихся, чел. (N) - 3,380

Число умерших, чел. (М)- 2,680

Прибыло на постоянное жительство, чел. (П) - 1,800

Убыло в другие населенные пункты, чел. (В) - 0,600

Доля женщин в возрасте 15-49 лет в общей численности населения, % (d]5-49)- 28

На основе приведенных рассчитать следующие показатели.

1. Численность населения города на конец года (St+1):

St+1 = St+(N- M) +(П- В) =

2. Средняя численность населения (Методические указания для практических работ по дисициплине СтатистикаМетодические указания для практических работ по дисициплине Статистика) за год:

Методические указания для практических работ по дисициплине СтатистикаМетодические указания для практических работ по дисициплине Статистика = (St + St+1) /2 =

3. Общий коэффициент рождаемости (Крожл):

Крожд= Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика=

4. Общий коэффициент смертности (Ксм):

Ксм= Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика=

5. Коэффициент естественного прироста (Кест):

Кестрожд- Ксм=

Кест = Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика1000=

6. Общий коэффициент интенсивности миграции населения

Кмг = Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика1000=Методические указания для практических работ по дисициплине СтатистикаМетодические указания для практических работ по дисициплине Статистика=

7. Коэффициент общего прироста (Кобщ) населения за год:

Кобщ = Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика1000

Кобщ= Кестмг=

8. Специальный коэффициент рождаемости (F):

Методические указания для практических работ по дисициплине Статистика





Практическая работа № 2

Тема: Сводка и группировка статистических данных


Цель: закрепить теоретические знания практическими навыками по сводке и группировкам статистических данных, выполнить сводку и группировку статистических данных, построить структурную группировку, научиться анализировать полученные результаты.

Оборудование: методические указания по выполнению задания, лекции, вычислительная техника.

Ход работы: По предложенным данным вычислите интервал группировки, образовав 5 групп предприятий с равными закрытыми интервалами, определите номер группы по каждому предприятию, заполните таблицы по группировке предприятий, по числу работающих, и структурной группировке. Сделайте вывод.

Таблица 1

Среднегодовая стоимость

основных производственных

фондов, млн. р.

Производство продукции

за отчетный период, млн. р.

Среднесписочное

число

работающих за отчетный

период, чел.



№ группы

1

2

3

4

5

1

3,0

360

3,2


2

7,0

380

9,6


3

2,0

230

1,5


4

3, 9

470

4,2


5

3,3

395

6,4


6

2,8

280

2,8


7

6,5

580

9,4


8

6,6

200

11,9


9

2,0

270

2,5


10

4,7

340

3,5


11

2,7

200

2,3


12

3,3

250

1,3


13

3,0

310

1,4


14

3,1

410

3,0


15

3,2

635

2,5


16

3,6

400

7,9


17

3,1

310

3,6


18

5,6

480

8,0


19

3,5

300

2,5


20

4,0

350

2,8


21

1,0

330

1,6


22

7,0

260

12,9


23

4,5

435

5,6


24

4,9

505

4,4


Результаты расчетов разместите в таблицах



Группировка предприятий одной из отраслей промышленности по числу работающих

Таблица 2

гр.

Группы п/п

по числу работающих,

чел.

Число п/п,

ед.

Среднегодовая

стоимость

основных

производственных

фондов, млн. р.

Производство продукции

за отчетный период,

млн. р.

Среднесписочное

число

работающих за

отчетный период,

чел.


1


2


3


4


5


Итого









Структурная группировка

Таблица 3

Номер

группы

Группы п/п

по числу работающих,

чел.

Число п/п, в % к итогу

Среднегодовая

стоимость

основных

производственных

фондов

в % к итогу

Производство продукции

за отчетный период,

в % к итогу

Среднесписочное

число

работающих за

отчетный период

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1


2


3


4


5


Итого


100

100


100

100





Практическая работа № 3

Тема: Построение статистических графиков с использованием средств вычислительной техники

Цель: закрепить теоретические знания практическими навыками по изучению и построению статистических графиков, научиться анализировать полученные результаты.

Оборудование: методические указания по выполнению задания, лекции, вычислительная техника, персональный компьютер

Ход работы:

1.Построить ряд распределения по следующим данным:

Срок рассмотрения гражданских дел в суде имеет такое число месяцев:

Таблица 1.

2

2

1

2

2

4

1

3

3

1

1

2

3

4

4

3

4

1

2

1

3

3

2

2

1

Постройте ряд распределения гражданских дел в суде по срокам их рассмотрения. Данные покажите на графике.

Дискретный ряд распределения дел в суде иллюстрируйте таблицей 2

Ряд распределения гражданских дел в суде по срокам их рассмотрения

Таблица 2.

Срок рассмотрения дел, мес.

Количество дел

Часть дел в общем их количестве, %

1



2



3



4



Всего

25

100

Графическое изображение распределения гражданских дел в суде по срокам их рассмотрения иллюстрируется графиком распределения

Вывод: Большинство дел (…%) рассматривалось в суде … - … месяца.

2.Построить статистический график.

2.1.Имеются данные о размере посевных площадей по группам культур СПК в 2010-2011гг.

Таблица 3

Посевные площади СПК в 2010-2011гг

Год

Посевные площади сельскохозяйственных культур, га

зерновые

технические

картофель

кормовые

всего

2010

27,0

5,6

3,9

20,1

56,6

2011

24,8

6,0

3,4

23,2

57,4

Изобразите размер и структуру посевных площадей графически, посредством столбиковой диаграммы.


  1. Показать структуру посевных площадей по группам культур, посредством секторной диаграммы, для чего составить таблицу:



Таблица 4

Структура посевных площадей СПК района

по группам культур в 2010-2011гг

Культура

в 2010 г.

в 2011 г.

тыс. га

в %

в градусах

тыс. га

в %

в градусах

зерновые


технические


картофель


кормовые


всего


В таблице приведена структура посевных площадей по группам культур в абсолютных величинах (тыс.га) и относительных (%), которые переведены в градусы (1% = 3,6°). Посредством транспортира найти нужные углы и разделить круг на секторы.

На компьютере в табличном процессоре MS Excel введите данные таблицы 4

(название культур и части удельного веса в %) 4 и постройте круговую диаграмму. Проведите сравнение двух диаграмм.





Практическая работа № 4

Тема: Решение типовых задач по теме «Контроль материалов статистического наблюдения»

Цель: закрепить теоретические знания практическими навыками по теории статистического наблюдения, проведению логического и арифметического контроля данных, научиться анализировать полученные результаты.

Оборудование: методические указания по выполнению задания, лекции, вычислительная техника.

Ход работы: имеются данные о показателях отчетности торгового предприятия за квартал, проверьте правильность данных графы (столбца 6) и итоговых показателей в отчетности торгового предприятия, тыс.д.е. (денежных единицах).

№ п/п

Название товарных групп

Остатки товаров на начало квартала

Поступило товаров за квартал

Другие расходы, которые не относятся к розничным продажам

Розничная продажа и другие не документиремые расходы (3 гр.+ 4 гр.- 5 гр. - 7 гр.)

Остатки товаров на конец квартала

1

2

3

4

5

6

7

1

Мясо

32

270

60

212

30

2

Масло растительное

20

95

5

900

20

3

Сахар

35

215

13

213

32

4

Кондитерские изделия

55

210

8

197

60

В целом

142

790

86

712

142

Движение товаров в торговом п/п можно представить в балансовой форме, которая имеет следующий вид

3 гр.+ 4 гр. = 5 гр. + 6 гр. + 7 гр.

тогда:

6 гр. = 3гр. + 4 гр. - 5 гр. - 7 гр.

При проверке данных осуществляется логический и арифметический контроль

А) Образец: Товарная группа «Мясо»:

Сопоставляем остатки, поступление и продажу.

Имеет место несоответствие: 32 +30 + 212 = 274 (остатки и продажа); 270 (поступление)

Арифметический контроль проводится балансовым уравнением

32 + 270 = 60+212+ 30, то есть 302 = 302

Проверяем 6 гр. : 32 + 270 - 60 - 30 = 212

Выполнить сопоставление остатков, поступление и продажи товаров по следующим группам самостоятельно

Б) провести проверку группе «Растительное масло»

В) провести проверку группе «Сахар»

Г) провести проверку группе «Кондитерские изделия»

Вывод: данные связаны как логически, так и арифметически

Задание 2Выполните логический и арифметический контроль данных о посевных площадях озимой пшеницы, валовом сборе урожайности в сельхозпредприятиях в текущем году, внесите исправления.

Номер с/х п/п

Посевная площадь, га

Валовый сбор озимой пшеницы, ц

Средняя урожайность с 1 га

1

460

9500

21,5

2

705

22500

31,5

3

630

15750

25,0

4

880

20240

13,0

Всего

2670

67910

26,0

Сделайте вывод:

Практическая работа № 5

Тема: Решение задач на исчисление статистических индексов и величин»

Цель: закрепить теоретические знания практическими навыками по исчислению абсолютных и относительных величин, статистических индексов, научиться анализировать полученные результаты.

Оборудование: методические указания по выполнению задания, лекции, вычислительная техника.

Ход работы:

Задание 1. Расчёт относительных величин степени выполнения плана

По плану завод должен был выпустить в отчетном периоде товарной продукции на 12 млн руб. при средней численности работающих 400 чел. Фактически выпуск товарной продукции составил в этом периоде 13,1 млн руб. при средней списочной численности работающих 410 человек. Определите:

- относительную величину степени выполнения плана по выпуску готовой продукции

- относительную величину степени выполнения по численности работающих.

Задание 2. Определить степень выполнения плана товарооборота за I квартал. В I квартале в магазине продано товаров, млн. руб.:

Продукция

Фактический товарооборот

Запланировано

Бакалейный отдел

4,7

5,0

Рыбные товары

1,6

1,3

Вино-водочные товары

5,9

4,7

Сделать выводы.


Задание 3. Имеются следующие данные по производству продукции в сельскохозяйственном предприятии в 2013 и 2014 годах

Наименование продукции

2013

2014

Цена за 1 кг, руб.

Произведено, кг

Цена за 1 кг, руб

Произведено, кг

Мясо свинины

220,0

4860

250,7

5050

Корнеплоды

127,0

2970

128,5

3100

    1. Определите индивидуальный индекс товарооборота

    2. Определите сводный индекс цен

  1. Определите физический объем реализации

Сделайте вывод

Задание 4. Имеются следующие данные по выпуску продукции предприятиями за 2001-2006 гг. характеризуется такими данными, тыс. т.

Таблица 1.1.


Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Объем продукции

40,0

42,0

44,6

47,8

49,2

52,0

Определите индивидуальные индексы объема продукции

1) цепным способом

2) базисным способом, приняв за базу 2001 г.

Сделайте выводы

Решение:

  1. Вычислите цепные индексы: (результаты заносятся в таблицу)

индекс продукции 2002 к 2001 г.

индекс продукции 2003 к 2004 г. и т.д.

В результате расчетов получаем индивидуальные цепные индексы

Таблица 1.2.


Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

коэффициенты

-






Проценты

-






На основе результатов можно сделать такие выводы:

Из года в год имеет место (уменьшение или увеличение) выпуска продукции рассматриваемого периода по сравнению с предыдущим периодом

  1. Вычислите базисные индексы при постоянной базе 2001 г. (результаты заносятся в таблицу)

базисный индекс 2002 г. к 2001 г. равен цепному ( )

базисный индекс 2003 к 2001 г

базисный индекс 2004 к 2001 г и т.д.

Результаты расчетов базисных инд. Индексов объема производства продукции характеризуются данными

Таблица 1.3.


Год

2001

2002

2003

2004

2005

2006

коэффициенты

-






Проценты

-






Вывод: полученные данные свидетельствуют о (спаде или росте) выпуска продукции по сравнению с базисным периодом

Практическая работа № 6


Тема: Решение задач на вычисление аналитических показателей динамического ряда.

Цель: закрепить теоретические знания практическими навыками по вычислению аналитических показателей динамического ряда, решению задач на расчет средних показателей рядов динамики, научиться анализировать полученные результаты.

Оборудование: методические указания по выполнению задания, лекции, вычислительная техника.

Ход работы:

Задание 1. Имеются следующие данные по фонду заработной платы в сельскохозяйственном предприятии:

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ФЗП, тыс. руб.

125,0

129,5

131,8

137,5

139,0

141,0

143,0

Определить:

  1. Средний уровень заработной платы

  2. Средний абсолютный прирост

  3. Средний темп роста

  4. Средний темп прироста

Вывод: Средний уровень заработной платы за исследуемый период составляет ………. При этом средний абсолютный прирост заработной платы за 2004-2010 гг. равняется…….. Заработная плата за период ежегодно возрастает в …… раза (….%), или на …… тыс. руб.

Задание 2. Имеются следующие данные товарных запасов в розничной торговле сети города за 3 квартал 2009г., тыс. руб.

Товарные группы

на 01.07.09

на 01.08.09

на 01.09.09

Продовольственные товары

312,0

336,0

284,0

Непродовольственные товары

532,0

489,0

518,0

Определите:

  1. Вид ряда динамики, базисные и цепные показатели ряда динамики (абс. прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1 % прироста)

  2. Средний уровень и средние из аналитических показателей ( ср. абсол. прирост, ср. темп роста, ср. темп прироста)

Сделайте вывод





© 2010-2022