Урок: мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве

Тема : Мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве. Виды игрушек. Инструменты и материалы. Организация рабочего места.Цель : расширить знания учащихся о мягкой игрушке ; ознакомить с различными видами игрушек; инструментами и материалами, необходимыми для выполнения мягкой игрушки; с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани. Научить учащихся организовывать свое рабочее место и соблюдать правила безопасной работы при вып...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема : Мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве. Виды игрушек. Инструменты и материалы. Организация рабочего места.

Цель : расширить знания учащихся о мягкой игрушке ; ознакомить с различными видами игрушек; инструментами и материалами, необходимыми для выполнения мягкой игрушки; с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани. Научить учащихся организовывать свое рабочее место и соблюдать правила безопасной работы при выполнении игрушки ; наиболее экономному способу расположения деталей; шить мягкую игрушку. Развивать навыки по обработке ткани: разметка деталей с помощью шаблона, резание, подготовка к шитью; мелкую моторику рук; фантазию. Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи; эстетический вкус, бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ножницы, игла, наперсток, мел или карандаш;

Наглядное пособие: образец, инструкционная карта , шаблоны-выкройки игрушки «Зайчик» иллюстрации с изображением животных, игрушки.


Тип урока: комбинированный

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  • Проверка присутствующих на уроке

  • Назначение дежурных

  1. Актуализация опорных знаний и умений ученика.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся :

Чтобы узнать, что мы будем сегодня делать, вы должны разгадать кроссворд:

Урок: мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве.

1. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(Жираф.)

2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит
Мягкие перинки. (Гусь.)

3. Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает. (Рыба).

4. Не шагом ходит, не бегает,
а только прыгает. (Лягушка).

5. Мордочка усатая,
шубка полосатая,
Часто умывается,
но с водой - не знается. (Кошка).

6. С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака).

7.С веточки на веточку прыгает,
Резвится, ловкая, проворная,
а не птица. (Белка).

Так что мы будем делать сегодня на уроке? Правильно, мягкую игрушку.

4. Изучение нового материала :

Беседа с учащимися:

  • Какая ваша любимая игрушка?

  • Кто вам ее подарил?

  • Почему она вам нравиться?

  • Делали ли вы сами игрушки и какие?

  • Что вы знаете об истории мягкой игрушки?

2. Рассказ учителя.

  • История мягкой игрушки

У всех в детстве были любые игрушки. И конечно же особо любимыми были мягкие игрушки. У кого-то это был плюшевый медвежонок, у кого-то зайчик, обезьянка. А задумывались ли Вы об истории возникновения мягких игрушек?

Первые упоминания об игрушках можно встретить в книгах античного мира. Также игрушки изображали на сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства - это сами игрушки, найденные археологами.

Игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до н.э. Это были миниатюрные фигурки кошек, собак, коров, тигров, выполненные из дерева. Древние мастера изображали животных с большим знанием дела. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с проволочным механизмом движения, благодаря которому, например, крокодил мог открывать пасть. Много детских игрушек археологи нашли в Италии на раскопках Помпеи, которая была уничтожена извержением Везувия в 79 году. Среди них много было погремушек-трещоток. Одни были в виде небольшого диска на рукоятке, к которому крепились бубенчики, а другие - пустотелые фигурки утки, лошади и свиньи, внутри которой перекатывались шарики.

В Древней Греции и Древнем Риме новорожденным дарили погремушки и трещотки. Считалось, что трещотки отпугивают злых духов. Матери и няньки укладывали детей спать, стуча погремушками по краю колыбели.

Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35-12 тыс. лет до н.э. Такие же игрушки были найдены и на территории современной Украины и других районов. Поражает мастерство скульптуров каменного века, создавших максимально приближенные к оригиналу фигурки человека, птицы, животных. На территории Новгорода найдено большое количество игрушек из дерева.

Куклы тоже ведут свое летоисчисление из глубокой древности. Самые древние куклы из Египта. Они насчитывают около 4 тысяч лет. Куклы были найдены самые разнообразные: грубые чурбаны без рук и без ног, с руками и ногами из тонких палочек. Попадались детально проработанные куклы. Волосы делали из деревянных или нитяных бус. Куклы использовались в обрядах и служили символами культа.

Девушки Древней Греции и Рима хранили кукол до замужества, а после приносили их в дар богине Афродите и Венере. Но присутствовали и игровые куклы. В основном, их делали подвижными из глины и дерева. В то время уже существовали куклы-марионетки.

Жизненный путь игрушек в средневековье не известен. Первые сведения уже относятся к эпохе Возрождения. Даже современное название "игрушки" возникло только после 1523 года во Франции.

В XVI веке возникло ремесло изготовление кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, так как эти игрушки были своеобразными моделями и глянцевыми журналами того времени: матери изучали по ним моду, а дочери - забавлялись. Аристократическая игрушка до конца XIX века сохраняет декоративно-прикладной характер.

Только в XIX веке образовался "Синдикат французских фабрикантов игрушек". С этого момента можно говорить о возникновении новой отрасли промышленности. Спрос на игрушки возрастал по мере роста городов, а соответственно и прибыль. Производство игрушек становится наиболее разнообразнее при использовании теста из дешевой ржаной муки. Важным этапом в истории игрушек является время, когда начали делать игрушки из папье-маше.

Из всех видов игрушек мягкая - самая поздняя по времени возникновения. Мягкие игрушки это модели животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке. В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки и возник бум на плюшевых медведей. Мягкая игрушка популярна и в XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются покемонами, барби, черепашками-ниндзя и другими кумирами детства. Но все равно самой любимой игрушкой остается потрепанный плюшевый мишка, который. возможно, достался в наследство от старшего брата или сестры или даже от родителей.

  • Виды игрушек

Игрушки бывают плоские и объемные

По материалу изготовления : деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические , фарфоровые, глиняные.

  • Материалы для изготовления мягкой игрушки

Мех и ткани для пошива мягкой игрушки

- Мех искусственный с длинным и коротким ворсом на трикотажной основе различных расцветок очень подходит для шитья мягких игрушек и подушек - зверушек.
- Трикотажные ткани, легко растягиваются вдоль и поперек - это их главная особенность. Из трикотажной ткани можно шить все, что угодно: клоуна, куклу, покемона, кубики или шарики.
- Хлопчатобумажные ткани. Ситец, сатин отличаются яркостью и красочностью рисунков. Они подходят для выполнения кукол, зверушек, кукольной одежды, подушечек-думочек, аппликаций, работ в стиле печворк. Махровая ткань, из которой изготавливают полотенца и банные халаты, пушистая и мягкая, похожа на шкурку животных. Из нее получаются забавные зверушки. Фланель и байка имеют на поверхности маленькие ворсинки, из них тоже можно шить зверушек с мягкой шкуркой.
- Шелковые ткани нежные, струящиеся. Из них трудно шить. Они скользят в руках. Однако их хорошо использовать для шитья кукольных платьев, отделки, аппликаций. Из бледно - розового шелка хорошо делать лица куклам.
- Ворсовые ткани, велюр и бархат бывают на трикотажной основе из хлопка или шелка. Поверхность этих тканей покрыта густым, коротким шелковистым ворсом. Они очень подходят для изготовления мягких игрушек, таких как медведь, зайка, лисичка.
- Шерстяные ткани плотные, ворсовые и гладкие с орнаментальными рисунками, в полоску и в клетку подходят для шитья разных зверей, панно, подушечек.
- Валяные ткани. К ним относится фетр. Его особенность состоит в том, что эта ткань не сыпучая и обрезанные края не требуют обметки.

Немного о нитках для пошива мягких игрушек

Пряжа иногда ведет себя капризно: она перекручивается, образует узелки, обрывается. Чтобы этого не случалось, нужно правильно отмерять длину нити: она должна быть приблизительно равна двум расстояниям от пальцев до локтя. Мягкую игрушку всегда шьют в две нити. Вдевать нитку в иглу следует с того конца, который только что отрезан от клубка или катушки: так она меньше закручивается. Чтобы нить "не убегала" из ткани, завязывают узелок. Нитки подбирают в тон материала.

Набивка

Следующий этап работы - набивка. Для этого можно взять любой объёмный материал - вату, поролон, синтепон. Однако у некоторых из этих материалов есть существенные недостатки. Так, поролон через некоторое время начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Вата же, несмотря на свою экологическую чистоту, плоха тем, что со временем слеживается и портит внешний вид игрушки. Есть несколько способов "оживить" игрушку. Попробуйте набить ее не ватой, а любым сыпучим материалом - крупой, пшеницей, пластмассовой крошкой... Увидите, какой смешной и веселой она станет. Однако, и здесь есть свои сложности.

Инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки

Ручные швейные иголки и булавки Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот. Булавки используются для скалывания отдельных деталей для примерки и подгонки.

Ножницы Существует несколько разновидностей ножниц для рукоделия:
маленькие ножницы(8-10 см) с прямыми лезвиями пригодятся для мелких работ: обрезания ниток, небольших кусочков ткани, надсечек и подрезов в припусках на швы, срезания лишней ткани в аппликациях. Маникюрные ножницы с загнутыми концами режут неровно, однако они хорошо подходят для вырезания мелких закругленных деталей.
Ножницы средней длины(16-18см) считаются универсальными: ими удобно кроить небольшие детали.
Ножницы для раскроя ткани(23-25 см) с нижним лезвием уже верхнего. Эта особенность ножниц позволяет кроить точно, потому что нижнее лезвие скользит по столу, почти не приподнимая ткань.
Полезный совет: Необходимо иметь одни ножницы для ткани а, другие для бумаги, картона и прокладочных материалов. Ножницы для ткани никогда не используйте для разрезания других материалов, так как они очень быстро тупятся. Вы не получите удовольствие от работы, когда ткань не режется, а жуется.

Наперсток При выполнении ручных швов всегда используйте это простое приспособление. Наперсток предохраняет средний палец руки от укола иглы. Подобрать наперсток нужно точно по размеру, чтобы он был в меру свободным, но и не соскакивал с пальца. Слишком тесный наперсток сдавливает палец, вызывая онемение, тем самым причиняет неудобство в работе.

Шило и плоскогубцы Шило понадобится для прокалывания заготовок. Плоскогубцы пригодятся для разрезания проволоки, из которой изготавливаются каркасы некоторых видов игрушек, а также для придания проволочному каркасу нужного изгиба линий.

Портновский мел и карандаши Мел понадобится для рисования выкройки на ткани, для обведения контура лекала. Вместо мела можно использовать обмылок предварительно хорошо высушенный. Есть также специальные карандаши и маркеры для нанесения линий на ткани, следы которых, исчезают через некоторое время. Чтобы начертить эскиз, шаблон, нанести линии ручного шва или строчки на ткань, Вам понадобится простой графитный карандаш, а также белый или желтый карандаши для темных тканей. Карандаши должны быть остро заточены. Хорошо заточенный карандаш позволит вычертить выкройку наиболее точно. От точности проведенных линий зависит качество всей дальнейшей работы.

Миллиметровка, копировальная бумага, калька Миллиметровка или бумага в клетку используется для рисования и черчения эскизов, для конструирования и моделирования выкроек и шаблонов. С помощью кальки и копировальной бумаги переводят выкройки на ткань и картон, а также рисунки для аппликаций.

Утюг Без утюга не обойтись, если Вы хотите видеть свое изделие красивым и аккуратным. Прежде чем выкроить детали обязательно разгладьте ткань, чтобы не было на ней морщинок и складочек. Это очень важно, ведь когда вы сошьете игрушку, сделать это будет уже невозможно, и вид игрушки может оказаться помятым и неряшливым.

Швейная машина Если у Вас есть швейная машина, то Вы можете использовать ее для сшивания деталей игрушек большого размера, а также для пошива кукольной одежды, ковриков, панно, аппликаций.

  • Организация рабочего места

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол

  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

  3. Голову слегка наклонить вперёд.

  4. Нельзя опираться грудью о стол.

  5. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

  6. При работе не следует ставить локти на стол.

  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

  • Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования

  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.

  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

  1. Технология изготовления мягкой игрушки

Правила точного раскроя деталей
Разложите ткань на столе в один слой изнаночной стороной вверх. На ткани разложите лекала выкроек. Обратите внимание на стрелки направления долевой нити. Парные детали, такие как правые и левые, передние и задние лапы разложите симметрично, чтобы они не были выкроены на одну сторону. Разметьте контуры деталей и метки мягким карандашом или мелом с учетом припусков на швы . Следите, чтобы мел или карандаш был остро заточен, иначе вы не сумеете с максимальной точностью перевести контуры выкройки на ткань. Лучше использовать для этой цели тонкой обмылок, если, конечно ткань темного цвета. Еще лучше использовать специальные карандаши для рисования на ткани. Проверьте еще раз разметку на ткани. Ну вот, теперь можно выкроить детали!

Сшивание деталей
Сшивают игрушку точно по линиям вручную или на швейной машине. Если вы шьете мелкие игрушки, швы выполняются с лицевой стороны, одновременно, являясь декоративным украшением. Для игрушек средних и крупных размеров детали, как правило, сшиваются с изнаночной стороны, а затем их выворачивают налицо. Перед тем как вывернуть игрушку, швы нужно подравнять и сделать надсечки, тогда края вывернутой детали будут смотреться красиво и ровно, да и вывернуть ее тогда будет легче. Нитки должны быть подобраны подходящие по цвету к цвету ткани.

Швы для мягкой игрушки

Шов "вперед иголку"

Шов выполняется справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными. Это сметочный шов. Им пользуются для временного скрепления деталей изделия. Он похож на пунктирную линию и выглядит одинаково с обеих сторон (рис.1).

Урок: мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве.

Чтобы детали были скреплены прочно, применяют шов "вперед иголку" в два приема. Прошив изделие мелкими стежками швом "вперед иголку", ткань поворачивают и шьют этим же швом в обратном направлении, заполняя промежутки между сделанными стежками.Такой шов с обеих сторон выглядит одинаково, как сплошная линия из плотно прижатых друг к другу стежков.

Шов "назад иголку"

Этот шов выполняется справа налево. Сначала делают прокол с изнанки и протягивают иглу на лицевую сторону. Далее делают прокол вниз, отступив назад на длину стежка, и проводят иглу с изнаночной стороны на длину трех стежков вперед. Стежки должны иметь равную длину. Следующий прокол снова делают назад, в промежутке между проколами.Готовый шов выглядит так: на лицевой стороне - ровные, аккуратные стежки, точно такие же, как у шва "вперед иголку", а на изнаночной - стежки накладываются друг на друга (рис. 2).

Урок: мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве.

Шов "строчка" для мягкой игрушки

Этот шов применяется для скрепления деталей. Он достаточно прочный и вполне заменяет машинный. Строчной шов выполняют так же, как шов "назад иголку", только все стежки делают одинаковыми, причем каждый прокол совмещают с концом последнего стежка.С лицевой стороны шов напоминает машинную строчку с ровными сплошными стежками, а с изнанки похож на шов "назад иголку", но более частый (рис. 3).

Урок: мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве.

Шов "через край"

Шов "через край" применяется для соединения деталей из искусственного или натурального меха. Он предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность изделия. Шов выполняется справа налево и слева направо. На ткани нить укладывается витками. Для прочности проколы следует делать как можно чаще, и обязательно на одном расстоянии от края (рис. 4).

Урок: мягкая игрушка в современном декоративно-прикладном искусстве.При выполнении шва иглу постоянно вводят с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.

  1. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «Зайчика»

Беседа :

Как вас мама ласково называет?

Какой самый нежный и ласковый зверь ?

Отгадайте загадки :

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета -
На зиму, на лето.


  • Изготовление шаблонов: на картоне обвести карандашом все детали игрушки; подписать название деталей, их количество и отметить направление нити основы; вырезать.


  • Подбор материалов и инструментов для изготовления игрушки


  • Инструктаж по ТБ № 22, 23

  • Подготовка ткани к раскрою.

  1. Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка. Проверить дефекты.

  2. Проутюжить ткань.

  • Раскладка шаблонов деталей игрушки на ткани.

  1. Расположить на ткани шаблоны деталей , отступив от среза на величину припуска на швы. Работа проводится на столе с ровной гладкой поверхностью.

  2. Направление нитей основы на шаблоне должна совпадать с направлением на ткани.

  3. Детали располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

  4. Расположив на ткани шаблоны деталей , приколите их булавками и приступайте к обмелке.

  5. Обрисовывают шаблон дважды - по контуру и с учетом припусков на швы.

  6. Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом, тонким кусочком мыла или мягким карандашом.

  • Раскрой.

  1. Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы

Контроль:

  1. Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на шаблоне?

  2. Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

  3. Правильно ли даны припуски на швы?

  4. Все ли детали кроя в наличии?

  • Изготовление мягкой игрушки «Зайчик»

  1. Сложить основные детали кроя туловища игрушки лицевой стороной вовнутрь, сметать «сметочным» стежком, сшить детали швом «назад иголку».

  2. Сложить детали кроя брюшка игрушки лицевой стороной вовнутрь, сметать «сметочным» стежком, сшить детали швом «назад иголку».

  3. Детали туловища выворачиваем на лицевую сторону и заполняем синтепоном.

  4. Сложить детали лба и головы лицевой стороной вовнутрь и сметать «сметочным» стежком и сшить детали швом «назад иголку».

  5. Детали головы выворачиваем на лицевую сторону и заполняем синтепоном.

  6. Сложить детали ушек, верхних лапок, лицевой стороной вовнутрь и сметать «сметочным» стежком и сшить детали швом «назад иголку».

  7. Детали ушек и лапок выворачиваем на лицевую сторону и заполняем синтепоном.

  8. Пришиваем «сметочными» стежками голову и туловище.

  9. Пришиваем уши к голове.

  10. Пришиваем передние лапы к туловищу.

  11. Пришиваем хвостик.

  12. Оформляем мордочку «зайчика».

  13. Проверка качества изготовления мягкой игрушки

  1. Закрепление новых знаний и умений учеников.

  2. Итог урока.

© 2010-2022