- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка программы кружка
Методическая разработка программы кружка
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яровая Н.П. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано:
методическая комиссия
_________ Н.П. Яровая
«_____» ________ 2014г
Утверждаю:
Зам.директора поУПР
В.В. Константинова
«____» ___________ 2014г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
Кружок
«Рационализатор»
Типовая программа
Срок реализации 2014 - 2015гг
Возраст 16 - 18 лет
Автор программы:
Яровая Нина Павловна
г. Хабаровск,
2014г
Обсуждено на заседании методической комиссии технических профессий.
Программа кружка технического творчества «Металлист»
Разработала: Нина Павловна Яровая, руководитель кружка «Металлист».
Рецензент: Олеся Игоревна Супрун зам. Директора по УВР.
КГБОУ НПО «Колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»
Адрес: 68011, Хабаровск, ул. Советская,24
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы - техническая.
Новизна. Актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной программы. Организация внеклассной работы по техническому творчеству позволяет дополнять учебно-воспитательную работу, проводимую на уроках производственного обучения, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям. Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном творческом проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ. Все это помогает руководителю кружка лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов учащихся к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать во внеурочной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии педагога. Содержание практических работ и виды проектов могут уточняться, в зависимости от наклонностей учащихся, наличия материалов, средств и др. Учебные занятия предусматривают особое внимание соблюдению учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, личной гигиены и санитарии. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами технического цикла. В работе кружка участвуют учащиеся группы по профессии «Оператор нефтепереработки». Количество занятий в неделю - 9 часов. Группа составляет 13 учащихся. Возраст - от 16 - 18 лет
.
Цели:
-
создание возможностей творческого развития обучающихся;
-
проявить у обучающихся интерес к технике;
-
развить у кружковцев способностей к самостоятельному мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению;
-
удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения;
-
умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать;
-
формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности подростка.
Задачи:
Обучающие:
• развивать стремление к углублению знаний
• привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов
• развивать индивидуальные способности обучающихся
• усвоение множества общенаучных и специальных знаний сверх школьной программы
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду
• формировать чувство коллективизма, гражданственности
• воспитывать нравственные качества обучающихся (взаимопомощь, добросовестность, честность)
• формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи
Познавательные:
• участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности
• развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству
Развивающие:
• развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность
• содействовать формированию всесторонне развитой личности
•создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся
• формировать и развивать пространственное воображение
Мотивационные:
•создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества
• формирование специальных политехнических знаний и умений
• развивать активную деятельность
Эстетические:
• умение ценить красоту
Социально-педагогические:
• создание атмосферы сотрудничества
привитие навыков коллективного творческого труда
возможность самореализации, формирование общественной активности
• формирование общественной активности, реализация в социуме
•формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству
Утверждаю:
Зам. Директора по УВР
В.В. Константинова
«___ « ___________ 2014
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА «МЕТАЛЛИСТ»
№
Наименование темы
Всего
часов
Кол - во
часов
то
по
1.
Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность при работе в мастерской.
3
3
2.
Экскурсия в музей училища.
3
3
3
Экскурсия в салон «Художественная ковка»
3
3
4
Организация изобретательской и рационализаторской работы.
18
6
12
5
Понятие об обработке металла
3
1
2
6
Изготовление заготовок по чертежам для изделий в условиях производства на современном оборудовании.
24
8
16
7
Изготовление изделий и приспособлений на основе рационализаторских и изобретательских наработок.
36
12
24
8.
Выполнение творческих заданий.
Проектирование, конструирование и изготовление предметов бытового назначения (различные полезные вещи для училища, дома, дачи, сада)
108
36
72
9.
Художественное конструирование.
36
12
24
10.
Изготовление изделия на олимпиаду «Творчество и профессия».
18
6
12
11.
Изготовление продукции на выставку - ярмарку.
105
5
100
12.
Подведение итогов работы кружка за 2009 - 2010 учебный год.
3
3
ИТОГО
360
98
262
Программа работы кружка «Металлист»
Наименование тем
Первый курс обучения
1.
Вводное (организационное) занятие.
Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на первом году обучения с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в мастерской.
1.1
Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления рабочего.
1.2
Роль кружка технического творчества «Металлист» в формировании навыков эффективного и качественного труда.
1.3
Значение соблюдения трудовой и технологической дисциплины в обеспечении качества работ. Организация контроля качества работ.
1.4
Ознакомление учащихся с учебной мастерской, режимом работы кружка, правилами внутреннего распорядка, порядком получения и сдачи инструмента.
1.5
Правила и нормы безопасности труда в учебных мастерских.
1.6
Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу.
1.7
Причины травматизма и меры предупреждения.
1.8
Основные опасные и вредные производственные факторы.
1.9
Основные правила электробезопасности.
2.0
Пожарная безопасность. Причины пожара, меры предупреждения.
2.1
Меры предосторожности при пользовании пожароопасными материалами и веществами. Первичные средства пожаротущения. Порядок вызова пожарной команды.
Знать:
- содержание труда слесаря, значение кружка технического творчества «Металлист»;
- правила внутреннего распорядка;
- правила безопасности в учебных мастерских;
- назначение заземления; электробезопасность;
- причины, способы предотвращения и тушения пожаров.
2.
История развития технического творчества в мире и в России. Вклад русских учёных в развитии техники.
2.1
Основные понятия и виды творчества.
2.2
Диалектика развития техники.
2.3
2.4
Вклад отечественных ученых в развитие техники.
Роль красоты в развитии творческих способностей человека.
2.5
Декоративно-прикладное творчество и его роль в формировании общей национальной культуры.
Знать:
- виды творчества;
- ученых - техников;
- декоративно-прикладное творчество и его роль в формировании общей национальной культуры.
3.
Экскурсия в музей училища.
3.1
История создания и развития системы НПО
3.2
Знакомство с историей профессионального училища № 4
3.3
Училище в годы ВОВ
3.4
Выпускники училища - Герои Советского Союза
3.5
Вклад «Трудовых резервов» в развитие города, края.
3.6
Они руководили, учили, воспитывали…
3.7
История моей профессией
3.8
Профессиональное училище № 4 - современный период развития.
Знать:
- историю развития системы НПО;
- историю развития Профессионального училища № 4;
- историю профессии «слесарь-ремонтник»;
- вклад «Трудовых резервов» в развитие города, края
4
Знакомство с технической деятельностью человека.
4.1
Законы и закономерности развития техники.
4.2
Человек и техника.
Знать:
- законы и закономерности развития техники.
5.
Ознакомление с приёмами и методами художественно-прикладного творчества (с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий стилей и моды сегодняшнего времени.
5.1
Виды и жанры декоративно-прикладного искусства.
5.2
Основы художественного изображения и конструирования. Функция, форма и материал.
5.3
Декор в изделиях.
5.4
Решение простых творческих и изобретательских задач методом проб и ошибок.
Знать:
- декоративно-прикладное творчество, его виды и роль в развитии творческого мышления в училище и дома;
- основы художественного изображения и конструирования (анализ примерных изделий из различных материалов);
Уметь:
- пользоваться литературой, вести поиск информации в сети интернет;
- решать простые творческие и изобретательские задачи методом проб и ошибок.
6.
Первоначальные конструкторско - технологические понятия. Конструирование поделок, технических объектов.
6.1
- понятие о модели, моделировании и художественно-прикладном конструировании.
6.2
- техническое проектирование и конструирование объектов техники и декоративно-прикладного творчества.
Знать:
- основы художественного изображения и конструирования
- понятия проектирования и конструирования объектов техники и изделий декоративно-прикладного творчества.
Уметь:
- проектировать, конструировать объекты техники и изделия декоративно-прикладного творчества.
7.
Выполнение изделий из тонколистового металла. (Элективные курсы для школьников).
7.1
Обработка металла: Разметка металла, разрубание листового, полосового и профильного проката на плите, сверление отверстий ручной, электрической дрелью, зенкование, зенкерование, развертывание отверстий, нарезание резьбы.
7.2
Разработка вариантов конструкций и шаблонов будущих изделий.
7.2
Изготовление изделий из проволоки и тонколистового металла.
Знать:
- приемы обработки тонколистового металла.
- приемы гибки проволоки.
Уметь:
- пользоваться режущим инструментом, приспособлениями.
- выполнять несложные элементы гибки проволоки.
- изготовление объемного изделия - сувениры.
8.
Организация изобретательской и рационализаторской работы.
8.1
Понятие об изобретении. Изобретательская и рационализаторская деятельность.
8.2
Техническое моделирование и конструирование объектов техники.
8.3
Изготовление и испытание опытных образцов и моделей
8.4
Внедрение рацпредложения.
Знать:
- роль технического освоения научных достижений в научно - техническом прогрессе;
- понятие об изобретении, изобретательской и рационализаторской деятельности;
Уметь:
- описывать и составлять заявление и решение по изобретению или рационализаторскому предложению;
- работать с технической и справочной литературой;
- изготавливать модели технических объектов.
9.
Роль научно-технической и патентной информации в развитии творчества. Понятие об интеллектуальной собственности и её защите. Открытия, изобретения, рацпредложения, товарные знаки и их основные признаки.
9.1
- Открытия, изобретения, рацпредложения, товарные знаки и их основные признаки.
9.2
- Понятие об интеллектуальной собственности и её защите.
Знать:
- что такое открытие, изобретение, рацпредложение, товарные знаки и их основные признаки
- что такое интеллектуальная собственность и её защита.
10.
Художественное конструирование изделий из металла. Роль красоты в развитии творческих способностей человека. Основы художественного изображения и конструирования
10.1
- роль красоты в развитии творческих способностей человека.
Виды декоративно-прикладного искусства.
10.2
- роль дизайнерской проработки технических систем при их конструировании.
10.3
- основы композиции в дизайне.
Знать:
- основы декоративно - прикладного искусства;
Уметь:
- конструировать изделия из металла;
11.
Экскурсия в салон «Художественная ковка»
11.1
Ознакомление с салоном художественной ковки.
11.2
Художественно - конструкторские разработки изделий.
11.3
Приемы ковки металла.
Знать:
- что такое художественная ковка металла;
- технологию выполнения художественной ковки металла;
12
Коллективный поиск решений творческих задач.
12.1
Методы коллективного поиска решений творческих задач.
12.2
Выявление и разрешение технических и физических противоречий при поиске решений творческих и изобретательских задач.
Уметь:
- работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, принимать коллективное мнение.
13
Выполнение творческих заданий. Проектирование, конструирование и изготовление предметов бытового назначения (различные полезные вещи для училища, дома, дачи, сада).
13.1
Создание технических объектов реального применения.
13.2
Разработка и изготовление различных приспособлений для оснащения станочного и др. оборудования элементами механизации, автоматизации, приводами ит.д.
13.3
Разработка и изготовление различных полезных вещей для училища, дома, дачи, сада (подставки под цветы, держатели кустов, цветов, садово - огородный инвентарь)
Уметь:
- проектировать, конструировать и изготовливать предметы бытового назначения (различные полезные вещи для училища, дома, дачи, сада).
- выполнять творческие задания.
14.
Выполнение творческих проектов.
Знать:
- что такое творческий проект?
- классификацию проектов;
- жизненное пространство и время проекта;
- понятие окружающей среды проекта;
- ключевые вопросы проектирования;
- определение целей и критериев оценки проекта;
- описание результатов проекта.
Уметь:
- самостоятельно, критически мыслить;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.
15.
Изготовление продукции на выставку- ярмарку.
15.1
Разработка технической документации на изделия для выставки - ярмарки.
15.2
Изготовление изделий на выставку - ярмарку.
Знать:
- спрос ассортимента на изделия.
Уметь:
- разрабатывать техническую документацию на изделия.
- изготавливать изделия.
16
Подведение итогов работы объединения за первый курс обучения.
16.1
Презентации учащихся.
Второй год обучения
17.
Вводное (организационное) занятие.
Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на втором году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в объединении
17.1
Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления рабочего.
17.2
Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу
17.3
Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.
Знать:
- правила внутреннего распорядка;
- правила безопасности в учебных мастерских;
- назначение заземления; электробезопасность;
- причины, способы предотвращения и тушения пожаров.
18.
Решение творческих и изобретательских задач. Изготовление изделий из металлопластиковых труб (настольные лампы, подсвечники, теплиц).
18.1
Разработка творческих проектов на изготовление изделий из металлопластиковых труб.
18.2
Изготовление изделий (различного назначения) из металлопластиковых труб.
Знать:
- понятие «модель» и «моделирование» в техническом творчестве.
Уметь:
- разработать изделия;
- изготавливать изделия.
19
Выполнение изделий из проволоки. Изготовление цветочных букетов, декоративных элементов. (рационализаторское предложение).
19.1
- разработка изделий из проволоки.
19.2
- изделия из проволоки. Материалы, оборудование и инструменты.
19.3
- изделия из полосового металла. Материалы, оборудование и инструменты для изготовления изделий.
19.4
-технология изготовления плоских и объёмных изделий. Декоративное покрытие.
19.5
- создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.
Знать:
- принципы разработки изделий из проволоки и полосового металла;
- способы работы с проволокой и полосовым металлом.
Уметь:
- изготавливать изделия из проволоки и полосового материала;
- подготавливать материал к работе; правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки;
- соединять детали из проволоки в изделие;
- декоративное оформление изделия окрашиванием;
- создание изделий и декоративных композиций из проволоки по собственному замыслу.
20.
Разработка и изготовление по выбору (в зависимости от умений, навыков и знаний учащихся) художественных, технических изделий из металла и прочих конструкционных материалов.
20.1
Проектирования технических объектов.
20.2
конструирования технических объектов.
20.3
Использование информационных технологий при проектировании и моделировании изделий.
20.4
Изготовление художественных, технических изделий по выбору.
Знать:
- виды художественной обработки;
- свойства и требования, предъявляемые к различным материалам для художественной обработки;
-способы и последовательность обработки материалов
Уметь:
- составлять рисунок и композицию применительно к виду обработки и используемого материала;
- выбирать вид обработки и материал в соответствии с художественным замыслом;
- составлять технологические карты обработки материалов;
- производить обработку материала, начиная от выбора или составления рисунка до получения готового изделия в точном соответствии с замыслом.
- изготавливать изделия из различных материалов.
21
Разработка творческих проектов, изготовление изделий на олимпиаду «Творчество и профессия»
21.1
Разработка технической документации на изделие.
21.2
Изготовление изделия на олимпиаду «Творчество и профессия».
21.1
Разработка творческих проектов.
Уметь:
- разработать техническую документацию на изделие.
- изготавливать изделия.
22
Разработка изделий садово - огородного инвентаря повышенной сложности на основе разработанных проектов
22.1
Разработка технической документации на изделия для выставки - ярмарки.
22.2
Изготовление изделий на выставку - ярмарку.
Знать:
- спрос ассортимента на изделия.
Уметь:
- разрабатывать техническую документацию на изделия.
- изготавливать изделия.
23.
Подведение итогов работы за второй год работы в объединении.
Третий курс обучения
24
Вводное (организационное) занятие.
Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на третьем году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в объединении. Инструктаж по технике безопасности.
24.1
Цели и задачи работы кружка на 3 году обучения.
24.2
Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу
24.3
Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.
25.
Изготовление эталонов изделий для уроков производственного обучения по поурочному планированию.
25.1
Разработка чертежей эталонных изделий для уроков производственного обучения.
25.2
Изготовление эталонных изделий для уроков производственного обучения.
Знать:
- основы черчения;
- свойства металлов;
- технологический процесс обработки металлов.
Уметь:
- читать технические чертежи;
- чертить технические чертежи;
- разрабатывать технологические карты на изготовление изделий;
- производить разметку изделий;
- пользоваться слесарным инструментом;
- обрабатывать заготовки;
- производить контроль готовых изделий.
26
Выполнение творческих заданий с использованием приемов фантазирования. (Творческие проекты).
26.1
От фантазии до уровня изобретательства и рационализаторства.
26.2
Разработка творческих проектов.
26.3
Личное изобретение, рацпредложение.
Уметь:
- воплощать личные идеи, фантазии в реальность через выполнение творческих заданий.
27.
Смотр конкурс художественно - прикладной направленности из цикла "Творчество без границ" на лучшее изделие.
27.1
Разработка, изготовление изделий на конкурс.
27.2
Представление изделий на конкурс.
Уметь:
- самостоятельно разрабатывать и изготавливать творческие задания.
28.
Участие в конкурсах профессионального мастерства.
28.1
Расширение творческих связей, обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального обучения;
28.2
Совершенствование трудовых навыков.
Знать:
- Теоретические вопросы конкурса профессионального мастерства.
Уметь:
- применять теоретические знания для решения практических задач;
- владение современной техникой и технологиями;
- применять рациональные приемы и способы труда, а также методы труда передовиков и новаторов производства;
29.
Решение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии во время прохождения производственной практики.
29.1
Усовершенствования технических решений, модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства.
29.2
Устранение отдельных ошибок конструкторов и проектировщиков и т.д. работа с наставниками.
Знать:
- значение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии.
Уметь:
- работать в команде;
- применять техническое мышление на практике.
30
Выполнение чертежей в среде АutoCAD.
30.1
Изучение графических редакторов.
30.2
Создание чертежей по ЕСКД в autocad (автокад), компас;
30.3
Разработка графической части письменных экзаменационных работ в autocad (автокад), компас;
30.4
Моделирование творческих заданий в autocad (автокад), компас;
Знать:
- графические редакторы autocad (автокад), компас;
Уметь:
- выполнять чертежи в AutoCAD по эскизам
- выполнять чертежей в AutoCAD по бумажным или сканированным чертежам
- выполнять чертежей в AutoCAD по готовым деталям
31.
Создание новых товаров и услуг, обладающих новизной, имеющих практическую значимость.
31.1
Изготовление изделий повышенной сложности на ярмарку НПО.
Знать:
Новинки садово - огородной направленности .
Уметь:
- разрабатывать техническую документацию на изделия.
- изготавливать изделия пользующихся спросом у населения.
32
Сборка изделий при помощи сварки
8.3
Сварочные работы.
Знать:
- основы электросварки.
Уметь:
- подбирать режимы сварки.
- сваривать элементы изделий электродуговой сваркой.
33
Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Выставка технического творчества. Награждение.
Литература
Основная
1. Алексеев З.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.: высшая школа, 1984.
2. Пархоменко в.П. Основы рационализаторской и изобретательской работы. - Минск: высшая школа, 1984.
3. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1984.
4. Техническое моделирование и конструирование. /Под ред. В.В. Колотилова. - М.: Просвещение, 1983.
5. Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
6. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
7. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
Дополнительная
1. Кружок «Умелые руки», - СПб.: Кристал; Залери СПб, 1997.
2. Речицкий З.И. Профессия - изобретатель. - М.: Просвещение, 1988.
3. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1984.
4. Тамбарг Ю.Г. развитие творческого мышления ребенка. - СПб.: Речь, 2002.
Журналы и газеты
1. Наука и жизнь (журнал).
2. Сделай сам (журнал).
3. Юный техник (журнал).
4. Конструктор (журнал).
5. Школа и производство (журнал).
Электронно - программные средства
-
Российский общеобразовательный портал: техническое творчество http// edu. Ru; collection. edu.ru.
Аудиовизуальные средства
1. Презентации и лекции.
2. Таблицы.
3. Схемы.
4. Памятки.
5. Макеты.
6. Наборы методических материалов