Методическая разработка программы кружка

     Направленность дополнительной образовательной программы – техническая.   Новизна. Актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной программы. Организация внеклассной работы по техническому творчеству позволяет дополнять учебно-воспитательную работу, проводимую на уроках производственного обучения, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям. Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном творческ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Согласовано:

методическая комиссия

_________ Н.П. Яровая

«_____» ________ 2014г

Утверждаю:

Зам.директора поУПР

В.В. Константинова

«____» ___________ 2014г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»





Кружок

«Рационализатор»

Типовая программа

Срок реализации 2014 - 2015гг

Возраст 16 - 18 лет

Автор программы:

Яровая Нина Павловна


г. Хабаровск,

2014г



Обсуждено на заседании методической комиссии технических профессий.


Программа кружка технического творчества «Металлист»

Разработала: Нина Павловна Яровая, руководитель кружка «Металлист».

Рецензент: Олеся Игоревна Супрун зам. Директора по УВР.





КГБОУ НПО «Колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания»

Адрес: 68011, Хабаровск, ул. Советская,24



Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы - техническая.

Новизна. Актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной программы. Организация внеклассной работы по техническому творчеству позволяет дополнять учебно-воспитательную работу, проводимую на уроках производственного обучения, помогает повышать интерес учащихся к выполняемым заданиям. Немаловажное значение имеет возможность варьировать количество и состав учащихся, привлекаемых к участию в очередном творческом проекте, задании, а также большая свобода выбора тем и видов работ. Все это помогает руководителю кружка лучше выявить и использовать пути удовлетворения интересов учащихся к технике, к труду, позволяет уделять больше внимания организации трудовой самодеятельности каждого из учащихся. Это дает возможность привлекать во внеурочной трудовой деятельности отдельных учащихся, нуждающихся в дополнительном воспитательном воздействии педагога. Содержание практических работ и виды проектов могут уточняться, в зависимости от наклонностей учащихся, наличия материалов, средств и др. Учебные занятия предусматривают особое внимание соблюдению учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, личной гигиены и санитарии. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами технического цикла. В работе кружка участвуют учащиеся группы по профессии «Оператор нефтепереработки». Количество занятий в неделю - 9 часов. Группа составляет 13 учащихся. Возраст - от 16 - 18 лет

.


Цели:

  • создание возможностей творческого развития обучающихся;

  • проявить у обучающихся интерес к технике;

  • развить у кружковцев способностей к самостоятельному мышлению, расширить кругозор по общетехническому направлению;

  • удовлетворить формирующиеся интересы и увлечения;

  • умение применить полученные знания на практике, умение их совершенствовать;

  • формирование склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности подростка.

Задачи:

Обучающие:

• развивать стремление к углублению знаний

• привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов

• развивать индивидуальные способности обучающихся

• усвоение множества общенаучных и специальных знаний сверх школьной программы

Воспитательные:

• воспитывать уважение к труду

• формировать чувство коллективизма, гражданственности

• воспитывать нравственные качества обучающихся (взаимопомощь, добросовестность, честность)

• формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи

Познавательные:

• участие в поисково-конструкторской, исследовательской деятельности

• развивать познавательный интерес к техническому и декоративно-прикладному творчеству

Развивающие:

• развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность

• содействовать формированию всесторонне развитой личности

•создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся

• формировать и развивать пространственное воображение

Мотивационные:

•создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества

• формирование специальных политехнических знаний и умений

• развивать активную деятельность

Эстетические:

• умение ценить красоту

Социально-педагогические:

• создание атмосферы сотрудничества

привитие навыков коллективного творческого труда

возможность самореализации, формирование общественной активности

• формирование общественной активности, реализация в социуме

•формирование профессионального интереса к техническому и декоративно-прикладному творчеству







Утверждаю:

Зам. Директора по УВР

В.В. Константинова

«___ « ___________ 2014


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


РАБОТЫ КРУЖКА «МЕТАЛЛИСТ»



Наименование темы

Всего

часов

Кол - во

часов

то

по

1.

Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность при работе в мастерской.

3

3


2.

Экскурсия в музей училища.

3

3


3

Экскурсия в салон «Художественная ковка»

3

3


4

Организация изобретательской и рационализаторской работы.

18

6

12

5

Понятие об обработке металла

3

1

2

6

Изготовление заготовок по чертежам для изделий в условиях производства на современном оборудовании.

24

8

16

7

Изготовление изделий и приспособлений на основе рационализаторских и изобретательских наработок.

36

12

24

8.


Выполнение творческих заданий.

Проектирование, конструирование и изготовление предметов бытового назначения (различные полезные вещи для училища, дома, дачи, сада)

108

36

72

9.

Художественное конструирование.

36

12

24

10.

Изготовление изделия на олимпиаду «Творчество и профессия».

18

6

12

11.

Изготовление продукции на выставку - ярмарку.

105

5

100

12.

Подведение итогов работы кружка за 2009 - 2010 учебный год.

3

3



ИТОГО

360

98

262


Программа работы кружка «Металлист»




Наименование тем


Первый курс обучения

1.

Вводное (организационное) занятие.

Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на первом году обучения с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в мастерской.

1.1

Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления рабочего.

1.2

Роль кружка технического творчества «Металлист» в формировании навыков эффективного и качественного труда.

1.3

Значение соблюдения трудовой и технологической дисциплины в обеспечении качества работ. Организация контроля качества работ.

1.4

Ознакомление учащихся с учебной мастерской, режимом работы кружка, правилами внутреннего распорядка, порядком получения и сдачи инструмента.

1.5

Правила и нормы безопасности труда в учебных мастерских.

1.6

Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу.

1.7

Причины травматизма и меры предупреждения.

1.8

Основные опасные и вредные производственные факторы.

1.9

Основные правила электробезопасности.

2.0

Пожарная безопасность. Причины пожара, меры предупреждения.

2.1

Меры предосторожности при пользовании пожароопасными материалами и веществами. Первичные средства пожаротущения. Порядок вызова пожарной команды.

Знать:

- содержание труда слесаря, значение кружка технического творчества «Металлист»;

- правила внутреннего распорядка;

- правила безопасности в учебных мастерских;

- назначение заземления; электробезопасность;

- причины, способы предотвращения и тушения пожаров.


2.

История развития технического творчества в мире и в России. Вклад русских учёных в развитии техники.

2.1

Основные понятия и виды творчества.

2.2

Диалектика развития техники.

2.3

2.4

Вклад отечественных ученых в развитие техники.

Роль красоты в развитии творческих способностей человека.

2.5

Декоративно-прикладное творчество и его роль в формировании общей национальной культуры.

Знать:

- виды творчества;

- ученых - техников;

- декоративно-прикладное творчество и его роль в формировании общей национальной культуры.

3.

Экскурсия в музей училища.

3.1

История создания и развития системы НПО

3.2

Знакомство с историей профессионального училища № 4

3.3

Училище в годы ВОВ

3.4

Выпускники училища - Герои Советского Союза

3.5

Вклад «Трудовых резервов» в развитие города, края.

3.6

Они руководили, учили, воспитывали…

3.7

История моей профессией

3.8

Профессиональное училище № 4 - современный период развития.

Знать:

- историю развития системы НПО;

- историю развития Профессионального училища № 4;

- историю профессии «слесарь-ремонтник»;

- вклад «Трудовых резервов» в развитие города, края

4

Знакомство с технической деятельностью человека.

4.1

Законы и закономерности развития техники.

4.2

Человек и техника.

Знать:

- законы и закономерности развития техники.

5.

Ознакомление с приёмами и методами художественно-прикладного творчества (с учетом региональной составляющей) и влиянии на формообразование изделий стилей и моды сегодняшнего времени.

5.1

Виды и жанры декоративно-прикладного искусства.

5.2

Основы художественного изображения и конструирования. Функция, форма и материал.

5.3

Декор в изделиях.

5.4

Решение простых творческих и изобретательских задач методом проб и ошибок.

Знать:

- декоративно-прикладное творчество, его виды и роль в развитии творческого мышления в училище и дома;

- основы художественного изображения и конструирования (анализ примерных изделий из различных материалов);

Уметь:

- пользоваться литературой, вести поиск информации в сети интернет;

- решать простые творческие и изобретательские задачи методом проб и ошибок.

6.

Первоначальные конструкторско - технологические понятия. Конструирование поделок, технических объектов.

6.1

- понятие о модели, моделировании и художественно-прикладном конструировании.

6.2

- техническое проектирование и конструирование объектов техники и декоративно-прикладного творчества.

Знать:

- основы художественного изображения и конструирования

- понятия проектирования и конструирования объектов техники и изделий декоративно-прикладного творчества.

Уметь:

- проектировать, конструировать объекты техники и изделия декоративно-прикладного творчества.

7.

Выполнение изделий из тонколистового металла. (Элективные курсы для школьников).

7.1

Обработка металла: Разметка металла, разрубание листового, полосового и профильного проката на плите, сверление отверстий ручной, электрической дрелью, зенкование, зенкерование, развертывание отверстий, нарезание резьбы.

7.2

Разработка вариантов конструкций и шаблонов будущих изделий.

7.2

Изготовление изделий из проволоки и тонколистового металла.


Знать:

- приемы обработки тонколистового металла.

- приемы гибки проволоки.

Уметь:

- пользоваться режущим инструментом, приспособлениями.

- выполнять несложные элементы гибки проволоки.

- изготовление объемного изделия - сувениры.

8.

Организация изобретательской и рационализаторской работы.

8.1

Понятие об изобретении. Изобретательская и рационализаторская деятельность.

8.2

Техническое моделирование и конструирование объектов техники.

8.3

Изготовление и испытание опытных образцов и моделей

8.4

Внедрение рацпредложения.

Знать:

- роль технического освоения научных достижений в научно - техническом прогрессе;

- понятие об изобретении, изобретательской и рационализаторской деятельности;

Уметь:

- описывать и составлять заявление и решение по изобретению или рационализаторскому предложению;

- работать с технической и справочной литературой;

- изготавливать модели технических объектов.

9.

Роль научно-технической и патентной информации в развитии творчества. Понятие об интеллектуальной собственности и её защите. Открытия, изобретения, рацпредложения, товарные знаки и их основные признаки.

9.1

- Открытия, изобретения, рацпредложения, товарные знаки и их основные признаки.

9.2

- Понятие об интеллектуальной собственности и её защите.

Знать:

- что такое открытие, изобретение, рацпредложение, товарные знаки и их основные признаки

- что такое интеллектуальная собственность и её защита.

10.

Художественное конструирование изделий из металла. Роль красоты в развитии творческих способностей человека. Основы художественного изображения и конструирования

10.1

- роль красоты в развитии творческих способностей человека.

Виды декоративно-прикладного искусства.

10.2

- роль дизайнерской проработки технических систем при их конструировании.

10.3

- основы композиции в дизайне.

Знать:

- основы декоративно - прикладного искусства;

Уметь:

- конструировать изделия из металла;

11.

Экскурсия в салон «Художественная ковка»

11.1

Ознакомление с салоном художественной ковки.

11.2

Художественно - конструкторские разработки изделий.

11.3

Приемы ковки металла.

Знать:

- что такое художественная ковка металла;

- технологию выполнения художественной ковки металла;

12

Коллективный поиск решений творческих задач.

12.1

Методы коллективного поиска решений творческих задач.

12.2

Выявление и разрешение технических и физических противоречий при поиске решений творческих и изобретательских задач.

Уметь:

- работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, принимать коллективное мнение.

13

Выполнение творческих заданий. Проектирование, конструирование и изготовление предметов бытового назначения (различные полезные вещи для училища, дома, дачи, сада).

13.1

Создание технических объектов реального применения.

13.2

Разработка и изготовление различных приспособлений для оснащения станочного и др. оборудования элементами механизации, автоматизации, приводами ит.д.

13.3

Разработка и изготовление различных полезных вещей для училища, дома, дачи, сада (подставки под цветы, держатели кустов, цветов, садово - огородный инвентарь)

Уметь:

- проектировать, конструировать и изготовливать предметы бытового назначения (различные полезные вещи для училища, дома, дачи, сада).

- выполнять творческие задания.

14.

Выполнение творческих проектов.

Знать:

- что такое творческий проект?

- классификацию проектов;

- жизненное пространство и время проекта;

- понятие окружающей среды проекта;

- ключевые вопросы проектирования;

- определение целей и критериев оценки проекта;

- описание результатов проекта.

Уметь:

- самостоятельно, критически мыслить;

размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

15.

Изготовление продукции на выставку- ярмарку.

15.1

Разработка технической документации на изделия для выставки - ярмарки.

15.2

Изготовление изделий на выставку - ярмарку.

Знать:

- спрос ассортимента на изделия.

Уметь:

- разрабатывать техническую документацию на изделия.

- изготавливать изделия.

16

Подведение итогов работы объединения за первый курс обучения.

16.1

Презентации учащихся.


Второй год обучения

17.

Вводное (организационное) занятие.

Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на втором году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в объединении

17.1

Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления рабочего.

17.2

Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу

17.3

Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.

Знать:

- правила внутреннего распорядка;

- правила безопасности в учебных мастерских;

- назначение заземления; электробезопасность;

- причины, способы предотвращения и тушения пожаров.

18.

Решение творческих и изобретательских задач. Изготовление изделий из металлопластиковых труб (настольные лампы, подсвечники, теплиц).

18.1

Разработка творческих проектов на изготовление изделий из металлопластиковых труб.

18.2

Изготовление изделий (различного назначения) из металлопластиковых труб.

Знать:

- понятие «модель» и «моделирование» в техническом творчестве.

Уметь:

- разработать изделия;

- изготавливать изделия.

19

Выполнение изделий из проволоки. Изготовление цветочных букетов, декоративных элементов. (рационализаторское предложение).

19.1

- разработка изделий из проволоки.

19.2

- изделия из проволоки. Материалы, оборудование и инструменты.

19.3

- изделия из полосового металла. Материалы, оборудование и инструменты для изготовления изделий.

19.4

-технология изготовления плоских и объёмных изделий. Декоративное покрытие.

19.5

- создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Знать:

- принципы разработки изделий из проволоки и полосового металла;

- способы работы с проволокой и полосовым металлом.

Уметь:

- изготавливать изделия из проволоки и полосового материала;

- подготавливать материал к работе; правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки;

- соединять детали из проволоки в изделие;

- декоративное оформление изделия окрашиванием;

- создание изделий и декоративных композиций из проволоки по собственному замыслу.

20.

Разработка и изготовление по выбору (в зависимости от умений, навыков и знаний учащихся) художественных, технических изделий из металла и прочих конструкционных материалов.

20.1

Проектирования технических объектов.

20.2

конструирования технических объектов.

20.3

Использование информационных технологий при проектировании и моделировании изделий.

20.4

Изготовление художественных, технических изделий по выбору.

Знать:

- виды художественной обработки;

- свойства и требования, предъявляемые к различным материалам для художественной обработки;

-способы и последовательность обработки материалов

Уметь:

- составлять рисунок и композицию применительно к виду обработки и используемого материала;

- выбирать вид обработки и материал в соответствии с художественным замыслом;

- составлять технологические карты обработки материалов;

- производить обработку материала, начиная от выбора или составления рисунка до получения готового изделия в точном соответствии с замыслом.

- изготавливать изделия из различных материалов.

21

Разработка творческих проектов, изготовление изделий на олимпиаду «Творчество и профессия»

21.1

Разработка технической документации на изделие.

21.2

Изготовление изделия на олимпиаду «Творчество и профессия».

21.1

Разработка творческих проектов.

Уметь:

- разработать техническую документацию на изделие.

- изготавливать изделия.

22

Разработка изделий садово - огородного инвентаря повышенной сложности на основе разработанных проектов

22.1

Разработка технической документации на изделия для выставки - ярмарки.

22.2

Изготовление изделий на выставку - ярмарку.

Знать:

- спрос ассортимента на изделия.

Уметь:

- разрабатывать техническую документацию на изделия.

- изготавливать изделия.

23.

Подведение итогов работы за второй год работы в объединении.

Третий курс обучения

24

Вводное (организационное) занятие.

Задачи и содержание занятий по техническому творчеству на третьем году обучения с учётом конкретных целей и задач объединения. Расписание занятий, знакомство с правилами поведения в объединении, техники безопасности при работе в объединении. Инструктаж по технике безопасности.

24.1

Цели и задачи работы кружка на 3 году обучения.

24.2

Требования безопасности к производственному оборудованию и производственному процессу

24.3

Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской.

25.

Изготовление эталонов изделий для уроков производственного обучения по поурочному планированию.

25.1

Разработка чертежей эталонных изделий для уроков производственного обучения.

25.2

Изготовление эталонных изделий для уроков производственного обучения.

Знать:

- основы черчения;

- свойства металлов;

- технологический процесс обработки металлов.

Уметь:

- читать технические чертежи;

- чертить технические чертежи;

- разрабатывать технологические карты на изготовление изделий;

- производить разметку изделий;

- пользоваться слесарным инструментом;

- обрабатывать заготовки;

- производить контроль готовых изделий.

26

Выполнение творческих заданий с использованием приемов фантазирования. (Творческие проекты).

26.1

От фантазии до уровня изобретательства и рационализаторства.

26.2

Разработка творческих проектов.

26.3

Личное изобретение, рацпредложение.

Уметь:

- воплощать личные идеи, фантазии в реальность через выполнение творческих заданий.

27.

Смотр конкурс художественно - прикладной направленности из цикла "Творчество без границ" на лучшее изделие.

27.1

Разработка, изготовление изделий на конкурс.

27.2

Представление изделий на конкурс.

Уметь:

- самостоятельно разрабатывать и изготавливать творческие задания.

28.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

28.1

Расширение творческих связей, обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального обучения;

28.2

Совершенствование трудовых навыков.

Знать:

- Теоретические вопросы конкурса профессионального мастерства.

Уметь:

- применять теоретические знания для решения практических задач;

- владение современной техникой и технологиями;

- применять рациональные приемы и способы труда, а также методы труда передовиков и новаторов производства;

29.

Решение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии во время прохождения производственной практики.

29.1

Усовершенствования технических решений, модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства.

29.2

Устранение отдельных ошибок конструкторов и проектировщиков и т.д. работа с наставниками.

Знать:

- значение изобретательских и рационализаторских задач на предприятии.

Уметь:

- работать в команде;

- применять техническое мышление на практике.

30

Выполнение чертежей в среде АutoCAD.

30.1

Изучение графических редакторов.

30.2

Создание чертежей по ЕСКД в autocad (автокад), компас;

30.3

Разработка графической части письменных экзаменационных работ в autocad (автокад), компас;

30.4

Моделирование творческих заданий в autocad (автокад), компас;

Знать:

- графические редакторы autocad (автокад), компас;

Уметь:

- выполнять чертежи в AutoCAD по эскизам

- выполнять чертежей в AutoCAD по бумажным или сканированным чертежам

- выполнять чертежей в AutoCAD по готовым деталям

31.

Создание новых товаров и услуг, обладающих новизной, имеющих практическую значимость.

31.1

Изготовление изделий повышенной сложности на ярмарку НПО.

Знать:

Новинки садово - огородной направленности .

Уметь:

- разрабатывать техническую документацию на изделия.

- изготавливать изделия пользующихся спросом у населения.

32

Сборка изделий при помощи сварки

8.3

Сварочные работы.

Знать:

- основы электросварки.

Уметь:

- подбирать режимы сварки.

- сваривать элементы изделий электродуговой сваркой.

33

Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Выставка технического творчества. Награждение.






Литература


Основная

1. Алексеев З.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.: высшая школа, 1984.

2. Пархоменко в.П. Основы рационализаторской и изобретательской работы. - Минск: высшая школа, 1984.

3. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1984.

4. Техническое моделирование и конструирование. /Под ред. В.В. Колотилова. - М.: Просвещение, 1983.

5. Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

6. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

7. Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

Дополнительная

1. Кружок «Умелые руки», - СПб.: Кристал; Залери СПб, 1997.

2. Речицкий З.И. Профессия - изобретатель. - М.: Просвещение, 1988.

3. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. - М.: Просвещение, 1984.

4. Тамбарг Ю.Г. развитие творческого мышления ребенка. - СПб.: Речь, 2002.

Журналы и газеты

1. Наука и жизнь (журнал).

2. Сделай сам (журнал).

3. Юный техник (журнал).

4. Конструктор (журнал).

5. Школа и производство (журнал).

Электронно - программные средства


  1. Российский общеобразовательный портал: техническое творчество http// edu. Ru; collection. edu.ru.


Аудиовизуальные средства

1. Презентации и лекции.

2. Таблицы.

3. Схемы.

4. Памятки.

5. Макеты.

6. Наборы методических материалов


© 2010-2022