Творческий проект на тему Тактильные книги (5-10 класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12














«Мир на кончиках пальцев»




































Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическая часть.

1.1 Формирование у детей познавательного

интереса посредством тактильной книги………………………….

1.2. Трудности у слабовидящих детей при ……………………….

Глава II. Практическая часть.

2.1. Изготовление книг для слабовидящих детей………………...5

2.2. Экспериментальная часть………………………………………6

Список литературы……………………………………………………8

Приложение……………………………………………………………9






Введение.

Особым детям - особые книги.

Книга служит людям много веков. За всю историю своего существования она не раз меняла внешний вид. Современная книга обрела новый облик. Не умаляя её достоинств, однако, следует отметить, что именно общение с книгой, страницы которой буквально оживают в руках, способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, подвигает на поиски нового и интересного в окружающем мире.

Сейчас существует огромное количество различных источников информации, помогающих узнать что-то новое. Стоит задача выбора наиболее приемлемых источников новых знаний для детей с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Сегодня в условиях повсеместной информатизации дети мало интересуются книгой. Поэтому очень актуальна проблема воспитания у детей любви к книге, как одному из источников формирования целостной картины мира.

Одним из способов приобщения детей к использованию книг в самостоятельной и непосредсвенно-образовательной деятельности стало создание ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ, помогающих решать не только образовательные, развивающие, но и коррекционные задачи.

Эти книги полны сюрпризов, яркие, привлекающие детское внимание. Дети с большим интересом и восхищением их рассматривают, трогают, ощупывают..,в то время как обычные книги просто перелистывают. Страницы тактильных книг с рисунками представляют собой объёмные картинки-конструкции, для создания которых используются самые различные, подручные и натуральные природные материалы. Основная цель тактильных книг- формирование целостной картины мира и познавательного интереса к нему у детей дошкольного возраста.

Уникальность книг - в их эксклюзивности, не похожести одной на другую , каждая создаётся в единственном экземпляре .

Коррекционные задачи тактильных книг.

Эти книги незаменимы, необходимы для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей - это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.

Цель данной работы: создать книги для детей с ограниченными возможностями здоровья, помогающую в освоении ими письменных букв.

Глава I. Теоретическая часть.

1.1. Формирование у детей познавательного

интереса посредством тактильной книги

Что же такое - тактильные ощущения? Рецепторы тактильных ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие - менее. Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают пальцы рук.

Одним из инструментов развития осязания и является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития.

Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное.

Так какими же они должны быть, эти тактильные книжки, чтобы очень постепенно и осторожно ввести ребенка с дефектами зрения в наш непростой мир и какую информацию должны они нести детям разных возрастов?

Замечательная фраза «Книга - источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение ребёнка и взрослого, без которого у детей могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи, аутизм.

Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста.

Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.

В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и, что очень ценно, при соответствующем обучении, она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте, развитию сохранных анализаторов, расширению возможностей адаптации к полноценной жизни.

Как показали наблюдения, тактильные книги больше всего нравятся детям дошкольного возраста.

Главная функция тактильной книги - помочь слепым или слабовидящим детям в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, четкие цветные контуры и контрасты привлекают ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, молний, шнурков помогает детям развивать мелкую моторику рук.

И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению слепых детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребенок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.

Тактильные книги одинаково полезны для всех детей (слепым и слабовидящим детям, детям с отклонениями в развитии, детям с церебральным параличом, детям, страдающим аутизмом, абсолютно здоровым детям). К каждой группе детей необходимо найти подход, разработать тактику проведения мероприятия, при этом, сделать акценты на главном и обязательно в форме игры закрепить услышанный ими материал.

Тактильные книги разделяются на два вида:

1. дидактические книги -в помощь обучению,предметные,тематические,игровые;

2. ассоциативные -книги-сказки,сюжетные.

Основная задача тактильной книги - дать слепому ребенку (и любому другому) реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.

Главное - при рассматривании книги обязательно необходимо обращать внимание ребенка не только на сюжет произведения, но и каждый персонаж, предлагать ему найти названный персонаж, описать его и, по возможности, выразить свое отношение. Часто при самостоятельном просмотре книги, дети акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько на рассматривании понравившихся поверхностей, поэтому при проведении занятий с детьми необходимо учитывать этот момент.

Очень важно при создании рукодельных книг продумывать детали, позволяющие незрячим детям воспринимать издания достоверно: четкость воспроизведения персонажей, колорит и фактуру материала, насыщение книг элементами, развивающими моторику рук, несущими глубокий познавательный эффект.

Изображения некоторых поверхностей могут быть сначала непонятны малышу. Например, изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребенку необходимо дать дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него ассоциативные пары (тонкие травинки - тонкие нити). При обследовании рельефных изображений дополнительным стимулом становится текст произведения. Он содержит дополнительную информацию об имеющихся изображениях. Именно в этом случае отмечается связь словесного образа и некоторых изображенных объектов. При этом необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, просить найти нужное изображение о котором идёт речь. Только в этом случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых способов познавательной деятельности.

Работа с книгой подразумевает активное и эмоциональное общение малыша и взрослого, иначе ребенок механически перелистывает страницы, не останавливаясь на их рассматривании, либо воспринимает сюжет фрагментарно. Только многократное обследование аппликационных изображений приводит к полноте, отчетливости, прочности формирующихся у ребенка представлений.

Читая книгу, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребенок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят.

Ребенок может искать предметы, спрятанные в углублениях или кармашках книги, и, найдя какой-либо предмет, испытывать радость.

По мнению тифлопедагогов, прекрасные результаты дает использование в книжках аппликаций из материалов с характерной фактурой.

Например, на картинке с изображением лисы наклеен кусочек меха, а на изображение избушки - листочек тонкого деревянного шпона. Аппликации дают детям представление не только о форме, но и о характере поверхности объекта.

Тактильную книгу также можно использовать для формирования навыков обследования у дошкольников. Благодаря заинтересованности, дети охотнее упражняются в обследовании изображений, что способствует развитию мелкой моторики, культуры осязания и повышает различительную способность.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: тактильные книжки совершенно необходимы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать интереснее и богаче. Книги, изготовленные своими руками, обязательно помогут детям узнать много нового, развить навык осязания, а главное, тактильные книги доставят радость совместного общения и творчества.

1.2. Развитие биологических понятий частично зрячих детей при использовании в процессе обучения тактильных книг.

Известно, что слабое зрения значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания человеком окружающего мира.

Ведущее зрительное восприятие, доставляющее человеку наибольшее количество информации, практически замещается осязанием и слухом, которые частично заполняют пробелы чувственного опыта, хотя и не могут передать специфику зрительных ощущений.

Речь же не перестраивается коренным образом, как его чувственное познание.

У детей возникают трудности при понимании и объяснении ими слов и фраз, а также при пересказе текстов, связанных с описанием конкретных предметов, явлений и их свойств.

Дети могут длительное время оперировать усвоенными при речевом общении словами, не представляя себе обозначаемых ими предметов. Это становится причиной формальных, недостаточно осмысленных знаний и затрудняет речевое развитие. Эти особенности являются следствием потери зрения, усугубляются неблагоприятными условиями для развития и должны преодолеваться в процессе обучения.

При использовании в процессе обучения тактильных книг осуществляется конкретизация и развитие изучаемых понятий. Наиболее удачно удаётся соединить способы конкретизации незнакомого материала с приёмами словесного его объяснения. Особенно важно втянуть детей в коллективную беседу, в игру, затем совершить экскурсию в сад, в огород, во двор. Всё это должно сопровождаться рассказами, расспросами, движениями, непосредственным обследованием, фиксацией своих представлений в форме лепки, рисования, моделирования. Важно изменять тематику занятий в связи с материалом, прорабатываемым в классе. Значение занятий с тактильными книгами в том, что:

  • они вызывают в детях интерес ко всему окружающему;

  • они «развязывают язык», обогащая их речь новыми словами и понятиями;

  • они содействуют прояснению и расширению детских представлений, конкретизируя, таким образом, речь слепого.

Мышление детей с самого начала и на всём протяжении развития формируется на основе богатого чувственно-наглядного и действенного опыта. Поэтому оно имеет наглядно-образный характер. На уровне конкретного мышления дети объединяют предметы в целостные группы. Выделение существенных признаков предметов на основе отмеченного ребёнком сходства между ними является высшей ступенью наглядного мышления.

Развитие понятий предполагает три непременных условия:

1. Обобщение чувственно воспринятых конкретных предметов в целостную группу с помощью общего имени.

2. Выделение и отвлечение ряда существенных признаков предмета.

3. Связывание этих признаков на новой логической основе и оперирование ими за пределами опыта.

У слепых детей группы предметов, вызываемые в памяти вместе с их названиями, бывают более бедными по количеству и качеству входящих в них элементов, чем соответствующие группы предметов у зрячих детей.

Замедленность и более слабая дифференцированность осязательного восприятия (в сравнении со зрительным), обеднённость и разрозненность представлений о различных предметах, явлениях, процессах, а также замедленное их накопление затрудняют чувственный анализ и синтез. Поэтому многие незнакомые предметы сопоставляются и обобщаются слепыми детьми по случайным признакам.

Недостаток чувственных впечатлений, связанных с названием определённой группы предметов, препятствует формированию адекватных обобщений, заключённых в слове.

Сама способность к обобщению у слабовидящих детей не нарушается, но их обобщения в ряде случаев имеют неадекватное содержание, такие обобщения получают у слепых детей широкое распространение в области обеднённого чувственного опыта.

При работе с тактильными книгами, чтении, обследовании предметов, в игре чувственный опыт слабовидящего ребёнка обогащается, что способствует правильному формированию представлений об изучаемых предметах, формированию понятий, обобщённости восприятия и развитию мышления.

Глава II. Практическая часть.

2.1. Изготовление книг для слабовидящих детей.

Тактильные книги делятся на два вида:
дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые);
и ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
- Книги 1-ой ступени сложности - для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
- Книги 2-ой ступени сложности - для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
- Книги3-ей ступени сложности - для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени -углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенк

Основные требования к тактильной книге:
§ Безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот.
§ Прочность книги.

§ Не очень большой формат книги, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю страницу.
§ Книга не должна быть тяжелой.
§ По возможности, страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь, уголки страницы - закругленными.
§ Должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали.
§ Цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим.
§ Цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза.
§ Четкий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету.
§ Изображения максимально приближены к настоящим предметам (узнавание предметов).
§ У животных изображаются все четыре конечности, желательно, оба уха, рога, и т.д., чтобы у ребенка не складывалось неправильного представления.
§ Максимально задействуются другие органы чувств, помимо осязания - слух, обоняние, и т.д., т.е. используются предметы, издающие звуки, запахи.
§ Широко используются всевозможные карманы, кошельки, мешочки, которые можно закрывать и открывать, что-то в них класть и вынимать.
§ Методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага, и т.д.), мягкая игрушка, и т.д.
§ Отдельные предметы и персонажей книги лучше прикрепить к книге с помощью шнурков, липучек, заклепок, и. т.д.
§ Если какой-либо предмет или персонаж повторяется на нескольких страницах книги, необходимо сохранять размер этого предмета, чтобы ребенок не перепутал его с другими.
§ Для узнавания верха и низа книги внизу каждой страницы пришивается выпуклая тесьма, шнурок.
§ Книги сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным.
§Текст может быть расположен как на каждой странице, как основание для иллюстрации, так и в виде отдельной книжки.
§ Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурки, липучки, и т.д., лучше, чтобы книга закрывалась (на завязки, липучки, кнопки, и т.д.).
§На обратной стороне книги - карман с выходными данными издания

2.2 Экспериментальная часть.

В нашей стране существует фонд «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» - единственный в стране, который изготавливает и дарит книги детям с нарушением зрения.

В нашем городе в школьной библиотеке, городской библиотеке, книжных магазинах - книг для детей с нарушением зрения нет. А как быть таким ребятам?

В городе насчитывается более 8 детей, имеющих проблемы со зрением. Воспитать ребенка с ограниченными физическими возможностями тяжело, еще тяжелей, когда нет специальной литературы для слабовидящих. Конечно, есть книжки-игрушки (детям до 3-х лет), но это совсем для малышей. Таким образом когда ребенок начинает познавать мир, дети с нарушением зрения остаются в информационном вакууме. Ведь ни для кого не секрет, что дети воспитываются на книгах, особенно на детских сказках, которые влияют на эмоциональное, нравственное и эстетическое развитие.

Мы решили провести опрос среди учеников нашей школы и родителей.

Вопросы для учеников: (опрошено 250)

1.

Творческий проект на тему Тактильные книги (5-10 класс)

2.

Творческий проект на тему Тактильные книги (5-10 класс)

3.

Творческий проект на тему Тактильные книги (5-10 класс)

Вопросы для родителей: (опрошено 205)

1. Творческий проект на тему Тактильные книги (5-10 класс)

2.

Творческий проект на тему Тактильные книги (5-10 класс)

По результатам социологического исследования выяснилось, что у каждого ребенка есть любимая книжка.

Все дети любят читать сказки, но не все могут, потому что есть проблемы со зрением. Для них нужны особые книги - «тактильные».

Тактильная книга - это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого используются различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, мягкая игрушка, соленое тесто.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и др. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.



© 2010-2022