• Преподавателю
  • Технология
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

         Рабочая программа по факультативному курсу «Чудесная глина» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы, разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.         Программа рассчитана на 68 часов. Структура и логика программы полностью соответствует требованиям ФГОС. Программа предусматривает проведение занятий в нетрадиционной форме (игра, путеше...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.







Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

На 2014-2015уч.г.






















Разработала: Гайнуллова Г.А.,учитель ВК

Ульяновск,2014



Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по факультативной работе 7 класса «Глинотерапия» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы. разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообщению, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов детей как в области художественно-эстетического творчества, так и в области досуга и общения.

Актуальность программы

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, на формирование умственной активности и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

Как известно, глина - один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения - всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук. Исследования отечественных и зарубежных ученных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

2. Основные идеи программы.

Воспитание и обучение на факультативном занятии осуществляется « естественным путём», в процессе творческой работы.

Участие преподавателя осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности.

Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий по лепке являются следующие положения:

- связь физического движения и общего психического развития;

- связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;

-связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.

Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, принимая участие в театрализованных постановках, играх-драматизациях учащиеся совершенствуют навыки общения: учатся передать мимикой, жестами, позой основные эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать свое настроение.

В основе разработанной программы «Глинотерапии» лежит идея формирования коммуникативных навыков и умений, коррекция эмоционально-духовных качеств, воспитание творческой личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать «прекрасное».


3. Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного категории изделий из глины и теста.

Помещение для проведение занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям и оборудован необходимым количеством мест.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

В процессе обучения обучающиеся и педагог должен строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Необходимые условия для осуществления педагогического процесса:

  1. Благоприятный психологический климат в группе.

  2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей ребенка.

  3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком, как равным партнёром.

  4. При проведении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предыдущим, а также с предметами и явлениями окружающего мира.

  1. Организация деятельности факультатива.

Программа работы факультативных занятий «Глинотерапия» рассчитана на один год обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте 8-15 лет и комплектуется из учащихся VII классов коррекционной школы. При распределении задания учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, а также психофизические особенность данной категории детей .

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы- 10 человек.

Режим работы кружка - два урока в неделю.

Всего 68 учебных часов.

Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

Содержание программы учитывает особенности учащихся с тяжелой умственной недостаточностью коррекционной школы VIII вида и требует проведении игровых занятий. Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для детей способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику

Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.







Материалы и оборудование для декоративной лепки

Материалом для декоративной лепки является глина- продукт разрушения горных пород. Она бывает разных цветов, что зависит от красящих веществ, которые входят в ее состав. Кроме того, в ней имеются смола, воск, песок, растворимые соединения железа. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много- ее называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя - она рассыпается.

Как же подготовить глину к занятиям? Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев, поэтому глину нужно искать летом. Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовый бак или завернуть в полиэтиленовую пленку, затем плотно завязать чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

Любая очищенная глина хорошо поддается обжигу в муфельной печи. Печь для обжига глины открывает большие возможности для обработки детских изделий. Например, полупросохшие изделия можно окрасить ангобом. Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины или наоборот. Ангоб наносится кистью на сырое или полупросохшее изделие путем примакивания к поверхности изделия. В том случае, если работы выполнены по мотивам народной игрушки, в качестве красителя используется гуашь, которая наносится на отгрунтованное изделие. Грунтовка выполняется эмульсионными белилами, разведенными водой; белила наносятся на обожженые изделия кистью.

Занимаясь декоративной лепкой, дети пользуются стеками.

Они бывают деревянными, пластмассовыми и металлическими. Деревянные стеки легко сделать самим. Самые простые формы стеки: палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т. д. используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут использоваться крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т. п.

Успех работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место ребенка. Прежде всего нужно иметь небольшие доски (квадратные или круглые), которые ребенок кладет на стол. Вместо досок можно использовать поворотные станки, они удобны во время работы и дают возможность поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон.







Цели и задачи факультатива:

Цели: Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

Задачи:

1) образовательные:

1. формирование представлений о народных промыслах

2. ознакомление со способами деятельности - лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура

3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов

4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства - лепка из глины

6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) развивающие:

1. развитие интереса к изучению народных промыслов

2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ

3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

5. развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

3) воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности

3. стремление к поиску, самостоятельности

4. понимание необходимости качественного выполнения образа

5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера

6. приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре

7. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

8. культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.



ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

























Содержание программы

Всего 68 часов.( 1 четверть 16 часов)


Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности 2 часа.



Изображение предметного мира. Создание простых форм.

Украсим столбики для забора2 часа.


Лепка колесика для пирамидки 2 часа.


Лепка пряника 2 часа.


Лепка печенья 2 часа.


Лепка куклы из двух шариков 2 часа.


Лепка чашки 2 часа.


Лепка грибочка 2 часа.

(2 четверть 16 часов)

Лепка куклы в красивом платье 4 часа.


Лепка чашки с блюдцем 4 часа.

Лепка торта 4 часа.


Лепка снегурочки (лепка по представлению) 4 часа.

(3 четверть 20 - часов)


Лепка уточки 2 часа.


Лепка тарелки 4 часа.


Лепка миски 4 часа.


Лепка ваза для фруктов 4 часа.


Лепка дымковской куклы 6 часа.

(4- четверть 16-часов.)


Лепка птички-невелички 2 часа.


Лепка рыбки 2 часа.


Лепка петушка 4 часа.


Лепка декоративной пластины 4 часа.


Лепка коня 2 часа.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС

Тема занятий.


Всего 68 часов

Кол-во часов

Дата

Практическая деятельно



1 четверть.

16 часов




1

Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

2



2

Изображение предметного мира. Создание простых форм.

Украсим столбики для забора.

2


Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.

3

Колесики для пирамидки

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

4

Пряник.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос

5

Печенье

2


Закреплять умение лепить форму диска. Вызвать желание украсить предмет.

6

Кукла из двух шариков.

2


Учить палочкой наносить мелкие детали ( глаза, нос, рот) и украшение на платье. Лепить из двух округлых форм.

7

Лепка чашки.

2


Учить лепить из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, украшать чашку стекой.

8

Грибок

2


Лепить части -шляпку,ножку. Устанавливать на круглой подставке в виде диска.


2 четверть.

16 часов




9

Кукла в красивом платье

4


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.

10

Чашка с блюдцем

4


Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем

11

Лепка торта.

4


Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.

12

Снегурочка (лепка по представлению)

4


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.


3 четверть.

20- часа




13

Уточка.

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.

14

Тарелка

4


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.

15

Миска

4


Передать характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью.

16

Ваза для фруктов

4


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края вазы.

17

Дымковская кукла

6


Учить лепить из конусообразного куска глины, украшать деталями


4- четверть

16-часов.




18

Птичка-невеличка

2


Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.

19

Рыбка

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.

20

Петушок

4


Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.

21

Декоративная пластина

4


Учить украшать налепами или росписью.

22

Конь

4


Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.


УМЕНИЯ И НАВЫКИ НА КОНЕЦ ГОДА:


1. отделять от большого куска небольшие комочки;

2. раскатывать комок теста прямыми движениями;

3. раскатывать комок теста круговыми движениями;

4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

5. соединять концы;

6. сплющивать между ладонями комок теста;

7. соединять 2-3 знакомые формы;

8. защипывание краев формы кончиками пальцев

9. скатывание круговыми движения

10. лепка из нескольких частей;

11. пропорции;

12. оттягивание части от основной формы;

13. сглаживание поверхности формы;

14. присоединение части;

15. прижимание;

16. примазывание;

17. вдавливание для получения полой формы;

18. использование стеки.







































Список литературы

  1. Федотова Г. Я. «Послушная глина».

  2. Алексахина Н. Н. «Волшебная глина».

  3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».













































УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.







Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5/6 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

На 2014-2015уч.г.






















Разработала: Гайнуллова Г.А.,учитель ВК

Ульяновск,2014



Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по факультативной работе 6/7 класса «Глинотерапия» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы. разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообщению, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов детей как в области художественно-эстетического творчества, так и в области досуга и общения.

Актуальность программы

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, на формирование умственной активности и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

Как известно, глина - один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения - всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук. Исследования отечественных и зарубежных ученных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

2. Основные идеи программы.

Воспитание и обучение на факультативном занятии осуществляется « естественным путём», в процессе творческой работы.

Участие преподавателя осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности.

Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий по лепке являются следующие положения:

- связь физического движения и общего психического развития;

- связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;

-связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.

Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, принимая участие в театрализованных постановках, играх-драматизациях учащиеся совершенствуют навыки общения: учатся передать мимикой, жестами, позой основные эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать свое настроение.

В основе разработанной программы «Глинотерапии» лежит идея формирования коммуникативных навыков и умений, коррекция эмоционально-духовных качеств, воспитание творческой личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать «прекрасное».


3. Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного категории изделий из глины и теста.

Помещение для проведение занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям и оборудован необходимым количеством мест.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

В процессе обучения обучающиеся и педагог должен строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Необходимые условия для осуществления педагогического процесса:

  1. Благоприятный психологический климат в группе.

  2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей ребенка.

  3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком, как равным партнёром.

  4. При проведении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предыдущим, а также с предметами и явлениями окружающего мира.

  1. Организация деятельности факультатива.

Программа работы факультативных занятий «Глинотерапия» рассчитана на один год обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте 8-15 лет и комплектуется из учащихся V-VI классов коррекционной школы. При распределении задания учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, а также психофизические особенность данной категории детей .

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы- 10 человек.

Режим работы кружка - два урока в неделю.

Всего 68 учебных часов.

Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

Содержание программы учитывает особенности учащихся с тяжелой умственной недостаточностью коррекционной школы VIII вида и требует проведении игровых занятий. Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для детей способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику

Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.







Материалы и оборудование для декоративной лепки

Материалом для декоративной лепки является глина- продукт разрушения горных пород. Она бывает разных цветов, что зависит от красящих веществ, которые входят в ее состав. Кроме того, в ней имеются смола, воск, песок, растворимые соединения железа. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много- ее называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя - она рассыпается.

Как же подготовить глину к занятиям? Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев, поэтому глину нужно искать летом. Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовый бак или завернуть в полиэтиленовую пленку, затем плотно завязать чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

Любая очищенная глина хорошо поддается обжигу в муфельной печи. Печь для обжига глины открывает большие возможности для обработки детских изделий. Например, полупросохшие изделия можно окрасить ангобом. Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины или наоборот. Ангоб наносится кистью на сырое или полупросохшее изделие путем примакивания к поверхности изделия. В том случае, если работы выполнены по мотивам народной игрушки, в качестве красителя используется гуашь, которая наносится на отгрунтованное изделие. Грунтовка выполняется эмульсионными белилами, разведенными водой; белила наносятся на обожженые изделия кистью.

Занимаясь декоративной лепкой, дети пользуются стеками.

Они бывают деревянными, пластмассовыми и металлическими. Деревянные стеки легко сделать самим. Самые простые формы стеки: палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т. д. используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут использоваться крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т. п.

Успех работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место ребенка. Прежде всего нужно иметь небольшие доски (квадратные или круглые), которые ребенок кладет на стол. Вместо досок можно использовать поворотные станки, они удобны во время работы и дают возможность поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон.







Цели и задачи факультатива:

Цели: Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

Задачи:

1) образовательные:

1. формирование представлений о народных промыслах

2. ознакомление со способами деятельности - лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура

3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов

4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства - лепка из глины

6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) развивающие:

1. развитие интереса к изучению народных промыслов

2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ

3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

5. развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

3) воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности

3. стремление к поиску, самостоятельности

4. понимание необходимости качественного выполнения образа

5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера

6. приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре

7. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

8. культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.



ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

























Содержание программы 5 класс

Всего 68 часов.( 1 четверть 16 часов)


Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности 2 часа.



Изображение предметного мира. Создание простых форм.

Украсим столбики для забора2 часа.


Лепка колесика для пирамидки 2 часа.


Лепка пряника 2 часа.


Лепка печенья 2 часа.


Лепка куклы из двух шариков 2 часа.


Лепка чашки 2 часа.


Лепка грибочка 2 часа.

(2 четверть 16 часов)

Лепка куклы в красивом платье 4 часа.


Лепка чашки с блюдцем 4 часа.

Лепка торта 4 часа.


Лепка снегурочки (лепка по представлению) 4 часа.

(3 четверть 20 - часов)


Лепка уточки 2 часа.


Лепка тарелки 4 часа.


Лепка миски 4 часа.


Лепка ваза для фруктов 4 часа.


Лепка дымковской куклы 6 часа.

(4- четверть 16-часов.)


Лепка птички-невелички 2 часа.


Лепка рыбки 2 часа.


Лепка петушка 4 часа.


Лепка декоративной пластины 4 часа.


Лепка коня 2 часа.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС

Тема занятий.


Всего 68 часов

Кол-во часов

Дата

Практическая деятельно



1 четверть.

16 часов




1

Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки

2

Изображение предметного мира. Создание простых форм.

Украсим столбики для забора.

2


Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.

3

Лепка плота.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

4

Лепка грибка.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос

5

Лепка черепахи.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Вызвать желание украсить предмет.

6

Кукла из двух шариков.

2


Учить палочкой наносить мелкие детали ( глаза, нос, рот) и украшение на платье. Лепить из двух округлых форм.

7

Лепка чашки.

2


Учить лепить из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, украшать чашку стекой.

8

Лепка пряника.

2


Лепить части -шляпку,ножку. Устанавливать на круглой подставке в виде диска.


2 четверть.

16 часов




9

Лепка страусёнка.

4


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.

10

Лепка тарелки.

4


Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем

11

Лепка цыплёнка.

4


Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.

12

Снегурочка (лепка по представлению)

4


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.


3 четверть.

20- часа




13

Лепка дятла.

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.

14

Лепка чашки.

4


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.

15

Лепка пирамидки.

4


Передать характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью.

16

Лепка ваза для фруктов

4


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края вазы.

17

Лепка дымковская кукла

6


Учить лепить из конусообразного куска глины, украшать деталями


4- четверть

16-часов.




18

Лепка птички.

2


Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.

19

Лепка стрекозы.

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.

20

Лепка вертолета.

4


Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.

21

Лепка лебедя.

4


Учить украшать налепами или росписью.

22

Лепка жирафа.

4


Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.






















Содержание программы 6 КЛАСС

Всего 68 часов.( 1 четверть 16 часов)


1.Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности 2 часа.

2.Создание простых форм.

Украсим столбики для забора2 часа.

3. Лепка чашки.

4. Лепка куклы из 2 шариков.

5. Лепка уточки.

6. Лепка грибочка.

7. Лепка страусёнка.

8. Лепка цыплёнка.


(2 четверть 16 часов)


9. Снегурочка (лепка по представлению)

10. Лепка птички.

11. Лепка лебедя.

12. Лепка жирафа.


(3 четверть 20 - часов)


13. Лепка тарелки.

14. Лепка чашки.

15. Лепка пирамидки.

16. Лепка ваза для фруктов.

17. Лепка вертолета.


(4- четверть 16-часов.)


18. Лепка дятла.

19. Лепка стрекозы.

20. Лепка дымковская кукла.

21. Лепка зайчика.

22. Лепка волка.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС

Тема занятий.


Всего 68 часов

Кол-во часов

Дата

Практическая деятельно



1 четверть.

16 часов




1

Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки

2

Создание простых форм.

Украсим столбики для забора.

2


Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.

3

Лепка чашки.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

4

Лепка куклы из 2 шариков.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос

5

Лепка уточки.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Вызвать желание украсить предмет.

6

Лепка грибочка.

2


Учить палочкой наносить мелкие детали ( глаза, нос, рот) и украшение на платье. Лепить из двух округлых форм.

7

Лепка страусёнка.

2


Учить лепить из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, украшать чашку стекой.

8

Лепка цыплёнка.

2


Лепить части -шляпку,ножку. Устанавливать на круглой подставке в виде диска.


2 четверть.

16 часов




9

Снегурочка (лепка по представлению)

4


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.

10

Лепка птички.

4


Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем

11

Лепка лебедя.

4


Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.

12

Лепка жирафа.

4


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.


3 четверть.

20- часа




13

Лепка тарелки.

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.

14

Лепка чашки.

4


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.

15

Лепка пирамидки.

4


Передать характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью.

16

Лепка ваза для фруктов.

4


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края вазы.

17

Лепка вертолета.

6


Учить лепить из конусообразного куска глины, украшать деталями


4- четверть

16-часов.




18

Лепка дятла.



2


Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.

19

Лепка стрекозы.

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой нанести детали.

20

Лепка дымковская кукла.

4


Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.

21

Лепка зайчика.

4


Учить украшать налепами или росписью.

22

Лепка волка.

4


Лепить с натуры, рассматривая игрушку . Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.


УМЕНИЯ И НАВЫКИ НА КОНЕЦ ГОДА:


1. отделять от большого куска небольшие комочки;

2. раскатывать комок теста прямыми движениями;

3. раскатывать комок теста круговыми движениями;

4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

5. соединять концы;

6. сплющивать между ладонями комок теста;

7. соединять 2-3 знакомые формы;

8. защипывайте краев формы кончиками пальцев

9. скатывание круговыми движения

10. лепка из нескольких частей;

11. пропорции;

12. оттягивание части от основной формы;

13. сглаживание поверхности формы;

14. присоединение части;

15. прижимание;

16. промазывание;

17. вдавливание для получения полой формы;

18. использование стеки.







































Список литературы

  1. Федотова Г. Я. «Послушная глина».

  2. Алексахина Н. Н. «Волшебная глина».

  3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».













































УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.







Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8/9 КЛАССА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

На 2014-2015уч.г.






















Разработала: Гайнуллова Г.А.,учитель ВК

Ульяновск,2014



Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по факультативной работе 8/9 класса «Глинотерапия» является частью художественно-эстетического компонента воспитательной работы школы. разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на 34 часов.

Программа направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, общению и взаимообщению, искренности открытости в реальных жизненных ситуациях, что является неотъемлемой частью для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Данная программа посредством учебного плана, содержания, форм и методов работы обеспечивает в рамках школьного учреждения удовлетворение потребности и запросов детей как в области художественно-эстетического творчества, так и в области досуга и общения.

Актуальность программы

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, на формирование умственной активности и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.

Как известно, глина - один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения - всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей с интеллектуальной недостаточностью к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.

А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. В процессе занятий осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатки физического развития, особенно мелкой моторики рук. Исследования отечественных и зарубежных ученных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.

2. Основные идеи программы.

Воспитание и обучение на факультативном занятии осуществляется « естественным путём», в процессе творческой работы.

Участие преподавателя осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно- ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. В то же время полноценное общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности.

Психологическим обоснованием концепции развития детей посредством занятий по лепке являются следующие положения:

- связь физического движения и общего психического развития;

- связь точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;

-связь целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.

Исходя из вышеизложенных положений, мы приходим к выводу, принимая участие в театрализованных постановках, играх-драматизациях учащиеся совершенствуют навыки общения: учатся передать мимикой, жестами, позой основные эмоции, понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать свое настроение.

В основе разработанной программы «Глинотерапии» лежит идея формирования коммуникативных навыков и умений, коррекция эмоционально-духовных качеств, воспитание творческой личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать «прекрасное».

3. Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного категории изделий из глины и теста.

Помещение для проведение занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно- гигиеническим требованиям и оборудован необходимым количеством мест.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

В процессе обучения обучающиеся и педагог должен строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Необходимые условия для осуществления педагогического процесса:

  1. Благоприятный психологический климат в группе.

  2. Создание ситуации успеха для каждого ребёнка с учётом индивидуальных способностей ребенка.

  3. Позиция сотрудничества педагога с ребёнком, как равным партнёром.

  4. При проведении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предыдущим, а также с предметами и явлениями окружающего мира.



  1. Организация деятельности факультатива.

Программа работы факультативных занятий «Глинотерапия» рассчитана на один год обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью в возрасте 8-18 лет и комплектуется из учащихся VIII-IX классов коррекционной школы. При распределении задания учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения, а также психофизические особенность данной категории детей .

Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы- 10 человек.

Режим работы кружка - один урок в неделю.

Всего 34 учебных часов.

Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формирование активной жизненной позиции учащихся. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

Содержание программы учитывает особенности учащихся с тяжелой умственной недостаточностью коррекционной школы VIII вида и требует проведении игровых занятий. Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» для детей способствуют занятия по лепке. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику

Целью данной программы является раскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Материалы и оборудование для декоративной лепки

Материалом для декоративной лепки является глина- продукт разрушения горных пород. Она бывает разных цветов, что зависит от красящих веществ, которые входят в ее состав. Кроме того, в ней имеются смола, воск, песок, растворимые соединения железа. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много- ее называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя - она рассыпается.

Как же подготовить глину к занятиям? Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев, поэтому глину нужно искать летом. Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилась густая масса, похожая на тесто. Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовый бак или завернуть в полиэтиленовую пленку, затем плотно завязать чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

Любая очищенная глина хорошо поддается обжигу в муфельной печи. Печь для обжига глины открывает большие возможности для обработки детских изделий. Например, полупросохшие изделия можно окрасить ангобом. Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины или наоборот. Ангоб наносится кистью на сырое или полупросохшее изделие путем примакивания к поверхности изделия. В том случае, если работы выполнены по мотивам народной игрушки, в качестве красителя используется гуашь, которая наносится на отгрунтованное изделие. Грунтовка выполняется эмульсионными белилами, разведенными водой; белила наносятся на обожженые изделия кистью.

Занимаясь декоративной лепкой, дети пользуются стеками.

Они бывают деревянными, пластмассовыми и металлическими. Деревянные стеки легко сделать самим. Самые простые формы стеки: палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т. д. используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут использоваться крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т. п.

Успех работы во многом зависит от того, как организовано рабочее место ребенка. Прежде всего нужно иметь небольшие доски (квадратные или круглые), которые ребенок кладет на стол. Вместо досок можно использовать поворотные станки, они удобны во время работы и дают возможность поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон.

Цели и задачи факультатива:

Цели: Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

Задачи:

1) образовательные:

1. формирование представлений о народных промыслах

2. ознакомление со способами деятельности - лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура

3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов

4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства - лепка из глины

6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) развивающие:

1. развитие интереса к изучению народных промыслов

2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ

3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

5. развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

3) воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности

3. стремление к поиску, самостоятельности

4. понимание необходимости качественного выполнения образа

5. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера

6. приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре

7. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению

8. культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.



ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Научность.

4. Доступность.

5. Системность знаний.

6. Воспитывающая и развивающая направленность.

7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

8. Активность и самостоятельность.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.















Содержание программы 8 класс.

Всего 34 часов.( 1 четверть 8 часов)


Изображение предметного мира. Создание простых форм. Колесики для пирамидки, для машин 2 часа.

Лепка стрекозы, бабочек 2 часа.

Лепка куклы из двух шариков 2 часа.

Лепка печенья 2 часа.

2 четверть (8 часов)

Лепка вертолёта 2 часа.

Лепка тарелки с фруктами 2 часа.

Лепка корзины с грибами 2 часа.

Кукла в красивом платье 2 часа.

3 четверть (10- часа)

Лепка дымковской куклы 2 часа.

Лепка снегурочки (лепка по представлению) 2 часа.

Лепка колобка и лисы 2 часа.

Лепка лягушонка 2 часа.

Лепка самолёта 2 часа.

4- четверть(8-часов)

Лепка вазы для фруктов 2 часа.

Лепка слонёнка 2 часа.

Лепка тарелки и чашка 2 часа.

Лепка птички-невелички 2 часа.































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС

Тема занятий.


Всего 34 часов

Кол-во часов

Дата

Практическая деятельно



1 четверть (8 часов)




1

Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

2

Изображение предметного мира. Создание простых форм. Колесики для пирамидки, для машин.

2


Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.

3

Лепка стрекозы, бабочек.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

4

Лепка куклы из двух шариков.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос

5

Лепка печенье

2


Закреплять умение лепить форму диска. Вызвать желание украсить предмет.


2 четверть (8 часов)




6

Лепка вертолёта.

2


Учить лепить из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, украшать чашку стекой.

7

Лепка тарелки с фруктами.

2


Лепить части -шляпку, ножку. Устанавливать на круглой подставке в виде диска.

8

Лепка корзины с грибами.

2


Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем

9

Кукла в красивом платье

2


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.


3 четверть (10- часа)




10

Лепка дымковской куклы.

2


Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.

11

Лепка снегурочки (лепка по представлению)

2


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.

12

Лепка колобка и лисы.

2


Учить палочкой наносить мелкие детали ( глаза, нос, рот) и украшение на платье. Лепить из двух округлых форм.

13

Лепка лягушонка.

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.

14

Лепка самолёта.

2


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.


4- четверть(8-часов)




15

Лепка вазы для фруктов.

2


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края вазы.

16

Лепка слонёнка.

2


Учить лепить из конусообразного куска глины, украшать деталями

17

Лепка тарелки и чашка.

2


Лепить с натуры, рассматривая игрушку. Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.

18

Лепка птички-невелички.

2


Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.





































УМЕНИЯ И НАВЫКИ НА КОНЕЦ ГОДА:


1. отделять от большого куска небольшие комочки;

2. раскатывать комок теста прямыми движениями;

3. раскатывать комок теста круговыми движениями;

4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

5. соединять концы;

6. сплющивать между ладонями комок теста;

7. соединять 2-3 знакомые формы;

8. защипывайте краев формы кончиками пальцев

9. скатывание круговыми движения

10. лепка из нескольких частей;

11. пропорции;

12. оттягивание части от основной формы;

13. сглаживание поверхности формы;

14. присоединение части;

15. прижимание;

16. промазывание;

17. вдавливание для получения полой формы;

18. использование стеки.





































Список литературы

  1. Федотова Г. Я. «Послушная глина».

  2. Алексахина Н. Н. «Волшебная глина».

  3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».

















































Содержание программы (9 класс)

Всего 34 часов. (1 четверть 8 часов)

1. Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности 2часа.

2. Изображение предметного мира. Колесики для машин 2 часа.

3. Лепка чашки.

4. Лепка ослика.

5. Лепка черепахи.

  1. четверть (8 часов)


6.Лепка вертолёта.

7. Лепка плота.

8. Лепка цыплёнка.

9. Лепка фазы для фруктов.

3 четверть (10- часа)



10. Лепка жирафа.

11. Лепка волка.

12. Лепка колобка и лисы.

13. Лепка зайчика.

14. Лепка слонёнка.

4- четверть (8-часов)

15. Лепка вазы для фруктов.

16. Лепка самолёта.

17. Лепка фруктов.

18. Лепка чёрного лебедя.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 класс)

Тема занятий.


Всего 34 часов

Кол-во часов

Дата

Практическая деятельно



1 четверть (8 часов)




1

Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

2

Создание простых форм. Колесики для машин.

2


Учить раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек.

3

Лепка чашки.

2


Учить соединять концы вылепленного валика, украсить стекой располагая точки и насечки.

4

Лепка ослика.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Наносить узор в виде полос

5

Лепка черепахи.

2


Закреплять умение лепить форму диска. Вызвать желание украсить предмет.


2 четверть (8 часов)




6

Лепка вертолёта.

2


Учить лепить из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, украшать чашку стекой.

7

Лепка плота.

2


Лепить части -шляпку, ножку. Устанавливать на круглой подставке в виде диска.

8

Лепка цыплёнка.

2


Соблюдать пропорции. Заглаживать поверхность предмета пальцем

9

Лепка фазы для фруктов.

2


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.


3 четверть (10- часа)




10

Лепка жирафа.

2


Учить украшать округлую плоскую фигуру валиками и шариками. Добиваться самостоятельности в расположении элементов.

11

Лепка волка.

2


Учить лепить из конуса (туловище), шарика (голова) и валиков (руки) . стекой наносить мелкие детали (лицо), украшать одежду.

12

Лепка колобка и лисы.

2


Учить палочкой наносить мелкие детали ( глаза, нос, рот) и украшение на платье. Лепить из двух округлых форм.

13

Лепка зайчика

2


Учить лепить путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев.

14

Лепка слонёнка.

2


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края тарелки.


4- четверть(8-часов)




15

Лепка вазы для фруктов.

2


Передать особенности формы и росписи. Творчески подходить и придумать форму края вазы.

16

Лепка самолёта.


2


Учить лепить из конусообразного куска глины, украшать деталями

17

Лепка фруктов.

2


Лепить с натуры, рассматривая игрушку. Лепить пластическим способом - из одного куска туловище, шею и голову.

18

Лепка чёрного лебедя.

2


Учить лепить из двух шариков. Путем оттягивания глины от формы лепить клюв, хвост и крылья. Стекой нанести детали.









© 2010-2022