• Преподавателю
  • Технология
  • Формирование познавательных и регулятивных УУД при подготовке обучающихся вождению на первоначальном этапе

Формирование познавательных и регулятивных УУД при подготовке обучающихся вождению на первоначальном этапе

Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование познавательных и регулятивных УУД при подготовке обучающихся вождению на первоначальном этапе

Одной из приоритетных идей современного образования стала идея формирования УУД. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования, которая заключается в переходе от простого усвоения знаний, умений и навыков к личностно-ориентированным целям. Личностно - ориентированный подход предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения учебно-образовательной программы по автоделу, что и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Сегодня ключевым становится высказывание К.Симонова «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным».

Каждый обучающийся занимается в соответствии с индивидуальными планами, которые реализуются в «Карточке выполнения практического вождения». В соответствии с планированием первоначальное обучение вождению включает:

  1. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами.

  2. Приемы управления транспортным средством.

  3. Движение с переключением в восходящем и нисходящем порядках и с изменением направления.

  4. Остановка в заданном месте. Развороты.

  5. Маневрирование в ограниченных проездах.

В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся на уроках автодела? Какими методиками и технологиями необходимо владеть учителю автодела, чтобы развивать у обучающихся способность целеполагания, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, т.е. реализовывать «универсальные учебные действия?»

Нельзя научиться управлять машиной, не прибегая к формированию в первую очередь познавательных и регулятивных УУД.

Познавательные УУД на начальном этапе обучения вождению предполагают самостоятельное выделение и формулирование учебных целей, выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач, структурирование знаний. Конечным результатом деятельности обучающихся должна стать рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся обеспечивают организацию своей учебной деятельности, таких как целеполагание, планирование, контроль, коррекция и оценка учебных действий.

Проиллюстрирую это положение примером. Приходя впервые на занятия по вождению, многие ученики спрашивают, как это возможно: чувствовать автомобиль. «Ведь автомобиль - это всего-навсего кусок металла!» - говорят они.

Самая распространенная проблема новичков, которые только что сели за руль - это отсутствие чувства габаритов автомобиля. Они говорят до прохождения курса вождения, что «не чувствуют правый бок автомобиля», не представляют, сидя на водительском кресле, «где начинается капот и заканчивается багажник» и понятия не имеют, «где левое заднее колесо». Они не могут уверенно ездить задним ходом по боковым зеркалам без каких-то зачастую странных и даже отчасти экстремальных вывертов.

Другая частая проблема - отсутствие ощущения скорости и непонимание того, что происходит с автомобилем с точки зрения физики, к примеру, при вхождении в поворот. И эта проблема очень часто становится причиной возникновения экстремальных ситуаций на дорогах такого огромного мегаполиса, как Москва.

От неумения понимать автомобиль, причем не только его размеры, но и физические свойства, проистекают не только проблемы с парковкой и мелкие аварии в пробках, но и более тяжкие ДТП.

Я не отрицаю, что, изучая приемы вождения на учебной площадке, обучающийся не может полностью правильно выполнить то или иное учебное действие самостоятельно, не используя алгоритм, поэтому необходимость базовых, основных знаний очевидна. Овладев алгоритмом деятельности, необходимо создать условия обучающимся для выполнения поставленных перед ним задач, аналогичных предыдущим самостоятельно. Формировать навыки решения проблемы творческого и поискового характера, что и предполагает формирование УУД.

Занятие начинается с отработки правильной посадки водителя и техники руления автомобилем, т.е. даю алгоритм деятельности. Если нет доведенной до автоматизма привычки правильно, «по-спортивному» крутить руль, используя ладони, пытаться продолжать дальнейшее обучение просто бесполезно. Потому что чувство автомобиля начинается с чувства руля.

Творчески-поисковый характер деятельности обучающегося заключается в осознанном выполнении приемов управления транспортным средством на учебной площадке и в конечном итоге самостоятельной оценке своих действий. Главное - «включить» этот механизм поиска, дать понять ребенку, что он ему необходим.

Рассмотрим ещё один пример: формирование навыка переключения передач в восходящем и нисходящем порядках и движения с изменением направления. Во-первых, необходимо поставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. Во-вторых, спланировать последовательность промежуточных целей, определить виды контроля в форме сличения способа действия и его результата. При необходимости внести необходимые корректировки в план и способы деятельности.

Учащихся сначала обучают правильно выключать и включать сцепление и переводить рычаг коробки передач в нужное положение на стоящем автомобиле, а уже после этого учат переключать передачи во взаимодействии с другими органами управления при движении автомобиля. Для образования навыков управления автомобилем разрабатывают систему самостоятельных продуманных упражнений.

Каждое учебное упражнение выполняют в определенной последовательности. При этом вместе с приобретением новых умений и навыков закрепляются ранее выработанные.

Содержание и объем учебных упражнений должны соответствовать знаниям и профессиональной подготовке обучаемых. Непосильное задание делает занятия формальными, снижает интерес к упражнению. Однако это не значит, что следует давать только простые и легкие упражнения. Трудности должны способствовать развитию сноровки и приобретению умений и навыков, а не порождать неуверенность. Обучение надо вести от легкого упражнения к трудному, обогащая при этом знания и закрепляя навыки. В процессе обучения то, что было трудно, становится легким и служит базой для овладения новыми навыками. Навыкам обучают от простого к сложному, т.е. первоначальные приемы управления расчленяют на более простые, выполняют по частям, а затем, по мере приобретения умений, прием или действие производят полностью. Объяснения должны быть краткими, но содержательными.

Рассмотрим формирование регулятивных и познавательных УУД при обучении остановке в заданном месте.

Тренировка разгона и торможения с остановкой в заданном месте позволяет развить глазомер, быстрый набор скорости, расчет движения передним ходом для плавной остановки автомобиля в заданном месте, проявить при этом внимательность, осторожность, осмотрительность, соблюдая требования безопасности. Это упражнение выполняется, когда дети уже получили определенный навык в маневрировании автомобилем. После трогания с места разгоняете автомобиль до скорости, позволяющей вам двигаться на более высокой передаче путем последовательного переключения передач. Большое значение имеет быстрый набор скорости. Скорость набираете так, чтобы не задерживаться на промежуточных передачах при их переключении. После разгона необходимо контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном, обеспечивая организацию регулятивных УУД.

Обучающиеся могут освоить два способа остановки автомобиля в заданном месте: при помощи плавного торможения рабочим тормозом, без выключения сцепления и с последующим выключением сцепления в конце торможения или за счет торможения двигателем автомобиля с последующим своевременным переводом коробки передач в нейтральное положение и торможением. Независимо от способа прекращения движения обучающиеся должны самостоятельно рассчитать движение и остановку так, чтобы передними колесами остановиться у стоп-линии или в заданном месте.

Обучая данным навыкам, основанным на подражании, не следует забывать о развитии творческих способностей обучающихся, что подражание только тогда хорошо, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Вырабатывая различные навыки, нельзя подавлять самостоятельность учащихся. Надо поощрять их инициативу, развивать находчивость и творческие способности. Поэтому необходимо вводить при обучении элементы неожиданности, побуждать обучающихся к самостоятельной работе, заставлять обучающегося систематизировать, ранжировать полученные знания, преобразуя их в умения и навыки.

В конце учебного занятия обучающийся должны провести рефлексию способов и условий действия, их контроль и оценку. Обучающимся предстоит ответить на вопросы: «Что удалось на занятии, какие планы были реализованы?», «Какие трудности испытывал во время вождения?».

В результате рефлексии между учителем и обучающимся происходит обмен мнениями о новой информации, у ученика возникает мотивация к дальнейшему расширению информационного поля, к приобретению новых знаний, оценочная выработка собственной позиции.

Оценку по вождению, я рекомендую заносить в «Карточку выполнения практического вождения на автомобиле», выдаваемую каждому учащемуся, и в «Журнал учета подготовки по вождению автомобиля», являющийся частью учебной документации учителя Автодела.

Таким образом, благодаря применению познавательных и регулятивных УУД в обучении, обучающиеся в течение отведенного программой времени, как правило, успешно осваивают первоначальные приёмы вождения на учебной площадке и подготовлены для движения по учебным маршрутам города.



© 2010-2022