• Преподавателю
  • Технология
  • Особенности организации и руководства процессом выполнения лабораторно-практических работ учащимися

Особенности организации и руководства процессом выполнения лабораторно-практических работ учащимися

В данной работе произведен анализ особенностей организации проведения  различных типов лабораторных работ. их значение в учебном процессе.       По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические раб­оты по специальным предметам зани­мают промежуточное положение между теоретическим и производ­ственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Приведен пример составления технологической  и инструкционной карты для проведения лабораторной работы по предметам « Авто... Данная лабораторная работа может быть использована для специальностей: 0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования» 1003000 «Металлургия цветных металлов»
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации и руководства процессом выполнения

лабораторно- практических работ учащимися.

Качественная подготовка учащихся должна соответствовать реальным требованиям работодателей. Такую подготовку могут дать учебные заведения с сильным составом

преподавателей, современной материально-технической базой и эффективными связями с рынком труда.

Одни из основных звеньев процесса обучения является при­менения знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. В условиях профессиональных учебных заведений эту задачу выполняет прежде всего производственное обучение. В процессе изучения специальных предметов задачи практического применения знаний решаются главным образом при проведении лабораторно - практических работ. При этом знания закрепляются и совершенствуются, учащиеся приобретают умения творчески их использовать для решения учебных и производственных задач. В ряде случаев лабора­торно - практические работы служат источником новых знаний, спо­собом их расширения и углубления.

По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические раб­оты по специальным предметам зани­мают промежуточное положение между теоретическим и производ­ственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Все это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью у­чащихся.

Дидактический анализ содержания специальных предметов позволяет выделить основные виды лабораторно-практических работ. Это классификация дает возможность установить основные виды и тематику лабораторно-практических работ, включаемых в учебные программы по предметам.

Многие лабораторно-практические работы, предусмотренные учебными программами по специальным пред­метам, могут носить и иллюстративный и исследовательский харак­тер.

Работы исследовательского характера вызывают у учащихся значительный интерес, способствуют воспитанию у них наблюдательности, аккуратности, внимания, чувства ответственности за результаты работы. Знания, полученные учащимися в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему.

Чтобы ставить более или менее сложный эксперимент и делать выводы, нужны определенный опыт и знания. А у учащихся к моменту проведения лабораторно-практической работы ни того, ни другого нет в достаточной степени. Кроме того, проведение лабораторно-практических работ исследовательского характера, как правило, требует значительно больше времени, чем иллюстративных.

Поэтому в исследовательском плане обычно проводятся простые по содержанию и выводам лабораторно-практические работы. Их обычно планируют на более поздних этапах обучения, когда у учащихся накопится определенный опыт проведения лабораторных экспериментов.

Фронтально могут, например, проводиться такие лабораторно - ­практические работы по предмету «Основы электроники»:

  • исследование биполярного транзистора;

  • исследование полупроводникового диода;

При выполнении этих работ учащиеся преобретают необходимые навыки по сборке схем и получают четкие представления о работе полупроводниковых приборов. Это те знания и умения,которые будут востребованы на производстве.

При нефронтальной организации лабораторно-практических ра­бот учащиеся работают звеньями на различном оборудовании. Со­держание лабораторно-практических работ при этом различное для отдельных звеньев. В большинстве случаев лабораторно-практические работы при изучении специальных предметов проводятся не фронтально, так как это не требует лабораторного оборудования сразу для всех учащихся. Группа разбивается на звенья в соответствии с коли­чеством лабораторных рабочих 'мест, но не более чем по три чело­века в звене.

РУКОВОДСТВО ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ РАБОТАМИ

Преподаватель руководит процессом выполнения лабораторно - практических работ в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у учащихся ориентировочной деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий.

Вводное инструктирование (вводный инструктаж) имеет большое значение при подготовке учащихся к выполнению лабораторно - практической работы. Каждая лабораторно-практическая работа только тогда дает положительные и ценные результаты, когда учащимся ясна цель предстоящей работы, понятны пути, которыми они должны к цели. Учащиеся должны представлять, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученным материалом

При нефронтальной организации лабораторно-практических работ­, преподаватель не имеет возможности проводить подробный инструктаж для всех учащихся. В этом случае на первом уроке (в соответствии с графиком проведения лабораторно-практи­ческих работ) на вводный инструктаж отводится 15-20 мин и рассматриваются следующие вопросы:

1 Цель лабораторно-практической работы.

2 Ознакомление учащихся с графиком перемещения.

3 Kpaткое ознакомление с лабораторией, рабочими местами.

4 Правила поведения учащихся в лаборатории.

5. Правила техники безопасности.

6. Организация рабочего места учащихся при выполнении лабораторно-практической работы.

7. Порядок получения и выполнения заданий, записи данных, оформления результатов и составления отчета.

8. Выдача заданий к очередным лабораторно-практическим: работам.

9. Ответы на вопросы учащихся по заданиям - инструкциям.

Если лабораторно-практическая работа выполняется звеном необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. В звене работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого учащегося были определенные обязанности. Например, один устанавливает заданные параметры, другой следит за показанием приборов, третий ведет их записи. В ходе работы учащиеся меняются ролями, с тем чтобы каждый выполнил, все элементы задания. ­

Работа учащегося или звена начинается с анализа задания изучения порядка его выполнения. Затем, подготовив все необходимое и тщательно организовав рабочее место, учащиеся приступают к выполнению отдельных этапов задания, производя, необходимые расчеты, записи, формулируют выводы.

В ходе лабораторно-практической работы необходимо следить за выполнением указаний, сделанных во время вводного инструктажа, соблюдением техники безопасности, организацией рабочего места. Особое внимание необходимо обращать на культуру труда учащихся, которая проявляется, прежде всего, в безупречном выполнении правил поведения в лаборатории.

Руководя ходом лабораторно-практических работ, необходимо добиваться выполнения каждой операции в ориентировочно намеченное время. Это обеспечит своевременное окончание всей работы.

Пo итогам лабораторно-практической работы учащиеся, как правило, представляют письменный отчет, в котором указывается:

  • характер использованных материалов;

  • дается характеристика применяемы приборов и оборудования;

  • приводится схема установки, процесса;

  • описываются порядок разборки, сборки, наладки, регулировки, результаты диагностики неисправностей машин и механизм­ов;

  • приводятся в строго установленном порядке все результаты измерений, наблюдений и произведенные расчеты;

  • даются ответы на вопросы задания-инструкции;

  • формулируются выводы.

Отчеты ты выполняются частично на занятиях в лаборатории (таблица ­записей замеров, расчеты, фиксация результатов наблюдений) частично в порядке домашней работы.

При приеме отчетов о лабораторно-практической работе препо­даватель беседует с учащимися, просматривает их записи, схемы, чтобы убедиться в том, что работа выполнена сознательно и учащиеся прочно овладели необходимыми знаниями и умениями.

Оценка за лабораторно-практическую работу выставляется с учетом текущих наблюдений за учащимся и качества представленного им отчета.

Показателем успешного завершения лабораторно-практических работ является профессиональный конкурс «Лучший по профессии», который проводится совместно с социальными партнерами. Задачами конкурса является стимулирование повышения профессионального мастерства рабочих и учащихся.











Пример лабораторной работы по основам автоматизации, проводимой при нефронтальной организации лабораторно-практических работ.


















Особенности организации и руководства процессом выполнения лабораторно-практических работ учащимися

Структура занятия.

N

п/п

Этапы урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащегося.

Методы, формы,

приемы

Время

(мин)

1

Организационная

часть

Приветствует

учащихся,

определяет

отсутствующих,

мобилизует

внимание

Учащихся.


Приветствуют

преподавателя



.

словесный

5

2

Вводный

инструктаж

Сообщение темы и

цели занятия.

Инструктаж по

электробезопасности


Знакомятся с

темой и целью

занятия.


Информационный


5

3

Основная

часть

Обобщение

изученного

материала

Закрепляют

знания,

полученные

на

теоретических

занятиях.

Фронтальный

опрос.

Презентация.

5

4

Практическая

часть

Организация

практической

работы учащихся

Знакомство с

инструкционной

картой,

вычерчивание

схемы,

описание

принципа

работы прибора,

проведение

расчетов.

Практическая

работа.

Исследова-

тельский

метод.

30

5

Заключительная

часть

Проверка работы,

заполнение

ведомости

контроля учащихся.

Анализируют

работу,

организационное

завершение

занятия.


.


5

Итого:

50



Технологическую карту разработала: Семенова А.Б.



Особенности организации и руководства процессом выполнения лабораторно-практических работ учащимися



Задание 2.

1. Проверить прибор по показаниям, согласно градуировочной таблицы.

2. Заполнить таблицу 2.

3. Определить допустимую погрешность прибора.

4. Сделать вывод о пригодности прибора.

Таблица 2 - Снятие показаний прибора.

Температура

о С

Сопротивление Ом

Прямой

ход

Обратный

ход

вариация

Абсолютная

погрешность

1

0

100


2

20

107,91


3

40

115,78


4

60

123,60


5

80

131,37


6

100

139,10


7

120

146,78


8

140

154,41


9

150

158,21


Допустимая абсолютная погрешность прибора определяется по формуле:

доп = Особенности организации и руководства процессом выполнения лабораторно-практических работ учащимися

Где:

N - предел измерения прибора;

Ƴ- класс точности прибора;

доп - допустимая абсолютная погрешность прибора;

Вопросы для самопроверки:

1. С помощью какого двигателя в приборе вращается диаграмма?

2. Объяснить функции усилителя в приборе.

3. На каком физическом явлении основан принцип работы термометров сопротивления?

4. Каким напряжением осуществляется питание прибора?

Инструкцию разработала: Семенова А.Б.











Аннотация.

В данной работе произведен анализ особенностей организации проведения различных типов лабораторных работ. их значение в учебном процессе. По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические раб­оты по специальным предметам зани­мают промежуточное положение между теоретическим и производ­ственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Приведен пример составления технологической и инструкционной карты для проведения лабораторной работы по предметам « Автоматизация производственных процессов», «Рудничная автоматика и телемеханика».

Данная лабораторная работа может быть использована для специальностей:

0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического

оборудования»

1003000 «Металлургия цветных металлов»





Литература:

В.А,Скакун «Преподавание общетехнических и специальных предметов в

училищах профтетехобразования» . Издательство»Высшая школа», 1980г.




Преподаватель спецдисциплин

Риддерского аграрно-технического колледжа

Семенова Альбина Борисовна.






























© 2010-2022