• Преподавателю
  • Технология
  • Доклад «ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Доклад «ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» (из опыта работы)

И. Г. Любимова

Государственнон бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанский строительный колледж», г. Казань, Республика Татарстан, Россия

В Казанском строительном колледже ведется профессиональная подготовка студентов с нарушением слуха. Администрация колледжа пошла по пути интеграции обучения и получения двух форм образования - основного общего и профессионального образования по профессии «Переплётчик». Это было сделано для того чтобы помочь студентам с ограниченными возможностями найти в современном обществе своё место. Наша задача, как педагогов, не оставаться безучастными в дальнейшей судьбе этих выпускников, их трудоустройство и успешность их работы в выбранной профессии.

Собственный опыт работы позволил выделить проблемы, возникающие у глухих и слабослышащих студентов при профессиональном обучении:

- недостаточное развитие речи, приводящее к трудностям понимания полиграфических терминов и технологических операций;

- затруднения в логическом выражении; отсутствие образного мышления; недостаточно развита мелкая моторика.

Для активизации мыслительной деятельности данной категории обучающихся и улучшения восприятия ими изучаемого материала наиболее эффективным, по-моему, мнению, является упорядоченное сочетание наглядности и всех видов речи (устной, письменной, жестовой, дактильной). В связи с тем, что студенты глухие, то на каждом уроке теоретического и производственного обучения присутствует сурдопереводчик. Студенты не обладают должным словарным запасом и не всегда сразу понимают значение многих терминов и операций, поэтому моя задача состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать им о технологических процессах. На уроках заостряю внимание на сложные полиграфические операции, особое внимание уделяю работе полиграфического оборудования. Продумывая содержание урока, обязательно готовлю теоретический материал по каждой изучаемой теме и предлагаю его каждому студенту, а так же данный материал постепенно создаётся в электронном виде. Что дает возможность студентам, по какой - либо причине пропустившим урок, изучить данный материал. Использую возможности интернет ресурсов, например, если необходимо познакомить студентов с образцами полиграфической продукции. На уроках теоретического обучения использую таблицы, с целью успешного овладения технологическими операциями, графики (где показана необходимая температура при выполнении тиснения), схемы, рисунки, фотографии оборудования предлагаю студентам в виде электронных презентаций. В рамках урока использую презентации на тему: «История возникновения бумаги», «Как создаются книги» и.т.д. Использование презентаций в виде занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, способствует развитию интереса к учению. С целью проверки знаний использую тесты. Актуализацию знаний со студентами с нарушением слуха проводить сложно, т. к. им сложно составлять логический рассказ. С целью проверки знаний использую кроссворды, а также студентам предлагаются схемы с пропущенными технологическими операциями. Для итоговой аттестации были разработаны тесты трёх уровней. Считаю, что для данных студентов это самая приемлемая форма итоговой аттестации.

Глухие и слабослышащие студенты имеют индивидуальные психофизические особенности: различный уровень развития остаточного слуха, уровень умственного развития (обучаемость или способность к учению), обученность (уровень приобретенных знаний) и т.д. Наличие этих особенностей указывает на необходимость представления учебного материала в форме, доступной для всех студентов. Поэтому, например, при выборе способов подачи теоретического материала оптимальным является использование всех четырех видов речи: жестовой, дактильной, письменной, устной. При работе с данной категорией студентов необходима опора на наглядность. Разработана методика проведения учебных занятий по теоретическому обучению, имеющих некоторые особенности, позволяющие снизить нагрузки, в частности:

- представление информации с использованием наглядности (применение компьютерных технологий) и активизации мыслительной деятельности;

- представление материала малыми дозами; хорошая артикуляция;

- комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи, письменной;

- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

- неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;

- обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, рисунками, схемами и пр.;

- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем.

Неотъемлемой частью любого занятия с глухими и слабослышащими студентами является словарная работа. Словарная работа не может подменять собой обучение предмету, а должна строиться в непрерывном единстве с ним. Активизация словарного запаса зависит от уровня подготовки студентов. Задачи словарной работы заключаются в следующем:

- раскрыть значение слов, терминов, выражений, фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала;

- ввести новые понятия в активный фонд речи студентов с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса;

- развить письменную речь.

Словарная работа, которая проводится в процессе занятий, включает в себя:

- введение новых терминов при изучении каждой темы, выписывание новых терминов на доске, расстановку ударений, дактилирование, объяснение термина;

- проговаривание вслух нового термина каждым студентом; ведение словаря;

- активизацию устной речи (устный опрос; защиту домашней работы; работу с логическими тестами);

- развитие письменной речи (выполнение упражнений, содержащих вопросы теоретического характера; словесные пояснения по ходу решения тестов).

Таким образом, комплексное использование средств обучения по каждому разделу дисциплины в рамках предлагаемой системы обучения (компьютерное сопровождение, индивидуальные задания, словарная работа и пр.), система контроля знаний обучающихся, позволяют активизировать самостоятельную работу студентов, определять уровень усвоения знаний на различных этапах обучения и корректировать его.

В заключение приведены основные результаты и выводы в работе со студентами:

1) выявлены основные проблемы, возникающие у глухих и слабослышащих студентов в процессе профессионального обучения;

2) установлено, что учебный процесс с опорой на образное мышление способствует более глубокому пониманию основных полиграфических понятий студентов с нарушением слуха;

В перспективе на будущее для себя определила: шире использовать информационные технологии, сеть Интернет.

Надо отметить, что обучать студентов с отклонением слуха - это напряжённый труд, постоянное самосовершенствование. В процессе работы пришлось просмотреть специальную литературу, отобрать из многочисленных свою методику, в работе с глухими и слабослышащими.



© 2010-2022