Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Цель итоговой аттестации по трудовому обучению (профиль «Швейное дело»): Определить уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, его соответствие требованиям программы по профилю «швейное дело» Проверить умение применять полученные знания в практической деятельностиЗадачи итоговой аттестации: 1. Выявить владение умениями на уровне квалификационных требований к профессии «швея-мотористка», применение сформированных умений для решения практической задачи 2. Проверить знание прав...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Составитель: Л.А. Вычегдина, учитель профессионально-трудового обучения, профиль «Швейное дело», высшей квалификационной категории.



Пособие утверждено и рекомендовано к использованию на методическом совете С(К)ОШ №3, протокол от 20.04.2015 года №4.



Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

© Пособие для подготовки к экзамену по профессионально-трудовому обучению, профиль «Швейное дело», адресовано учащимся выпускных классов коррекционных школ VIII вида и их родителям.



Содержание


1. Пояснительная записка к экзаменационным билетам по трудовому обучению ………………………………………………………………………………………2


  1. Показатели качества образования выпускников………………………………..3

  2. Оценка результатов экзамена…………………………………………………….4

  3. Рекомендации для сдачи экзамена…………………….........................................4

  4. Перечень билетов по профилю: «Швейное дело» ……………………...............5

  5. Материал для подготовки к экзамену

- Билет №1……………………………………………………………………..9

- Билет №2……………………………………………………………………12

- Билет №3……………………………………………………………………15

- Билет №4……………………………………………………………………18

- Билет №5……………………………………………………………………21

- Билет №6……………………………………………………………………24

- Билет №7……………………………………………………………………28

- Билет №8……………………………………………………………………31

- Билет №9……………………………………………………………………34

- Билет №10…………………………………………………………………..37

- Билет №11…………………………………………………………………..40

- Билет №12…………………………………………………………………..43

- Билет №13…………………………………………………………………..46

- Билет №14…………………………………………………………………..49

- Билет №15…………………………………………………………………..52

- Билет №16…………………………………………………………………..55

- Билет №17…………………………………………………………………..58

- Билет №18…………………………………………………………………..61

- Билет №19…………………………………………………………………..65

- Билет №20…………………………………………………………………..68

7. Перечень использованной литературы…………………………………………71

Пояснительная записка

к экзаменационным билетам по трудовому обучению

Цель итоговой аттестации по трудовому обучению (профиль «Швейное дело»):

  • Определить уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, его соответствие требованиям программы по профилю «швейное дело»

  • Проверить умение применять полученные знания в практической деятельности

Задачи итоговой аттестации:

1. Выявить владение умениями на уровне квалификационных требований к профессии «швея-мотористка», применение сформированных умений для решения практической задачи

2. Проверить знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях

3. Выявить знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении задания, продуктивность межличностного взаимодействия в ходе реализации задания

Экзаменационные билеты по профилю «Швейное дело» профессионально-трудового обучения разработаны Пермским областным институтом повышения квалификации работников образования и утверждены приказом департамента образования Пермской области от 28.02.2005 года № 850.

Обучение осуществляется по программе профессионально-трудового обучения (профиль «Швейное дело») для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (под ред. В.В.Воронковой, 2011 год).

Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.

Содержание экзаменационных билетов по профилю «швейное дело» включает в себя необходимый минимум знаний, умений и навыков, определяемый программой с учётом обязательных требований к уровню и качеству подготовки обучающихся С(К)ОУ (классов) VIII вида по профессионально-трудовому обучению, составленных лабораторией специального образования ПОИПКРО. Билеты содержат три вопроса, два из которых теоретические, третий вопрос - практическая работа.

Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень достижения теоретических предметных результатов учащихся. Третий вопрос в билетах выявляет уровень развития умений переносить теоретический материал в практическую деятельность и сформированность практических предметных результатов. Кроме того, в ходе беседы с экзаменуемым определяется способность выпускников общаться со взрослыми на заданную тему, осознанное отношение к будущей самостоятельной жизни.

На выполнение практической экзаменационной работы отводится 3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).



Показатели качества образования выпускников


Личностные результаты

1. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей,

2. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

3. Активно включаться в общеполезную социальную деятельность

4. Осознанно относиться к выбору профессии

5.Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

6. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

7. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять поиск средств их осуществления


Предметные результаты

1. Знать:

- материал, используемые в трудовой деятельности: перечень основных материалов, их основные свойства, происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).

- инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч., устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.

- технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты.

- этику и эстетику профессионального труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

- основы трудового законодательства

2. Уметь:

- обоснованно выбирать необходимые материалы и инструменты, готовить их к работе и использовать в соответствии с правилами техники безопасности

- производить элементарный ремонт и наладку оборудования, соблюдать правила хранения инструмента

- выполнять основные профессиональные операции и действия; планировать их и работать по технологической карте

- правильно организовать рабочее место,

- адекватно оценивать качество выполненной работы и уровень своей подготовки


Оценка результатов экзамена

по трудовому обучению в 9-х классах

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы


  1. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании оценок, занесённых в протокол: за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую экзаменационную работу.

  2. Итоговая оценка «5» выставляется, если на «5» выполнена практическая экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках за учебные четверти выпускного класса нет «3».

  3. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «4» выполнена практическая экзаменационная работа, на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесённых в протокол, нет «3».

  4. Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая экзаменационная работа, на «3» оценен устный экзаменационный ответ и по итогам учебных четвертей в выпускном классе было не более двух «3».

  5. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «3» выполнена практическая экзаменационная работа, на «4» или «3» оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесённых в протокол нет «2».

  6. Итоговая оценка «3» выставляется, если на «4» выполнена практическая экзаменационная работа, на «3» оценен устный экзаменационный ответ и по итогам учебных четвертей выпускном классе было более двух «3».



Рекомендации для сдачи экзамена


  1. Прийти на экзамен заранее, с хорошим настроением, опрятным.

  2. Взяв билет, внимательно прочитай его, подумай, подготовься.

  3. Начинай ответ с того вопроса, который хорошо знаешь.

  4. Будь внимательным, сосредоточенным.

  5. При ответе держись уверенно, говори чётко и внятно.

  6. При выполнении практической работы соблюдай технику безопасности.














Билеты

по профилю: «Швейное дело»


№ 1

  1. Организация рабочего места на промышленной швейной машине. Правила безопасности работы.

  2. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва.

  3. Устранить неполадку в работе швейной машины.


№ 2

  1. Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу, пропускать воздух). Правила утюжки льняной ткани.

  2. Расскажите о дефекте в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение.

  3. Показать на практике шов вподгибку с закрытым срезом и запошивочный шов. Рассказать о соседстве и различиях.


№ 3

  1. Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза юбки

  2. Расскажите о неполадках в работе швейной машины (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.

  3. Выполнить стачной шов и рассказать при пошиве, каких изделий он применяется.


№ 4

  1. Рассказать о получении ткани из шерстяной пряжки. Свойство шерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащите).

  2. Фурнитура. Виды фурнитуры. Для чего применяется в швейных изделиях?

  3. Обработать срез ткани зигзагообразной строчкой.


№ 5

  1. Юбки. Разнообразие их фасонов. Рассказать об обработке низа юбки в зависимости от фасона и ткани.

  2. Рассказать о правилах безопасности при работе с утюгом.

  3. Распознать из числа различных видов тканей синтетическую ткань. Поясните свой выбор.



№ 6

  1. Рассказать о правилах расчета длины ткани на оборку. Виды обработки отложного среза оборки.

  2. Правила безопасности при выполнении ручных и машинных операций.

  3. Показать на манекене и рассказать, как нужно снять мерки для юбки.


№ 7

  1. Влажно-тепловая обработка изделий из шерстяной ткани.

  2. Расскажите о распорядке дня на рабочем месте (рабочее время, время отдыха и т.д.)

  3. Показать на манекене какая мерка определяет размер изделия.


№ 8

  1. Назовите основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых волокон (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость).

  2. Расскажите, как определить на ткани лицевую и изнаночную сторону.

  3. Выполнить запошивочный шов и рассказать, при пошиве каких изделий он выполняется.


№ 9

  1. Расскажите о способах обработки проймы и низа цельнокроёного рукава.

  2. Техника безопасности на рабочем месте.

  3. Показать, как вставить иглу и игловодитель, рассказать, как машинная игла устроена.


№ 10

  1. Расскажите о видах выреза горловины в платье без воротника. Как использовать выкройку блузки для изготовления платья?

  2. Документы, необходимые для заключения трудового договора.

  3. Описать фасон изделия по рисунку в журнале мод.


№ 11

  1. Ваше представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике.

  2. Основные права и обязанности рабочих и служащих.

  3. Покажите, как верно (экономно) разложить детали выкройки на ткани. Прокомментируйте.



№ 12

  1. Расскажите о различиях между оборками, рюшками и воланами.

  2. Трудовой договор, его содержание.

  3. Выполнить шов вподгибку с закрытым срезом. При пошиве, каких изделий он применяется.


№ 13

  1. Последовательность пошива прямого цельнокроёного платья на швейной фабрике.

  2. Расскажите о влажно-тепловой обработке изделия.

  3. Назвать виды обтачек на образцах.


№ 14

  1. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности.

  2. Как использовать вышивку для украшения швейного изделия.

  3. Показать выполнение окантовочного шва.


№ 15

  1. Объясните, что такое бригадная форма организации труда. Ваше представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства.

  2. Рассказать, почему швейная машина петляет сверху. Покажите, как устранить неисправность.

  3. Выполнить потайные подшивочные стежки.


№ 16

  1. Расскажите о разнице блузочной, платьевой и плащевой ткани (свойства и их учет при пошиве изделия).

  2. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия.

  3. Объясните условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину.



№ 17

  1. Расскажите об использовании выкроек основ платья, блузок для изготовления выкройки отрезного платья.

  2. Техника безопасности на рабочем месте.

  3. Покажите, как использовать кальку и резец для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод.


№ 18

  1. Расскажите об использовании выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».

  2. Объясните условные обозначения на чертежах в уменьшительном масштабе.

  3. Какие ткани обеспечивают тепловую защиту организма. Расскажите о них.


№ 19

  1. Объясните правила соединения лифа с юбкой на швейном изделии.

  2. Расскажите о трудовой дисциплине на швейной фабрике (из распорядка дня).

  3. Покажите приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей.


№ 20

  1. Расскажите об ассортименте тканей из синтетических волокон и нитей. Их свойства и учет при пошиве изделия.

  2. Электробезопасность при работе на швейной машине.

  3. Разложите с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы выкройку на ткани. Объясните ход действия.
































БИЛЕТ № 1


ВОПРОС - 1

Организация рабочего места на промышленной швейной машине. Правила безопасности работы.

ОТВЕТ:

  • ППособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»ри работе на швейной машине нужно надеть специальную одежду: фартук и волосы убрать под косынку.

  • Перед работой на швейной машине нужно убрать всё лишнее, правильно разложить все инструменты и материалы.

  • Не заправлять машину, когда она включена.

  • Не держать ноги на педали, когда заправляешь машину.

  • Не накланяться низко к нитепритягивателю.

  • Не держать руки близко к машинной игле.

  • Если держишь руку на маховом колесе, смотри, чтобы она не попала под приводной шнур.

  • После работы выключить швейную машину и прибрать рабочее место.


ВОПРОС - 2

Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва.

ОТВЕТ:

Для того чтобы узнать, сколько нужно купить ткани на изделие, нужно знать ширину ткани.

Если ширина ткани узкая, например 80 сантиметров, то ткань покупаем так: на длину полочки + на длину спинки + на длину рукава.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Если ширина ткани широкая, например 150 сантиметров, то ткань покупаем так: на длину полочки + на длину спинки, а на рукава и мелкие детали ткань не покупаем. Всё это будем кроить из остатков ширины ткани.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


В изделиях без плечевого шва полочка и спинка кроятся вместе без припуска на швы в плечевом срезе.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


ВОПРОС - 3

Устранить неполадку в работе швейной машины.

ОТВЕТ:

У каждой швейной машины бывают разные недостатки:

- то она петляет сверху,

- то она петляет снизу,

- то она рвёт нить.

Я расскажу, что нужно делать, если у машины какой-нибудь недостаток.

  1. Проверим одного ли качества нитки

  2. Правильно ли заправлена верхняя и нижняя нить

  3. Утонула ли нить в тарелочках

  4. Не запутались ли нитки в машинном гнезде

  5. До щелчка ли вставлен шпульный колпачок

Только после этих проверок будем регулировать швейную машину.

- если петляет сверху, то регулируем нижнюю нить;

- если петляет снизу, то регулируем верхнюю нить;

- если швейная машина рвёт нить, то ослабим винт на тарелочках.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Правильная машинная строчка

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет сверху

(верхняя нитка перетягивает нижнюю)

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет снизу

(нижняя нитка перетягивает верхнюю)

БИЛЕТ № 2

ВОПРОС - 1

Льняная ткань: изготовление, свойства (способность впитывать влагу, пропускать воздух). Правила утюжки льняной ткани.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

ОТВЕТ:

Льняную ткань получают так:

на поле выращивают лён, его собирают специальными комбайнами, промывают специальными растворами, прочёсывают электрическими чесалками. Делают пряжу, из пряжи делают нити, из нитей ткут ткань.

Льняная ткань бывает:

отбелённая и неотбелённая.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



Из неотбелённой льняной ткани шьют мешки для переноски тяжести.

Из отбелённой льняной ткани шьют: постельное бельё, летнюю и детскую одежду, кухонные принадлежности (скатерти, полотенца и салфетки).

У льняной ткани такие свойства: она прочная, пропускает воздух и влагу, при стирке садиться и мнётся. Льняную ткань можно утюжить хоть с лицевой, хоть с изнаночной стороны ткани.

ВОПРОС - 2

Расскажите о дефекте в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение.

ОТВЕТ:

Бывают ручные и машинные иглы. Я расскажу про машинную иглу.

Все машинные иглы под номерами.

Если номер машинной иглы меньше ста, например 80 или 90, то такая игла тонкая, ей мы шьём тонкие ткани (например, шёлк, шифон).

ЕПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»сли номер машинной иглы больше ста, например 110 или 120, то такая игла толстая, ей мы шьём толстые ткани (например, пальтовые).

Мы на уроках швейного дела шьём иглой под номером 100, это средняя толщина иглы. Мы шьём ткани средней толщины (например, ситец, бязь, сатин, фланель).

Никогда не шей тупой и искривлённой иглой, потому что:

- тупая игла делает на ткани затяжки;

- искривлённая игла не попадает в отверстие, а стучит по металлу.

Такими иглами шить нельзя! Их нужно менять на новые.



ВОПРОС - 3

Показать на практике шов вподгибку с закрытым срезом и запошивочный шов. Рассказать о соседстве и различиях.

ОТВЕТ:

Шов вподгибку с закрытым срезом и запошивочный шов - это машинные швы, так как они шьются на швейной машине.

1. Шов вподгибку с закрытым срезом - относится к группе краевых швов, так как он шьётся по краю изделий. Для образования шва вподгибку с закрытым срезом нужна одна деталь и одна машинная строчка.

2. Запошивочный шов - относится к группе соединительных швов, так как он соединяет две детали в одну общую. Для образования запошивочного шва нужно две детали и две машинные строчки.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


1 2



БИЛЕТ № 3


ВОПРОС - 1

Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза юбки.

ОТВЕТ:

Нижней срез юбки можно обработать по-разному. Всё зависит от фасона юбки и от ткани, из которой сшита юбка.

Сначала я расскажу про юбку прямого силуэта. Если юбка сшита из тонкой ткани (костюмной), то нижний срез юбки обрабатываем швом вподгибку с закрытым срезом. Если юбка сшита из толстой ткани (пальтовой), то нижний срез юбки обрабатываем швом вподгибку с открытым срезом.

Теперь я расскажу про широкие юбки. У них нижний срез юбки обрабатываем швом вподгибку с открытым срезом или на машине зигзаг.

Сейчас продаётся клеевая паутинка, такой лентой можно обработать нижний срез любой юбки.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




ВОПРОС - 2

Расскажите о неполадках в работе швейной машины (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.

ОТВЕТ:

У каждой швейной машины бывают разные недостатки:

- то она петляет сверху,

- то она петляет снизу,

- то она рвёт нить.

Мы не будем сразу крутить швейную машину, а сначала проверим одного ли качества нитки, правильно ли заправлена верхняя и нижняя нить, до щелчка ли вставлен шпульный колпачок, утонула ли нить в тарелочках. Всё проверили, а у швейной машины всё равно есть неполадки.

Только после этих проверок будем регулировать швейную машину.

- если петляет сверху, то регулируем нижнюю нить;

- если петляет снизу, то регулируем верхнюю нить;

- если у швейной машины слабая строчка, то затянем винт на тарелочках.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Правильная машинная строчка

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет сверху

(верхняя нитка перетягивает нижнюю)

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет снизу

(нижняя нитка перетягивает верхнюю)

ВОПРОС - 3

Выполнить стачной шов и рассказать при пошиве, каких изделий он применяется.

ОТВЕТ:

Стачать - это значить соединить две или несколько деталей в одну общую машинной строчкой.

Стачной шов - это соединительный шов, так как он соединяет две детали в одну общую.

Стачной шов - это машинный шов, так как он шьётся на швейной машине.

Стачной шов применяется везде, но я расскажу, где стачной шов применяется при пошиве блузки.

- Полочка и спинка соединяются стачным швом по плечевым и боковым срезам.

- Рукава и изделие соединяются стачным швом.

- Воротник и изделие соединяются стачным швом.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






БИЛЕТ № 4

ВОПРОС - 1

Рассказать о получении ткани из шерстяной пряжи. Свойство шерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащите).

ОТВЕТ:

Шерстяную ткань получают так: стригут коз, овец, верблюдов. Эту шерсть промывают специальными растворами, прочёсывают электрическими чесалками. Делают пряжу, из пряжи делают нити, из нитей ткут ткань. Ткань раскрашивают в разные цвета.

Шерстяная ткань бывает: тонкая и толстая.

Из толстой шерстяной ткани шьют пальто и куртки.

Из тонкой шерстяной ткани шьют костюмы, брюки, юбки.

УПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело» шерстяной ткани такие свойства: она натуральная, тёплая, пропускает воздух и влагу, при стирке садиться, мнётся.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 2

Фурнитура. Виды фурнитуры. Для чего применяется в швейных изделиях?

ОТВЕТ:

Фурнитура - нужна для украшения фасона.

Я знаю такие виды фурнитуры: пуговицы, крючки, молнии, пряжки и т.д.

Фурнитуру применяют не только для застёгивания вещей, но и для украшения изделия.

К дешёвым вещам покупают дешёвую фурнитуру (например, для домашнего халата покупаем простые пуговицы).

А к дорогим вещам покупаем дорогую фурнитуру (например, к вечернему платью покупаем фурнитуру со стразами)

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пуговицы Тесьма Пряжки

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Кнопки Декоративные застёжки Молнии

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


ВОПРОС - 3

Обработать срез ткани зигзагообразной строчкой.

ОТВЕТ:

ВПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело» кабинете швейного дела есть швейная машина, которая делает зигзагообразную строчку. Она нужна, для того чтобы обрабатывать любой срез изделий, пришивать аппликации. Если в доме нет обмёточной машины, то изнаночную сторону изделий обрабатываем зигзагообразной строчкой.













Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





БИЛЕТ № 5


ВОПРОС - 1

Юбки. Разнообразие их фасонов. Рассказать об обработке низа юбки в зависимости от фасона и ткани.

ОТВЕТ:

Фасон юбки зависит от возраста человека и времени года, так же фасон юбки зависит и от ткани, из которой сшита юбка.

Я знаю такие фасоны юбок: прямого силуэта, юбка в складку, солнце, полусолнце, спортивная, мини и т.д.

Нижней срез юбки можно обработать по-разному.

Сначала я расскажу про юбку прямого силуэта. Если юбка сшита из тонкой ткани (костюмной), то нижний срез юбки обрабатываем швом вподгибку с закрытым срезом. Если юбка сшита из толстой ткани (пальтовой), то нижний срез юбки обрабатываем швом вподгибку с открытым срезом.

Теперь я расскажу про широкие юбки. У них нижний срез юбки обрабатываем швом вподгибку с открытым срезом или на машине зигзаг.

Сейчас продаётся клеевая лента, такой лентой можно обработать нижний срез любой юбки.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




ВОПРОС - 2

Рассказать о правилах безопасности при работе с утюгом.

ОТВЕТ:

При работе с электрическим утюгом нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:

  1. Работать стоя на резиновом коврике.

  2. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур.

  3. Следить за нагревом утюга.

  4. Следить, чтобы шнур не касался горячей подошвы утюга.

  5. Увлажнять изделие пульверизатором.

  6. Ставить утюг на специальную подставку.

  7. После работы выключить утюг.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






ВОПРОС - 3

Распознать из числа различных видов тканей синтетическую ткань. Поясните свой выбор.

ОТВЕТ:

Синтетические ткани получают из каменного угля, нефти и природного газа.

Я знаю такие синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон.

Все синтетические ткани блестящие и скользкие, они быстро осыпаются, поэтому срезы у синтетических тканей нужно сразу обмётывать. Синтетические ткани боятся высокой температуры, поэтому их нужно утюжить при 100 градусах. Синтетические ткани не мнутся.



Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





















БИЛЕТ № 6


ВОПРОС - 1

Рассказать о правилах расчета длины ткани на оборку. Виды обработки отлетного среза оборки.

ОТВЕТ:

Оборка - это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием. Оборка нужна для украшения фасона. Оборками можно украсить - ночные сорочки, фартуки, женские и детские платья, блузки, юбки, халаты.

Длина оборки в два раза больше, чем тот срез, к которому пришивается оборка (например, если срез 50 сантиметров, то длина оборки 100 сантиметров).

Отлетной срез оборки можно обработать:

-Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело» швом вподгибку с закрытым срезом

- окантовкой (руликом)

- зигзагообразной строчкой

- кружевом и т.д.

ОПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»борка кроится: из такой же ткани как изделие, из отделочной ткани, из кружев, шитья, лент.




ВОПРОС - 2

Правила безопасности при выполнении ручных и машинных операций.

ОТВЕТ:

В швейной мастерской, каждому отведено рабочее место для ручных работ, место для машинных работ и место утюжки. Я расскажу правила техники безопасности при работе с ручными инструментами:

1. Иголка - это острый предмет. Пользоваться ей нужно осторожно!

2. Хранить иголку в игольнице.

3. Не вкалывать в одежду и не брать в рот.

4. Не допускать потери иглы.

5. Сломанную иглу сдать завернуть в бумажку и выбросить.

6. При работе пользоваться напёрстком.

7. Не откусывать нитку зубами.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



Теперь я расскажу правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Ножницы - это острый предмет. Пользоваться ножницами осторожно!

2. Хранить ножницы в определенном месте.

3. Передавать ножницы кольцами вперёд.

4. Не держать острыми концами вверх.

5. Ножницы должны лежать со стороны рабочей руки.

6. Ножницы не должны лежать на краю стола.

7Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело». После работы ножницы убрать.


Сейчас я расскажу о правилах техники безопасности при выполнении машинных работ.

1. При работе за швейной машиной нужно надеть специальную одежду: фартук и волосы убрать под косынку.

2. Не заправлять швейную машину, когда она включена.

3. Не держать ноги на педали, когда заправляешь швейную машину.

4. Не наклонятся близко к нитепритягивателю.

5. Не держать руку близко к машинной игле.

6. Если держишь руку на маховом колесе, смотри, чтобы рука не попала под приводной шнур.

7. После работы выключить швейную машину и прибрать рабочее место.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 3

Показать на манекене и рассказать, как нужно снять мерки для юбки.

ОТВЕТ:

Для того чтобы сшить юбку, нам нужны такие мерки:

СПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»т - полуобхват талии (1)

Сб - полуобхват бедер (2)

Ди - длина изделия (3)


По этим меркам кроим следующие детали: переднее полотнище юбки, заднее полотнище юбки, пояс. Все детали юбки кроим по долевой нити, так как она крепкая, прочная и не тянется. Если мы выкроем детали юбки по поперечной нити, то юбка вытянется.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





БИЛЕТ № 7


ВОПРОС - 1

Влажно-тепловая обработка изделий из шерстяной ткани.

ОТВЕТ:

За шерстяными тканями ухаживать сложно. Стирать их только в тёплой воде, и с дорогим порошком или шампуню. Шерстяные вещи нельзя кипятить. После стирки шерстяные вещи не выкручиваем, а слегка отжимаем. Шерстяные вещи нельзя сушить на солнце, и на батарее. Такие вещи сушим в расправленном виде. Следим, чтобы вещи не пересохли. Утюжим шерстяные вещи через марлю при нагреве утюга до 200 градусов.

После утюжки вещи сразу не одеваем, а даём им остыть и просохнуть.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


ВОПРОС - 2

Расскажите о распорядке дня на рабочем месте (рабочее время, время отдыха и т.д.)

ОТВЕТ:

Люди разных профессий имеют разный распорядок дня.

Есть профессии, когда люди работают с утра (учителя, воспитатели, медицинские работники, повара и т. д.).

Есть профессии, когда люди работают только ночью (сторожа, ночные няни и т.д.)

На заводах работают по сменам.

Где бы человек ни работал, он имеет право на отдых, во время рабочего дня у людей есть обеденный перерыв. Есть такие рабочие места, когда нельзя отойти с рабочего места, то для таких работников есть технический перерыв. Ещё каждый работник имеет права на: выходные дни, праздничные дни, отпуск и оплату больничных листов.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 3

Показать на манекене какая мерка определяет размер изделия.

ОТВЕТ:

Чтобы узнать размер изделия надо измерить полуобхват груди по самым высоким точкам (Сг) и разделить эту мерку на два.

Например, полуобхват груди (Сг) - 88 сантиметров, тогда нам нужно:

88 : 2 = 44. Человек 44 размера.

Например, полуобхват груди (Сг) - 100 сантиметров, тогда нам нужно:

100 : 2 = 50. Человек 50 размера.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






















БИЛЕТ № 8


ВОПРОС - 1

Назовите основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых волокон (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость).

ОТВЕТ:

Бывают натуральные ткани: шерсть, лён, хлопок. Так же бывают синтетические ткани: лавсан, капрон, нитрон. А ещё бывают смешанные ткани, их получают так: берут натуральную нить и берут синтетическую нить, их смешивают. Из смешанных нитей ткут смешанные ткани, зачем?

Такие ткани прочные и стойкие к износу (долго носятся и не протираются, из-за синтетических нитей). А так же пропускают воздух и влагу из-за натуральных нитей.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





ВОПРОС - 2

Расскажите, как определить на ткани лицевую и изнаночную сторону.

ОТВЕТ:

У каждой ткани есть лицевая и изнаночная сторона. Лицевая сторона она яркая, красивая и на ней нет технических узелков.

Изнаночная сторона она не яркая, не красивая и на ней есть технические узелки. Если ткань с ворсом, то ворс на лицевой стороне. Если ткань с блеском, то блеск на лицевой стороне.

СПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»ейчас выпускают двухсторонние ткани. Они яркие и красивые, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Поэтому из этой ткани можно шить и на лицевую, и на изнаночную сторону.




Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 3

Выполнить запошивочный шов и рассказать, при пошиве каких изделий он выполняется.

ОТВЕТ:

Запошивочный шов - это машинный шов, так как он шьётся на швейной машине.

Запошивочный шов относится к группе соединительных швов, так как он соединяет две детали в одну общую.

Для образования запошивочного шва нам нужно две детали и две машинные строчки. Этот шов применяется там, где нужно сшить крепко и прочно, при пошиве постельного белья, джинсы, рабочих халатов, спортивной одежды.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»








БИЛЕТ № 9

ВОПРОС - 1

Расскажите о способах обработки проймы и низа цельнокроёного рукава.

ОТВЕТ:

В некоторых платьях и блузках нет рукава, а пройму нужно обрабатывать. Пройму можно обработать двумя способами: окантовкой, подкройной обтачкой.

Окантовка - это полоска ткани, выкроенная по косой и заутюженная пополам.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Подкройная обтачка - она кроится точно по пройме или по низу рукава. Нижний срез можно обработать по-разному, все зависит от фасона и от ткани, из которой сшито изделие: манжетами, кружевами, швом в подгибку с закрытым срезом, швом в подгибку с открытым срезом, трикотажной резинкой и т.д.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 2

Техника безопасности на рабочем месте.

ОТВЕТ:

В швейной мастерской, каждому отведено рабочее место для ручных работ, место для машинных работ и место утюжки.

Я расскажу правила ТБ при работе с иглой:

1. Иголка - это острый предмет. Пользоваться ей нужно осторожно!

2. Хранить иголку в игольнице.

3. Не вкалывать в одежду, и не брать в рот.

4. Не допускать потери иглы.

5. Сломанную иглу завернуть в бумажку и выбросить.

6. При работе пользоваться напёрстком.

7. Не откусывать нитку зубами.

8. После работы прибрать иглу.

Теперь я расскажу правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Ножницы - это острый предмет. Пользоваться ножницами нужно осторожно!

2. Хранить ножницы в определенном месте.

3. Передавать ножницы кольцами вперёд.

4. Не держать острыми концами вверх.

5. Ножницы должны лежать со стороны рабочей руки.

6. Ножницы не должны лежать на краю стола.

7. После работы прибрать ножницы.

Сейчас я расскажу о правилах ТБ при выполнении машинных работ.

При работе за швейной машиной нужно надеть специальную одежду: фартук и волосы убрать под косынку.

1. Не заправлять швейную машину, когда она включена.

2. Не держать ноги на педали, когда заправляешь машину.

3. Не наклоняться низко к нитепритягивателю.

4. Не держать руки близко к машинной игле.

5. Если держишь руку на маховом колесе, смотри, чтобы рука не попала под приводной шнур.

6. После работы выключить швейную машину.

ВОПРОС - 3

Показать, как вставить иглу в игловодитель, рассказать, как машинная игла устроена.

ОТВЕТ:

Бывают ручные и машинные иглы.

Я расскажу про машинную иглу. Все машинные иглы под номерами.

Если номер машинной иглы больше 100 (например, 110) то эта игла толстая, ей мы шьём толстые ткани (пальтовые).

Если номер машинной иглы меньше 100 (например, 90), то эта игла тонкая ей мы шьём тонкие ткани (шёлк, шифон).

МПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»ы на уроках швейного дела шьём иглой под номером 100, это средняя толщина иглы. Ей мы шьём хлопчатобумажные и льняные ткани.

Машинная игла состоит из:

- колбы,

- лыски,

- лезвия,

- длинного желобка,

- острия иглы,

- ушка иглы.


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


БИЛЕТ № 10

ВОПРОС - 1

Расскажите о видах выреза горловины в платье без воротника. Как использовать выкройку блузки для изготовления платья?

ОТВЕТ:

В некоторых платьях и блузках нет воротника, а горловину обрабатывать нужно. Горловину можно обрабатывать двумя способами: окантовкой, подкройной обтачкой.

Окантовка - это полоска ткани, выкроенная по косой и заутюженная пополам.

ППособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»одкройная обтачка - она кроится точно по горловине (если горловина круглая, то и подкройная обтачка круглая; если горловина треугольная, то и подкройная обтачка треугольная; если горловина фигурная, то и подкройная обтачка фигурная).



По выкройке блузки легко изготовить выкройку платья. Берём выкройку блузки, отрезаем её по линии талии. Эту выкройку накладываем на чистую бумагу. От линии талии откладываем вниз длину будущего платья. Обводим выкройку уже с будущей длиной платья. Выкройка платья готова.

ВОПРОС - 2

Документы, необходимые для заключения трудового договора.

ОТВЕТ:

При устройстве на работу заключается трудовой договор. Трудовой договор заключается между работником и работодателем. Для того, чтобы устроиться на работу, работник должен принести следующие документы:

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

  1. Паспорт 2. документ об образовании

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

3. ИНН

(индивидуальный налоговый номер)

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

  1. страховое пенсионное свидетельство

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

  1. трудовая книжка

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»сберегательная

  1. сберкарта книжка

(№ лицевого счёта)



  1. медицинская комиссия

Имея эти документы, человек может устроиться на работу по профессии. Чем выше разряд, тем больше зарплата работника.


ВОПРОС - 3

Описать фасон изделия по рисунку в журнале мод.

ОТВЕТ:

На картинке изображено цельнокроёное платье, спортивного фасона. Это платье сшито в стиле сафари. Платье сшито из однотонной ткани, у платья короткий рукав и отложной воротник, застёжка сверху донизу, украшена блестящими пуговицами, накладными карманами, поясом, манжетами, пагонами, также это украшено тесьмой. Это не праздничное платье, его можно носить ежедневно в школу и на работу, оно так же хорошо подойдет и для летней прогулки.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»







БИЛЕТ № 11

ВОПРОС - 1

Ваше представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике.

ОТВЕТ:

На швейной фабрике труд организован так:

  • Сначала закупают ткань и подходящую к ней фурнитуру.

  • Все это везут в подготовительный цех, там всю ткань перемеряют.

  • Эту ткань отвозят в раскройный цех, в этом цехе ткань расстилают на большие раскройные столы, на ткань накладывают выкройку и кроят детали специальном оборудованием.

  • Раскроенные детали везут в швейный цех.

  • В швейном цехе все эти детали сшивают массовым пошивом.

  • В конце цеха сидит контролер, он проверяет качество вещей. Если вещи сшиты хорошо, то изделие увозят на склад, а со склада по магазинам.

Если на изделии допущен брак, то вещи возвращают в бригаду. Там исправляют брак, но бригада остается без премии.




ВОПРОС - 2

Основные права и обязанности рабочих и служащих.

ОТВЕТ:

У каждого работника, есть свои права и обязанности.

Каждый работник обязан:

- вовремя приходить на работу

- добросовестно выполнять работу

- выполнять распоряжение начальника

- беречь государственное имущество

- приходить на работу трезвым.

За это работник имеет право:

- вовремя получать заработную плату

- иметь выходные и праздничные дни

- иметь безопасные условия труда

- 1 раз в году иметь оплачиваемый отпуск

- так же работник имеет право на декретный отпуск, и на оплату больничного листа.

Обе стороны должны выполнять свои обязанности.





ВОПРОС - 3

Покажите, как верно (экономно) разложить детали выкройки на ткани. Прокомментируйте.

ОТВЕТ:

Выкройку на ткани надо раскладывать экономно. Все детали кроя раскладываем по долевой нити, так как она не тянется. Мелкие детали (манжеты, карманы, клапаны и т.д.) кроим, так как останется ткань. Специально для мелких деталей ткань не покупаем.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Если ткань с тематическим рисунком (звери, люди, цветы), то мелкие детали кроим так, что бы рисунок был не разрезан. Если ткань в клетку, то детали кроим, так что бы клетки совпадали.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


БИЛЕТ № 12


ВОПРОС - 1

Расскажите о различиях между оборками, рюшками и воланами.

ОТВЕТ:

Рюши, оборки и воланы нужны для украшения фасона.

Оборка - это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.

Рюша - это полоска ткани для отделки, собранная на сборку посередине.

Волан - кроится по кругу.

Отлетной срез рюши, оборки и волана обрабатываем швом в подгибку с открытым срезом, на машине зигзаг или окантовкой. Рюшами, воланами и оборками можно украсить низ рукава, горловину и низ детских и женских изделий. А так же оборками можно отделать шторы, наволочки, покрывала и т.д.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Рюша

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Оборка

Волан

ВОПРОС - 2

Трудовой договор, его содержание.

ОТВЕТ:

Трудовой договор заключается между работником и работодателем.

Работодатель обязуется:


  • Вовремя платить зарплату и не уменьшать размер зарплаты

  • Создать для работника безопасные условия труда

  • Предоставлять каждый год отпуск, за который работник будет получать деньги

  • У работника должны быть выходные, праздничные дни, обеденный перерыв

Работник обязуется:


  • Вовремя приходить и уходить с работы

  • Добросовестно выполнять свою работу

  • Соблюдать правила техники безопасности

  • Приходить на работу в трезвом состоянии

  • Нельзя выражаться нецензурной бранью

  • Нельзя портить оборудование и инструменты

Договор заключается в двух экземплярах. Один хранится у работодателя, второй хранится у работника.



ВОПРОС - 3

Выполнить шов вподгибку с закрытым срезом. При пошиве, каких изделий он применяется.

ОТВЕТ:

Шов вподгибку с закрытым срезом - это машинный шов.

Шов вподгибку с закрытым срезом относиться к группе краевых швов, так как шьётся по краю изделия.

Для образования шва вподгибку с закрытым срезом нужна одна деталь и одна машинная строчка.

Этот шов применяется там, где нужно что-то подшить. Например, нижний срез шторы, скатерти, салфетки, нижний срез юбки, брюк и т.д.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






БИЛЕТ № 13

ВОПРОС - 1

Последовательность пошива прямого цельнокроёного платья на швейной фабрике.

ОТВЕТ:

На швейной фабрике платье шьют так:


  • Покупают ткань и подходящую фурнитуру. Всё это везут в подготовительный цех.

  • В подготовительном цехе ткань перемеряют, а фурнитуру перечитывают.

  • Ткань, везут в раскройный цех, там её настилают на большие раскройные столы. Сверху накладывают выкройки и кроят на специальном оборудовании.

  • Раскройные детали везут в швейный цех, там шьют изделия бригадным методом (за одно изделие отвечают все).

  • В конце цеха сидит контролёр, он проверяет вещи на качество:

- если изделие сшито хорошо его отвозят на склад, а со склада по магазинам,

- если есть брак вещи возвращают в бригаду исправлять брак и вся бригада остаётся без премии.




ВОПРОС - 2

Расскажите о влажно-тепловой обработке изделия.

ОТВЕТ:

За разными вещами ухаживают по-разному. Сначала я расскажу, как ухаживать за шерстяными вещами. Эти вещи утюжат через сырую марлю, утюг нагреваем до 200 градусов.

Хлопчатобумажную ткань утюжим хоть с лицевой, хоть с изнаночной стороны, утюг нагреваем до 150 градусов.

Синтетическая ткань боится высокой температуры, утюг нагреваем до 100 градусов.

После утюжки вещи сразу не одеваем, а даём им остыть и просохнуть.

НПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»а швейной фабрике вещи утюжат на специальном оборудовании - прессах.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 3

Назвать виды обтачек на образцах.

ОТВЕТ:

Обтачка нужна для украшения фасона. Обтачкой можно украсить низ рукава, верх кармана, низ изделия и т.д.

На рукава, карман, и низ изделия пришиваем любую обтачку, хоть долевую, хоть поперечную, хоть по косой.

А на горловину кроим только подкройную обтачку. Если горловина круглая, то и обтачка круглая.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




БИЛЕТ № 14


ВОПРОС - 1

Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности.

ОТВЕТ:

На швейной фабрике вещи шьют так:


  • Закупают ткань и подходящую фурнитуру. Всё это везут в подготовительный цех.

  • В подготовительном цехе ткань перемеряют, а фурнитуру перечитывают.

  • Ткань, везут в раскройный цех, там её настилают на большие раскройные столы. Сверху накладывают выкройки и кроят на специальном оборудовании.

  • Раскройные детали везут в швейный цех, там изделия шьют массовым пошивом, это когда одно изделие шьёт одна бригада (за одно изделие отвечают все).

  • В конце цеха сидит контролёр, он проверяет вещи на качество:

- если изделие сшито хорошо его отвозят на склад, а со склада по магазинам,

- если есть брак, вещи возвращают в бригаду исправлять брак, и вся бригада лишается премии.



ВОПРОС - 2

Как использовать вышивку для украшения швейного изделия.

ОТВЕТ:

Вышивка нужна для украшения изделия.

Вышивкой можно украсить свою одежду. На изделии можно украсить любую деталь (воротник, карман, манжеты и т. д.).

А так же можно украсить и свой дом. Вышивкой украшают скатерти, салфетки, наволочки и т. д.

Для вышивки покупаем специальные нитки - мулине. Я знаю такие виды вышивки: крестиком, гладью и т. д.

На швейной фабрике вышивку выполняют специальные машины - автоматы, они делают вышивку без помощи человека, а с помощью компьютера.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




ВОПРОС - 3

Показать выполнение окантовочного шва.

ОТВЕТ:

Окантовочный шов - это машинный шов, так как шьётся на швейной машине. Окантовочный шов относится к группе краевых швов, так как он шьётся по краю изделия.

Окантовочным швом можно обработать любой срез изделий.

Окантовку можно сделать из такой же ткани как изделие, или из отделочной ткани. Сейчас выпускают готовую окантовку, её можно купить любого цвета.

Для образования окантовочного шва нужно две детали и две машинные строчки.


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

















БИЛЕТ № 15

ВОПРОС - 1

Объясните, что такое бригадная форма организации труда. Ваше представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства.

ОТВЕТ:

НПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»а швейной фабрике шьют бригадным способом, это значит, что вся бригада шьёт одно изделие.


Например:

первая швея - прошивает плечевые срезы,

вторая швея - боковые срезы,

третья швея - утюжит и т.д. пока изделие не будет готово.


За качество изделия отвечает вся бригада. В конце цеха сидит контролер, он проверяет вещи на качество.

Если изделие сшито хорошо, то его везут на склад, а со склада по магазинам. А если изделие сшито плохо, то его возвращают обратно в бригаду и вся бригада остается без премии.

ВОПРОС - 2

Рассказать, почему швейная машина петляет сверху. Покажите, как устранить неисправность.

ОТВЕТ:

У каждой швейной машины бывают разные недостатки:

- то она петляет сверху,

- то она петляет снизу,

- то она рвёт нить.

Я расскажу, что нужно делать, если строчка петляет сверху.

Мы не будем сразу крутить машину, а сначала проверим одного ли качества нитки, правильно ли заправлена верхняя и нижняя нить, до щелчка ли вставлен шпульный колпачок, утонула ли нить в тарелочках. Всё проверили, а строчка всё равно петляет сверху.

Только после этих проверок будем регулировать швейную машину.

- Если петляет сверху, то регулируем нижнюю нить.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Правильная машинная строчка

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет сверху

(верхняя нитка перетягивает нижнюю)

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет снизу

(нижняя нитка перетягивает верхнюю)


ВОПРОС - 3

Выполнить потайные подшивочные стежки.

ОТВЕТ:

Потайные подшивочные стежки нужны для того, что бы подшивать нижний срез изделий вручную. Они называются потайными, потому что их невидно.

Для потайных стежков берут тонкие нитки, подходящие по цвету к тем вещам, которые подшивают.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




БИЛЕТ № 16

ВОПРОС - 1

Расскажите о разнице блузочной, платьевой и плащевой ткани (свойства и их учет при пошиве изделия).

ОТВЕТ:

Из разных тканей шьют разные вещи.

Для блузок мы чаще всего покупаем тонкую ткань. Ткань для блузки должна не мяться и не садиться при стирке (смешанная ткань).

Для нарядных блузок покупаем шёлковые натуральные ткани.

Для пошива деловых платьев часто покупают однотонную шерстяную ткань, так как она прилично выглядит и в ней удобно и тепло.

Для спортивной одежды покупают плащевую или болоньевую ткань. Она не пропускает воздух и влагу, а так же защищает от ветра и дождя.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



ВОПРОС - 2

Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия.

ОТВЕТ:

В кабинете швейного дела есть специальное место для влажно-тепловых работ - это гладильная доска, резиновый коврик и утюг. Резиновый коврик должен лежать около каждой гладильной доски, для безопасности. Около каждой гладильной доски есть своя розетка. Утюг ставится на специальную подставку, для увлажнения изделия используют пульверизатор.

При работе с утюгом каждый ученик должен соблюдать правила техники безопасности:

  1. Работать стоя на резиновом коврике.

  2. Перед работой проверить изоляцию шнура.

  3. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур.

  4. Следить за нагревом утюга.

  5. ВПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»о время работы следить, чтобы шнур не касался горячей подошвы утюга.

  6. Увлажнять изделие пульверизатором.

  7. Ставить утюг на железную подставку.

  8. После работы отключить утюг.



ВОПРОС - 3

Объясните условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину.

ОТВЕТ:

Бывают выкройки в уменьшенном масштабе и натуральную величину.

Я расскажу про выкройки в натуральную величину. На таких выкройках, у каждого фасона свой цвет, и у каждого размера свой рисунок. На выкройках стрелками указано направление долевой нити, места карманов и петель.

Если не понятно как пользоваться выкройками, то в каждом журнале это подробно объясняют, имея такую выкройку, мы легко сошьём любое понравившиеся изделие.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






БИЛЕТ № 17

ВОПРОС - 1

Расскажите об использовании выкроек основ платья, блузок для изготовления выкройки отрезного платья.

ОТВЕТ:

По выкройке блузки легко можно сделать отрезное платье. Берём выкройку блузки, отрезаем до линии талии. По этой выкройке шьём верх для платья.

Юбку для платья шьём отдельно. Верхнюю и нижнюю часть платья складываем лицевыми сторонами внутрь. Уравниваем боковые швы, складываем середину переда и спинки. Смётываем обе детали и прошиваем стачным швом. Отрезное платье по талии готово.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






ВОПРОС - 2

Техника безопасности на рабочем месте.

ОТВЕТ:

В швейной мастерской, каждому отведено рабочее место для ручных работ, место для машинных работ и место утюжки.

Я расскажу правила ТБ при работе с иглой:

1. Иголка - это острый предмет. Пользоваться ей нужно осторожно!

2. Хранить иголку в игольнице.

3. Не вкалывать в одежду, и не брать в рот.

4. Не допускать потери иглы.

5. Сломанную иглу завернуть в бумажку и выбросить.

6. При работе пользоваться напёрстком.

7. Не откусывать нитку зубами.

8. После работы прибрать иглу.

Теперь я расскажу правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. Ножницы - это острый предмет. Пользоваться ножницами нужно осторожно!

2. Хранить ножницы в определенном месте.

3. Передавать ножницы кольцами вперёд.

4. Не держать острыми концами вверх.

5. Ножницы должны лежать со стороны рабочей руки.

6. Ножницы не должны лежать на краю стола.

7. После работы прибрать ножницы.

Сейчас я расскажу о правилах ТБ при выполнении машинных работ.

При работе за швейной машиной нужно надеть специальную одежду: фартук и волосы убрать под косынку.

1. Не заправлять швейную машину, когда она включена.

2. Не держать ноги на педали, когда заправляешь машину.

3. Не наклоняться низко к нитепритягивателю.

4. Не держать руки близко к машинной игле.

5. Если держишь руку на маховом колесе, смотри, чтобы рука не попала под приводной шнур.

6. После работы выключить швейную машину.

ВОПРОС - 3

Покажите, как использовать кальку и резец для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод.

ОТВЕТ:

Выкройки из журналов мод можно переводить по-разному. Находим нужную выкройку, накладываем на неё кальку и обводим по контуру выкройки с помощью резца. Вырезаем выкройку и по готовой выкройке кроим изделие. Выкройки в журналах даны без припусков на швы.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





БИЛЕТ № 18

ВОПРОС - 1

Расскажите об использовании выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».

ОТВЕТ:

По выкройке прямого рукава можно смоделировать широкие рукава.

Сейчас я расскажу, как смоделировать рукав «фонарик»:

- берём выкройку прямого рукава;

- выкройку прямого рукава разрезаем на несколько частей;

- раздвигаем эти части рукава, оставляя между ними расстояние 2 - 3 сантиметра;

- обводим новую выкройку на чистый лист бумаги;

- вырезаем выкройку.

Выкройка рукава «фонарик» готова.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




Сейчас я расскажу, как смоделировать выкройку рукава «крылышко»:

- берём выкройку прямого рукава;

- разрезаем её на несколько частей, не дорезая до среза оката на 1 сантиметр;

- кладём разрезанную выкройку на чистый лист бумаги и

все детали раздвигаем внизу на 2 - 3 сантиметра;

- обводим новую выкройку и вырезаем её.

Выкройка рукава «крылышко» готова.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Так по выкройке прямого рукава, мы можем смоделировать выкройку различных рукавов.



ВОПРОС - 2

Объясните условные обозначения на чертежах в уменьшительном масштабе.

ОТВЕТ:

В некоторых журналах мод выкройки даны в уменьшенную величину. На таких выкройках указаны все размеры, стрелками показано направление долевой нити, указана линия талии и линия бёдер. Отмечено место расположения карманов и петель. Все кто умеет пользоваться журналами мод, можно снять любую выкройку и сшить изделие.







ВОПРОС - 3

Какие ткани обеспечивают тепловую защиту организма. Расскажите о них.

ОТВЕТ:

Для того чтобы сохранить тепло человек использует различные ткани.

В холодную зимнюю погоду лучше всего согревает шерстяная ткань. Из шерстяной ткани шьют пальто, куртки, жакеты.

От дождя и ветра хорошо защищает болонь и плащевая ткань. Из этих тканей шьют вещи на весну и осень. Для утепления вещей часто используют нетканые ткани (ватин, синтепон).

В разных ситуациях люди используют разные ткани, но мы изучаем только эти.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»



БИЛЕТ № 19

ВОПРОС - 1

Объясните правила соединения лифа с юбкой на швейном изделий.

ОТВЕТ:

Бывают платья цельнокроёные, а бывают платья отрезные по линии талии.

Я расскажу про отрезное платье. Лиф и юбку у платья складываем лицевыми сторонами внутрь. Уравниваем боковые швы, середину переда, середину спинки, две детали смётываем, а затем соединяем стачным швом. Платье отрезное по линии талии готово.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»






ВОПРОС - 2

Расскажите о трудовой дисциплине на швейной фабрике (из распорядка дня).

ОТВЕТ:

На любом предприятие, а также на швейной фабрике надо соблюдать трудовую дисциплину:

- приходить на работу только в положенное время,

- соблюдать правила техники безопасности,

- добросовестно выполнять свою работу,

- приходить на работу в трезвом состоянии,

- нельзя выражаться нецензурной бранью,

- портить государственное имущество.

Если работник не соблюдает трудовую дисциплину, то работодатель его может уволить.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»





ВОПРОС - 3

Покажите приёмы регулировки натяжения верхней и нижней нитей.

ОТВЕТ:

У машины бывают разные неполадки:

- то петляет сверху,

- то снизу,

- то рвёт нить.

Я расскажу, что нужно делать, если у машины какой-нибудь недостаток.

1. Проверим одного ли качества нитки.

2. Правильно ли заправлена верхняя и нижняя нить.

3. Утонула ли нить в тарелочках.

4. Не запутались ли нитки в машинном гнезде.

5. До щелчка ли вставлен шпульный колпачок.

Только после этих проверок будем регулировать швейную машину.

- если петляет сверху, то регулируем нижнюю нить,

- если петляет снизу, то регулируем верхнюю нить,

- если швейная машина рвёт нить, то ослабим винт на тарелочках.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Правильная машинная строчка

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет сверху

(верхняя нитка перетягивает нижнюю)

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

Строчка петляет снизу

(нижняя нитка перетягивает верхнюю)



БИЛЕТ № 20

ВОПРОС - 1

Расскажите об ассортименте тканей из синтетических волокон и нитей. Их свойства и учёт при пошиве изделия.

ОТВЕТ:

СПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»интетические ткани получают из каменного угля, нефти и природного газа. Я знаю такие синтетические ткани: капрон, лавсан, нитрон. Синтетические ткани боятся высокой температуры, поэтому утюг нагреваем до 1000, они не горят, а плавятся. Синтетические ткани быстро осыпаются, поэтому срезы надо сразу обмётывать. Эти ткани скользкие, лёгкие, быстро сохнут, прочные, не мнутся.


Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»




ВОПРОС - 2

Электробезопасность при работе на швейной машине.

ОТВЕТ:

При работе за швейной машиной нужно надеть специальную одежду: фартук и волосы убрать под косынку.

1. Не заправлять швейную машину, когда она

Включена.

2. Не держать ноги на педали, когда заправляем

Машину.

3. Не наклоняться близко к нитепритягивателю.

4. Не держать руку близко к машинной игле.

5. Если держишь руку на маховом колесе, смотреть,

чтобы рука не попала под приводной шнур.

6. После работы выключить швейную машину.

Пособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»

ВОПРОС - 3

Разложите с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы выкройку на ткани. Объясните ход действия.

ОТВЕТ:

Выкройку на ткани раскладываем экономно. Экономим и длину, и ширину ткани. Все детали кроим по долевой нити, так как она не тянется и при стирке не садиться. И только воротник кроим по поперечной нити.

Если ткань с тематическим рисунком, то смотрим, чтоб рисунок на ткани не был вниз головой. А на мелких деталях (карманах) рисунок должен быть не разрезан.

ЕПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»сли ткань в клетку, то смотрим, чтобы клетки должны совпадать.

НПособие для подготовки к экзаменам по профессионально-трудовому обучению профиль «Швейное дело»е нужно забывать, что детали нужно кроить с припусками на швы.




Перечень используемой литературы:


  1. Рекомендации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников специальных (коррекционных) учреждений (классов) VIII вида по профилям профессионально-трудового обучения, 2005 г.

  2. Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению для учащихся выпускного (9) класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, разработанные Пермским областным институтом повышения квалификации работников образования, 2005 г.

  3. Обязательные требования к уровню и качеству подготовки обучающихся С(К)ОУ (классов) VIII вида по профессионально-трудовому обучению: региональный компонент обязательного содержания по профилям трудового обучения. Департамент образования Пермской области. Пермь, 2002 г.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

  5. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. - М.: Просвещение, 2004.

  6. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

  7. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина - М.: Просвещение, 2006.

  8. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. - М.: Просвещение, 2007.

  9. Технология. Швейное дело. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. - М.: Просвещение, 2010.








© Пособие для подготовки к экзамену по профессионально-трудовому обучению, профиль «Швейное дело», учитель швейного дела Л.А. Вычегдина, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида, г. Березники, 2015г.

75

© 2010-2022