Раздел Технология вышивания урок Народный костюм

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

Ерлинская основная общеобразовательная школа

муниципального образования - Кораблинский муниципальный район

Рязанской области

Раздел Технология вышивания урок Народный костюм


Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин


План-конспект урока в 7-м классе.

Учитель: Мачигина Ирина Львовна

Предмет: технология.

Тема: Русский народный женский костюм.

Цели:

1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, значением колорита в одежде.

2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

3. Продолжить развитие эстетического и художественного вку­са, творческой активности и мышления учащихся.

4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование и материалы:

1. Презентация «Народный женский костюм».

2. Музыкальный ряд: русские народные песни.

3. Комплект художественных материалов.

4. Ткани, тесьма, клей, ножницы для аппликации, краски, кисти для рисования.

План урока

1. Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Про­слушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений.

2. Просмотр презентации.

3. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники.

4. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма для тряпичной куклы.

5. Завершение работы над эскизом.

6. Выставка и обсуждение работ.

Учитель. Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцать первом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой? Дети высказывают свои мысли. Все пра­вильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начи­нали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было со­всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян ра­достным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось пока­зать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Ученица. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На се­вере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой -епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

В южных районах России был распространен другой вид одеж­ды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора - шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого до­мотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

Понева состоит из трех полотнищ, по швам - орнамент. По цвету поневы были черные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет поневного ансамбля - красный.

Учитель. А теперь посмотрим презентацию с комментариями ученицы.

Постановка художественной задачи

Учитель. На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма для народной тряпичной куклы. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользовать­ся рисунком фигуры человека.

(Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный мате­риал.)

Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места ук­рашения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид голов­ного убора.

Повторение правил техники безопасности.

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма; роспись кистью элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений.

Подведение итогов.

  1. Просмотр и выставка готовых эскизов, образцов костюмов кукол, обсуждение и оценка.

  2. Рефлексия.


Раздел Технология вышивания урок Народный костюм

Русский северный женский костюм:

1 - красная рубаха, повойник; 2 - распашной сарафан с поясом, кокошник,

сапожки; 3 - распашная душегрея; 4 - шугай (душегрея с длинным рукавом)










Раздел Технология вышивания урок Народный костюм


Русский южный женский крестьянский костюм:

I - исподняя рубаха; 2 - красная рубаха, повойник, пояс; 3 - понева, лапти

с онучами и оборотами; 4 - передник-запон, головной убор «сорока»,

нашейные и нагрудные украшения.










Раздел Технология вышивания урок Народный костюм

Русский народный костюм

Давайте вспомним куклы, которые мы уже знаем. Выберите куклу, которую вы хотите изготовить сегодня, подберите ткани для ее костюма.

Немного творчества и фантазии и ваша кукла принесет вам радость.

Учитель повторяет правила техники безопасности.

Практическая часть. Индивидуальная помощь, помощь друг другу со стороны одноклассников. Исправление ошибок.

Подведение итогов. Выставка работ, анализ. Рефлексия.











Самоанализ урока

Класс: 5.

Тема урока: Русский народный женский костюм.

Тип урока: Урок закрепления знаний и выработки умений.

Структура урока:

  1. Организация начала занятий

  2. Проверка выполнения домашнего задания

  3. Изучение новых знаний

  4. Первичная проверка усвоения знаний

  5. Закрепление знаний и способов деятельности

  6. Подведение итогов

  7. Домашнее задание

Цели урока:

Цели:

1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, значением колорита в одежде.

2. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

3. Продолжить развитие эстетического и художественного вку­са, творческой активности и мышления учащихся.

4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация, демонстрация костюмов), логические (сравнительный анализ), практические (практическое задание). Форма обучения: фронтальная.

Распределение времени на этапы урока:

  1. Организация начала занятий - 3 мин.

  2. Проверка выполнения домашнего задания - 7 мин.

  3. Изучение новых знаний - 7 мин.

  4. Первичная проверка усвоения знаний - 3 мин.

  5. Закрепление знаний и способов деятельности - 20 мин.

  6. Подведение итогов - 3 мин.

  7. Домашнее задание - 2 мин.

Дидактические материалы: презентация с репродукциями картин К.Е. Маковского, Н.М. Алексеева, И.П. Аргунова, И.Я. Билибина, А.Г. Виницианова, К.А. Коровина.

Контроль усвоения знаний осуществляется с помощью технологической карты и практического задания, форма контроля: фронтальная.

Учитывался возраст и индивидуальные особенности учащихся. Ребята смогли продемонстрировать сформированные умения и навыки, которыми они овладели на уроках технологии, МХК.

На мой взгляд, на уроке были выполнены, поставленные цели и задачи, он был логически построен, достаточно организован, выдержан по времени.



© 2010-2022